II.Актуализация знаний обучающихся | Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа. | В начале урока учащиеся повторяют пройденное. Устные задания: Дайте определения понятий «дружина», «ополчение», «боевой порядок «свинья». С какой целью немецкие и шведские феодалы расширяли свое присутствие на востоке? Как вы думаете, за какие заслуги православная церковь причислила Александра Невского к лику святых? 2. Покажите территорию, за обладание которой воевали между собой шведы, немцы и новгородцы. 3. Используя схему битвы, расскажите о сражении на реке Неве со шведами. 4. Используя схему, расскажите о ходе Ледового побоища. Письменные задания (работа у доски и с места по карточкам (Приложение 1)) | Записывают даты событий и термины по их определениям | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение знаний и способов действий. Последствия монгольского нашествия. | Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа | Первый вариант изучения темы — рассказ учителя. Внимание шестиклассников обращается на главный вопрос урока. Рассказывая об образовании Золотой Орды, учитель обращает внимание учащихся на карту. Батый был вторым сыном Джучи и внуком Чингисхана. После смерти отца в 1227 г. он стал главой улуса Джучи. Батый участвовал во всех главных военных походах монголов. В 1236— 1243 гг. он возглавил поход в Восточную Европу, сопровождавшийся массовым истреблением населения и уничтожением городов. После покорения земель, где кочевали половцы, и завоевания Руси Батый совершил поход на Польшу, Венгрию и Далмацию, но не смог удержать этих стран, так как был ослаблен длительной борьбой с русскими княжествами. После его возвращения в 1243 г. в причерноморских и прикаспийских степях сложилось ядро государственного образования, которое в русских источниках принято именовать Золотой Ордой. Ее территория включала земли от низовий Дуная до Иртыша и от При- каспия и Причерноморья до Оки. Это было одно из самых больших государств Средневековья. Его население — пестрая смесь народов, но основную массу составляли половцы. Уже в XIV в. завоеватели стали растворяться в половецкой среде, забывая свой язык, письменность, культуру. В качестве государственного языка использовался половецкий. Но монгольские племена, приведенные Батыем, по-прежнему составляли ядро воинства. | С помощью записанных на доске определений раскрывают смысл, значение важнейшего исторического понятия «история». Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, работают в тетради, выполняя задачу учителя. Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения | Рассказ, беседа по вопросам |
2.Борьба за первенство на Руси. 3. Ордынская власть над Русью. 4. Народ против ордынского ига. 5. Отношение князей к ордынскому господству. . | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью, | Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, по окончании которой им предлагается ответить на вопросы и выполнить задание: 1. В каких формах выражалась зависимость Руси от Орды? 2. Чем было обусловлено отношение русских князей к золотоордынским ханам? 3. Когда и при каких обстоятельствах Александр Ярославич Невский стал великим князем? 4. С какой целью монголы провели перепись русского населения? 5. Как назывались монгольские переписчики? 6. Какие повинности должно было нести русское население и князья? 7. Как вы думаете, почему православное духовенство было освобождено от уплаты налогов? 8. Дайте определения понятий «ордынский выход», «запись «в число». 9. Какие последствия для экономического развития русских земель имели ордынские выходы? Далее учитель объясняет, что размер дани был очень велик. Первоначально дань была назначена натурой (шкуры медведя, лисицы, соболя), а затем — серебром, в среднем 15 тыс. руб. в год. (В те времена на рубль серебром можно было купить 20 овец.) В ответ на это уже в 1257 г. в Новгороде и Пскове начались народные волнения, которые продолжались около года. Вольным новгородцам была невыносима мысль, что они будут данниками хана. Многие баскаки были убиты, а вместе с ними и новгородский посадник — ставленник Александра Невского. В 1262 г. народные восстания поднялись «по всем градом русским»: в Ростове, Суздале, Ярославле, во Владимире и др. «И побиша татар везде, не терпяще насилие от них» — говорит летопись. Учащимся предлагается определить причины восстаний. В этих условиях великокняжеская власть оказалась перед альтернативой: либо монгольское войско вновь разорит Русь, либо подавление народных восстаний должны взять на себя сами русские князья. Так, например, поступил Александр Невский, бывший в это время великим князем (1252—1263). При помощи монголов восставшие были разгромлены. Подавление восстаний впервые сопровождалось азиатской жестокостью: сечением кнутом, отрезанием носов и т. и. Сильный удар был нанесен по городским вечам, являвшимся инициаторами восстаний, они были запрещены, но новый разгром городов удалось предотвратить. Сбор дани был отдан на откуп восточным купцам. Баскаки с 60—80-х гг. XIII в. перестали приходить на Русскую землю. А уже в первой половине XIV в. сбор дани был поручен самим русским князьям. В результате власть князей еще более окрепла. Сохраняя для своих нужд часть собранной дани, великие князья обогащались, становясь крупнейшими собственниками на Руси. Последствия ордынского владычества рассматриваются на основе материала учебника. Учащиеся заполняют таблицу. (Приложение2) По окончании заполнения таблицы учитель организует проверку. Обобщая ответы учащихся, он отмечает, что монгольское нашествие и последующее владычество оказали определенное влияние на национальный характер русского народа, его коллективную психологию и менталитет. Отчасти именно с игом связано постепенное усиление самодержавных государственных начал. В период, когда земля была опустошена, а города разрушены, зарождаются такие качества русского человека, как долготе-пение, политическая пассивность, фатализм, поскольку чужеземное владычество давило душу народа. Учитель совместно с учащимися формулирует последствия нашествия и владычества монголов: • в результате нашествия погибло около половины населения; • многие города были разрушены; • пришла в упадок торговля; • развитая городская культура Древней Руси была уничтожена (многие ремесла были уничтожены и забыты, приостановилось каменное строительство, прекратилось летописание); • начался отток населения из южных земель; • уничтожена политическая элита Руси (многие князья и их воеводы, дружинники были убиты); • русские княжества утратили политическую и экономическую самостоятельность (получали ярлык на княжение, платили дань Орде). | Осознают важность работы с текстом, иллюстрациями, хронологической таблицей; расширяют, закрепляют и контролируют свои знания с помощью рабочей тетради и электронного приложения | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях) | Работа с учебником |