kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплекс учебных заданий по теме: "Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований" (в формате ЕГЭ 2016 года)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс заданий по теме "Причины, особенности, последствия и цена петровсктих преобразований" составлен в соответствии с историко-культурным стандартом в формате ЕГЭ 2016. Тест тематический. Может использоваться в 10 классе в рамках повторения эпохи Петра Первого и в 11 классе в рамках подготовки к ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс учебных заданий по теме: "Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований" (в формате ЕГЭ 2016 года) »









Комплекс учебных заданий по теме:

"Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований"

(в формате ЕГЭ 2016 года)










Выполнила

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 32

г.о. Самара

Катанина Елена Александровна








2015













ПЕТР I.

Часть 1

  1. Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Процессы (явления, события)

Факты

А) реформы местного управления

1) принятие указа о единонаследии

Б) Преобразование центрального управления

2) деятельность Великого посольства

В) Закрепление дворянской собственности на землю

3) создание Сената

Г) Приглашение на службу иностранных специалистов

4) учреждение губерний


5) подписание Ништадстского мира



  1. Что из перечисленного относится к политике протекционизма? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. принятие Таможенного тарифа

  2. введение хозрасчета на государственных предприятиях

  3. субсидии для производителей, выпускающий товары и услуги на внутренний рынок

  4. утверждение частной собственности на землю

  5. добровольные экспортные ограничения.

  1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списки данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие

Дата

Участники

Битва при д. Лесная

А) _________________

Меньшиков А.Д., Голицин М.М.

Б) _____________

1722 год

Апраксин Ф.М.

Великое посольство

1697 – 1698 г.г.

В) ____________

Прутский поход

Г)________________

П.П. Шафиров



Пропущенные элементы:

  1. 28 сентября 1708 год

  2. Персидский поход

  3. 1689 год

  4. П.И. Ягужинский

  5. 27 июня 1709 год

  6. Азовский поход

  7. Ф.Я. Лефорт

  8. 1711 год

  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

  1. Учреждение Сената

  2. Крымские походы

  3. Введение Табели о рангах

  1. Установите соответствие между событиями и годами:

События

Даты

А) Вечный мир с речью Посполитой

1) 1722г.

Б) Азовские походы

2) 1700 – 1721гг.

В) Северная война

3) 1686г.

Г) учреждение коллегий

4) 1695,1696гг.


5) 1718 – 1721гг.



  1. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к правлению Петра I. 1) протекционизм; 2) сенат; 3) ассамблея; 4) кондиции; 5) фискал; 6) рекрутские наборы.

  2. Запишите термин, о котором идет речь.

Центральные государственные учреждения в России, созданные Петром I

Ответ_______________.

  1. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий:

События

Участники

А) Гангутское сражение

1) А.Д. Меньшиков

Б) составил «Духовный регламент» 1721

2) Ф.М. Апраксин

В) восстание в Астрахани

3) Э.И. Бирон

Г) Полтавская битва

4) Б.П. Шерементьев


5) Феофан Прокопович



  1. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.

Фрагменты источников

А)

«Его королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное непрекословное вечное владение и собственность в сей войне, через его царское величество оружия от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена.

…Против того же его царское величество обещает в 4 недели по размене ратификацией о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно, его королевскому величеству и короне Свейской возвратить… Великое княжество Финляндское…»

Б)

«Такожде уговорили и постановили есмы, что всем городам и землям, в прошедшею войну от Короны Польской и Великаго Княжесва Литовскаго завоеванным, то есть Смоленск с городами и с уездами, которые от сего краю, от Витебскаго, от Полоцкаго и от Лютинскаго уездов к Смоленску належат, Дорогобужу, Белой, Красному с своими местами и с уездами и принадлежностями, как оныя обретаются до сего времени, по перемирному договору, быть в стороне Их Царскаго Величиства, а с другаго краю Рославлю и где суть Северские городы, Чернигову, Стародубу, Новугородску-Северскому, Почепу и иным, также и всей Малой России сея стороны Днепра городом Нежину, Переяславлю, Батурину, Полтаве, Переволочне и всем, того Малороссийскаго краю, городам и землям и местам, какими ни есть прозвищи и урочищи названные, со всеми своими уездами, селами и деревнями и в них живущими всяких чинов людьми и принадлежностями, как они по се время по перемирному договору в стороне Их Царскаго Величества обретались, так и ныне оставатися имеют в стороне Их Царскаго Величества на вечныя времена…»

Характеристики

  1. Данный договор был подписан в Петербурге.

  2. По данному договору Россия получила выход в Балтийское море

  3. По данному договору Россия получила выход в Черное море

  4. Данный договор был подписан по результатам Северной войны.

  5. Государства, подписавшие данный договор обязались не подписывать сепаратный мир с Османской империей

  6. В данном договоре гарантировалась свобода вероисповедания для православных и признание за Россией права на их защиту.

  1. Прочитайте отрывок и укажите название документа, откуда он взят: «Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства не из дворян, то кода кто получит вышеписаный чин, оной суть дворянин и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах и не из дворян, оных дети не суть дворяне». Ответ___________________.

  2. Прочтите отрывок из статьи И.С. Аксакова. «Страна раздвоилась: в одном стане… обособленные от земли люди, т.е. вся служилая, в сущности, правящая сила, от дворян до последнего солдата и канцеляриста отрекшаяся от преданий, от народности, но ставшая орудием цивилизации и проводником образования, а впоследствии и самосознания. Все они были к тому же обязательно бритые, в немецких кафтанах и пудре. В другом стане: купцы, посадские, крестьяне, одним словом, народ со своим древним обычаем, с льготой: носить бороду и родную одежду».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.

  1. в тексте говорится о последствиях реформ Избранной рады

  2. автор считает одним из результатов преобразований отчуждение правящего меньшинства от народа

  3. реформы, приведшие к описанным в тексте последствиям, осуществлялись в конце XVII – начале XVIIIв.

  4. одной из реформ, последствия которых описаны в тексте, было учреждение ассамблей

  5. одной из причин преобразований, последствия которых описаны в тексте, стала отмена крепостного права в России

  6. одной из целей преобразований, последствия которых описаны в тексте, был постепенный отход от сословной системы

  1. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристикам:

Памятник культуры

Характеристики

А) «Юности честное зерцало»

1) автор – И.Н. Никитин

Б) портрет канцлера Головкина

2) первый естественно-научный музей

В) Кунсткамера

3) свод правил хорошего тона

Г) конная статуя Петра I

4) автор – А. Нартов


5) автор – Растрелли

Рассмотрите изображение и выполните задания 13 – 14.

  1. Какие суждения о данном изображении являются верными. Выберите два суждения из пяти предложенных.

  1. Это прижизненный портрет правителя, автором которого был И.Н. Никитин.

  2. Период правления этого правителя вошел в историю как эпоха просвещенного абсолютизма.

  3. В годы правления этого монарха Россия стала империей.

  4. Правление изображенного монарха приходится на вторую половину XVIII века.

  5. Правление изображенного монарха вошло в историю России, как «бунташный» век.

  1. Какое из зданий, представленных ниже, не относится к периоду правления изображенного правителя.

1)

2)

3)

4)



















Рассмотрите схему и выполните задания 15 – 18.

  1. Напишите имя правителя России, возглавлявшего страну в это время. Ответ___________________________.

  2. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ___________________________.

  1. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой «2».

Ответ___________________________.

  1. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

  1. Война продолжалась около 5 лет.

  2. Война продолжалась 20 лет.

  3. Война закончилась после сражения под городом (2).

  4. Военные действия велись не только на суше, но и на море.

  5. Одним из последствий этой войны было отвоевание выхода России к морю.

  6. В ходе войны Россия потеряла весь флот.

  1. Вов Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов:

А) План немцев по захвату СССР назывался __________ .

Б) Крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой произошло в ходе ___________.

В) Представитель литературы, писавший свои стихи в блокадном Ленинграде____________________.

Пропущенные элементы:

  1. «Тайфун»

  2. Московская битва

  3. О.Ф. Бергольц

  4. «Барбаросса»

  5. Сталинградская битва

  6. Курская битва

  7. К.М. Симонов

  8. «Цитадель»

  9. А.Т. Твардовский

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20 – 22

«Столетьем безумным и мудрым» назвал XVIII век А. Н. Радищев. Жизнь огромной страны, выведенной петровскими реформами из состояния равновесия, отличалась в это время какою-то всеобщей, небывалой дотоле стремительностью. На глазах одного-двух поколений родилось новое общество, утвердилось новое отношение к человеку. Отныне не порода, не «титлы» в первую очередь, а заслуги перед страной, реальная польза, приносимая на общественный алтарь отдельной личностью, определяли ее ценность. Люди сильные, энергичные, предприимчивые выдвигались на первые роли в государстве. Стремительно рушились старые привилегии боярства и духовенства. Стремительным было возвышение дворян, «служилых людей». Стремительно разворачивали свою деятельность промышленники, купцы и иные предприниматели. И не менее стремительно росло недовольство крепостных, чьим трудом и оплачивался этот общегосударственный энтузиазм.1



  1. О каком столетии идет речь в тексте? Кто был инициатором реформ, о которых говорит автор? Привлекая знания по истории, назовите не менее трех личностей, прославившихся в это столетие.

  2. В чем, по мнению автора, состояло отличие этого столетия от других во внутренней жизни России? Приведите не менее трех положений.

  3. Используя текст из источника и знания по истории, укажите, в чем состояло внешнее величие России в этом столетии. Укажите не менее трех положений.

  4. Первая четверть XVI 11 в. в России была ознаменована проведением широкомасштабных преобразований. Объясните, чем была вызвана необходимость проведения Петровских преобразований (приведите

три объяснения).

  1. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Преобразования Петра I в области культуры и быта сводились лишь к насильственному приобщению России к культуре запада и привели к подавлению национальной культуры, разрыву между образом жизни простого народа и дворянства».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде:

Аргументы в подтверждение:

1)…

2)…

Аргументы в опровержение:

1)…

2)…

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов правления Петра I:

1) 1682 – 1696 гг. 2) 1700 – 1721гг. 3) 1721 – 1725гг.









































  • Ключи

    1. А4, Б3, В1, Г2

    2. 1,3,5

    3. А1, Б2, В7, Г8

    4. 2,1,3

    5. А3, Б4, В2, Г5

    6. Кондиции

    7. Коллегии

    8. А2, Б5, В4, Г1

    9. 2,4,5,6

    10. Табель о рангах

    11. 2,3,4

    12. А3, Б1, В2, Г5

    13. 1,3

    14. 3

    15. Петр Первый

    16. Петербург

    17. Полтава

    18. 2,4,5

    19. А4, Б6, В3

    20. - XVIII столетие; - инициатор реформ – Петр I; - прославившиеся личности этого столетия: А.Д. Меньшиков, М.В. Ломоносов А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.

    21. - родилось новое общество, утвердилось новое отношение к человеку; - заслуги перед страной определяли ценность личности; - на первые роли в государстве выдвигались люди энергичные, сильные; - рушились старые привилегии боярства и духовенства; - стремительно возвышалось дворянство.

    22. Внешнее величие России состояло в том, что: - в конце XVIII века Россия стала великой и могущественной империей, с которой вынуждены были считаться другие страны; - её пределы расширились, в состав вошли новые народы на западе, юге, востоке; - Россия тала морской державой.

    23. - экономическое и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету;

- служилое сословие ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны;

- бунташный характер XVII в. порождал необходимость укрепления и совершенствования государственного аппарата управления и армии;

- духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры.

    1. Аргументы в подтверждение:

- быт русского дворянства в значительной степени определялся западноевропейскими обычаями, следование которых стало принимать форму низкопоклонства перед западом; - многие новации в области культуры носили принудительный характер (бритье бород, ношение париков); - преобразования привели к углублению раскола общества.

Аргументы в опровержение: - реформы Петра I способствовали созданию системы учебных заведений, ориентированных на подготовку отечественных кадров (Навигационная, Инженерная, Медицинская школы, Морская академия); - благодаря петровским преобразованиям государственную поддержку получило развитие отечественной науки (научные экспедиции, открытие кунсткамеры, основание Академии наук); - процесс освоения достижений западноевропейской культуры сопровождался появлением новых стилей и направлений в искусстве.



1 Лебедев Е.Н. Ломоносов. – М.: Молодая гвардия, 1990.- 532 с.*2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Катанина Елена Александровна

Дата: 01.11.2015

Номер свидетельства: 246461


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства