Просмотр содержимого документа
«КИМ по Всеобщей истории 5 класс, тема "Древний Восток"»
Контрольная работа №1 по теме «Древний Восток»
в 5 классе.
Пояснительная записка
1. Назначение работы
Промежуточная контрольная работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 5 класса по предмету «История», раздел «Древний Восток» выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы
Контрольная работа составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Содержание контрольной работы соответствует учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История древнего мира. 5 класс».
3. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ
Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учетом требований указанных выше документов, и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учет:
требований федерального государственного образовательного стандарта;
требований историко-культурного стандарта;
целей исторического образования в основной школе;
специфики курса истории основной школы;
ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.
4. Характеристика структуры и содержания контрольной работы
Работа охватывает содержание курса истории Древнего мира, раздел «Древний Восток»
Общее число заданий – 17.
Работа содержит 15 заданий с кратким ответом и 2 задания с развёрнутым ответом.
5. Распределение заданий контрольной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
В работе задания условно разделены на тематические блоки: 1) Жизнь первобытных людей; 2) Древний Египет; 3) Древнее Двуречье; 4) Финикия, Ассирия, Персия, Древнееврейское царство; 5) Древняя Индия; 6) Древний Китай.
Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности.
Проверяемые элементы подготовки
Код
Число
заданий
Максимальный
первичный
балл
Процент
максимального первичного балла за всю работу,
равного 24
Знание терминов
1.1
4
4
16,6
Знание фактов
1.2
10
14
58,3
Знание дат
1.3
1
2
8,3
Знание имен
1.4
3
5
20,8
Знание подробностей событий
1.5
2
6
25
Объяснять явления, процессы, связи и отношения
2.3
2
3
12,5
Определять логические связи между предметами и/или явлениями
2.7
2
3
12,5
Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, резюмировать главную идею текста
2.11
1
1
4,1
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл
2.14
1
1
4,1
Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
3.1
2
6
25
Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи
3.2
2
6
25
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание
3.16
2
6
25
6. Продолжительность контрольной работы
На выполнение работы отводится 40-45 минут.
7. Распределение заданий КИМ по уровню сложности.
В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.
К заданиям базового уровня сложности относятся те задания, где учащимся V класса предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К базовому уровню относятся все задания 1–12.
К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является по преимуществу репродуктивной. Такими заданиями являются все задания 13–15.
К высокому уровню сложности относятся задания, где учащиеся выполняют частично-поисковые действия, используя приобретённые знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. К высокому уровню сложности относится задания 16-17.
Обобщенный план варианта контрольных измерительных материалов для проведения контрольной работы в 5 классах
Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения – 60–90%), П – повышенный (40–60%), В – высокий (менее 40%).
Обозначение задания в работе
Коды разделов и элементов содержания
Проверяемое содержание
Проверяемые виды деятельности
Коды планируемых результатов обучения
Уровень сложности задания
Примерное время выполнения задания (мин.)
Максимальный балл за задание
1
2.1.4.1
2.1.4.2
Древний Восток
Знание фактов
1.2
Б
1–2
1
2
2.1.4.2
Древний Египет
Знание фактов
1.2
Б
1–2
1
3
2.1.4.8
Древний Восток
Знание имен
1.4
Б
1–2
1
4
2.1.4.2
Древний Египет
Знание терминов
1.1
Б
1–2
1
5
2.1.4.7
2.1.4.8
Древний Восток
Объяснять явления, процессы, связи и отношения
2.3
Б
1–2
1
6
2.1.4.2
Древний Египет
Работа с документом
2.11
Б
1–2
1
7
2.1.4.1
Древний Восток
Знание фактов истории культуры
1.2
Б
1–2
1
8
2.1.4.1
Древний Восток
Знание фактов истории культуры
1.2
Б
1–2
1
9
2.1.4.1
Древний Древнееврейское Царство
Знание фактов истории культуры
1.1
1.2
Б
1–2
1
10
2.1.4
Древний Восток
Знание фактов
1.1
1.2
Б
1–2
1
11
2.1.4
Древний Восток
Знание фактов
1.1
1.2
Б
1–2
1
12
2.1.4
Древний Восток
Знание фактов
Определять логические связи между предметами и/или явлениями
1.1
1.2
2.7
Б
2–3
1
13
2.1.4.1
Древнее Двуречье
Знание имен
Объяснять явления, процессы, связи и отношения
1.4
2.3
П
2–3
2
14
2.1.4
Древний Восток
Знание дат
Знание имен
1.3
1.4
П
2–3
2
15
2.1.4
Древний Восток
Определять логические связи между предметами и/или явлениями
2.7
П
2–3
2
16
2.1.2.1
2.1.4
Первобытное общество/Древний Восток
Знание фактов
Знание подробностей событий
Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
1.2
1.5
3.1
3.2
3.16
В
2–3
3
17
2.1.4
Древний Восток.
Знание фактов
Знание подробностей событий
Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
1.2
1.5
3.1
3.2
3.16
В
2–3
3
Всего заданий – 17, из них по уровню сложности: Б – 12, П – 3, В – 2. Общее время выполнения работы – 40-45 мин. Максимальный балл – 24.
8. Планируемые результаты
Планируемые результаты
Умения
Локализовать во времени и пространстве.
- устанавливать место исторического события на линии времени
- объяснять последовательность событий (раньше, позже)
- устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию, времени до н.э. и н.э.
Применять знание фактов для характеристики исторической эпохи
- указывать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий
- группировать, систематизировать факты по заданному признаку
Анализировать информацию из исторических источников
- находить в тексте ключевые слова, имена, названия, даты
- определять смысл высказывания
Описывать условия существования, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях в древней истории
- осуществлять отбор необходимой информации
- составлять последовательное описание, рассказ
Раскрывать существенные черты форм государственного устройства древних обществ; положения основных групп населения; религиозных верованиях людей в древности.
- выделять главные признаки исторических явлений, событий
- иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами
Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории
- излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе
- высказывать свои оценочные суждения
9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого из заданий с выбором ответа (1–12) выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.
Задание с кратким ответом (13–16) считается выполненным верно, если верно указаны цифра, последовательность цифр, слово (словосочетание), правильно обозначены объекты на контурной карте. За полные правильные ответы на задания 13-15 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка, то ответ оценивается 1 баллом; если допущены две или более ошибки или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов. Задания 16 и 17 оцениваются 3 баллами в соответствии со специальными критериями оценивания.
Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Работа 1
0–6
7–11
12–17
18–24
Контрольная работа №1 по теме «Древний Восток»
Вариант 1
Часть 1
Какая страна древности располагалась на восточном побережье Средиземного моря?
Китай
Индия
Персия
Финикия
Правителей Древнего Египта называли:
1) вельможами
2) фараонами
3) королями
4) вождями
Первым правителем единого Китая был:
Ашока
Конфуций
Кир Великий
Цинь Шихуан
В хозяйстве египтян для орошения полей применялись:
Дротики
Амулеты
Шадуфы
Иероглифы
Почему древнейшие государства Индии и Китая возникли в долинах крупнейших рек?
Реки в Индии и Китае были мелководными
Крутые берега рек защищали от вторжений кочевников
Главным занятием народов этих стран была речная торговля
В долинах рек сложились благоприятные условия для развития земледелия
Укажите название документа, отрывок из которого приведен.
Хапи, бог Великой Реки, Слава тебе!
Ты оживляешь Та-Кемет разливом своей реки,
Поля орошаешь, дождь с небес даруешь,
Хапи, ты наш благодетель, ты наш кормилец!
Библия
Законы царя Хаммурапи
Хвалебная песня египтян
Книга высказываний Конфуция
Какой памятник культуры был создан в Древнем Двуречье?
Пирамида Хеопса
Храм бога Яхве
Ворота богини Иштар
Наскальные рисунки в пещере Альтамира
Какой народ мира придумал шахматы и цифры, которые мы называем арабскими?
Индийцы
Ассирийцы
Персы
Китайцы
Где впервые возникло единобожие?
Египет
Ассирия
Мидия
Израиль
Большое и сильное государство называется:
Каста
Держава
Община
Колония
В каком войске впервые появилась конница?
В египетском
В ассирийском
В китайском
В индийском
Какая общая черта характерна для всех государств Древнего Востока?
Существование неравенства между людьми
Использование железных орудий труда
Использование бумаги в качестве материала для письма
Строительство пирамид
Часть 2
Какие слова и словосочетания относятся к истории Персии? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
Алфавит
бог Ганеша
папирус
Дарий I
10 тысяч «бессмертных» воинов
Расположите в правильной хронологической последовательности следующие имена.
Тутмос
Соломон
Цинь Шихуан
Кир Великий
Установите соответствие между мифом или сказанием и страной, в которой они были созданы. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Миф, сказание
Страна
А) поэма «Рамаяна»
Б) миф о Всемирном потопе
В) сказание о Гильгамеше
1) Палестина
2) Финикия
3) Индия
4) Двуречье
Часть 3
Сравните родовую и соседскую общины. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее
Различия
Родовая община
Соседская община
Где появилось учение Конфуция? Объясните какое значение имело учение Конфуция для китайского общества. Приведите два-три суждения.
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Работа 1
0–6
7–11
12–17
18–24
Контрольная работа №1 по теме «Древний Восток»
Вариант 2
Часть 1
Какая страна древности располагалась в Южной Азии?
Египет
Индия
Китай
Финикия
Царских советников и военачальников в Древнем Египте называли:
Фараонами
Вождями
Писцами
Вельможами
Крупнейшие реки Китая:
Ганг и Инд
Нил и Иордан
Тигр и Евфрат
Хуанхэ и Янцзы
В египетской письменности использовались:
Буквы
Шадуфы
Иероглифы
Клинописные знаки
Почему земледелие стало главным занятием в странах Древнего Востока?
В этих странах часто шли дожди
Жители этих стран в земледелии использовали машинную технику
В этих странах отсутствовали животные, на которых можно было охотиться
Благодаря разливам рек в этих странах земля становилась мягкой и плодородной
Укажите название документа, отрывок из которого приведен.
Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода.
Библия
Законы царя Хаммурапи
Хвалебная песня египтян
Книга высказываний Конфуция
Какой памятник культуры был создан в Древнем Египте?
Пирамида Хеопса
Храм бога Яхве
Ворота богини Иштар
Наскальные рисунки в пещере Альтамира
В какой стране были изобретены бумага и компас?
Египет
Ассирия
Палестина
Китай
В какой стране была создана первая часть Библии?
Индия
Персия
Китай
Палестина
Группа людей обладающая определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству, называется:
Каста
Община
Рабы
Колония
Слонов использовали в сражениях в войсках:
Индии
Ассирии
Китая
Финикии
Какая общая черта характерна для всех государств Древнего Востока?
Единобожие
Создание поселений в других странах
Отсутствие неравенства между людьми
Защита территории от внешних врагов
Часть 2
Какие слова и словосочетания относятся к истории Ассирии? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
Гильгамеш
Бог Яхве
Поэма «Рамаяна»
Библиотека глиняных книг
Ниневия – «логовище львов»
Расположите в правильной последовательности следующие события. Укажите верный ответ в виде последовательности букв.
А) объединение Китая
Б) взятие Вавилона и Египта персами
В) образование единого государства в Египте
Г) расцвет Израильского царства при Давиде и Соломоне
Установите соответствие между высказыванием и автором высказывания. Одному элементу левого столбика, соответствует один элемент правого.
Высказывание
Автор
А) «Будьте почтительны к родителям и учителям вашим. Только в милосердии и самопожертвовании опережайте их. Что себе не пожелаешь, того не делай и другим»
Б) «Всякая жизнь сопровождается страданиями, но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и ни к кому не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от бесконечных желаний все новых богатств и удовольствий. Тогда он не будет более вновь и вновь рождаться на этой земле»
В) «Отдайте ребенка той, которая испугалась, что он умрет. Она – его мать»
Будда
Конфуций
Соломон
Дарий I
Часть 3
Сравните природные условия Египта и Двуречья. Укажите что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее
Различия
Природные условия Египта
Природные условия Двуречья
Что такое политеизм? В чем выражался политеизм религиозных верований древних египтян? Приведите два-три суждения.
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Работа 1
0–6
7–11
12–17
18–24
Ключи к контрольной работе по теме «Древний Восток»
Вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
4
2
4
3
4
3
3
1
4
2
2
1
45
АБГВ
А3
Б1
В4
2
2
4
4
3
4
2
1
4
4
1
1
4
45
ВГБА
А2
Б1
В3
Критерии оценивания заданий части 3
Вариант 1
16.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа не искажающие его смысл)
Баллы
Могут быть названы следующие общие черты:
- ПЕРВОБЫТНОСТЬ
- ЛЮДИ ОБЛАДАЮТ НЕБОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ЗНАНИЙ
- СООБЩА ВЛАДЕЮТ ЛЕСОМ, ПОЛЕМ, РЕКОЙ
- ВЗАИМОПОМОЩЬ
2. Могут быть названы следующие различия
СОСЕДСКАЯ
РОДОВАЯ
РОДСТВЕННИКИ И ПРИШЕДШИЕ ИЗ ДАЛЕКА
У КАЖДОЙ СЕМЬИ СВОЙ ДОМ
ИМУЩЕСТВО ПРИНАДЛЕЖИТ ОТДЕЛЬНОЙ СЕМЬЕ (ЧЕЛОВЕКУ)
КАЖДЫЙ РАБОТАЕТ НА СЕБЯ
ВСЕ РОДСТВЕННИКИ
ЖИВУТ ВСЕ ВМЕСТЕ
ИМУЩЕСТВО ОБЩЕЕ
ПРОДУКТЫ ТРУДА ОБЩИЕ
Верно указаны сходства и различия.
3
Верно указаны общие черты и по одному различию.
2
Верно указаны только общие черты или только различия
1
Нет ответов ни на один вопрос
0
Максимальный балл
3
17.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа не искажающие его смысл)
Баллы
Учение Конфуция появилось в Китае.
Может быть указано, что учение Конфуция:
- предлагало строить отношения между правителем и народом, как между отцом и его детьми (народ должен подчиняться правителю, как дети – отцу);
- было направлено на укрепление семьи, почитание предков;
- провозглашало значение достойного поведения каждого человека в любых обстоятельствах;
-в целом устанавливало правила правления китайским обществом, скрепляло его.
Верно указано где появилось учение. Приведено 2-3 суждения
3
Верно указано где появилось учение Конфуция и приведено 1 суждение
2
Верный ответ на первый вопрос и не приведено ни одного суждения
1
Нет ответов ни на один вопрос
0
Максимальный балл
3
Вариант 2
16.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа не искажающие его смысл)
Баллы
Могут быть названы следующие общие черты:
- Жаркий климат;
- разливы рек;
- плодородный ил
2. Могут быть названы следующие различия
Природные условия Египта
Природные условия Двуречья
Отсутствие дождей
Жаркое лето
Регулярные разливы Нила
Плодородные земли вдоль реки
Нечастые дожди
Нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата
Болота
Отсутствие лесов
Верно указаны сходства и различия.
3
Верно указаны общие черты и по одному различию.
2
Верно указаны только общие черты или только различия
1
Нет ответов ни на один вопрос
0
Максимальный балл
3
17.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа не искажающие его смысл)
Баллы
Политеизм – это религиозное представление о множестве богов, многобожие.
Может быть указано, что Может быть указано, что политеизм в религиозных верованиях древних египтян выражался в:
- большом пантеоне богов;
- вере в загробную жизнь;
- обожествлении сил природы.
Верно дано определение. Приведено 2-3 суждения
3
Верно дано определение и приведено 1 суждение
2
Верный ответ на первый вопрос и не приведено ни одного суждения