Срезовая контрольная работа по истории с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс (базовый уровень)
Пояснительная записка
Срезовая контрольная работа составлена на базе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) образования, стандарта основного общего образования и федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (базовый уровень).
Контрольная работа состоит из 13 заданий. Часть 1 содержит 12 заданий с кратким ответом: слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Все задания этой группы оцениваются в соответствии с уровнем сложности:
задания №1,2,4,5- по 1 баллу, неполный, неверный ответ или его отсутствие – о баллов;
задания №3,6-9,11-12 – по 2 балла; если допущена одна ошибка -1 балл;
задания №10– 3 балла; если допущена 1 ошибка- 2 балла; допущено 2-3 ошибки- 1 балл; допущено более 3-х ошибок- 0 баллов.
Часть 2 состоит из одного задания -на анализ дискуссионного вопроса. При полном правильном ответе задание оценивается в 3 балла.
Максимальный первичный балл за всю работу – 24 балла. На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.
Структура и содержание
Распределение заданий работы по частям работы
Часть работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | % максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу | Тип заданий |
Часть 1 | 12 | 21 | 87,5% | С кратким ответом |
Часть 2 | 1 | 3 | 12,5% | Анализ дискуссионного вопроса |
Итого: | 13 | 24 | 100 | |
Соответствие заданий требованиям Историко-культурного стандарта
Требования Историко-культурного стандарта | Виды заданий | Номер задания | Максимальный первичный балл |
Часть 1 Знание основных событий, явлений, процессов | 1) Задание на множественный выбор событий по определенному критерию 2) задание на заполнение таблицы элементами из предложенного списка | 8
10 | 2
3 |
Знание основных дат | 1)Определение последовательности исторических событий 2)Задание на установление соответствия | 1,2
3 | 1+1
2 |
Знание исторических понятий, терминов | 1)Задание на установление лишнего в ряду термина по определенному критерию 2)Установление исторического термина по данному определению понятия 3) Задание на установление соответствия между понятием и его определением | 4
5
6 | 1
1
2 |
Знание исторических персоналий | Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями | 9 | 2 |
Работа с историческими источниками | 1)Задание на установление соответствия между историческими источниками и их характеристиками | 7 | 2 |
Знание фактов истории культуры | 1)Задание на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками | 12 | 2 |
Работа с исторической картой | Краткий ответ или множественный выбор | 11 | 2 |
Часть 2 | Задание на аргументацию | 13 | 3 |
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Съезд князей в Любече 2) Призвание варягов 3) Первый созыв английского парламента
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
Нормандское завоевание Англии 2)Невская битва 3)Походы Олега на Царьград
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Невская битва 1) 1242
Б) Разгром печенегов под стенами Киева 2) 1237
В) Крещение Руси 3)1240
Г) битва на Калке 4) 1223
5) 988
6) 1036
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду Древнерусского государства.
1) Смерд, 2) помещик, 3) рядович, 4) пожилое, 5) боярин, 6) закуп.
На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь________________».
Установите соответствие между понятиями, терминами и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПОНЯТИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
А) вира Б) полюдье В) удел Г) вече Д) вои | 1) доля члена княжеского рода 2) штраф за совершенное преступление 3) часть дани и оброка, отдаваемая церкви 4) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани 5) обязанные участвовать в войнах, снаряжались за свой счет 6) точный размер дани 7) народное собрание 8) командовали полком (ополчением) в древнерусском войске |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.
Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».
Б) «В год 6390 (летоисчисление от Сотворения мира). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор;
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) после Олега правил Русью князь Святослав
2) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией
3) указанные события относятся к концу IX в.
4) князь Владимир взошёл на великокняжеский престол в Киеве, согласно завещанию своего отца Святослава
5) в летописи говорится о «языческой реформе» князя Владимира
6) «Языческая реформа» потерпела неудачу, но не остановила попыток князя реформировать сферу ре
лигии
Какие три из перечисленных черт характеризовали зависимость русских земель от Орды? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) перепись населения
2) создание Земских соборов
3) система баскачества
4) система местничества
5) получение ярлыка на великое княжение
6) отмена кормлений
Установите соответствие между событиями и историческими персоналиями
СОБЫТИЯ | имена |
А)Строительство Софийского собора в Киеве | Хлодвиг |
Б)Крестьянское восстание в Англии | Уот Тайлер |
В)Образование государства у франков | Урбан II |
Г)Любечский съезд князей | Ярослав Мудрый |
Д)Крестовые походы | Владимир Мономах |
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Роль (значение) события в истории | Участник события |
Битва на реке Калке | __________(А) | Даниил Галицкий |
__________(Б) | Ослабление агрессии крестоносцев | __________(В) |
__________(Г) | Первый шаг к ликвидации независимости Новгородской республики | Иван III |
Жакерия | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Уот Тайлер
2) Александр Невский
3) заключение перемирия в ходе Столетней войны
4) прекращение набегов печенегов
5) Куликовская битва
6) первое столкновение с монголами
7) Гильом Каль
8) Ледовое побоище
9) битва на реке Шелони
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рассмотрите схему и выполните задание
Какие суждения, относящиеся к походам князя, обозначенным на схеме, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) во время одного из походов Киевский князь заложил город-крепость Корсунь
2) указанные на карте походы укрепили могущество Киевской Руси
3) Киевский князь, чьи походы указаны на карте, разгромил и уничтожил Хазарский каганат
4) врагами Древнерусского государства на степных границах в первой половине X в. были половцы
5) одновременно с завоеванием новых земель великий Киевский князь распространял христианство к востоку от Руси
6) Киевскому князю не удалось перенести столицу государства на Дунай
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) «Повесть временных лет» | 1) Автором является Владимир Мономах. |
Б) «Поучение детям» | 2)Выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. |
В) церковь Покрова на Нерли | 3) Данное творение создано Нестором-летописцем |
Г) Собор святой Софии в Новгороде | 4)Памятник был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 г. |
| 5)Шедевр русского деревянного зодчества. |
| 6) Автором является Ярослав Мудрый |
Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманнистами и антинорманнистами начались ещё в середине XVIII в. и продолжаются до сих пор. Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории (приведите три объяснения).
Ключ к ответам
213
312
3654
24
Путь из варяг в греки
24175
56 23
135
42153
682937
236
3124
-
Могут быть даны следующие объяснения:
— сторонники норманнской теории считали, что государство у восточных славян было создано варягами (норманнами), славяне не могли сами создать государство ввиду своей отсталости; противники норманнской теории считали, что государство славян возникло в результате развития восточнославянского общества (к моменту призвания варягов у славян уже были свои княжения);
— сторонники норманнской теории считали, что слово Русь имеет норманнское происхождение, противники норманнской теории — слово Русь имеет славянское происхождение;
— сторонники норманнской теории считали, что варяги (норманны) — жители Скандинавии, а их противники считали, что варяги (норманны) — славяне с южного берега Балтийского моря.
Могут быть даны другие объяснения.