Аспектный анализ урока по теме Древний Египет 5 класс
Аспектный анализ урока по теме Древний Египет 5 класс
-повторить и систематизировать знания учащихся о природных условиях и хозяйственном развитии, об особенностях управления и культурном развитии древнего Египта;
-повторить термины и понятия по теме; активизация познавательной деятельности учащихся.
Работа организована по мини-группам в 5 человек. Педагог определяет, чтобы в группе был консультант, объединяет в группу учащихся продвинутого, среднего и слабого уровня.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Аспектный анализ урока по теме Древний Египет 5 класс»
Аспектный анализ урока по теме: «Древний Египет», с требованиями ФГОС, проведенного в 5 классе учителем истории, обществознания МКОУ СОШ№13 Левокумского муниципального района Рагимовой Гюльмирой Гаджитагировной
Тема урока: «Древний Египет».
Цели и задачи урока:
-повторить и систематизировать знания учащихся о природных условиях и хозяйственном развитии, об особенностях управления и культурном развитии древнего Египта;
-повторить термины и понятия по теме; активизация познавательной деятельности учащихся.
Работа организована по мини-группам в 5 человек. Педагог определяет, чтобы в группе был консультант, объединяет в группу учащихся продвинутого, среднего и слабого уровня.
Урок-игра «Эстафета египтологов» состоит из этапов:
1-этап. «Знаешь ли ты где находится…» (работа по карте);
2-этап. «Расскажи о жизни» - проверяется умение составлять рассказ, каждая группа работает по карточке-заданию:
«Расскажи о том, как жили в Древнем Египте земледельцы и ремесленники»-1 группа.
«Расскажи о том, как жили в Древнем Египте фараоны и вельможи» - 2-группа.
Далее игра «О ком идет речь».
3-4 этапы эстафеты.
«Решение творческой задачи» и «Решение чайнворда» для активизации познавательной деятельности учащихся и развития творческих способностей.
5-этап проводится в форме игры «Угадай слово».
6-этап «Викторина».
Подведение итогов урока
(рефлексия).
Домашнее задание.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как к науке.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Предметные: развитие умений ориентироваться в своей системе знаний, овладение понятиями по теме «Древний Египет».
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.
Средства обучения: компьютер, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, карта, доска.
Основные понятия для повторения ( на экране компьютера)
Описание урока
1.Тип урока. Урок-повторение, урок-игра
2.Цели урока: Повторить знания учащихся по теме: «Жизнь в Древнем Египте».
3.Задачи урока: Повторить и закрепить знания учащихся о природных условиях и хозяйственном развитии, об особенностях управления и культурном развитии древнего Египта; повторить термины и понятия по теме; активизация познавательной деятельности учащихся.
4.Краткое описание хода урока
Фаза 1. Начало урока
Этапы:
-начало урока, знакомство-5минут.
Вступительное слово учителя, звучит музыка, показ презентации «Знакомство с Древним Египтом» (пирамиды, виды Древнего Египта) - презентация взята с Интернета, сообщение детям условий игры.
Компьютер способствует формированию наглядно-образного мышления.
-Сообщение целей урока-3 минуты
Повторить и закрепить знания учащихся о природных условиях и хозяйственном развитии, об особенностях управления и культурном развитии древнего Египта; повторить термины и понятия по теме; активизация познавательной деятельности учащихся.
Формирование ожиданий обучающихся (планирование эффектов урока)-2 минуты из 45 минут.
Технология проведения: Учитель заранее готовит картинки из жизни древних египтян - «египтяшки», вырезанные из бумаги разные фигурки любимых в Египте животных, статуэтки богов и т.д. При каждом правильном ответе группа получает «египтяшку», какая группа соберет больше «египтяшек», та группа побеждает.
Фаза 2. Работа над темой
Этапы:
-проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)-30 минут.
Работа организована по мини-группам в 5 человек. Педагог определяет, чтобы в группе был консультант, объединяет в группу учащихся продвинутого, среднего и слабого уровня.
-Урок-игра «Эстафета египтологов» состоит из этапов:
1-этап. «Знаешь ли ты где находится…» (работа по карте), показ презентации (Нил, пирамиды, виды Древнего Египта)
2-этап. «Расскажи о жизни» - проверяется умение составлять рассказ, каждая группа работает по карточке-заданию «Расскажи о том, как жили в Древнем Египте земледельцы и ремесленники»-1 группа, «Расскажи о том, как жили в Древнем Египте фараоны и вельможи» - 2-группа.
на экране компьютера
Карточка-задание
1-я группа
Расскажи о том, как жили в Древнем Египте земледельцы и ремесленники
Для этого вспомни: Как египтяне орошали поля?
Опиши труд земледельца.
Что ели простые земледельцы?
Что умели делать ремесленники?
Легким ли был труд ремесленника?
Карточка-задание
2-я группа
Расскажи о том, как жили в Древнем Египте вельможи и Фараоны.
Для этого вспомни: Чем занимались вельможи?
Как жили вельможи?
Кто такой фараон?
Кто служили фараону?
Походы фараонов
Каждая группа обсуждает общее задание (замечания, дополнения, уточнения, обобщения), выступают, дополняют несколько уч-ся, далее подведение итогов группового задания. За полные, объективные ответы учащиеся получают от учителя награды - «египтяшки», учитель одобряет, выражает теплые чувства к группе. Рефлексия способов и условий действия, определение основной и второстепенной информации, осмысление умения составлять рассказ, самооценка себя.
Активным методом обучения является игра «О ком идет речь»; проверяется в форме активной игры знание учащимися героев мифов, правителей Египта.
(Все вопросы с картинками, соответствующими характеру вопроса, показывает учитель на экране компьютера после правильных ответов учащихся)
1.«Все жители Египта должны были беспрекословно подчиняться ему. Даже самые знатные из них падали ниц перед ним и прославляли его величие словами: «Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо мы дышим воздухом лишь по его милости».
2. «Зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они проклинают и ненавидят. Ради захвата власти в стране я пойду на все, вплоть до убийства». Кто мог бы сказать о себе такие слова? (на экране компьютера изображение бога пустыни)
3. «В 1922 году английский археолог Картер открыл в Долине царей гробницу. В гробнице нашли множество красивых предметов – мебель, модели лодок, драгоценности, сосуды, оружие. Мумия была заключена в четыре саркофага. Наружный саркофаг был каменным. Последний, внутренний саркофаг был сделан из чистого золота. Лицо на саркофаге изображено очень тщательно, и мы можем представить, как выглядел он при жизни. Когда последний саркофаг вскрыли, на мумии оказался маленький букетик полевых цветов» (на экране компьютера гробница Тутанхамона)
4. «Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Добрый бог научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб». (на экране компьютера изображение Осириса)
3-4 этапы эстафеты «Решение творческой задачи» и «Решение чайнворда» для активизации познавательной деятельности учащихся и развития творческих способностей. Группы работают над решением задач. Технология работы в группе та же, что и на втором этапе. I группа получает задачи следующего содержания: задача №1 « В поучении отец наставляет сына: «Обрати свое сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми». Чему учит отец сына? Как, по его мнению, можно стать писцом? Почему должность писца в Египте считалась очень почетной?
Ответ: Должность писца была очень популярна в Древнем Египте, так как писец вел учет налогов, которые должны были сдавать в казну простые египтяне. Он был помощником вельмож и фараонов.
Задача №2 «По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое черное дерево. Но главная добыча - множество пленников».Почему пленники считались главной добычей на войне?
Ответ: Пленники становились рабами, то есть полностью принадлежали хозяину. Они могли трудиться, что-то создавать, обогащать хозяина, при этом платить им было не нужно. II-группа работает над следующими задачами:
Задача №3. Прочитайте отрывок из стихотворения В. Брюсова « Египетский раб» и ответьте на вопросы.
Я - раб царя. С восхода до заката
Среди других свершаю тяжкий труд.
И кус гнилой - единственная плата
За стон, за пот, за тысячи минут.
Я – раб царя и жребий мой безвестен;
Как тень зари исчезну без следа.
Меня с земли судьба сотрет, как плесень;
Но след не минет скорбного труда,
И простоит близ озера Мерида
Века веков святая пирамида.
-О чем идет речь в этом стихотворении? Что прославлял его автор?
- Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки?
Ответ: Автор прославляет труд простого человека, который строит такие памятники, которые будут стоять века…
Задача 4. У древних египтян существовал культ животных: собак, крокодилов, кошек. Египтяне использовали ручных кошек прежде всего при охоте на птиц в зарослях тростника.
От каких страшных бедствий «защищали» древний Египет кошки? (использование презентации)
Ответ: Египтяне использовали ручных кошек прежде всего при охоте на птиц в зарослях тростника. Кроме того, кошка уничтожает мышей и крыс- переносчиков многих болезней, например, чумы. Египтяне жили очень скученно, без «помощи» кошек у них часто вспыхивали бы эпидемии. Можно сказать, что кошки «защищали» Древний Египет от эпидемий.
Обсуждение задач в группах с учетом приобретенных знаний на уроках. Поощрение учащихся за полные, развернутые ответы. Работа по чайнворду идет в каждой группе, кто быстрее справится, проявит смекалку, подчеркивается соревновательный характер игры. Учащиеся участвуют в диалоге, учатся слушать и понимать других, участвовать в работе группы, учатся оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, отстаивать свою точку зрения. Группа, быстрее решившая чайнворд, получает в качестве поощрения «египтяшку».
Реши чайнворд.
1.Материал для письма.
2.Вырезанная из камня фигура льва с головой человека.
3.Злой бог суховей.
4.Один из египетских фараонов.
5.Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные изображения.
6.Подневольный человек.
7. Сплав меди и олова.
8.Ученый, который изучает звездное небо.
9. Столица Египта.
10.Египетская гробница.
11.Греческий историк, который описал историю Египта.
12. Стенобитный снаряд.
13. Сборы в пользу государства.
5-этап проводится в форме игры «Угадай слово».
Цель: развитие творческих способностей, воображения и мышления уч-ся, развитие речи.
-Задачи:
1.Формирование умения активно и правильно пользоваться историческими терминами.
2.Развитие коммуникационных умений.
3.Наполнение учебной деятельности личностным смыслом.
4.Тренировка командной работы.
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода:
конверт
- Предварительная подготовка (если требуется)
Приготовить конверт
- Технология проведения
Учитель (обращаясь к ученикам):
При изучении истории вы узнаете много новых слов и понятий. Для того, чтобы они стали «своими», вошли в активный запас организуем специальную словарную работу. Очень важно, чтобы вы научились отбирать для выражения своих мыслей наиболее точные слова. Изучая историю древнего Египта, вы ознакомились со многими словами, мне бы хотелось, чтобы они вам запомнились надолго. Каждая группа получает конверт с терминами и понятиями по теме.
Обсудив в группе определение понятия, один из группы эмоционально рассказывает о его смысловом значении, не называя самого слова, можно использовать элементы пантомимы (жесты, мимику). Противоположная группа должна отгадать слово. Например: «Вдали от Нила среди песков пустыни изредка встречались островки зелени. Там росли пальмы и кустарник вокруг воды, бьющей ключом из-под земли». Как назывались эти островки зелени? (Ответ: Оазисы).
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
Эффективнее всего организовать работу по мини-группам в 5 человек. Педагог определяет, чтобы в группе был консультант, объединяет в группу учащихся продвинутого, среднего и слабого уровня.
По окончанию работы очень важно провести рефлексию.
- Варианты проведения метода
Предлагаются вопросы учащимся, возможно письменно:
1.Была ли интересна для Вас игра «Угадай слово»?
2.Оцените данную игру по шкале полезности от «1» до «5».
6-этап «Викторина»-5 минут, проводится в темпе, здесь каждая группа показывают знание материала, сплоченность группы, для предварительной подготовки учащимся время не дается.
Викторина:
Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.
Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла.
Кого готовили в египетских школах?
Какими часами пользовались египтяне?
Имя фараона, совершившего больше всех походов?
Сплав меди и олова.
Письменность египтян
«Живые убитые».
Почему у египтян все боги изображались с головами животных?
С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?
Имя фараона, чья гробница сохранилась до наших дней?
Где хранятся произведения искусства?
Фаза 3. Завершение урока
Этапы:
подведение итогов (рефлексия)-3 м.
1.Какая часть урока была для вас наиболее интересна? Почему?
2.Оцените данное занятие по шкале полезности от «1» до «5».
Домашнее задание: параграф 12, повторить понятия. 2 м.
Подробный конспект урока
Методическая информация
Тема урока
Жизнь в Древнем Египте
Автор учебника, по которому ведётся обучение
Вигасин А.А., Годер Г.И. и Свенцицкая И.С.
Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками)
Повторение по теме «Древний Египет».
Взаимосвязь с предыдущими темами:
1.Государство на берегах Нила.
2.Как жили в Древнем Египте земледельцы и ремесленники.
3. Жизнь египетского вельможи.
4.Военные походы фараонов.
5.Религия древних египтян.
6.Искусство, письменность и знания Древнего Египта.
7.Возникновение искусства и религиозных верований у первобытных людей.
Взаимосвязь с последующими темами:
1.Древнее Двуречье
2.Финикия.
3.Библейские сказания.
4.Персидская держава.
5.Природа и люди Древней Индии.
6.Природа и люди Древнем Китае.
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса
(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).
Психологическая характеристика:
-уровень развития, восприятия нормальный;
-память непроизвольная-5, произвольная-5, способность к запоминанию развита, хорошо воспроизводят знакомые действия, словесные тексты;
-уровень усвоения по русскому языку и литературе - средний.
-отзывчивы, общительны, дружелюбны, трудолюбивы.
Цели урока
Систематизировать знания учащихся по теме: «Жизнь в Древнем Египте». Активизация познавательной деятельности учащихся через игру и интерактивные методы.
Задачи урока
Повторить знания учащихся о природных условиях и хозяйственном развитии, об особенностях управления и культурном развитии древнего Египта; повторить термины и понятия по теме; активизация познавательной деятельности учащихся.
Результаты УУД
Познавательные
Личностные
Коммуникативные
1.Познавательные, включая общеучебные и логические:
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
2. Знаково-символические
3.Функция отображения учебного материала
4.Оценочная функция.
5.Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
6.Рефлексия способов и условий действия, определение основной и второстепенной информации
7.Умение передавать информацию в сжатом, выборочном или развернутом виде, определение ключевых слов.
-Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
-Сплачивает группу
-Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «уважение к мнению другого человека»
-Рост самооценки.
1.Обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции партнера по общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
2.Участвовать в работе группы.
3.Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
4.Уметь договариваться.
5.Отстаивать свою точку зрения.
Ключевые компетентности
- Социальная
Уважение одноклассников, место и роль в классном коллективе