Сценарий урока «Аграрная реформа П.А.Столыпина».
Вступительное слово учителя. Аграрный вопрос в России в начале 20 века был одним из самых острых и злободневных. Острота этого вопроса была продиктована самой жизнью, ведь население России в то время главным образом состояло из крестьян. Из 163 млн жителей страны – 97 млн составляли крестьяне. Поэтому более чем для 70% населения решение этого вопроса представлялось задачей первостепенной важности.
Мы знаем по предыдущим темам, что крестьяне приняли активное участие в
ы знаем по предыдущим темам, что крестьчне приняли активное участие в 1-ой ти. время главным образом состояло из крестьян. 0001-ой русской революции. Только в 1905 г. произошло более 3 тысяч выступлений. Их основным требованием было требование «Земли!». Земля находилась в руках помещиков, а крестьяне страдали от малоземелья и безземелья.
Мы знаем, что все политические партии в начале 20 века предлагали свои пути решения данного вопроса (программа социализации земли, муниципализации, национализации). Правительство также понимало, что решать этот вопрос как-то надо. От лица правительства решить аграрный вопрос в России выпало на долю П.А.Столыпина, тогдашнего премьер-министра. Пожалуй, трудно найти другого политика, о деятельности которого высказывались бы столь противоречивые мнения, порой диаметрально противоположные. Одни считают его человеком, лучше других выразившем требования своего времени и сумевшем воплотить в жизнь свою программу; другие – человеком недалёким, а всё, что он делал – надуманным и чуждым русскому человеку, русской деревне. Попытаемся и мы разобраться в этом.
Биографическая справка.
В апреле 1906 г. Столыпин возглавил правительство. В сложное, бурное для России время он пришел к власти. Твёрдую руку нового премьера страна почувствовала сразу. В августе 1906г. Столыпин подписал Указ о введении военно-полевых судов. За 8 месяцев действия указа было казнено 1100 человек. Закрывались профсоюзы, преследовались революционные партии, начались репрессии против печати. В период премьерства Столыпина к смертной казни было приговорено 7,5 тыс. чел.(из них 4тыс казнено). «Ценность человеческой жизни, никогда в России высоко не стоявшая, упала ещё значительно ниже» (Изгоев А.Ф.-перв. биограф Стна). Позже это время назовут «Столыпинской реакцией».
Пётр Аркадьевич, однако, не был бы человеком ума государственного, если бы не понимал, что одними репрессиями здесь не обойтись. Стране нужны реформы.
Цитата Столыпина.
Будучи премьер-министром, Столыпин подготовил пакет законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство:
- о свободе вероисповедания
- о гражданском равноправии
- об улучшении быта рабочих
- о реформе местного самоуправления
- о введении всеобщего начального обучения
- о подоходном налоге и ряд других. Что-то ему удалось провести в жизнь, а что-то осталось на бумаге.
Но всё-же ядром его преобразований, его любимым детищем, в которое он вложил всю душу, знания, недюжинные организаторские способности, жизненный опыт – была АГРАРНАЯ РЕФОРМА.
Какова сущность аграрной реформы Столыпина?
Какие цели преследовало правительство, проводя её?
И достигла ли реформа поставленных целей?
В чьих интересах действовал Столыпин?
Как в целом можно оценить аграрную реформу?
Какие цели преследовал Столыпин, начиная эту реформу? Презентация
Юридическую основу серии мероприятий, известных под названием «Столыпинская аграрная реформа» составили три законодательных акта:
Указ 9 ноября 1906 г. (Аграрный закон)
Закон 14 июня 1910 г.
Закон 29 мая 1911 г. В них излагалась суть реформы.
Сущность реформы Столыпина сводилась к проведению 2-х групп мероприятий.
I группа – связана с разрушением общины
II группа – связана с переселением крестьян за Урал (Сибирь, ДВ, Алтай)
Что собой представляла община? (Специфика жизни русской деревни)
Какие черты ей были присущи?
Почему Столыпин хотел разрушить общину? Что ему в ней не нравилось?
Почему крестьяне держались за общину?
Что сделал Столыпин, чтобы разрушить общину? Обратимся к документу.
Работа с документом. Аграрный закон 9 ноября 1906г.
Зачитать п.1. О чём идёт речь в этом пункте? Аппликация №1 «чересполосица», надел
Зачитать п.6. Что требовалось сделать, чтобы оформить землю в собственность?
Трудно ли было это осуществить?
Зачитать п.12. О чём идёт речь в этом пункте? Аппликация №2 Отруб.
Зачитать слова, указывающие на «отруб».
. Если крестьянин переносил на участок усадьбу, то возникал
хутор. Аппликация №3 Домик
Выходу крестьян на хутора и отруба отводилось центральное место в Столыпинских аграрных преобразованиях. Если бы это удалось в полной мере, то в корне изменилось бы лицо русской деревни. Русский мужик превратился бы в образцового американского фермера. Об этом и мечтал Столыпин.
Единоличник, по мнению Столыпина, воевать за идеалы революции не пойдёт!
Позже посмотрим, насколько ему это удалось. Заметим, однако, что делились всё те же крестьянские общинные земли. Помещичьи земли оставались неприкосновенными.
II группа – связана с переселением крестьян за Урал (Сибирь, ДВ, Алтай).
Правительство хотело ослабить земельный голод в Центральных губерниях России, а заодно отправить миллионы безземельных и недовольных крестьян подальше в Сибирь, где пустующей земли было много.
Всего-же с 1906 по 1915 год за Урал переселилось 3млн 40тыс. человек. Правда,
500 тысяч вернулись обратно. Те же, что остались, осваивали пустующие земли, строили сёла, школы, больницы. Переселенческая политика имела, в целом, положительное значение для развития Сибири и ДВ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Переселенческая политика в Амурской области».
Результаты реформы. Прочитать самостоятельно (раздаточный материал) и ответить на вопросы:
Достигла ли реформа поставленных целей?
Сопоставьте цели и результаты, сделайте вывод.
Причины неудач реформы.
1)Проведению реформы сопротивлялись прежде всего сами крестьяне. Нередко жгли хутора, устраивали потравы и покосы у отрубников. Реформа натолкнулась на враждебную ей коллективистскую психологию в среде крестьян. (община-гарант…)
Большинство крестьян не умели и боялись хозяйствовать единолично, на свой страх и риск. (чересполосица, а не отруб, т.к. оказывались во власти стихии)
2)Чисто бюрократические методы проведения реформы. Насаждение хуторов и отрубов часто происходило насильственно. Землемеры не хотели возиться с каждым домохозяином отдельно, а разбивали на отруба всё село. (землерасстройство, землеграбительные) Неэффективные мероприятия крестьянского банка по скупке помещичьих и гос-ых земель и продаже их крестьянам.
3)Реформа была рассчитана на более длительный срок. «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешней России» (из интервью).
4)Против реформы выступили многочисленные слои общества. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой. (Крестьяне-не получили помещичьи земли, предлагая ехать невесть куда. Дворяне видели в Столыпине лишь разрушителя вековых устоев, как реформатор он им был не нужен). Для революционеров он навсегда оставался «душителем революции», «вешателем», реакционером. (эсеры устроили за Столыпиным настоящую охоту, пока в сентябре 1911г. эсер Богров, агент полиции, смертельно ранил его в ложе Киевского оперного театра в присутствии императора. Там же в Киево-Печерской лавре он похоронен. На его надгробии высечены слова, с которыми он однажды обратился к революционерам – «Вам, господа, нужны великие потрясения. Нам нужна великая Россия).
Реформы можно было проводить, опираясь на силу государства, но Николай II вскоре перестал поддерживать Столыпина.
Деятельность Столыпина не была однозначной. Пётр Аркадьевич был выдающимся государственным деятелем. Он видел всё же дальше и глубже других представителей правящей элиты. Он по своему понимал величие России (убежденный монархист) и все силы, да и жизнь свою, отдал за идею процветания Родины.
Газета «Речь» в 1911г. о Столыпине.
«Он сделал всё для подавления революции минувшей,
но очень мало для предотвращения революции будущей».