kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Аграрная реформа П.А.Столыпина. Сценарий урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен подробный сценарий урока по теме "Аграрная реформа П.А.Столыпина", презентация по данной теме, технологическая карта, с которой работают учащиеся на протяжении всего урока. А также отрывок из документа "Аграрный закон от 9 ноября 1906 г.", биография П.А.Столымина. Материал может быть использован при подготовке к уроку или внеклассному мероприятию по данной теме. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Аграрный закон»

0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000Аграрный закон 9 ноября 1906 г.


1.Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли…


6.Требование об укреплении в личную собственность части из общинной земли… предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановленному простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие в собственность домохозяина…

Если в течение указанного срока общество такого приговора не поставит,

то по ходатайству … домохозяина все означенные действия исполняются на месте земским начальником…


12.Каждый домохозяин… имеет право требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок по возможности к одному месту.






























Результаты реформы.


1.Всего на хутора и отруба из общины выделилось 2,5млн хозяев или 25% крестьянских дворов. В основном это были зажиточные и беднейшие крестьяне.

Из общины было изъято 22% земель. Многие крестьяне, укрепили землю в собственность, но из общины не вышли.

Несмотря на все усилия правительства, лишь 10% крестьянских хозяйств можно было назвать фермерскими: ориентированными на рынок, применявшими новейшую технику, удобрения, получавшими высокие урожаи.

2.Реформа укрепила положение сельской буржуазии – кулаков. Усилился процесс расслоения крестьянства на богатеев-кулаков и бедняков.

С 1910г. после длительного спада начинается заметное оживление забастовочного движения. В 1912г. по всей стране прокатилась волна забастовок, в которой участвовало более 300тыс. человек. Толчком послужил расстрел рабочих на Ленских золотых приисках.

Через 10 лет после начала реформы, в 1917г., Россию потрясет новая волна революций.

За 1907 - 1913 г.г. из 1 тысячи крестьянских выступлений 41% - против помещиков, 25% - против реформы.


3.Развитие аграрного сектора экономики в целом ускорилось. Посевные площади возросли в среднем на 10%. Производство пшеницы за 5лет (1908 – 1912г.г.) возросло на 37,5%, кукурузы – на 45%, ячменя - на 62%.

Хлебный экспорт увеличился на треть, достигнув в среднем 25% мирового экспорта зерна. Удвоилось количество применяемых минеральных удобрений, в 3,5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин.

Среди крестьян широкое распространение получила к ооперация.


Однако отставание России от передовых держав не было ликвидировано. Урожайность пшеницы в России составляла 55 пудов с десятины, в Германии 157. В России корова давала продукции на 28 рублей, в Америке на 94 руб.


4.Из европейской России переселилось более 3млн человек, 500тыс. – вернулись обратно.

Делились всё те же общинные земли. Помещичьи земли оставались неприкосновенными. одство пшеницы за 5лет (1908 - 1912г. ускорилось. - против реформы.00тыс. 0000000000000000000000000000000000000000000000 в среднем 255 мирового экспорта зерна.в




























Просмотр содержимого документа
«Биография Столыпина»

ПЁТР АРКАДЬЕВИЧ СТОЛЫПИН принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с 16 века. Родился Столыпин 5 апреля 1862 года. И в этом году мы будем отмечать знаменательную дату – 150 лет со дня его рождения. Детство и раннюю юность Столыпин провёл в Литве.

В 1881 году Пётр Аркадьевич окончил гимназию и поступил на физико-математический факультет петербургского университета. Но его интересы не ограничивались только математикой. Он любил живопись, литературу, поэзию. Люди, близко знавшие Столыпина в то время, отмечают, что он был очень серьёзным молодым человеком: не курил, не употреблял спиртное, почти не играл в карты. Пётр Аркадьевич рано женился на на Ольге Борисовне Нейгардт, также принадлежавшей к известному дворянскому роду. Их брак был прочным и счастливым. У них родилось 6 детей: 5 дочерей и один сын.

Столыпин проделал типичный для людей его круга путь чиновника от служащего министерства земледелия и государственных имуществ до высших государственных постов. В 1903 году Пётр Аркадьевич был назначен на должность губернатора Саратовской губернии, едва ли не самой революционной в России. В борьбе с революционным движением он проявлял решительность и бескомпромиссность. Разгонял митинги с помощью казаков, производил повальные обыски и аресты, против крестьян не стеснялся использовать войска.

В докладах царю Столыпин утверждал, что главной причиной аграрных беспорядков является стремление крестьян получить землю в собственность. Если крестьяне станут мелкими собственниками, то они перестанут бунтовать.

В апреле 1906г. Столыпин был назначен министром внутренних дел, а через 2 месяца – председателем Совета министров. На этом посту он пробыл до 1911 года, т.е. до своей смерти. 1 сентября 1911г. в Киевском оперном театре в присутствии императора Столыпин был смертельно ранен эсером Богровым. Убийца был связан с революционной организацией и в то же время являлся тайным агентом полиции.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока»

Сценарий урока «Аграрная реформа П.А.Столыпина».


Вступительное слово учителя. Аграрный вопрос в России в начале 20 века был одним из самых острых и злободневных. Острота этого вопроса была продиктована самой жизнью, ведь население России в то время главным образом состояло из крестьян. Из 163 млн жителей страны – 97 млн составляли крестьяне. Поэтому более чем для 70% населения решение этого вопроса представлялось задачей первостепенной важности.

Мы знаем по предыдущим темам, что крестьяне приняли активное участие в


ы знаем по предыдущим темам, что крестьчне приняли активное участие в 1-ой ти. время главным образом состояло из крестьян. 0001-ой русской революции. Только в 1905 г. произошло более 3 тысяч выступлений. Их основным требованием было требование «Земли!». Земля находилась в руках помещиков, а крестьяне страдали от малоземелья и безземелья.

Мы знаем, что все политические партии в начале 20 века предлагали свои пути решения данного вопроса (программа социализации земли, муниципализации, национализации). Правительство также понимало, что решать этот вопрос как-то надо. От лица правительства решить аграрный вопрос в России выпало на долю П.А.Столыпина, тогдашнего премьер-министра. Пожалуй, трудно найти другого политика, о деятельности которого высказывались бы столь противоречивые мнения, порой диаметрально противоположные. Одни считают его человеком, лучше других выразившем требования своего времени и сумевшем воплотить в жизнь свою программу; другие – человеком недалёким, а всё, что он делал – надуманным и чуждым русскому человеку, русской деревне. Попытаемся и мы разобраться в этом.

Биографическая справка.


В апреле 1906 г. Столыпин возглавил правительство. В сложное, бурное для России время он пришел к власти. Твёрдую руку нового премьера страна почувствовала сразу. В августе 1906г. Столыпин подписал Указ о введении военно-полевых судов. За 8 месяцев действия указа было казнено 1100 человек. Закрывались профсоюзы, преследовались революционные партии, начались репрессии против печати. В период премьерства Столыпина к смертной казни было приговорено 7,5 тыс. чел.(из них 4тыс казнено). «Ценность человеческой жизни, никогда в России высоко не стоявшая, упала ещё значительно ниже» (Изгоев А.Ф.-перв. биограф Стна). Позже это время назовут «Столыпинской реакцией».

Пётр Аркадьевич, однако, не был бы человеком ума государственного, если бы не понимал, что одними репрессиями здесь не обойтись. Стране нужны реформы.

Цитата Столыпина.

Будучи премьер-министром, Столыпин подготовил пакет законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство:

- о свободе вероисповедания

- о гражданском равноправии

- об улучшении быта рабочих

- о реформе местного самоуправления

- о введении всеобщего начального обучения

- о подоходном налоге и ряд других. Что-то ему удалось провести в жизнь, а что-то осталось на бумаге.

Но всё-же ядром его преобразований, его любимым детищем, в которое он вложил всю душу, знания, недюжинные организаторские способности, жизненный опыт – была АГРАРНАЯ РЕФОРМА.







Какова сущность аграрной реформы Столыпина?

Какие цели преследовало правительство, проводя её?

И достигла ли реформа поставленных целей?

В чьих интересах действовал Столыпин?

Как в целом можно оценить аграрную реформу?



Какие цели преследовал Столыпин, начиная эту реформу? Презентация


Юридическую основу серии мероприятий, известных под названием «Столыпинская аграрная реформа» составили три законодательных акта:

Указ 9 ноября 1906 г. (Аграрный закон)

Закон 14 июня 1910 г.

