kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие негосударственных школ в России. Частные гимназии Царицына

Нажмите, чтобы узнать подробности

В целом, деятельность частных учебных заведений в начале XX века была прекрасно организована с точки зрения постановки учебно-воспитательной работы, условий для комфортного обучения детей, использования новых форм организации обучения, как опережающая развитие казенных учебных заведений аналогичных категорий.  

          Таким образом, в начале XIX - XX веков частное образование сумело отразить и реализовать основные потребности общества в результатах образования детей:

1) необходимость образования для женщин и повышения его качества;

2) необходимость создания профессионально - профильных школ. Главная цель которых состояла в том, чтобы подготовить квалифицированных рабочих в различных отраслях экономики;

3) необходимость создания системы образования максимально открытой для взаимодействия с обществом, готовой выполнять не только образовательные, но и социальные функции.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие негосударственных школ в России. Частные гимназии Царицына»



Воронин Александр Павлович,

учитель истории и обществознания.

ЧОУ СОШ "Родник" г. Волгоград



Развитие негосударственных школ в России. Частные гимназии Царицына


История развития частного школьного образования в России, свидетельствует о том, что в начале своего становления частная школа испытывала сильное административно - негативное воздействие правительствующих властей, которое проявлялось в завышенных требованиях к первым частным учебным заведениям. «циркулярном» давлении направленном на подавление частной инициативы в области народного образования. Практиковалось создание «искусственной» ситуации «государственно - общественного» не признания учреждений частного образования.

    Либеральная эпоха Александра II положила начало новой политики в сфере развития частного школьного образования в России. Частные лица, основатели негосударственных образовательных учреждений получили широкую свободу действий. В 1857 году, высочайшим указом было разрешено открывать частные школы без ограничений [3]. Частные учреждения возникали не в последнюю очередь по инициативе российских семей, поскольку в распоряжении государства не было в достаточном количестве современных на тот момент образовательных учреждений. Таким образом, во второй половине XIX века в России наблюдается заметное увеличение числа частных школ. В качестве основателей частных школ, на данном этапе, выступали люди в большинстве своём имевшие право на преподавательскую деятельность: домашние учителя и преподаватели государственных учебных заведений. Домашние учителя, как правило, давали детям основы начального образования. Именно эта практика становится основным видом деятельности большинства частных школ и пансионов. Параллельно с этими учебными заведениями начинают возникать частные гимназии. В середине девятнадцатого века в России открываются частные пансионы для обучения детей обоих полов. Главная цель обучения всех видов частых учебных учреждений - подготовка детей к поступлению в среднюю школу [7].

В отличии от государственных школ, частные школы изначально объявлялись как всесословные. Для поступления в частную школу от родителей не требовали никаких документов, приём в школу осуществлялся в любое время учебного года. В большинстве своём материальные интересы основателей частных школ предопределяли все стороны деятельности данных учебных заведений; условия приёма в школу и отчисления детей, время обучения, предметы и их последовательность изучения, порядок классных занятий, характер учебных программ, учет успеваемости, порядок работы школы и так далее. Методическая и воспитательная работа, как правило, не отражалась в учебных планах образовательных заведений. Можно утверждать, что таким важнейшим сторонам образовательной деятельности как формы и методы обучения, не уделялось необходимого внимания [12].

В середине девятнадцатого века, многие частные школы начинают наряду с начальным образованием начинают давать своим воспитанникам и гимназическое образование. В учебных планах частных учебных заведений появляются новые элементы. В частности увеличивается количество «дополнительных» элементов учебных программ, при этом количество времени на изучение древне - славянского языка, изучение священной истории, сокращалось. В целом курс обучения принимал более «практический» характер [3].

В 70 - годы XIX века, образованию мальчиков уделялось приоритетное внимание. Вместе с тем именно в это время увеличивается количество девочек поступающих в частные образовательные заведения. Главной целью открытия частных школ для девочек было предоставление начального образования – обучение чтению и письму на русском языке, а также знакомство с начальными арифметическими правилами. Впоследствии эти школы перешли в категорию женских приходских школ [18].

В конце XIX столетия услуги частных учебных заведений в России оказались крайне востребованными. За десятилетие (с 1871 по 1880 год) число частных учебных заведений в России увеличилось вдвое. Число обучающихся в этих школах приросло втрое. В основном это были учреждения третьей и более высокой - второй категории. Из двадцати семи частных школ Санкт - Петербурга и Москвы, двадцать две были для детей обоего пола, и только пять из них имели характер элитной школы-интерната для детей одного и того же пола. Этот факт свидетельствует о начале процесса демократизации частного образования в России. Более того данная тенденция имела место не только в столичных городах но и в городах Российской провинции [5].

В восьмидесятые годы XIX века были созданы первые специальные пансионы и школы, деятельность которых была сосредоточена на подготовке детей к получению последующего высшего образования конкретного профиля.

В конце семидесятых годов XIX века одновременно в Санкт - Петербурге и Москве, были открыты первые частные школы, для детей из бедных семей. Программа этих школ была нацелена на получение элементарной грамотности. В этих школах впервые появились ученики, чьё обучение осуществлялось за счёт пожертвователей. В этом качестве могли выступить частные лица, земские учреждения, а также общественные и религиозные организации [3].

С начала семидесятых годов XIX века всем вновь созданным частным школам изначально присваивался статус образовательных учреждений 3 - й категории. Проработав в этом качестве не менее пяти лет, учебное заведение могло подать прошение на получение более высокого статуса. Необходимо подчеркнуть, что в это время не существовало чётко «прописанных» признаков отнесения образовательных школ к той или иной категории. Возникала парадоксальная ситуация при которой в разряд самой низшей - третьей категории относились учебные заведения как для детей неимущих так и элитные школы для привилегированных слоёв Российского общества.

В начале восьмидесятых годов в Москве был реализован проект создания учебного заведения - гимназии, которая состояла из двух частей. Первая представляла собой подготовительную школу для детей обоего пола. На этом этапе ученики усваивали необходимый объём знаний, требуемых умений и навыков для последующего продолжения обучения в гимназии. Именно в школах подобного типа шел процесс накапливания и систематизации знаний в сфере детской практической психологии, и создаются первые педагогические методики для обучения детей. Фактически в это время закладываются основы российской детской педагогики [4].

В начале восьмидесятых годов XIX века, царское правительство меняет ряд принципов своей политики в сфере народного образования. Отныне приоритет на уровне начальной школы отдаётся развитию системы церковно - приходских школ. Изменение политики в сфере народного образования негативно отразилось на развитии частных школ. Большинство из них были переведены в управление уездных училищных советов. В этот период наблюдается также рост всевозможных административных препятствий для открытия частных школ. В целом, по сравнению с предыдущим десятилетием уменьшается количество учеников в частных учебных заведениях [15].

Следует отметить, что на этом фоне прямых административных запретов интерес к частным учебным заведениям не уменьшился, и они стали открываться, минуя эти запреты на территориях подведомственных земским учреждениям. В этом случае инициаторами открытия негосударственных учебных заведений были частные лица – жители уездов, которые непосредственно осуществляли управление этими учреждениями. Однако, по договоренности с земскими властями, плата за обучение с детей, происходящих из наиболее бедных семей не взымалась.

В 80-е годы XIX века в России возникают специальные частные школы, работа которых поддерживалась исключительно на средства благотворителей и учредителей. Их главной задачей было распространение основ грамоты среди работающих женщин. Работницы занятые шесть дней в неделю тяжелым трудом на фабриках имели возможность только в воскресный день посещать школу. Именно это и предопределило формирование особой формы получения образования – очно – заочное обучение [8].

На рубеже XIX - XX веков окончательно закрепляется в качестве основной модели частной школы в дореволюционной России двуединое учебное заведение, включающее в себя частный детский сад и частную гимназию. Тем самым частная практика в сфере образования позволила определить наиболее оптимальную форму обучения, которой не было в опыте государственного образования. Идея непрерывности образования найдёт своё развитие не только в практике двадцатого столетия, но и найдёт своё продолжение в двадцать первом веке [17].

Ещё одной особенностью функционирования частного образования получившей признание на рубеже XIX - XX веков была практикоориентированность обучения. Вначале эта традиция возникает в столичных городах России. В 1888 году в Санкт - Петербурге и Москве открываются первые частные школы для подготовки поваров, электриков и специалистов по обслуживанию газового оборудования. Позднее подобные школы возникают повсеместно в России. Такими были частные школы в Саратове, Царицыне, Камышине которые давали необходимые аграрные знания для детей и взрослых, занятых в сельскохозяйственном производстве [22].

В мае 1870 года в России было принято положение о женском образовании, в котором говорилось о создании женских гимназий. Заботу о развитии частных женских школах взяла на себя императрица Мария [23].

Первая частная школа открылась в Царицыне в конце XIX века. Это была Мариинская школа для девочек. Она находилась на пересечении улицы Спасителя и Святого Петра. Сначала это была 6 - классная прогимназия. Спустя шесть лет она преобразована в 8 - классную гимназию.

Окончание 8 - го класса было необязательным. Выпускницам после завершения восьмилетнего курса присваивалась квалификация домашней учительницы, с выдачей соответствующего свидетельства.

Стоимость обучения в частных школах того времени составляла довольно значительную даже для «средних» слоёв российского общества сумму - 90 рублей в год. Если необходимых средств не хватало, то ученицы могли обратиться за материальной помощью к различным благотворительным организациям Царицына. В частности подобную поддержку могло оказать «Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Мариинской женской гимназии». Нередко требуемые средства на обучение нуждающимся предоставляли богатые царицынские купцы.

Первым директором Мариинской гимназии была назначена госпожа А. Ф. Коячина. Она долго проработала в этой должности в гимназии. В царицынских гимназиях среди преподавателей изначально преобладали мужчины. Заработная плата педагогов – мужчин составляла 420 - 480 рублей в год, а годовое жалование их коллег-женщин составляло примерно 360 - 420 рублей [16].

К началу XX века в Царицыне наряду с начальными училищами и церковно - приходскими школами уже было открыто две гимназии, мужская и женская. Вместе с тем для Царицына того времени этого уже было недостаточно. В те годы в России к учебным заведениям, особенно к гимназиям начала XX века, предъявлялись очень высокие требования. Частные лица были не в состоянии затрачивать существенные денежные средства на создание и поддержку деятельности негосударственных учебных заведений столь высокого уровня. Поэтому к началу XX века в Царицыне практически все гимназии были государственными. Но и сфере образования происходили значительные изменения. К началу XX века в Царицыне была основана одна из первых на Юге России частных гимназий.

Значительную роль в создании первой частной гимназии принадлежит местных купцам - промышленникам братьям Серебряковым. Их примеру последуют и другие состоятельные люди дореволюционного Царицына. Пожертвование денежных средств на развитие частного образования в нашем городе постепенно становится достойной традицией. Так, например здание женской частной гимназии было возведено промышленником Туркиным. На свои средства возводили, а затем предоставляли эти здания для открытия учебных заведений купцы Шлыковы [19].

В первую частную женскую гимназию принимали девочек всех сословий, чьи родители были в состоянии оплатить за обучение по 55 рублей в год. В гимназии девочки изучали Закон Божий, русский, латинский, греческий, немецкий и французский языки, алгебру, тригонометрию, физику, химию, историю, географию, естествознание. Гимназистки также изучали основы рисования, пения, гимнастики, танцев, правила гигиены, ведения домашнего хозяйства и рукоделия.

Важно особо подчеркнуть, что основательницей первой частной царицынской гимназии были вовсе не богатые промышленники или состоятельные меценаты, а скромная учительница - Антонина Михайловна Стеценко. В начале своего педагогического пути в Царицыне Антонина Михайловна преподавала в Соборной (Успенского собора) церковно-приходской школе. Однако уже в конце 1899 года, она решает круто изменить свой профессиональный путь. В доме мещанина И. Иванова, на углу улицы Покровской и Астраханской. В 1899 году, открывается частная школа, в которой давали уроки французского языка и готовили к поступлению в гимназии и реальные училища. В эту школу принимали как девочек, так и мальчиков. В Царицыне конца XIX века подобные школы были уже достаточно распространённым явлением.

Начинание Антонины Михайловны оказалось достаточно успешным и в начале 1901 года школа преобразовывается в частное женское училище с программой министерских прогимназий. Насколько успешной оказалась деятельность Антонины Михайловны, свидетельствуют следующие факты: если в 1899 году, в школе Стеценко занимались только три ученицы. То уже через год их количество составило 11 человек. К началу работы частного женского училища 62 ученицы подтвердили свою готовность, в нём учится. К моменту открытия училища в нем преподавало 6 учителей. При этом подготовительная школа продолжала свою работу, будучи организационной частью женского училища. В новом 1902-1903 учебному году частное женское училище становится женским пятиклассным учебным заведением 1-го разряда, которое включало в себя приготовительные классы с пансионом. Это был невероятно успешный по тем временам учебный проект. В начале 1902 года, прогимназия под руководством Антонины Михайловны переезжает в дом Ткачёва (который ныне находится на улице Пушкинскую), где занимает поначалу, один, верхний этаж. Спустя три года Антонины Михайловны приобретает здание целиком. Это позволит существенно увеличить образовательные возможности образовательного учреждения Антонины Михайловны, а также улучшить условия учебного процесса.

В конце 1904 года учебное заведение А. М. Стеценко приказом министра народного просвещения было преобразовано в пятиклассную прогимназию с правами министерских учебных заведений. Это имело большое значение для учебного заведения под руководством А. М. Стоцонко. Это преобразование открывало возможность ученицам Антонины Михайловны переходить в государственную гимназию без вступительных экзаменов [24], Первый выпуск прогимназии состоялся. В мае 1905 года первые одиннадцать выпускниц покинули пятиклассную прогимназию А. М. Стеценко. В конце 1905 года Антонина Михайловна одержала ещё одну педагогическую победу - её прогимназия была преобразована в «полноценную восьмиклассную женскую гимназию с правами казенных гимназий» [18].

Частная гимназия под руководством госпожи А. М. Стоцонко пользовалась заслуженным уважением среди гимназий в Царицыне. В гимназии училось «380 девушек, имевших возможность ежегодно платить за обучение 60—70 рублей» [26],

Госпожа А. М. Стеценко по праву считалась высококвалифицированным прогрессивным педагогом. Её гимназия одной из первых Царицыне «перешла на 9 - летнее обучение, учебное заведение имело свою библиотеку с книжным фондом 914 книг, в пристройке располагался пансион для гимназисток младших классов» [20, 32].

Антонина Михайловны проявляла также интерес к техническим новшествам. По её инициативе «в 1915 году была возведена собственная котельная, которая обогревала здание новым для Царицына способом — при помощи газа» [21,43],

Госпожа А. М. Стеценко задумала осуществить ещё один не менее грандиозный проект в сфере образования – открыть наряду с гимназией ещё и реальное училище. Данная идея сулила не малые материальные и репутационные выгоды. Осуществить свои намерения Антонина Михайловна в это раз не сумела. Этому помешало открытие городскими властями Царицына реального училища [6],

Вслед за частной школой в Царицыне начали открываться дополнительные курсы не только при частных учебных заведениях, но и при различных общественных организациях (при обществе Взаимного вспоможения приказчиков в Камышине были устроены курсы бухгалтерии и коммерческой арифметики). Данные примеры характеризуют открытость частного образования русскому обществу. Общественные организации получили доступ к устройству образовательных дел в лице множества социальных некоммерческих образовательных организаций.  

В целом, деятельность частных учебных заведений в начале XX века была прекрасно организована с точки зрения постановки учебно-воспитательной работы, условий для комфортного обучения детей, использования новых форм организации обучения, как опережающая развитие казенных учебных заведений аналогичных категорий.  

Таким образом, в начале XIX - XX веков частное образование сумело отразить и реализовать основные потребности общества в результатах образования детей:

1) необходимость образования для женщин и повышения его качества;

2) необходимость создания профессионально - профильных школ. Главная цель которых состояла в том, чтобы подготовить квалифицированных рабочих в различных отраслях экономики;

3) необходимость создания системы образования максимально открытой для взаимодействия с обществом, готовой выполнять не только образовательные, но и социальные функции.


5. Список использованных источников


1.Антонова С.В. Становление и развитие частного школьного образования в России: Последняя четверть XVIII в. - первая половина XIX в. Москва, 2013.

2.Галаган А.И. Современное состояние мирового рынка образовательных услуг и положение на нем России // Социально-гуманитарные знания. 2016. №3. С.61-75.

3.Грэм П. Америка за школьной партой. Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации. Издательский дом Высшей школы экономики, 2011.

4.Голуб Ю.Г. Власть, общество и проблемы модернизации российского образования // Власть. 20164. №8. С.19-23.

5.Ивойлова И. Частная - несчастная? Как уравнять в правах негосударственные и государственные школы. "Российская газета" –Спецвыпуск "Образование и карьера" №5122 (43).

6.Комов С.В. «Развитие частных школ России и Германии как фактор государственного реформирования образования». Москва, 2015.

7.Луков В.А. Реформы образования // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 3. С. 217-219.

8.Никитин С. В. Частное образование возрождается. На правах рукописи 2016 год.

9.Ушакова М.В. Российский рынок образовательных услуг и его специфика // Социально-гуманитарные знания. 2014. №5. С.254-265.

10.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

11.Фрумин И.Д., Поляруш П.П. Частно-государственное партнерство в образовании: уроки международного опыта. Вопросы образования №2, 2015. С.73-107.

Список интернет-источников:

12..http://www.educom.ru/ru/education_system/eos/

13..http://www.ellimonarinternational.com/en/cognita-2.html

14..http://www.gks.ru/bgd/regl/b03_33/Main.htm

15..http://www.independent.co.uk/voices/commentators/philip-hensher.html

16..http://www.private-school.ru/

17..http://www.rg.ru/2004/08/31/samoupravleniye-dok.html.

18..http://www.ukprivateschools.com/selecting-a-school.htm

19..www.marketologi.ru/upload/information_system_16/8/2/3/item_823/information

20.Вильсон А. Л. Двадцать лет негосударственной системе образования России. Достижения, проблемы, перспективы. 21.http://www.intaledu.com/ru/press/publications/133/

22.Носова Т.В. Количество частных школ в России стремительно сокращается http://www.faito.ru/news/1266259320/

23.Система образования в Испании http://abcspain.ru/ucheba-v-ispanii/sistema-obrazovaniya-v-ispanii/






























4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Развитие негосударственных школ в России. Частные гимназии Царицына

Автор: Воронин Александр Павлович

Дата: 25.02.2017

Номер свидетельства: 395537


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства