Просмотр содержимого документа
«ИСТОРИЯ РУМЫН И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ЛИЦЕЙСКИЙ ЦИКЛ Контрольный тест 1 вариант 12 «Б» класс. Профиль: гуманитарный»
Теоретический лицей имени Н.В.Гоголя, муниципий Бельцы
MINISTERUL EDUCAŢIEI
AL REPUBLICII MOLDOVA
AGENŢIA DE ASIGURARE
A CALITĂŢII
Район/ Муниципий:
«Утверждаю»
Место жительства:
Директор теоретического лицея имени Н.В.Гоголя
Плешко Н.В.
Учебное заведение: Теоретический лицей имени Н.В.Гоголя, муниципий Бельцы
Фамилия, имя ученика:
_____________________
Необходимые материалы: ручка заправленная пастой синего цвета, карандаш, линейка.
Памятка для кандидата:
- Прочитай внимательно и аккуратно выполни каждое задание.
- Работай самостоятельно.
Желаем успехов!
Количество баллов __________________________ Учитель:______________
Количество баллов __________________________ Учитель:______________
История румын и Всеобщая история
Профиль гуманитарный
Часть I (16 баллов)
Прочитайте внимательно предложенные источники А и Б. Опираясь на них, а так же на знания и компетенции, полученные за время обучения в лицее, выполни предложенные задания:
Источник А. «Только после окончания Второй мировой войны на планете зафиксировано более 400 всевозможных столкновений так называемого «местного» значения, более 50 «крупных» локальных войн. Лишь на одном Африканском континенте с 1960 по 1990 г. произошло 18 локальных войн и вооруженных конфликтов достаточно крупного масштаба, зарегистрировано 11 случаев геноцида и массового политического террора.
Более 30 военных конфликтов ежегодно — вот реальная статистика последних лет XX в. С 1945 г. локальные войны и вооруженные конфликты унесли более 30 млн жизней. В финансовом отношении потери составили 10 трлн долларов — вот цена человеческой воинственности.
Еще большие затраты были осуществлены на ведение так называемой «холодной войны». Эта война вплотную подвела человечество к ядерной катастрофе. Угроза всеобщего уничтожения сделала новую мировую войну по форме «холодной», но в то же время она дала «раскрутку» огромному количеству локальных войн и вооруженных конфликтов (по сравнению с предыдущими периодами мировой истории).
Локальные войны всегда были инструментом политики многих стран мира и глобальной стратегии противоборствующих мировых систем — капитализма и социализма, а также их военных организаций — НАТО и Варшавского договора».
(С.Л.Рогоза, Н.Б.Ачкасов "Засекреченные войны 1950-2000 гг.).
Источник Б. «Итак, в основе возникновения наиболее распространенных военных конфликтов, развязанных после Второй мировой войны, лежит экономическое соперничество государств на международной арене. Большинство других противоречий (политических, геостратегических и т. д.) оказывались лишь производными от первичного признака, т. е. от контроля за теми или иными регионами, их ресурсами и рабочей силой. Однако иногда кризисы были вызваны претензиями отдельных государств на роль «региональных центров силы».
К особому роду военно-политических кризисов следует отнести региональные, локальные войны и вооруженные конфликты между государственно оформившимися частями одной нации, разделенной по политико-идеологическим, социально-экономическим или религиозным признакам (Корея, Вьетнам, Йемен, современный Афганистан и т. д.). Однако их первопричиной приходится назвать именно экономический фактор, а этнический или религиозный являются лишь предлогом.
Большое количество военно-политических кризисов возникало из-за попыток ведущих стран мира удержать в сфере своего влияния государства, с которыми до возникновения кризиса поддерживались колониальные, зависимые или союзнические отношения.
Одной из наиболее общих причин, вызывавших региональные, локальные войны и вооруженные конфликты после 1945 г., явилось стремление национально-этнических общностей к самоопределению в различных формах (от антиколониальной до сепаратистской). Мощный рост национально-освободительного движения в колониях стал возможным после резкого ослабления колониальных держав в ходе и после окончания Второй мировой войны».
( Р. Кобург. «Локальные войны и вооруженные конфликты современности». 2007 год).
№
Item (задания)
Баллы
1
Объясните термин локальные войны, учитывая контекст, в котором автор использует источник А. Аргументировано объясните свой ответ.
О каких причинах возникновения локальных войн позволяет документально судить источник Б? Аргументировано ответить со ссылкой на источник и ранее приобретенные знания.
Сравните взгляды авторов из источников А и Б, раскрывающие различные аспекты развития локальных войн в мире. Объясните, есть ли противоречия во взглядах авторов на процесс возникновения локальных конфликтов.
Дайте мотивированное заключение, (используя материалы источников А и Б и ранее полученные знания), почему локальные войны носят военно-политический характер после окончания 2-й мировой войны в Новейшее время.
Прочитайте внимательно предложенный источник. Опираясь на него, а так же на знания и компетенции, полученные за время обучения в лицее, выполни предложенные задания:
Источник. «Будучи монархически настроенными, военнопленные румынские генералы считают, что наилучшей формой правления Румынии и в послевоенное время явится — конституционная монархия. Король Михаил, по общему мнению генералов, не пользуется поддержкой армии, народа и политических партий.
Приводим выдержки из записи бесед и собственноручных заявлений румынских генералов:
В собственноручном заявлении генерал НЕДЕЛЯ говорит: «Армия сожалела об уходе короля Кароля. Несмотря на то что я давно выехал из страны. Румынский народ симпатизировал королю Каролю и имел большую веру в его патриотизм и уменье руководить страной. Армия еще больше симпатизировала королю Каролю».
Генерал ДИМИТРИУ Ромелюс Савва, бригадный генерал пишет:
«Знаю короля Кароля с 1912 года, когда вместе с ним служил в армии. Если король Кароль II снова займет трон Румынии, то я буду рядом с ним и буду служить ему с прежней верностью, но только в случае если король Кароль будет поддержан и признан правительством Союза ССР и его союзниками — США и Англией. В 1940 году в Румынии очень многие сожалели об отречении и отъезде короля Кароля из Румынии. Народ очень любил короля Кароля. При своем возвращении в Румынию король Кароль сможет также опереться на народную партию, члены которой входят в либеральную партию или солидарны с ней, а также может получить поддержку остатков старой консервативной партии, руководимой АДЖЕТУЯНУ, личным другом короля. В армии король Кароль может рассчитывать на поддержку его бывших генералов, а также на большинство офицеров морского и воздушного флота, созданных в свое время королем Каролем. Если бы король Кароль возвратился в Румынию с намерением спасти ее, к нему отнеслись бы очень хорошо».
Генерал МАЗАРИНИ пишет: «Возвращение короля Кароля II в Румынию возможно только при условии официальной поддержки его СССР, США и Англией. Только при этом положении бывший король Кароль мог бы обрести выгодное положение в глазах народа и армии. Лично я думаю, что возвращение короля Кароля очень маловероятно. Я очень любил бывшего короля Кароля, но его поведение в личной жизни и его тенденции к диктатуре не дали мне возможность сохранить по отношению к нему прежние искренние чувства».
(СпецсообщениеЛ.П. Берии - И.В. Сталину об отношении военнопленных румынских генералов к бывшему румынскому королю от 24.05.1944 года. Совершенно секретно).
№
Item (задания)
Баллы
1
Определите мнение автора об отношении к румынскому королю Каролю II в конце 2-й мировой войны со стороны румынского общества. Аргументировано объясните свой ответ со ссылкой на источник.
Сформулируйте, каковы были последствия ухода румынского короля Кароля II с престола Румынии накануне начала 2-й мировой войны. Аргументировано ответьте со ссылкой на исторические факты и источник.
Прочтите информацию из источника и ответь на вопросы заданий.
Источник. «Холодная война была гигантской ошибкой, стоившей миру огромного напряжения сил и гигантских материальных и людских потерь в период 1945-1991 гг. С окончанием войны полярность мира резко изменилась – старые колониальные страны Европы и Япония лежали в руинах, зато вперед выдвинулись Советский Союз и Соединенные Штаты, лишь незначительно вовлеченные в мировое соотношение сил до этого момента и заполнившие теперь своеобразный вакуум, образовавшийся после крушения стран оси. И с этого момента интересы двух сверхдержав вошли в противоречие – и СССР, и США стремились как можно дальше расширить пределы своего влияния, началась борьба по всем направлениям – в идеологии, чтобы завоевать умы и сердца людей; в стремлении вырваться вперед в гонке вооружений, чтобы разговаривать с противоположной стороной с позиции силы; в экономических показателях – чтобы продемонстрировать превосходство своего общественного строя; даже в спорте – как сказал Джон Кеннеди, "международный престиж страны измеряется двумя вещами: ядерными ракетами и золотыми олимпийскими медалями". Запад выиграл Холодную войну, а Советский Союз ее добровольно проиграл. Теперь, распустив Организацию Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи, сломав "железный занавес" и объединив Германию, разрушив сверхдержаву и запретив коммунизм, Россия в 21 веке может убедиться в том, что не никакая идеология, а только геополитические интересы превалируют в западном политическом мышлении. Придвинув границы НАТО вплотную к границам России, расположив свои военные базы в половине республик бывшего СССР, американские политики все чаще обращаются к риторике времен Холодной войны, демонизируя Россию в глазах мирового сообщества».
(Збигнев Бжезинский. История Холодной войны. 1999 год. Вашингтон.).
№
Item (задания)
Баллы
1
Назовите историческое событие, описанное автором. Объясните аргументировано свой ответ со ссылкой на источник.
Сформулируйте причину и соответственно следствие исторического события отраженного в источнике. Дайте аргументированный ответ со ссылкой на источник и ранее приобретенные знания.
Прочитайте внимательно предложенные источники А-Б-В. Опираясь на них, а так же на знания и компетенции, полученные за время обучения в лицее, выполните предложенные задания:
Источник А. «После окончания Второй мировой Войны, ставшей самым масштабным и жестоким конфликтом за всю историю человечества, возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой. Между двумя сверхдержавами того времени СССР и США. Охарактеризовать холодную войну кратко можно, как соперничество за господство в новом послевоенном мире.
Главнейшей причиной холодной войны стали неразрешимые идеологические противоречия, между двумя моделями общества социалистической и капиталистической. Запад опасался усиления СССР. Сыграли свою роль и отсутствие у стран победительниц общего врага, а также, амбиции политических лидеров».
(Епифанцев И.О. Дипломатия и политическая история. Холодная война: глобальное противостояние СССР и США. 2003 г. Санкт-Петербург.).
Источник Б. «Соединенные Штаты же участвовали в войне на Европейском театре военных действий менее года – с июня 1944 года по май 1945-го. После войны США стали кредитором западноевропейских государств, фактически оформив их экономическую зависимость от Америки. «Янки» предложили Западной Европе «План Маршалла» — программу экономической помощи, которую к 1948 году подписали 16 государств. За 4 года США должны были перечислить Европе 17млрд. долларов. Не прошло и года после победы над фашизмом, как англичане и американцы стали озабоченно вглядываться на Восток и искать там некую угрозу. Уже весной 1946 Уинстон Черчилль произносит свою знаменитую Фултонскую речь, с которой обычно связывают начало холодной войны. На Западе начинается активная антикоммунистическая риторика. К концу 40-х все коммунисты были выведены из состава правительств западноевропейских государств. Это было одним из условий, по которым США предоставляли финансовую помощь странам Европы. СССР не был включен в программу финансовой помощи по вполне понятным причинам – его уже рассматривали как врага. Страны Восточной Европы бывшие под контролем коммунистов опасаясь роста влияния США и экономической зависимости также не приняли «план Маршалла». Таким образом, СССР и его союзники вынуждены были восстанавливать разрушенную экономику исключительно собственными силами, и это удалось сделать гораздо быстрее, чем предполагали на Западе».
(Бергофф Р. Холодная война. 2001 год. Мюнхен.).
Источник В. «Историки выделяют следующие этапы холодной войны:
5 марта 1946 г. – 1953 г. - Начало холодной войне положила речь Черчилля, произнесенная весной 1946 г. в Фултоне, в которой была предложена идея создания союза англосаксонских стран, для борьбы с коммунизмом. Целью США стала экономическая победа над СССР, а также, достижение военного превосходства. Фактически холодная война началась раньше, но именно к весне 1946 г., в силу отказа СССР от вывода войск из Ирана, ситуация серьезно обострилась.
1953 г. – 1962 г. - В этот период холодной войны, мир находился на грани ядерного конфликта. Несмотря на некоторое улучшение отношений между Советским Союзом и США во время «оттепели» Хрущева, именно на этом этапе произошли антикоммунистическое восстание в Венгрии, События в ГДР и, ранее, в Польше, а так же Суэцкий кризис. Международная напряженность возросла после разработки и успешного испытания СССР в 1957 г. межконтинентальной баллистической ракеты».
(Николаеску М. Общественно-политическая жизнь второй половины ХХ века. 2009 год. Бухарест.).
Используйте информацию из источников и полученные ранее знания при написании эссе по теме: «В чем заключается сущность и причины такого исторического процесса как «Холодная война» во 2-й половине ХХ века».
В своём эссе:
- сформулируйте научно обоснованные аргументы (не менее трёх), отражающие основные положения заявленной в эссе темы, изложите твою точку зрения по ним.
10 баллов
- объясните причинно-следственные связи (две причины и вытекающие из них 2 следствия).
5 баллов
- критически интегрируйте и используйте из предложенных источников информацию в своём эссе.
3 балла
- составьте план эссе, включающий введение, содержание, заключение и, отражающий основные идеи темы эссе.
5 баллов
- правильно используйте исторические термины в тексте своего эссе.
2 балла
При написании эссе будет учитываться: использование исторического языка; исследование проблемы в соответствии с тематикой и логическое изложение; выделение причинных связей; правильное расположение во времени и пространстве событий и исторических личностей; отражение исследуемой проблемы сквозь призму от национального к универсальному; аргументирование собственной точки зрения и формулирование вывода; соблюдение указанного объема.
Назовите исторический процесс соответствующий возникновению биполярности мира во второй половине ХХ века, для которого карта может служить в качестве источника информации. Аргументируйте свой ответ.
Объясните термин локальные войны, учитывая контекст, в котором автор использует источник А. Аргументировано объясните свой ответ.
0 p. – ошибочный ответ/ отсутствие ответа;
1 p. – частичный ответ, без использования источника;
2 p. – полный ответ, на основании исторического источника.
2 балла
2.
Объясните, используя информацию из источника А, почему авторы так назвали свою книгу.
Построение ответа: 0 p. – ошибочный ответ/ отсутствие ответа; 1 p. – частичный ответ, без использования источника; 2 p. – полный ответ, на основании исторического источника.
Дополнительный балл: 1 p. – полный ответ, базирующийся на источнике задания и демонстрирующий знания учащегося по данной теме.
3 балла
3.
О каких причинах возникновения локальных войн позволяет документально судить источник Б? Аргументировано ответить со ссылкой на источник и ранее приобретенные знания.
Построение ответа: 0 p. – ошибочный ответ/ отсутствие ответа; 1 p. – частичный ответ, без использования источника; 2 p. – аргументированный ответ со ссылкой на источник, демонстрирующий знания по теме.
3 балла
4.
Сравните взгляды авторов из источников А и Б, раскрывающие различные аспекты развития локальных войн в мире. Объясните, есть ли противоречия во взглядах авторов на процесс возникновения локальных конфликтов.
Построение ответа: 0p. – ошибочный ответ/ отсутствие ответа; 1 p. – частичный ответ, без использования источника; 2 p. – правильный и полный ответ. Дополнительно: 1 p. – частично соответствующий ответ; 2 p. – Полный ответ с опорой на источник.
4 puncte
5.
Дайте мотивированное заключение, (используя материалы источников А и Б и ранее полученные знания), почему локальные войны носят военно-политический характер после окончания 2-й мировой войны в Новейшее время.
Построение ответа: 0p. – ошибочный ответ/ отсутствие ответа; 1 p. – частичный ответ, без использования источника; 2 p. – правильный и полный ответ.
Аргументация ответа: 1 p. – частичная аргументация; 2 p. – полная аргументация.
4 балла
Часть II (14 баллов)
Nr. item (задания)
Задание
Система оценивания заданий
Максимальные баллы по заданиям/ item
1.
Назовите историческое событие, описанное автором. Объясните аргументировано свой ответ со ссылкой на источник.
Построение ответа: 0 р - называет событие – ответ неверен / отсутствует.
2p -. Полное описание, на основе источника сообщений.
3 балла
2.
Определите мнение автора о роли румынского короля Кароля II в истории Румынии. Аргументировано ответьте со ссылкой на источник.
Построение ответа: 0 p. – ошибочный ответ/ отсутствие ответа;
1-p.X2 - называется причина / следствие, дается частичное объяснение;
2 p.X2 - полное объяснение на основе источника информации и предварительно полученных знаний.
3 балла
3.
Сформулируйте, каковы были последствия ухода румынского короля Кароля II с престола Румынии накануне начала 2-й мировой войны. Аргументировано ответьте со ссылкой на исторические факты и источник.
Построение ответа: 0 p. – ошибочный ответ/ отсутствие ответа;
1 p. – частичный ответ, указаны причины, но не определены последствия;
2 p. – аргументированный ответ со ссылкой на исторический факт, демонстрирующий знания по определению причинно-следственных связей.
3 балла
4.
Дайте оценку роли в истории Королевства Румыния такой личности как румынский король Кароль II. Аргументируйте свой ответ.
Построение ответа:
0p. – ошибочный ответ/ отсутствие ответа; 1 p. – частичный ответ, без использования источника;
2 p. – правильный и полный ответ. Дополнительно: 1 p. –Полный ответ с опорой на источник и полученные знания.
4 балла
Часть III (9 баллов)
Nr. item (задания)
Задание
Система оценивания заданий
Максимальные баллы по заданиям/ item
1.
Назовите историческое событие, описанное автором. Объясните аргументировано свой ответ со ссылкой на источник.
Построение ответа: 0 р называет событие – ответ неверен / отсутствует.
1p -. Правильный ответ. Частичное объяснение.
2p -. Полное описание, на основе источника сообщений.
3 балла
2.
Сформулируйте причину и соответственно следствие исторического события отраженного в источнике. Дайте аргументированный ответ со ссылкой на источник и ранее приобретенные знания.
Причина:
Следствие:
Построение ответа: 0 p. – ошибочный ответ/ отсутствие ответа;
1-p.X2 - называется причина / следствие, дается частичное объяснение;
2 p.X2 - частичное объяснение на основе источника информации.
3 p.X2 - полное объяснение на основе источника информации и предварительно полученных знаний.
6 баллов
Часть IV (25 баллов)
Nr. item (задания)
Задание
Система оценивания заданий
Максимальные баллы по заданиям/ item
1.
Сформулируйте научно обоснованные аргументы (не менее трёх), отражающие основные положения заявленной в эссе темы, изложите твою точку зрения по ним.
Формулировка трех аргументов:
0 р - нет ответа
(6P).1 p.X3 - частично аргумент / свое мнение;
2 p.X3 - правильно построеный аргумент (аргумент и пример), научно правильно. Последовательность аргументов с мнением:
0 р - нет ответа
(2р.). .1p - Частично выдержанные аргументы / недостаточно выражено свое мнение, в введении;
2р -. Аргументы, подтверждающие мнение, выраженное во введении, являются существенными и достаточными.
Тематический:
Актуальность аргументов. (2р.)
0 р - нет ответа.
1p - Частично представленные аргументы на предлагаемую тему; 2р -. Многосторонние подходы интерпретации источников и представленные аргументы по теме.
10 баллов
2.
Объясните причинно-следственные связи (две причины и вытекающие из них 2 следствия).
Объяснение:
(4 стр.) 0 р - нет ответа.
1 p.X2 - упрощенные причинно-следственные связи, выраженные без объяснений;
2 p.X2 - правильный полностью данный ответ.
Тематическая актуальность:
(1P). 1p. - Предлагаемые причинно-следственные связи отражают суть темы.
5 баллов
3.
Критически интегрируйте и используйте из предложенных источников информацию в своём эссе.
0 р – отсутствие ответа.
1p - попытки использования источников; текстовые источники берутся без интеграции в текст;
2р - источники должным образом не представлены во 2-й части эссе или не все источники представлены.
3 р. - Все предлагаемые источники должным образом отражены.
3 балла
4.
Составьте план эссе, включающий введение, содержание, заключение и, отражающий основные идеи темы эссе.
0 р. - Отсутствует ответт.
Введение: 1 р - простое сообщение меньше обычного.
2р -. Персонализированные сообщения (больше, чем просто пересказ темы), связанные с предлагаемой темой.
Содержание: 1 р. – Написанный текст (абзац) отражает содержание (аргументы) темы.
Заключение: 1p - Простое сообщение, неточно доносящее информацию по заявленной теме. 2р -. Сообщение ясно, убедительно, в соответствии с темой и мнением во введении.
5 баллов
5.
Правильно используйте исторические термины в тексте своего эссе.
0 р – нет терминов / объем (1/3 от суммы запрашиваемого); 1p – Неверно используемый термин. не имеет отношения к предложенной теме;
2р -. Правильно использован исторический термин / термин имеет отношение к представленной теме.
2 балла
Часть V (11 баллов)
Nr. item (задания)
Задание
Система оценивания заданий
Максимальные баллы по заданиям/ item
1.
Озаглавьте карту, на основе информации, предоставленной на ней. Объясните свой ответ, ссылаясь на информационное содержание карты.
Название карту:
0 р - Ответ неправильный / нет ответа.
1p - Название карты является слишком общим;
2р -. Название суммирует информацию, прочитанную по карте. Объясните свой ответ:
1P -. Объясняет со ссылкой на карту (элементы времени, пространства, легенда, применение условных знаков и т.д.).
3 балла
2.
Назовите исторический процесс соответствующий возникновению биполярности мира во второй половине ХХ века, для которого карта может служить в качестве источника информации. Аргументируйте свой ответ.
0 р - ответа неправильный / отсутствует.
1 р - называемый процесс, охватывает лишь некоторую информацию, предоставленную на карте;
2 р. - Процесс называется, обобщает информацию, представленную на карте.
Аргументация: 0 р - неправильная / отсутствует.
1p - Частичная аргументация;
2р -. Полная аргументация.
4 балла
3.
Сформулируйте на основе ранее полученных знаний, вывод о времени и ходе исторического процесса, отраженного на карте. Аргументируйте свой ответ.
Отражение исторического процесса: Определяет: 0 р - ответ неправильный / отсутствует.
1p -. Ответ отражает тот факт, что государство, расположенный правильно.
Аргументация: 0 р - ответ неправильный / отсутствует.
1p - Легенда применяется без аргумента. . 2р - Частичная аргументация;
3 р. - Полный аргумент.
4 балла
Итого:
75 баллов
Modalităţi de apreciere cu note(calificative).
Nota 10 se acordă pentru acumularea a 96% - 100% din punctajul maxim. – 75-72 балла
Nota 9 se acordă pentru acumularea a 86% - 95% din punctajul maxim. - 71- 65 баллов
Nota 8 se acordă pentru acumularea a 76% - 85% din punctajul maxim. - 64 – 57 баллов
Nota 7 se acordă pentru acumularea a 66% - 75% din punctajul maxim. - 56 - 50 баллов
Nota 6 se acordă pentru acumularea a 51% - 65% din punctajul maxim. - 49 – 39 баллов
Nota 5 se acordă pentru acumularea a 33% - 50% din din punctajul maxim. – 38- 25 баллов
Nota 4 se acordă pentru acumularea a 25% - 32% din punctajul maxim.- 24 – 19 баллов
Nota 3 se acordă pentru acumularea a 15% - 24% din punctajul maxim.- 18 – 11 баллов
Nota 2 se acordă pentru acumularea a 2 puncte - 14% din punctajul maxim. - 10 – 2 балла