Закон 29 мая 1911 г. В них излагалась суть реформы.


Сущность реформы Столыпина сводилась к проведению 2-х групп мероприятий.

I группа – связана с разрушением общины

II группа – связана с переселением крестьян за Урал (Сибирь, ДВ, Алтай)


Что собой представляла община? (Специфика жизни русской деревни)

Какие черты ей были присущи?

Почему Столыпин хотел разрушить общину? Что ему в ней не нравилось?

Почему крестьяне держались за общину?


Что сделал Столыпин, чтобы разрушить общину? Обратимся к документу.


Работа с документом. Аграрный закон 9 ноября 1906г.

Зачитать п.1. О чём идёт речь в этом пункте? Аппликация №1 «чересполосица», надел

Зачитать п.6. Что требовалось сделать, чтобы оформить землю в собственность?

Трудно ли было это осуществить?

Зачитать п.12. О чём идёт речь в этом пункте? Аппликация №2 Отруб.

Зачитать слова, указывающие на «отруб».

. Если крестьянин переносил на участок усадьбу, то возникал

хутор. Аппликация №3 Домик

Выходу крестьян на хутора и отруба отводилось центральное место в Столыпинских аграрных преобразованиях. Если бы это удалось в полной мере, то в корне изменилось бы лицо русской деревни. Русский мужик превратился бы в образцового американского фермера. Об этом и мечтал Столыпин.

Единоличник, по мнению Столыпина, воевать за идеалы революции не пойдёт!

Позже посмотрим, насколько ему это удалось. Заметим, однако, что делились всё те же крестьянские общинные земли. Помещичьи земли оставались неприкосновенными.


II группа – связана с переселением крестьян за Урал (Сибирь, ДВ, Алтай).

Правительство хотело ослабить земельный голод в Центральных губерниях России, а заодно отправить миллионы безземельных и недовольных крестьян подальше в Сибирь, где пустующей земли было много.

Всего-же с 1906 по 1915 год за Урал переселилось 3млн 40тыс. человек. Правда,

500 тысяч вернулись обратно. Те же, что остались, осваивали пустующие земли, строили сёла, школы, больницы. Переселенческая политика имела, в целом, положительное значение для развития Сибири и ДВ.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Переселенческая политика в Амурской области».


Результаты реформы. Прочитать самостоятельно (раздаточный материал) и ответить на вопросы:

Достигла ли реформа поставленных целей?

Сопоставьте цели и результаты, сделайте вывод.


Причины неудач реформы.

1)Проведению реформы сопротивлялись прежде всего сами крестьяне. Нередко жгли хутора, устраивали потравы и покосы у отрубников. Реформа натолкнулась на враждебную ей коллективистскую психологию в среде крестьян. (община-гарант…)

Большинство крестьян не умели и боялись хозяйствовать единолично, на свой страх и риск. (чересполосица, а не отруб, т.к. оказывались во власти стихии)


2)Чисто бюрократические методы проведения реформы. Насаждение хуторов и отрубов часто происходило насильственно. Землемеры не хотели возиться с каждым домохозяином отдельно, а разбивали на отруба всё село. (землерасстройство, землеграбительные) Неэффективные мероприятия крестьянского банка по скупке помещичьих и гос-ых земель и продаже их крестьянам.


3)Реформа была рассчитана на более длительный срок. «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешней России» (из интервью).


4)Против реформы выступили многочисленные слои общества. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой. (Крестьяне-не получили помещичьи земли, предлагая ехать невесть куда. Дворяне видели в Столыпине лишь разрушителя вековых устоев, как реформатор он им был не нужен). Для революционеров он навсегда оставался «душителем революции», «вешателем», реакционером. (эсеры устроили за Столыпиным настоящую охоту, пока в сентябре 1911г. эсер Богров, агент полиции, смертельно ранил его в ложе Киевского оперного театра в присутствии императора. Там же в Киево-Печерской лавре он похоронен. На его надгробии высечены слова, с которыми он однажды обратился к революционерам – «Вам, господа, нужны великие потрясения. Нам нужна великая Россия).


Реформы можно было проводить, опираясь на силу государства, но Николай II вскоре перестал поддерживать Столыпина.




Деятельность Столыпина не была однозначной. Пётр Аркадьевич был выдающимся государственным деятелем. Он видел всё же дальше и глубже других представителей правящей элиты. Он по своему понимал величие России (убежденный монархист) и все силы, да и жизнь свою, отдал за идею процветания Родины.




Газета «Речь» в 1911г. о Столыпине.

«Он сделал всё для подавления революции минувшей,

но очень мало для предотвращения революции будущей».








Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»


Технологическая карта урока.

Тема. Аграрная реформа П.А.Столыпина.


Цели реформы

Результаты реформы

1.Социальная: создать широкий слой мелких земельных собственников, опору самодержавия в деревне.




2.Политическая: сбить накал классовой борьбы, не допустить повторения революции.




3.Экономическая: обеспечить подъём сельского хозяйства, ликвидировать отставание от передовых держав.




4.Решить проблему малоземелья крестьян.






Вывод: _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________



Юридическая основа реформы:

Указ 9 ноября 1906 г. (Аграрный закон)

Закон 14 июня 1910 г.

Закон 29 мая 1911 г.



Сущность реформы: 1. Разрушение общины

2. Переселение крестьян за Урал (в Сибирь, на Дальний Восток)



Термины:

Отруб ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Хутор _____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Надел _____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Кооператив ________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________









































Просмотр содержимого презентации
«Столыпин-презент»

П.А.Столыпин 1862 - 1911

П.А.Столыпин

1862 - 1911

Цели аграрной реформы 1.Социальная: создать широкий слой мелких собственников – опору самодержавия в деревне. 2.Политическая: сбить накал классовой борьбы, не допустить повторения революции. 3.Экономическая: обеспечить подъём сельского хозяйства, ликвидировать отставание от передовых держав. 4.Решить проблему малоземелья крестьян.

Цели аграрной реформы

1.Социальная: создать широкий слой мелких собственников – опору самодержавия в деревне.

2.Политическая: сбить накал классовой борьбы, не допустить повторения революции.

3.Экономическая: обеспечить подъём сельского хозяйства, ликвидировать отставание от передовых держав.

4.Решить проблему малоземелья крестьян.

Юридическое обеспечение реформы Указ 9 ноября 1906 года (Аграрный закон) Закон 14 июня 1910 года Закон 10 мая 1911 года

Юридическое обеспечение реформы

Указ 9 ноября 1906 года

(Аграрный закон)

Закон 14 июня 1910 года

Закон 10 мая 1911 года

Сущность реформы I группа мероприятий связана с РАЗРУШЕНИЕМ ОБЩИНЫ II группа мероприятий связана с ПЕРЕСЕЛЕНИЕМ КРЕСТЬЯН  за Урал (Сибирь, Дальний Восток, и т.д.)

Сущность реформы

I группа мероприятий связана с

РАЗРУШЕНИЕМ ОБЩИНЫ

II группа мероприятий связана с

ПЕРЕСЕЛЕНИЕМ КРЕСТЬЯН

за Урал (Сибирь, Дальний Восток, и т.д.)

Черты общины

Черты общины

    Новые термины ОТРУБ – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины. ХУТОР – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок. Чересполосица – расположение земельных участков на общинном поле полосами, вперемежку. Надел – участок земли, который обрабатывал крестьянин на общинном поле.

    Новые термины

    ОТРУБ – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины.

    ХУТОР – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок.

    Чересполосица – расположение земельных участков на общинном поле полосами, вперемежку.

    Надел – участок земли, который обрабатывал крестьянин на общинном поле.

    Переселенческая политика   С 1906 по 1914 годы за Урал переселились 3 млн 40 тыс . человек.  Часть переселенцев – около 500 тыс. человек - возвратились обратно.

    Переселенческая политика

    С 1906 по 1914 годы за Урал переселились 3 млн 40 тыс . человек.

    Часть переселенцев – около 500 тыс. человек - возвратились обратно.


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: История

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 10 класс

    Скачать
    Аграрная реформа П.А.Столыпина. Сценарий урока.

    Автор: Мамчак Лариса Васильевна

    Дата: 12.05.2015

    Номер свидетельства: 210493


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства