kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Архитектурные стили Западной Европы XI-XIII веков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок истории в 6 классе по теме "Архитектурные стили Западной Европы XI-XIII веков". Романский стиль и готика.

Содержит презентацию, конспект урока, дневник, заполняеый учащимися, и фрагмент органной музыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«дневник»

Дневник путешественника


Фамилия, имя_______________________________


Класс___________



Романский стиль

Готический стиль

Период распространения:

Период распространения:

Характеристика стиля:

Характеристика стиля:

Примеры:

Примеры:


Дневник путешественника


Фамилия, имя_______________________________


Класс___________



Романский стиль

Готический стиль

Период распространения:

Период распространения:

Характеристика стиля:

Характеристика стиля:

Примеры:

Примеры:


Просмотр содержимого документа
«открытый урок»

Тема: «Культура Западной Европы в XIXIII веках»


Цели:

  1. рассмотреть своеобразие архитектурных стилей, господствовавших в Западной Европе в XIXIII веках;

  2. продолжить формирование навыков работы с иллюстративным материалом, уметь сравнивать и выделять особенное, давать характеристику архитектурных стилей;

  3. продолжить формирование чувства прекрасного, уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.


Тип урока: изучение нового материала


Оборудование:

  1. учебник – Ведюшкин В.А. История средних веков. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007

  2. пособие – Арсланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс. – М.: ВАКО, 2008

  3. Презентация PowerPoint

  4. ПК

  5. мультимедийный проектор

  6. интерактивная доска

  7. иллюстрации


План урока:

  1. Организационный момент

  2. Романский стиль в архитектуре и его характерные черты

  3. Зарождение готического стиля в архитектуре

  4. Домашнее задание


Ход урока


1. Сегодня мы познакомимся с двумя архитектурными стилями, существовавшими в Западной Европе в Средние века, и научимся их различать, а вы решите, какой вам больше понравится. Для этого мы отправимся в путешествие в прошлое и будем вести «дневник путешественника». (Раздается «дневник путешественника).


2. Романский стиль в архитектуре и его характерные черты


XI-XIII века стали временем расцвета средневекового искусства. Наиболее ярко это проявилось в церковной архитектуре.

- Как вы думаете, почему именно храмы стали основными объектами строительства в средневековой Европе? (культура Средневековья была религиозная).

Кроме того, церковь обладала огромными богатствами, часть которых тратила на строительство и украшение храмов.

Стиль, господствовавший в Европе в XI-XII веках, называют романским («римским»), так как архитекторы того времени применяли некоторые древнеримские строительные приемы. Это был первый стиль средневекового искусства, распространившийся по всей Европе.

- Вспомните, какой тип храма преобладал в Византии? (крестово-купольный)

В отличие от Византии, где базилика уступила место крестово- купольному храму, на Западе базилика сохранялась, а ее форма совершенствовалась.

Что такое базилика? (здание, разделенное колоннами на проходы – нефы)

Сначала центральный неф перекрывали деревянным потолком. Со временем зодчие научились перекрывать нефы каменными сводами. Однако давление тяжелых каменных сводов было таким сильным, что выдержать его могли только очень толстые стены. Чтобы стены не утратили надежность, окна в них делали маленькими, узкими, похожими на бойницы. Поэтому внутри романских храмов царил полумрак, а внешне они напоминали крепости. При опасности храмы часто служили надежным убежищем.

Еще одной отличительной чертой романских соборов было наличии полукруглых арок. Этот мотив повторялся и в окнах, и в дверях, внутри здания и при оформлении фасадов.

Внутри романские соборы часто были расписаны фресками, украшены скульптурами. Внутрь вел богато украшенный вход – портал (от лат. «порта» - вход, ворота).

-Какую роль играли скульптура и фрески? Почему соборы называют «Библией в камне»? (знакомили неграмотных прихожан с библейскими сюжетами).


3. Зарождение готического стиля в архитектуре и его характерные черты


В XII веке во Франции зародился новый стиль средневекового искусства. Именно во Франции в XIII веке он достиг зрелости, а потом распространился по всей Европе и господствовал плоть до конца Средневековья, т.е. XVI века. Современники называли его «французской манерой», а потомки - готикой (от названия древнегерманского племени готов). В переносном значении «варварский». Термин «готика» появился в эпоху Возрождения. Готику делят на периоды: раннюю, период расцвета и позднюю (пламенеющую).

Одной из первых готических церквей является небольшая и очень красивая часовня Сен Шапель в Париже построенная в середине XIII века при Людовике Святом. Это настоящее царство витражей. (рис. с 186)

- В чем вы видите ее отличие от романского храма? (Высота зданий, много окон)

Основные элементы романского храма (башни фасада, порталы, нефы, трансепт) сохранились, но изменились. В основе готического храма – каркас. Благодаря ему удалось поднять каменный свод на такую высоту, что он словно теряется в вышине. С помощью полуарок – аркбутанов – тяжесть свода частично передавалась на внешние опорные столбы – контрфорсы (от лат. «противодействующая сила»). Контрфорсы украшали декоративными башенками – пинаклями. Тяжесть свода распределяется с помощью похожих на ребра нервюр. Высота сводов в готических соборах достигала 40 и более метров. Полукруглые прежде арки вытянулись и словно сломались в верхней точке – такие арки называют стрельчатыми. Вместо маленьких окон-бойниц, пробитых в толще стен, появились огромные окна, а стены почти исчезли. В окна вставляли витражи – изображения из цветного стекла. Центральный круглый витраж называется роза. Храм был полон воздухом и светом.

В таком храме человек чувствовал себя иначе. Не смотря на высоту, собор казался легким, ажурным, устремленным ввысь и не подавлял верующего. Стрельчатые арки, остроконечные шпили, сотни статуй на фасадах и внутри здания – все это влекло взор и направляло мысли человека к Богу. (Галерея королей и химеры Нотр Дама).

Готический собор был настоящим чудом средневекового искусства, в котором гармонично сочетались архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство и звучала органная музыка. Строительство соборов стоило огромных средств и продолжалось десятилетиями, а иногда веками.

Интерес к готике существует и сейчас (готы – молодежная субкультура, готическая музыка, неоготика в архитектуре, готические романы).


Вывод: основными архитектурными стилями в западной Европе XI-XIII веков были романский и готический. Не смотря на общую основу они сильно отличались друг от друга.

Закрепление изученного материала: тест

Вы заполнили «дневник путешественника», теперь сравним ваши наблюдения с данными таблицы. А теперь на обратной стороне дневника опишите свои впечатления от нашего урока-путешествия.


4. Выставление оценок, параграф 19

Просмотр содержимого презентации
«22_gtX»

Романский стиль Фарухова Ил ьсина

Романский стиль

Фарухова Ил ьсина

Замок Сюлли X-XIвв., Франция Ведущим видом романского искусства была архитектура. Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства.

Замок Сюлли

X-XIвв., Франция

Ведущим видом романского искусства была архитектура. Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства.

Замок Дадли, X-XIвв., Англия Романский стиль  — художественный стиль, господствовавший в  Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Замок Дадли,

X-XIвв., Англия

Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Церковь св.Марии, 1093-1200 Германия Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Церковь св.Марии,

1093-1200

Германия

Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Замок Стерлинг, XI-XIIвв., Шотландия Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Несущие в себе оборонительное назначение.

Замок Стерлинг,

XI-XIIвв.,

Шотландия

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Несущие в себе оборонительное назначение.

Замок Лидс, XI-XIIвв., Англия  Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Замок Лидс,

XI-XIIвв.,

Англия

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«Архитектурные стили Западной Европы XI – XIII веков»

Архитектурные стили Западной Европы XI – XIII веков

Архитектурные стили Западной Европы XI – XIII веков

  • Романский стиль ( XI –XII века)
  • Готический стиль ( XIII – XIV века)
Романский стиль Стиль, господствовавший в Европе в XI –  XIII веках, называют романским  (римским, от лат. romanus ), поскольку архитекторы этого времени применяли некоторые древнеримские строительные приемы. Это был первый стиль средневекового искусства, распространившийся по всей Европе. Аббатство Мария Лаах, Германия

Романский стиль

  • Стиль, господствовавший в Европе в XI – XIII веках, называют романским (римским, от лат. romanus ), поскольку архитекторы этого времени применяли некоторые древнеримские строительные приемы.
  • Это был первый стиль средневекового искусства, распространившийся по всей Европе.

Аббатство Мария Лаах, Германия

Храм-крепость Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. При опасности храмы часто служили укрытием. Бамбергский собор, восточный фасад

Храм-крепость

  • Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость.
  • При опасности храмы часто служили укрытием.

Бамбергский собор, восточный фасад

Романские храмы: толстые стены, маленькие окна Выдержать давление тяжелых каменных сводов могли только очень толстые стены. Чтобы стены не утратили надежность, окна в них делали маленькими, узкими, похожими на бойницы Поэтому внутри романских храмов всегда царил полумрак Капелла Кающихся грешников в Больё-сюр-Дордонь

Романские храмы: толстые стены, маленькие окна

  • Выдержать давление тяжелых каменных сводов могли только очень толстые стены.
  • Чтобы стены не утратили надежность, окна в них делали маленькими, узкими, похожими на бойницы
  • Поэтому внутри романских храмов всегда царил полумрак

Капелла Кающихся грешников в Больё-сюр-Дордонь

Вход в храм- напоминание о вечном Портал  (от лат porta – вход, ворота) – вход в храм с врезанными в толщу стен перспективно уменьшающимися полуарками Главный портал обычно находился на западном фасаде здания На рельефе над дверями обычно находилось изображения Страшного суда Церковь Ла Мадлен в Везеле (Франция)

Вход в храм- напоминание о вечном

  • Портал (от лат porta – вход, ворота) – вход в храм с врезанными в толщу стен перспективно уменьшающимися полуарками
  • Главный портал обычно находился на западном фасаде здания

На рельефе над дверями обычно находилось изображения Страшного суда

Церковь Ла Мадлен в Везеле (Франция)

Полукруглые романские арки

Полукруглые романские арки

  • Характерной чертой романской архитектуры является наличие массивного каменного свода, опорой для которого служат толстые стены
  • Свод – тип перекрытия, который образуется выпуклой криволинейной поверхностью
  • Еще одна отличительная черта романских соборов – наличие полукруглых арок.
«Библия в камне» Мастер Жильбер. «Ева». Собор в Отене. Около 1135-1140 Огромную роль в украшении романских соборов играла скульптура. Храм служил для неграмотных «Библией в камне» «Царь Давид». Собор Сантьяго де Компостела (Испания, XII век)

«Библия в камне»

Мастер Жильбер. «Ева». Собор в Отене. Около 1135-1140

  • Огромную роль в украшении романских соборов играла скульптура. Храм служил для неграмотных «Библией в камне»

«Царь Давид». Собор Сантьяго де Компостела (Испания, XII век)

Готический стиль В XII веке во Франции зародился новый стиль в искусстве –  готика  (от названия древнегерманского племени готов). В переносном значении – «варварский». Термин «готика» появился в эпоху Возрождения В XIII веке готический стиль распространился по всей Европе и господствовал до конца Средневековья. Готика подразделяется на раннюю, период расцвета и позднюю. Собор Богоматери в Амьене, Франция

Готический стиль

  • В XII веке во Франции зародился новый стиль в искусстве – готика (от названия древнегерманского племени готов).
  • В переносном значении – «варварский».
  • Термин «готика» появился в эпоху Возрождения
  • В XIII веке готический стиль распространился по всей Европе и господствовал до конца Средневековья.
  • Готика подразделяется на раннюю, период расцвета и позднюю.

Собор Богоматери в Амьене, Франция

Часовня Сен Шапель в Париже ( XIII в.) – одна из самых первых готических церквей Нижняя капелла Небольшая по размеру часовня – подлинное царство витражей. Считается одной из красивейших готических церквей Фрагменты витражей верхней капеллы Верхняя капелла

Часовня Сен Шапель в Париже ( XIII в.) – одна из самых первых готических церквей

Нижняя капелла

Небольшая по размеру часовня – подлинное царство витражей. Считается одной из красивейших готических церквей

Фрагменты витражей верхней капеллы

Верхняя капелла

В основе готического храма - каркас

В основе готического храма - каркас

  • Аркбутан – наружная полуарка
  • Контрфорс – выступающая часть стены либо отдельно стоящая опора, связанная со стеной аркбутаном
  • Нервюры – выступающие ребра готического каркасного крестового свода
  • Пинакль – остроконечная башенка на месте опоры аркбутана на контрфорс
Готические храмы, устремленные к небу  В готических соборах свод более не опирается на стены, как в романских постройках. Давление свода с помощью аркбутанов передается на контрфорсы. Это позволило облегчить конструкцию, строить соборы очень высокими а в стенах прорезать много окон. Кёльнский собор, Германия Реймский собор, Франция

Готические храмы, устремленные к небу

  • В готических соборах свод более не опирается на стены, как в романских постройках. Давление свода с помощью аркбутанов передается на контрфорсы.
  • Это позволило облегчить конструкцию, строить соборы очень высокими а в стенах прорезать много окон.

Кёльнский собор, Германия

Реймский собор, Франция

Стрельчатые готические арки Для готики характерны заостренные стрельчатые арки Тимпан  – ниша стрельчатых  очертаний над окном или дверью. Портал кельнского собора

Стрельчатые готические арки

  • Для готики характерны заостренные стрельчатые арки
  • Тимпан – ниша стрельчатых очертаний над окном или дверью.

Портал кельнского собора

Витражи – душа готики

Витражи – душа готики

  • В окна вставляли витражи ( от лат. vitrum – стекло) изображения из цветного стекла.
  • Центральный круглый витраж – роза.
Скульптура на фасадах: красота не прячется внутри Фасады и внутренность готических соборов были богато украшены скульптурой. Собор Парижской Богоматери, XII-XIV в. Галерея королей

Скульптура на фасадах: красота не прячется внутри

  • Фасады и внутренность готических соборов были богато украшены скульптурой.

Собор Парижской Богоматери, XII-XIV в.

Галерея королей

Шартрский собор, Франция, конец XII – XIII в. Фрагмент королевского портала «Богородица», фрагмент витража

Шартрский собор, Франция, конец XII – XIII в.

Фрагмент королевского портала

«Богородица», фрагмент витража

Готический собор – произведение искусства Готический собор сочетал архитектуру, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Строительство соборов продолжалось десятилетиями, а иногда веками. Вестминстерское аббатство, Англия Маркграф Эккехард и его жена Ута. Собор в Наумбурге, Германия

Готический собор – произведение искусства

  • Готический собор сочетал архитектуру, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство.
  • Строительство соборов продолжалось десятилетиями, а иногда веками.

Вестминстерское аббатство, Англия

Маркграф Эккехард и его жена Ута. Собор в Наумбурге, Германия

Проверь себя

Проверь себя

  • 1. Где зародилась готика?
  • В Англии
  • В Германии
  • Во Франции
  • 2. Романский стиль получил распространение
  • В 9-10 веках
  • В 11-12 веках
  • В 13-14 веках
  • 3. Наружная полуарка
  • Аркбутан
  • Контрфорс
  • Нервюра
  • 4. Что характерно для романского стиля?
  • Стрельчатые арки
  • Огромная высота зданий
  • Церкви-крепости
Характеристика архитектурных стилей Романский стиль Готический стиль Период: XI-XII века Период: XII-XIV века Церкви-крепости. Кладка из грубо обработанных камней. Своды нуждаются в сплошных стенах. План храма – базилика. Стрельчатые арки окон, дверных проемов. Огромные окна из цветного стекла. В основе здания – каркас. План храма - латинский крест. Аббатство Мария Лаах, Бамбергский собор, церковь Сен Сернен, церковь Сан-Миньято Собор Парижской Богоматери, соборы в Кельне, Реймсе, Амьене, Руане, Шартре, церковь Сен Шапель

Характеристика архитектурных стилей

Романский стиль

Готический стиль

Период: XI-XII века

Период: XII-XIV века

Церкви-крепости. Кладка из грубо обработанных камней. Своды нуждаются в сплошных стенах. План храма – базилика.

Стрельчатые арки окон, дверных проемов. Огромные окна из цветного стекла. В основе здания – каркас. План храма - латинский крест.

Аббатство Мария Лаах, Бамбергский собор, церковь Сен Сернен, церковь Сан-Миньято

Собор Парижской Богоматери, соборы в Кельне, Реймсе, Амьене, Руане, Шартре, церковь Сен Шапель

Просмотр содержимого презентации
«Готический стиль»

Готический стиль   Муллагалиева Элионора. 6 «Б»

Готический стиль

Муллагалиева Элионора.

6 «Б»

Готический стиль - готский, от названия германского племени готов), художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.). Термин
  • Готический стиль - готский, от названия германского племени готов), художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.).
  • Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10 — 12 вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике.
Одно из высших достижений готического стиля — готические соборы. Мощные колонны, увенчанные стрельчатыми арками, огромные окна с цветными стеклами, конические шпили придают готическим соборам легкость. Постройка всегда выглядит устремленной ввысь и от этого кажется еще выше. Снаружи здание украшено скульптурами, огромным количеством колонн, которые создают впечатление легкости и в то же время придают зданию необходимую прочность. Отсутствие гладких стен особенно заметно при сравнении с постройками романского стиля.
  • Одно из высших достижений готического стиля — готические соборы. Мощные колонны, увенчанные стрельчатыми арками, огромные окна с цветными стеклами, конические шпили придают готическим соборам легкость. Постройка всегда выглядит устремленной ввысь и от этого кажется еще выше.
  • Снаружи здание украшено скульптурами, огромным количеством колонн, которые создают впечатление легкости и в то же время придают зданию необходимую прочность. Отсутствие гладких стен особенно заметно при сравнении с постройками романского стиля.
Портал (вход) в собор всегда украшен многочисленными арками, скульптурами, башенками, небольшими фигурными окнами. Гладких стен мало, обычно они прорезаны большими окнами-розетками. Лица и позы фигур подчеркнуто реалистичны, даже складки одежды выглядят не застывшими, а мягкими, подвижными. Входящий в собор человек чувствует себя маленьким и беспомощным. Собор внутри просторен и полон воздуха, потому что арки, поддерживающие потолок, сдвинуты в стороны. Наполненный цветными бликами от витражей, верх собора кажется парящим в воздухе.
  • Портал (вход) в собор всегда украшен многочисленными арками, скульптурами, башенками, небольшими фигурными окнами. Гладких стен мало, обычно они прорезаны большими окнами-розетками. Лица и позы фигур подчеркнуто реалистичны, даже складки одежды выглядят не застывшими, а мягкими, подвижными.
  • Входящий в собор человек чувствует себя маленьким и беспомощным. Собор внутри просторен и полон воздуха, потому что арки, поддерживающие потолок, сдвинуты в стороны. Наполненный цветными бликами от витражей, верх собора кажется парящим в воздухе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Архитектурные стили Западной Европы XI-XIII веков

Автор: Ташбулатова Елена Вадимовна

Дата: 09.11.2016

Номер свидетельства: 356983


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства