~~Урок - исследование
Тема урока: 1654г.- что это для России и Украины: воссоединение – присоединение – объединение???
Цели:
-определить, какую терминологию возможно применить к событиям, вызванным освободительной войной под руководством Б.Хмельницкого, повлекшей за собой Переяславскую Раду и вхождение Украины в состав России;
-помочь учащимся научиться критически относиться к историческим процессам;
-развивать умения проводить исследование исторического текста, вести дискуссию, доказывать свою мысль;
-воспитывать личностные качества, способность видеть и осмысливать глубинные пласты исторического текста; прививать интерес к изучению истории и литературы родной страны.
Пояснительная записка.
По учебной программе обозначенный в теме урок, не предусмотрен, «Воссоединение Украины с Россией» - лишь один из разделов темы «Внешняя политика России в XVIIв.» (к сожалению). На уроке, посвященном внешней политике XVII в., возникло много вопросов, связанных с Украиной, оставить которые без ответа было невозможно и для детей, и для педагога. Проблем много, планы масштабные, требовалась большая подготовительная исследовательская работа. Здорово, что проблемы не были искусственно придуманы, а возникли в процессе урока, мотивация к исследованию очень высокая. Класс заранее разбит на творческие группы, четко определили проблемы (по ходу исследования - проблем становилось все больше). Сформулировали главные вопросы, в которых прослеживаются расхождения мнений российских и украинских историков. Определили средства и методы решения этих проблем. Каждая группа исследует определенный круг проблем под руководством учителя (проблемы достаточно сложны для 7-классников). Во внеурочное время ребята погружались в проблемы, исследовали документы и дополнительные исторические материалы.
Каждая группа сформировала пакет материалов для исследований. Поиск ответов, оказался очень сложным!
Урок задумывался и был проведен накануне страшных февральских событий 2014 года на Украине, напряжение уже ощущалось.
Задачи:
- сравнить материалы российских и украинских учебников истории по обозначенной теме;
-сравнить данные современных русских и украинских ученых;
- проанализировать исторические этапы, чтобы понять где, когда и почему разошлись пути двух братских народов;
- определить круг исторических источников, способных помочь разрешить обозначенную проблему
Тип урока – урок исследование..