Анализ последствий вступления Россиии в ВТО - урок-конференция
Анализ последствий вступления Россиии в ВТО - урок-конференция
Основная идея проведения урока-конференции заключается в том, чтобы приобщить студентов к обсуждению этой ситуации, научить их собирать материал, анализировать его, вырабатывать собственное мнение, аргументировано защищать его, формировать собственную гражданскую позицию.
Студенты, используя различные источники информации (нтернет, телевидение, публикации), подбирают материал по возможным последствиям от вступления в ВТО для различных отраслей народного хозяйства. Рассматривают итоги от вступления в ВТО для других стран, ранее присоединившихся к этой организации - Украины, Китая, стран Африки. Далее под руководством преподавателя проводится систематизация, обсуждение и анализ собранного материала, делаются выводы. Весь подготовленный материал оформляется в виде отдельных докладов и общей презентации.
Подготовка и проведение данной формы урока позволяет повысить интерес к преподаваемому предмету «основы экономики», освоить следующие компетенции:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ последствий вступления Россиии в ВТО - урок-конференция »
План-конспект конференции по теме
«Анализ последствий присоединения России к ВТО».
(за страницами учебника)
ВТО – Всемирная торговая организация. Место расположения – г. Женева, Швейцария. Основана 1 января 1995г. Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей и результатов, а установление общих принципов международной торговли. В настоящее время в состав ВТО входит 153 страны. (слайд 2)
Правовую основу ВТО составляют: (слайд 3)
1). Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ в редакции 1994г.)
2)Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС).
3) Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, решение споров и механизм обзора торговой политики.
Основные принципы: (слайд 4)
1) Равные права всех стран-участниц
2) Взаимность (Все уступки должны быть взаимными)
3) Прозрачность.
Преимущества торговой системы ВТО: (слайд 5)
1) Выгоды для потребителей
2) Понижение стоимости жизни
3) Более широкий выбор товаров и услуг
После долгого 18 –летнего процесса переговоров 16 декабря 2011года был подписан протокол о присоединении России к ВТО.
Конкретными целями присоединения России к ВТО являются следующие: (слайд 6)
· Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки.
· Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
· Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
· Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
В настоящее время нет четкого и однозначного ответа на вопрос, какой социально-экономический эффект получит Россия от вступления в ВТО. Ясно, что это так или иначе скажется на всех секторах экономики России. При этом огромную роль играет снижение импортных ставок и обострение конкуренции с иностранными производителями. Предполагается, что это осложнит работу предприятий и компаний, обеспечивающих около 40% совокупного объема выпуска продукции и обеспечивающих 60% занятости населения.
Рассмотрим общие ожидаемые эффекты от присоединения России к ВТО. (слайды 7, 8, 9)
Ожидаемые выгоды и издержки присоединения России к ВТО.
Nп/п
Выгоды (+)
Издержки (-)
1
Россия получает выход в международное правовое пространство. При этом появляется возможность защиты от дискриминации нашего экспорта другими странами.
Вступление в ВТО не гарантирует от применения против наших товаров антидемпинговых мер.У России нет эффективных механизмов для оказания помощи отечественному бизнесу в спорах с конкурентами в рамках ВТО.
2
Открывается доступ к международным рынкам.
Не в коня корм: Российская промышленность получает выходы на рынки, которые ей сейчас все равно не по зубам (в первую очередь это касается высокотехнологичных производств)
2
Ослабление дискриминации России.В настоящее время Россия находится на 2-м месте по дискриминации после Китая. Наиболее сильно от антидемпинговых процедур страдают химическая, металлургическая, ЖД транспорт, морской транспорт. Ущерб за последние годы составил более 2,5 млн долларов.
Защита многих производств от иностранной конкуренции будет существенно затруднена, государство не сможет проводить политику протекционизма.
4
Рост производства в конкурентоспособных отраслях (энергетика, сырьевые отрасли, перерабатывающие отрасли, рыбная промышленность, туризм)
Рост конкуренции. Поглощение производства.
5
Приход новых технологийчерез увеличение объема импорта новой техники и технологий.
Либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа, привлекательность инвестиций в производство снизится
6
Ослабление отраслевого и регионального лоббирования новых законов.
Угрозы для ряда отраслей.
7
Россия сможет влиять на формирование правил международной торговли.
Закрытие предприятий и рост безработицы, особенно в моногородах
8
Создание благоприятных условий для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности
Потеря Россией суверенитета и запрет промышленной политики. (Меморандум ВТО от 19.03.2001г постановляет, что национальные законы можно отменить, если ВТО посчитает их более обременительными, чем необходимо. Посредством суда можно заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные правила и законы, касающиеся, например, охраны окружающей среды и социальных стандартов).
9
Ухудшение наполняемости бюджета. Таможенные пошлины формируют до 37% бюджета..Снизятся поступления в бюджет от импортных пошлин.
10
Россия может стать сырьевым придатком Запада.
11
Региональные торговые соглашения.СНГ- серьезные проблемы в области сотрудничества стран-членов СНГ и Таможенного союза.
12
Рост цен.России придется в ближайшие годы вы ровнять свои внутренние цены на энергоносители транспортные тарифы и привести их в соответствие с мировыми, что отрицательно скажется на себестоимости производства.
Расшифровка издержек.
3) Защита наших производств. К примеру, мы уже не сможем так рьяно защищать наш «автопром», который сейчас находится в тепличных условиях, а в периоды засухи не сможем вводить эмбарго не сельскохозяйственную продукцию, как это было в 2010г. «Соглашение по сельскому хозяйству» ВТО требует открыть рынки стран третьего мира. В это же время США и ЕС продолжают субсидировать сельское хозяйство в своих странах.
4)Рост конкуренции. Российской промышленности, подчас сильно устаревшей, придется конкурировать с сильнейшими мировыми игроками.
6) Угрозы для ряда отраслей. Низкая производительность приведет к падению конкурентоспособности продукции следующих отраслей: аграрный сектор, металлургия, текстильная, химическая, машиностроение, электронная, ,легкая промышленность, транспорт, пищевая промышленность и т. д.
7)Закрытие предприятий и рост безработицы, особенно в моногородах.
40%-ное сокращение рабочих мест в стране и резкий рост безработицы в таких регионах, как Пермская, Оренбургская, Кемеровская, Московская, Свердловская, Воронежская, Курская, Рязанская, Нижегородская, Кировская, Тюменская, Иркутская области, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Хабаровский край, Ханты-Мансийский АО, Удмуртская республика, Республика Татарстан, Москва и Санкт-Петербург. Хуже всего будет тем регионам, где вытесняемые импортом предприятия являются бюджетообразующими. Это Ивановская, Пермская, Костромская, Курская, Московская, Тульская, Владимирская, Волгоградская, Самарская область и Тольятти. Структура промышленных производств многих районов малодиверсифицирована (т. е во многих регионах развивается какая-либо одна отрасль промышленности). И вряд ли в этих районах возможно, благодаря инвестициям, развертывание других производств. Как показывает статистика, прямые иностранные инвестиции концентрируются в Москве и Московской области (более 50%).
По подсчетам некоторых аналитиков скоропалительное вступление в ВТО принесет России 30 млн. безработных и 40 тыс. закрытых предприятий.
Уничтожение 460 моногородов, которые зависят от одного завода или производства.
10)Россия может стать сырьевым придатком Запада. ВТО обяжет Россию приобретать у себя продукты генной инженерии.
ВТО квалифицирует продукты ГМО как «эквивалентные» обычным продуктам, поэтому и не проводились их биохимические и токсикологические исследования, хотя еще в 1999 году около 30 ведущих ученых из 13 стран заявили о вреде ГМО. В настоящее время во всем мире 100 млн. га засеяны ГМО. Этот рынок сильно монополизирован, на нем присутствуют 3 крупнейшие корпорации (две из них образованы в США), которые диктуют свои условия. Основным доводом этих корпораций является устойчивость ГМО-семян к природным факторам – засухам, болезням, нашествиям насекомых и т.д. Но это миф: в течение 13 лет в США общее использование пестицидов выросло на 318 млн. фунтов.
Кроме того, ГМО – семена не дают потомства, и фермеры вынуждены будут каждый год покупать гебрициды у тех же компаний за огромные деньги. Таким образом, импорт ГМО-семян – путь в продовольственную зависимость страны. Складывается страшная картина – от 60 до 80 % семян таких культур как соя, рис, пшеница, кукуруза и др. являются генетически измененными. Россия являлась производителем экологически и генетически чистой продукции и могла бы занять нишу на мировом рынке производства сельхоз. продукции именно в этом качестве, но с вступлением в ВТО она может постепенно превратиться в регион, куда будут отправляться генномодифицированные продукты. Так как. соглашения между странами-участницами не позволяют тщательно исследовать весь ввозимый товар, учитывая, что торговые отношения между членами ВТО строятся, в основном, на доверии. Кроме того, правила ВТО не позволяют запретить ввоз ГМО, а те государства, которые это все же запрещают, платят большие штрафы. ВТО выступает против маркировки ГМО, т. е покупатели лишаются права выбирать безопасную продукцию
Хотелось бы отметить еще один факт – Медведевым подписан указ о разрешении с июля 2014г. сеять генномодифицированные семена на территории РФ.
11) Региональные торговые соглашения. Экономики стран СНГ, особенно Белоруссии, Украины и Казахстана, критически необходимы России как рынки сбыта российской продукции высокой степени переработки. Если в страны дальнего зарубежья Россия экспортирует 7-8 % всего экспорта гражданской машинотехнической продукции, то в страны СНГ - 20 %. Для ряда отраслей машиностроения (энергетическое, железнодорожное, станкостроение и др.) экспорт в СНГ является важнейшим каналом реализации продукции.
12)Рост цен.
Конкретным примером может служить требование ряда стран-членов рабочей группы по присоединению России к ВТО привести уровень тарифов на продукцию и услуги естественных монополий в соответствие со среднемировым, поскольку низкие тарифы рассматриваются нашими партнерами на переговорах в качестве скрытого субсидирования экономики.
Увеличение тарифов на электричество и другие энергоресурсы приблизит их к мировым и поставит на грань разорения большинство промышленных предприятий. ВТО – это цена на энергоресурсы, как в Европе. Это бензин, как в Финляндии, это газ, как в Париже, это цена на электричество, как в Берлине. А зарплата – как в Воронеже.
Для того, чтобы разобраться насколько эффективна ВТО и к каким изменениям она приводит, рассмотрим последствия вступления в ВТО на примере других стран.
ОПЫТ ДРУГИХ СТРАН
Российская Федерация не была единственным государством, которое вступало во Всемирную торговую организацию в последнем пятилетии прошлого века. Среди этих государств, вынужденных пройти процесс согласований со всеми странами-участниками, Китай, и страны бывшего СССР. Китай традиционно считался наиболее подготовленным к вступлению в ВТО; Украина рассматривалась как страна, наиболее близкая к России по структуре экономики. В результате эти страны поимели противоположные эффекты от вступления в ВТО: одна из них оказалась в «+» (Китай), другая в «-» (Украина).
Опыт Китая:
Китай - пример страны, хорошо подготовившейся к вступлению в ВТО и получившей максимальный выигрыш от членства в этой организации. (слайды 10, 11, 12)
Китай вступил в ВТО в 2001 г. со средним уровнем импортных пошлин, почти на 25% более высоким, чем у России. К моменту открытия внутренних рынков перерабатывающие отрасли китайской промышленности были весьма конкурентоспособны благодаря:
дешевизне юаня, что обеспечивалось мерами жесткой монетарной политики
низкой стоимости рабочей силы: среднемесячная зарплата в Китае составляла примерно 110 долл. США, то есть была более чем в 30 раз меньше, чем в США (по этому показателю Россия сейчас отстает от США в пять раз);
значительной доле в экспорте продукции перерабатывающих отраслей: на момент вступления в ВТО Китай не экспортировал сырьевых ресурсов, доля продукции перерабатывающих отраслей составляла более 40%;
доступности кредитов: при стабильной валюте стоимость кредита для национальных производителей была на уровне около 6% годовых.
Дешевые факторы производства и дешевая валюта позволили Китаю выиграть от снятия торговых барьеров, но России эти инструменты сейчас недоступны.
При вступлении Китай выторговал себе высокий уровень тарифов - в среднем более 10%, а в дальнейшем фактически «на грани фола» вел весьма искусную игру по стимулированию национальной экономики, что периодически становилось предметом заявлений США и ЕС о нарушении китайскими властями обязательств, принятых в рамках членства в ВТО. В итоге на фоне стабильной отраслевой структуры Китай сумел в 6 раз увеличить объемы торговли, поддерживая небольшой положительный баланс между экспортом и импортом. Китайская экономика выиграла от вступления в ВТО:
- за счет притока иностранных инвестиций были созданы новые рабочие места, - национальные производства в полной мере использовали преимущества
- дешевизны ресурсов для продолжения индустриализации,
-переноса в страну производств из других стран мира.
-ВВП на душу населения вырос почти в три раза.
Тем не менее, отдельные отрасли экономики Китая пострадали. Первоначальный эффект для сельского хозяйства был шоковым: масса разорившихся крестьянских хозяйств, слабая конкурентоспособность по сравнению с производителями сельхозпродукции в других странах. Однако постепенно крестьяне, лишившиеся источников дохода, нашли заработок в быстро развивающихся промышленных производствах.
Опыт Украины: Кризис машиностроения и закат неконкурентоспособных отраслей сельского хозяйства (слайды 13, 14)
В отличие от Китая, вступившего в ВТО на старте мирового экономического подъема, Украина присоединилась к ВТО всего лишь за полгода до начала нового мирового кризиса - 16 мая 2008 г. Продолжительность переходного периода для Украины как члена ВТО была определена всего пятью годами.
Через год после открытия торговых границ ВВП Украины уменьшился на 15%, а объем промышленного производства сократился более чем на 40%. Для сравнения, экономика Европы за это же время снизилась всего на 3-4%, а Белоруссии и Казахстана практически не изменилась.
Для транспортного машиностроения вступление в ВТО оказалось сопряжено со снижением импортной пошлины на автомобили с 25% до 10%, а также снижением ставки на импорт готовой сельхозтехники до 0% (беспошлинный ввоз). Новые условия свели на нет планы по расширению производства продукции, и производители сократили свои потребности в привлечении новой рабочей силы. При этом сама отрасль «просела» почти вдвое. К 2010 г. транспортное машиностроение было частично восстановлено компаний. Сейчас объемы производства составляют примерно 73% от уровня 2008 года, а занятость сократилась за этот период более чем на 30%.
Из 36000 человек, работавших в автомобилестроении потеряла работу половина.
Сельское хозяйство Украины продемонстрировало рекордный рост активности в конкурентоспособных секторах при столь же рекордных провалах там, где характеристики производства не позволяли конкурировать с импортной продукцией Вмасличном производстве, где до вступления в ВТО удалось осуществить техническую модернизацию, а за счет вступления обеспечить нулевые барьеры при экспорте, объемы производства и экспорта значительно выросли, в остальных отраслях сельхоз. производства (производство муки, говядины, свинины, кисломолочной продукции) произошел резкий спад.
. Общий итог для украинского сельского хозяйства оказался неоднозначным. Объем производства с/х продукции в целом сократился по сравнению с 2008 г. на 3,3%, а экспорт вырос на 6%. За пять лет импорт овощей на Украину вырос в 4 раза в том числе
импорт картофеля, капусты, лука, моркови, помидоров и огурцов вырос в 18,5 раз, а зарубежных яблок, груш, вишен, черешен и абрикосов в 5 раз.Таким образом, житница Европы, постепенно наращиваетзакупки того, что всегда производила сама
Известный западный экономист Фридрих Лист установил следующий закон: снижение рыночных пошлин и способствование предельной рыночной либерализации на практике усиливает то общество, которое давно и успешно идет по рыночному пути, но при этом ослабляет и политически подрывает то общество, которое имеет иную хозяйственную историю и вступает в рыночные отношения с более развитыми странами, в то время, когда внутренний рынок находится в зачаточном состоянии.
Ни в одной стране вступление в ВТО не вызвало бурного подъема экономики, технологического рывка или ускорения модернизации.
ВТО препятствует индустриализации развивающихся стран.
Деиндустриализация при вхождении в ВТО — не случайность, а логичный результат соглашений и правил ВТО и МВФ, которые сформулированы так, чтобы не дать развивающимся странам стать конкурентами.
Рассмотрим это на примере Африки: (слайд 15)
Проводимые с 1980-х годов экономические реформы и снижение импортных пошлин привели:
1) В Сенегале треть рабочих в промышленности потеряла работу.
2) В республике Берег Слоновой Кости - к разрушению химической, текстильной, обувной промышленности и автомобилестроения.
3) В Сьерра-Леоне, Судане, Танзании, Уганде и Заире - к вытеснению импортом национальных производителей товаров потребления, что привело к резкому росту безработицы.
4) В Кении - к упадку производства напитков, табака, текстиля, сахара, кожи, цемента и стекла.
5) В Малавии - к банкротству текстильной отрасли, производства одежды, мыла и моющих средств, масел и птицеводства
Бесспорно, Россия не является развивающейся страной, как те же страны Африки, но ей еще далеко до развитых западных стран.
И она вступает в ВТО на условиях лучших, чем у развитых стран, но более плохих, чем у развивающихся
Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. Они имеют более высокий уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми.
Российская экономика вступает во Всемирную торговую организацию с более высоким уровнем защиты своей экономики, чем у развитых стран, но уступающим большинству стран развивающихся.
Чем более высокий тариф получает страна, тем комфортнее условия для национальных производителей.
Некоторые условия вступления России в ВТО:
1Снижение ставок импортных пошлин и импортных квот. (слайд 16) Ввозные пошлины в целом сократятся с 10% до 7.8%. На автомобили с 15.5 до 12%.
Россия совсем снимет ограничения на импорт техники, содержащей средства шифрования, а также обнулит ввозные пошлины на высокотехнологичную продукцию. Будут установлены тарифные квоты для говядины, свинины, мяса птицы
2.Снятие административных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам.
3.Обязательства по реформированию законодательства и системы государственного управления.
4.. Сумма, которую Россия закладывает в бюджет как помощь агропромышленному комплексу снизится с 9млрд. долларов до 4.4 млрд в 2018г. (невозможность обеспечения политики протекционизма для слаборазвитых отраслей промышленности).
5. Цены на ж/д перевозки будут формироваться по правилам ВТО.
6. Иностранным банкам позволят работать через дочерние структуры. Иностранные страховые компании смогут открывать филиалы в России по истечении 9 лет после вступления Росси в ВТО.
Наибольшие последствия для российской экономики будут иметь первые две группы обязательств (снижение импортных пошлин и снятие административных барьеров), которые значительно облегчат доступ на российский рынок продукции иностранных производителей и приведут к уменьшению на рынке доли продукции отечественных компаний
Неблагоприятные институциональные условия
Само по себе вступление в ВТО не позволяет решить одну из серьезнейших проблем инвестиционного климата России - неразвитость институциональной среды. Данный фактор, наряду со слабой эффективностью финансовой системы, является ключевым для сдерживания инвестиций в российскую экономику.
Согласно проведенному World Economic Forum опросу, среди основных факторов, препятствующих ведению бизнеса России, три из первых четырех мест отданы коррупции, бюрократии и уровню налогов. До тех пор, пока эти проблемы не будут решены, не стоит рассчитывать на масштабные иностранные инвестиции в российскую экономику. (слайд 17)
Сомнительный компромисс: финансовый сектор в обмен на конкурентоспособность промышленности
Команда российских переговорщиков отстояла сохранение запрета на деятельность в России филиалов иностранных банков. Отечественный банковский сектор по-прежнему будет защищен от конкуренции. Следовательно, не приходится надеяться на повышение эффективности работы банков под давлением прямой конкуренции с иностранцами и снижение стоимости кредитов для промышленности.
Между тем, по уровню развития финансового сектора Россия находится на 127-м месте в мире. Эффективность организации труда в российских коммерческих банках в 4 раза ниже, чем, например, в американских. Неоправданно большие затраты компенсируются пока высокими ставками по кредитам и переносятся на плечи населения и предприятий. При этом уровень зарплат в финансовом секторе самый высокий по сравнению с другими отраслями и превышает средний уровень по экономике в 2,4 раза. (слайд 18)
В этом случае была бы оправдана конкуренция с иностранными банками.
У России нет эффективных механизмов для оказания помощи отечественному бизнесу в спорах с конкурентами в рамках ВТО - и это очень важный аспект.
Современная мировая торговля построена так, что нередко в конкуренции побеждает не тот, кто производит и предлагает на рынке более качественный продукт, а тот, кто лучше защитил свои права.
Споры в рамках ВТО дорогостоящи и требуют мощных юридических служб в органах государственной власти, в корпорациях и ассоциациях производителей, а также на уровне самих производителей. Становление такой инфраструктуры занимает не один год, и поддержание ее работоспособности дорого обходится участникам споров, которые могут тянуться годами.
Создание таких ассоциаций требует соответствующей бизнес-культуры, которая в России крайне слаба и неразвита. Поэтому необходимым элементом готовности страны к полноценному членству в ВТО, должна быть подготовка высококвалифицированных юристов, которые будут эффективно защищать интересы российских производителей в международных судах и органах ВТО.
Например, в Китае за то время, что страна готовилась к вступлению в ВТО, было подготовлено более 6000 юристов. У нас же до сих пор предпочитают пользоваться услугами иностранных юридических фирм.
Экспорт в России. (слайд 19)
Источники роста экспорта в России ограничены
Рост экспорта в мире происходит, в основном, за счет выхода на зарубежные рынки новых производителей, а не за счет увеличения экспорта существующими компаниями.
В России же неуклонно сокращается количество предприятий обрабатывающей промышленности, которая, по идее, должна стать основой модернизации. В экспорте доминируют природные ресурсы. Сейчас около 70% российского экспорта представлено минеральным сырьем, 13% - металлами и драгоценными камнями и только около 16% - продукцией, которую можно отнести к обрабатывающей промышленности. При этом экспорт машин и оборудования составляет лишь 6% в общем объеме.
Оптимизм ожиданий, связанных с обещанным ростом экспорта при вступлении в ВТО, представляется неоправданным по следующим причинам:
барьеры для экспорта большинства видов минерального сырья и продукции химической промышленности и до вступления в ВТОлибо отсутствовали, либо были минимальны;
продвижение отечественной продукции на зарубежные рынки проблематично в связи с ограничениями по использованию государственных инструментов (в частности субсидий), наличием препятствий в виде международных технических регламентов.
Принятие соответствующих регламентов необходимо не только для формального соответствия требованиям ВТО, но и для защиты российских потребителей от некачественной продукции, не удовлетворяющей, например, требованиям технической и экологической безопасности. В настоящее время эта задача решается через отдельные нормативно-правовые акты или ограничение импорта конкретных видов продукции. В рамках ВТО вопрос будет регулироваться исключительно через соответствующие регламенты и стандарты. (слайд 20)
Технические барьеры в торговле могут существовать в виде национальных стандартов, технических норм и правилнорм, правил, требований, принятых в конкретных странах. Наиболее часто технические барьеры выражаются в запрете на ввоз продукции, которая не соответствует тем или иным требованиям страны-импортера. Но это, выражаясь фигурально, меч обоюдоострый: потому что иногда технические требования могут становиться инструментом протекционизма. Например, может происходить постепенное ужесточение технических требований, каждый раз, когда усиливается конкуренция со стороны импортеров. Поэтому стороны должны гарантировать, что при принятии и применении технических регламентов и стандартов обеспечивается устранение препятствий для международной торговли. В большей степени этого можно достигнуть использованием международных стандартов. Многие страны, вступая в ВТО, проявляют интерес к деятельности организаций, разрабатывающих международные стандарты – ИСО и МЭК и принимают эти стандарты в качестве национальных. С этой же целью национальные стандарты должны быть приведены в соответствие с международными, т.е гармонизированы. В России ситуация сложнее, потому что очень небольшая доля отечественной промышленности ориентирована на международные рынки. В настоящее время в России действует более 20 тыс. стандартов, 4 тыс. из них – международные
Еще в январе 2010 года было определено 65-67 важнейших технических регламентов, которые должны быть разработаны в первоочередном порядке. Пока из них принято только 24. Общее количество необходимых технических регламентов оценивается в 300-400. Исходя из существующих темпов работы, на их разработку и утверждение уйдет около 10 лет.
Экономисты разделили потери, обусловленные вступлением в ВТО на две категории: (слайд 21)
прямые потери, отражающие сокращение объемов производства в России вследствие открытия границ для импорта;
косвенные потери, отражающие недополученный прирост выпуска до 2020 г. вследствие приостановки реализации запланированных инвестиционных проектов и сокращения объемов господдержки.
Расчеты показывают, что суммарные прямые потери, обусловленные снижением ставок импортных пошлин, в 2020 г составят около 3трлн. руб., причем большая часть из них придется на сельское хозяйство и пищевую промышленность (2,3 трлн. рублей), остальное - на машиностроение, легкую промышленность и другие отрасли промышленности.
Косвенные потери (упущенные возможности)
В последние годы в России был разработан и принят ряд стратегий развития отдельных отраслей промышленности (Стратегия развития тяжелого машиностроения до 2020 г., Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 г., Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 г., другие программы и стратегии), предусматривающих технологическую модернизацию и ускоренное наращивание отечественного производства. Эти стратегии в значительной степени полагаются на государственную поддержку и защиту на переходном периоде от иностранной конкуренции. С вступлением в ВТО это становится невозможным, т.к. российские инвесторы уйдут с рынка, а иностранцы не придут, пока не будет решен ряд проблем.
ДАЛЕЕ ПРОВЕДЕМ ОЦЕНКУ ЭФФЕКТА ОТ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ
Сельское хозяйство (слайды 22, 23).
Сельское хозяйство играет важную роль в экономике России, обеспечивая 3,7% ВВП и около 8% занятости населения.
После вступления России в ВТО здесь начнет действовать принятая в этой организации классификация мер поддержки по «корзинам»:
• Меры «зеленой корзины» (GreenBoxPolicies)
осуществляются посредством государственных программ, Эти меры направлены на совершенствованиеинфраструктуры,научные
исследования, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, содержание стратегических продовольственных запасов и т. д.
Меры «голубой корзины» (BlueBoxPolicies) связаны с прямыми выплатами в рамках программ сокращения производства.
«Желтая корзина» (AmberBoxPolicies) содержит мероприятия, которые считаются стимулирующими производство и, следовательно, искажающими торговлю. К ним относят регулирование рыночных цен, прямые платежи и субсидии, льготы на транспортировку и списание долгов, приобретение ГСМ со скидками и т. п.
Основные дебаты в рамках переговоров по вступлению в ВТО проходили по мерам «желтой корзины». В итоге было принято решение о сокращении допустимого объема поддержки в 2 раза - с 9 млрд. долл. в 2012 г. до 4,4 млрд. долл. в 2018 и последующих годах. Но следует отметить, что большинство развитых стран финансируют свое сельское хозяйство в объемах, в несколько раз превышающих планируемый размер субсидий в России.
Легкая промышленность (слайды 24, 25, 26).
Легкая промышленность важна для любой страны. На ее долю приходится 5,7%мирового валового продукта, более 14% занятых в промышленности.
В настоящее время в отрасли функционируют 14 тысяч крупных, средних и малых предприятий. Около 70% предприятий являются градообразующими. При этом продукция отечественных производителей составляет только 20% оборота рынка, около 38% - легальный импорт продукции, 42% - контрафакт (как ввезенный незаконно, так и произведенный на территории России).
Основываясь на необходимости обеспечивать экономическую безопасность страны, в 2009 г. Министерством промышленности и торговли РФ была разработана программа развития отрасли до 2020 г. Согласно этому документу, к 2020 г. в инновационном сценарии объем выручки предприятий легкой промышленности предусматривалось увеличить со 189 до 550 млрд. руб. Такой рост обеспечивался бы созданием новых или модернизацией существующих производств. После вступления в ВТО пошлины на одежду снизятся с 10-20% до 5-7%,на текстиль - с 9,5% до 7,3%.
Прямой эффект от членства в ВТО и открытия границ будет не таким сильным, поскольку масштаб отрасли критически мал и основная часть предприятий уже остановлена. По нашим оценкам, прямые потери составят в 2020 г. около 11% от объема производства.
Упущенные возможности роста в случае вступления в ВТО, напротив, существенны. В рамках стратегии за счет инструментов частно-государственных, федеральных и региональных субсидий предусматривалось создать 5 крупных кластеров (Вологодская область, Костромская область, Ярославская область, Ивановская область и Волгоградская область) и несколько современных предприятий для производств технических тканей и нетканых материалов. Членство в ВТО приведет к приостановке реализации большей части этих проектов. В результате, по самым консервативным оценкам, упущенные возможности роста составят в отрасли 0,37 трлн. руб. или 85% по состоянию на 2020 г. Если же учесть разрабатываемую в настоящее время концепцию «Развитие льняного комплекса России на период до 2020 года», которая предусматривает полномасштабное возрождение в России льноводства и производство льняной текстильной продукции, то негативный эффект будет еще больше.
Тяжелое машиностроение (слайды 27, 28).
Невозможно переоценить стратегическое значение тяжелого машиностроения. Прямой вклад отрасли в ВВП и занятость РФ не так уж велик - отрасль производит1,2% ВВП, обеспечивает занятость 210 тыс. человек. Однако, именно тяжелое машиностроение является фундаментом для большинства добывающих и перерабатывающих отраслей российской экономики. Основные потребители продукции тяжелого машиностроения (предприятия нефтегазового комплекса, металлургии и горнодобывающей промышленности) формируют более 40% ВВП, обеспечивают более 80% российского экспорта и около 80% поступлений в бюджет.
Проблемы тяжелого машиностроения имеют системный характер. В значительной мере отрасль страдает от наследия прошлого. В советское время были построены крупные заводы, способные производить большие объемы продукции. После развала СССР и открытия рынка для импорта, более современная и эффективная зарубежная техника отвоевала огромную долю на внутреннем рынке. Вместе с этим сократились объемы внутреннего спроса, и резко снизился экспорт.
В результате отрасль столкнулась с рядом трудностей, самостоятельно преодолеть которые она не в состоянии:
во-первых, рост импорта и сокращение внутреннего спроса и экспорта
во-вторых, отрасль страдает от недостатка инвестиций. Это ведет к тому, что продукция российских компаний отстает от продукции конкурентов.
в-третьих, отрасль не имеет государственной поддержки в виде льготного кредитования.
В 2010 г. приказом Минпромторга России была утверждена Стратегия развития отрасли, в рамках которой предполагалось за счет частных инвестиций осуществить модернизацию мощностей, обеспечить защиту производителей от импортной демпинговой продукции и простимулировать спрос на продукцию отечественного машиностроения. В результате объем производства должен был вырасти с 63 до 128 млрд. руб.
Однако после вступления в ВТО импортные ставки снизятся до 5-10% в зависимости от типа продукции за 2-4 года. Сами отечественные производители оценивают требуемые защитные ставки в несколько раз выше - на уровне 25-50%. Ставки нужны как временная мера для защиты отечественной продукции от демпинга и создания благоприятных условий для ускоренной модернизации мощностей.. Совершенно очевидно, что за это время провести модернизацию отрасли, отставание которой составляет более 10 лет, невозможно, и следует ожидать отмены запланированных инвестиционных проектов.
Таким образом, вступление России в ВТО может обернуться для тяжелого машиностроения катастрофическими последствиямиПрямые потери вследствие увеличения импорта составят 102% от объема производства в 2020 г., а упущенные возможности роста - 177%.
С момента вступления России в ВТО прошло не так уж много времени, но уже есть первые результаты: (слайды 29, 30)
Больше всех от вступления России в ВТО пока выигрывают соседние страны. Из-за снижения пошлин на молочную продукцию и новых, менее строгих правил валютного обмена на отечественный рынок хлынули продукты из Финляндии, Прибалтики и стран СНГ.
1) Всего за несколько осенних месяцев на российских прилавках стало вдвое больше иностранного сыра, сгущенки и масла, а импорт сухого молока вырос более чем в 3 раза. В новом году ввозные пошлины будут снижаться еще больше, а субсидии отечественным производителям сократятся. В таких условиях российская молочная отрасль в принципе не сможет бороться с импортом.
Очень высока закредитованность производителей молока. Отсюда и высокая стоимость молока и, как следствие, высокая стоимость отечественной продукции, которая не выдерживает конкуренции со стороны Украины, Белоруссии, а зачастую и дальнего зарубежья.
2) Еще одной жертвой ВТО стало российское свиноводство. Импорт свинины вырос на 50% сразу после вступления в ВТО В итоге цены на необработанную свинину рухнули с 94 до 65 рублей за килограмм, что сделает выращивание свиней в России в следующем году нерентабельным.
3) Российскому автопрому пока удается выжить в условиях ВТО, говорят эксперты, но лишь благодаря введению утилизационного сбора, который компенсировал отмену ввозных пошлин на иномарки. В связи с этим к России поступил первые претензии: США, Китай, Япония, Турция и Украина заявили свой протест против утилизационного спора.
4) Вступление в ВТО не принесло какого-либо позитива в отрасль легкой промышленности, в частности на рынки одежды и обуви.
5) Несмотря на отмену квот для российской металлургической продукции, производители РФ не почувствовали большого облегчения, российская продукция оказалась неконкурентоспособной как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
6) С серьезными проблемами столкнулась алюминиевая промышленность. Из-за китайского демпинга в первом полугодии потребление алюминия в России сократилось на 12%.
7) В первый же год членства в ВТО обнаружилась нехватка квалифицированных кадров, способных разбираться в законодательных и процедурных нормах.
ВЫВОДЫ (слайд 31)
Сопоставляя возможные выгоды и ущерб, нетрудно заметить, что возможный ущерб более осязаем, в то время как выгоды не всегда очевидны и их сложнее оценить количественно. В некотором смысле Россия вынуждена поменять синицу в руках на журавля в небе.
С другой стороны, вступление в ВТО неизбежно, чтобы не усиливать экономическую изоляцию России в будущем и не закрепить окончательно статус сырьевого придатка Запада.
Основная причина превосходства развитых иностранных компаний (кроме цены при выходе на новые рынки) – использование современных маркетинговых, производственных и управленческих технологий. Для сравнения: если на развитых рынках вся продукция качественная и Бренд – показатель признания потребителей, то у нас Бренд – показатель качества.
Для того, чтобы ущерб от вступления был минимальным, а выгоды максимальными, необходимо:
- Повышение конкурентоспособностиотдельных отраслей, имеющих стратегическое значениедля страны, и экономики в целом:
- Создание условий для быстрой модернизации экономики и предотвращения (ослабления) негативных эффектов
- Создание и совершенствование необходимых институтов для защиты внутренних производителей в рамках ВТО: