11 класс урок истории по теме «Общественно-политическая жизнь. Культура»
11 класс урок истории по теме «Общественно-политическая жизнь. Культура»
Педагогические цели:
• образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков об особенностях политической жизни СССР в 30-е годы, формированию тоталитарного режима в государстве;
• воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве¬нных качеств личности;
• развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
• создать условия для развития УУД:
• Личностные: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России; осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей); способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат).
• Предметные: формирование у обучающихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и обще-ственных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории; формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и со-временности, осмысления жизни в современном мире; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
• Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«11 класс урок истории по теме «Общественно-политическая жизнь. Культура»»
11 класс, тема:СССР: годы форсированной индустриализации
урок № 41 Тема «Общественно-политическая жизнь. Культура»
Педагогические цели:
образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков об особенностях политической жизни СССР в 30-е годы, формированию тоталитарного режима в государстве;
воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;
развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
создать условия для развития УУД:
Личностные: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России; осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей); способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат).
Предметные: формирование у обучающихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории; формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие.
Тип и вид урока: комбинированный
Основное содержание темы. Власть партийно-государственного аппарата. Политические приоритеты большевиков. Культ личности И.Сталина. Массовые репрессии. Утверждение метода социалистического реализма. Наука в СССР в 1920-1930 гг.
Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: Репрессии, «вредительство», «большой террор», социалистический реализм, ликбез. сталинская диктатура, культ личности
Даты: Введение паспортной системы – 1932 г., Голод 1932-1933 гг., Массовые репрессии – 1937- 1938 гг.
Образовательные ресурсы: учебник, Левандовский А.А. История России. 11 класс: учеб. для 11 кл. общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.А.Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко; под ред. С.П.Карпова.-М. : Просвещение, 2014.
Наглядность, ТСО: настенные карты, портреты Сталина, Кирова, и др.
План
Орг. момент.
Повторение опорных знаний
Усвоение новых знаний
1) Удар по «спецам».
2) Новый виток внутрипартийной борьбы.
3) «Большой террор»
4) Гонения на религию и церковь
5) Завершение «культурной революции».
Закрепление, формирование умений и навыков
Д/з , Закончить таблицу «Особенности развития культуры в 30 годы», сделать вывод: Положительные и отрицательные стороны культурной революции.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Повторение опорных знаний
Проблема урока с. 162, вопросы с. 162
III. Усвоение новых знаний
Удар по «спецам».
Работа по материалу учебника, эвристическая беседа.
Вспомните самые громкие политические процессы над видными экономистами, специалистами
( 1928 г.-Шахтинское дело, 1930г.-процесс Промпартии). Предположите, зачем проводились показательные судебные процессы, как это связано с индустриализацией? (Архивный д-т с. 163)
Работа с термином вредительство, репрессии, тезисом Сталина об обострении классовой борьбы.
Новый виток внутрипартийной борьбы.
Выписать из п. 2 учебника антисталинские группировки, возникающие в 30-гг.
В период 1936—1938 состоялись три больших открытых процесса над бывшими высшими функционерами компартии, которые были в 20-е годы связаны с троцкистской или правой оппозицией. За рубежом их назвали «Московскими процессами». Обвиняемым, которых судила Военная коллегия Верховного суда СССР, вменялось в вину сотрудничество с западными разведками с целью убийства Сталина и других советских лидеров, роспуска СССР и восстановления капитализма, а также организация вредительства в разных отраслях экономики с той же целью.
Первый Московский процесс над 16 членами так называемого «Троцкистско-Зиновьевского Террористического Центра» состоялся в августе 1936. Основными обвиняемыми были Зиновьев и Каменев. Помимо прочих обвинений, им инкриминировалось убийство Кирова и заговор с целью убийства Сталина.
Второй процесс (дело «Параллельного антисоветского троцкистского центра») в январе 1937 прошёл над 17 менее крупными функционерами, такими как Карл Радек, Юрий Пятаков и Григорий Сокольников. 13 человек расстреляны, остальные приговорены к длительным срокам заключения.
Третий процесс в марте 1938 состоялся над 21 членами так называемого «Право-троцкистского блока». Главным обвиняемым являлся Николай Бухарин, бывший глава Коминтерна, также бывший председатель Совнаркома Алексей Рыков, Христиан Раковский, Николай Крестинский и Генрих Ягода — организатор первого московского процесса. Все обвиняемые, кроме трёх, казнены.
Все оставшиеся в живых подсудимые были расстреляны в сентябре 1941 года или убиты в тюрьмах (Радек и Сокольников).
Репрессии в армии
В июне 1937 также состоялся суд над группой высших офицеров РККА, включая Михаила Тухачевского, т. н. «Дело антисоветской троцкистской военной организации». Обвиняемым вменялось планирование военного переворота 15 мая 1937.
Итоги: установление культа личности Сталина, установление тоталитарного режима в СССР.
Работа с термином
Культ личности — возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах
Гонения на религию и церковь
«Имя Бога должно быть забыто на территории страны» …Такова была конечная цель «безбожной пятилетки», объявленной Декретом советского правительства от 15 мая 1932 года, за личной подписью «великого вождя народов». К 1933 году должны были закрыться все храмы, молитвенные дома, синагоги и мечети. К 1934 году – исчезнуть все религиозные представления (!), привитые литературой и семьёй. К 1935 году страну (и прежде всего, молодёжь) необходимо было охватить тотальной антирелигиозной пропагандой. К 1936 году планировалось уничтожение последних молитвенных домов и всех до единого священнослужителей. А к финальному 1937 году религию требовалось изгнать из самых укромных уголков жизни, а самое имя Божие должно было исчезнуть …