Использование тестовых заданий в формате ЕГЭ при проведении тематического контроля знаний по истории в Клинцовском социально-педагогическом колледже
Использование тестовых заданий в формате ЕГЭ при проведении тематического контроля знаний по истории в Клинцовском социально-педагогическом колледже
Одной из сложностей при сдаче ЕГЭ по истории является то, чтостуденты не имеют достаточного опыта при выполнении такого рода заданий.Кроме того, необходимо познакомить их с оцениванием таких заданий на ЕГЭ.Лекционный материал дается по следующим темам:"Внутренняя политика СССР при Л.И.Брежневе","Экономическое развитие СССР в середине 1960-х-начале 1980-х гг.","Основные направления внешней политики СССР в середине 1960-х-начале 1980-х гг."" Культурное развитие СССР в середине 1960-х-начале 1980-х гг"," Политика перестройки","Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг."Тесты в формате ЕГЭ по теме "СССР в 1964-1990 гг." Дается описание системы работы по данной теме. Приведены вопросы для повторения темы. Кроме того, представлена система оценки тестов. Даны 4 варианта тестов по данной теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование тестовых заданий в формате ЕГЭ при проведении тематического контроля знаний по истории в Клинцовском социально-педагогическом колледже »
Использование тестовых заданий в формате ЕГЭ при проведении тематического контроля знаний по истории в Клинцовском социально-педагогическом колледже.
Одной из сложностей при сдаче ЕГЭ по истории является то, что студенты не имеют достаточного опыта при выполнении такого рода заданий. Кроме того, необходимо познакомить их с оцениванием таких заданий на ЕГЭ. Именно для этого, я использую при проведении тематических контрольных работ задания в формате ЕГЭ.
Рассмотрим систему работы на примере изучения темы « СССР в 1964-19990 годах».
Лекционный материал отпечатан по следующим темам: « Внутренняя политика СССР при Л.И.Брежневе», «Экономическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.», «Основные направления внешней политики СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.», « Культурное развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.», «Политика перестройки», «Внешняя политика СССР В 1985—1991 гг.».
В конце каждой лекции есть вопросы для повторения , которые позволяют увидеть, как усвоен материал. Одновременно с изучением материала, подготовлены вопросы для повторения темы. На каждом занятии идет повторение устно по этим вопросам.
Вопросы к контрольной работе по истории «Развитие СССР в 1964-1990гг.»
1.Как характеризовалась экономика СССР в 1970-е—начале 1980-х гг.?
2. Кто был председателем Совета Министров СССР, который во второй половине 1960-х гг. проводил экономические реформы, направленные на внедрение хозрасчета?
3.Кто возглавил проведение экономической реформы в 1965 г.?
5.Каковы были причины кризиса советской экономики, проявившегося в годы «застоя
6. Кто был руководителем СССР во время проведения XXII Олимпийских игр в Москве? 7.Что явилось результатом принятия Конституции СССР 1977 г.?
8.Когда произошла высылка А.И. Солженицына из страны?
9.Творчество какого писателя относится ко второй половине XX века?
10.Кто из выдающихся музыкантов эмигрировал в период «застоя» за рубеж?
11.К какому периоду относится расцвет творчества B. C. Высоцкого?
12. Кем были Б. Ш. Окуджава и А. А. Галич в СССР?
13.В период застоя из СССР был вынужден уехать главный режиссер театра на Таганке. Кто это?
14.Какие 3 черты характеризовали развитие науки и культуры в СССР в 1970-е—середине 1980-х гг.: подпольное распространение запрещенных цензурой произведений, приоритетное финансирование культуры, идеологический контроль в сфере литературы и искусства, сокращение расходов на науку, введение всеобщего обязательного среднего образования, сокращение количества специалистов с высшим образованием?
15.Кто был руководителем СССР при подписании Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе?
17.Кто был руководителем СССР, когда Советские войска были введены в Афганистан
18. Что явилось одним из результатов деятельности Ю. В. Андропова на посту Генерального секретаря ЦК КПСС?
19.Что было основной причиной перехода к политике перестройки в середине 1980-х гг.? 20.Что предполагал курс на ускорение социально-экономического развития на начальном этапе «перестройки» в СССР?
21.Какой новый орган власти появился в период перестройки?
22.Что является одним из результатов политических преобразований 1988-1990 гг.?
23.Кто руководил страной, когда были приняты Законы «О государственном предприятии», «Об индивидуальной трудовой деятельности»?
24.Когда был принят закон «О кооперации в СССР» ?
25. Какое понятие характеризует общественно-политическую жизнь в РФ в начале 1990-х гг.?
26.Что стало одним из результатов проведения политики перестройки в духовной сфере? 27.Какое из перечисленных событий произошло позже остальных: ввод советских войск в Венгрию, вывод советских войск из Афганистана, Карибский кризис, ввод войск Организации Варшавского договора в Чехословакию?
28.Поворотным пунктом в развитии отношений со странами Запада стала встреча М. С. Горбачёва в Рейкьявике с кем?
29. Расположите в хронологической последовательности исторические события: правление И.В.Сталина, правление М.С.Горбачева, правление Л.И.Брежнева, правление Ю.В.Андропова, правление К.У.Черненко. Укажите время их правления.
30. Расположите в хронологической последовательности исторические события: ввод советских войск в Чехословакию, ввод советских войск в Афганистан, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, вывод советских войск из Афганистана, договор ОСВ 1
31.Расположите в хронологической последовательности исторические события: антиалкогольная кампания в СССР, авария на Чернобыльской атомной электростанции, 1 съезд народных депутатов СССР, избрание М.С.Горбачева Президентом СССР, распад СССР
32.Расположите в хронологической последовательности исторические события: экономическая реформа А.Н.Косыгина, перестройка, авария на ЧАЭС, правление Л.И.Брежнева, правление К.У.Черненко
33. Какие три из названных событий связаны с периодом разрядки в международных отношениях: договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1),роспуск Организации Варшавского договора, вступление СССР в ООН, договор об ограничении системы противоракетной обороны (ПРО), подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
34.Какие 3 черты характеризовали внутреннюю политику в СССР в 1965—1985 гг.:
передача части властных функций от партийных структур к советским, утверждение концепции «развитого социализма», массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров, усиление влияния органов безопасности, проведение массовых репрессий, усиление позиций партийно-государственной номенклатуры
35.Какие три из перечисленных положений относятся к политике «перестройки»?
замена продразвёрстки продналогом, усиление роли Советов в управлении государством, борьба с «космополитизмом», отказ от политики «холодной войны», приоритетное развитие военно-промышленного комплекса, введение многопартийности
37.Кто был лидером в СССР во время событий: участие СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, освоение целины, «Ленинградское дело», учреждение поста Президента СССР?
38.Кто из советских государственных деятелей участвовал в борьбе с космополитизмом, проведении массовых репрессий, борьбе с диссидентским движением, курс на укрепление производственной дисциплины, жёсткий внешнеполитический курс, провозглашение кампании по освоению целины, начало массового жилищного строительства, курс на демократизацию советского общества, политика гласности, политика стабилизации кадров, политика «разрядки» в международных отношениях .
39.Объясните значения терминов: «Пражская весна», Хельсинкский акт; «ленинградское дело»; «разрядка»; «застой»; пятилетка. К какому времени они относятся? Какой термин лишний?
40.Объясните значение терминов: СБСЕ; ОСВ-1; КПСС; ОСВ-2; СНГ; ВЛКСМ. К какому времени они относятся? Какой термин лишний?
41.Объясните значение терминов: диссиденты; самиздат; магнитофонная революция; оппозиция; всеобщее среднее образование; перестройка. К какому времени они относятся? Какой термин лишний
К какому времени они относятся? Какой термин лишний
Контрольная работа проходит в формате ЕГЭ и оценивается так же. Работа проходит в тестовом режиме по 4 вариантам. В части А 7 заданий, необходимо выбрать один правильный ответ. Часть В содержит 4 задания. Задания В 1 предполагает расположить в хронологической последовательности исторические события, В2-выбрать 3 правильных ответа из 6. В3-задания на соответствия. В 4- найти лишний термин. В части С представлен исторический документ и два вопроса к нему. Таким образом, студенты привыкают работать с таким типом заданий, что позволяет им успешнее сдавать ЕГЭ по истории. Критерии оценок: задания А1-А7, В1,В4 -1балл, В2, В4,С1,С2-2 балла, одна ошибка 1 балл.
В начале контрольной работы на доске пишется следующая информация для студентов о соответствии количества набранных баллов выставляемой оценке.
«5»- 17-14 баллов.
«4»-13-12 баллов.
«3»- 11-9 баллов.
«2»- 8 баллов и ниже.
Таким образом, студент не только получает оценку, но с помощью балльной системы видит свои слабые места. Выполняя контрольные работы в течение года, студенты получают навыки работы с тестовыми заданиями. Это позволяет им свободнее и увереннее чувствовать себя на ЕГЭ по истории. Конечно, подготовка со стороны педагога к контрольной такого рода требует значительного времени. Но, важность такого подхода очевидна.
При подготовке заданий для тестов я использую книгу О.В. Владимирова История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ АСТ, Астрель, ВКТ, 2009 г.
и материалы сайта ЕГЭ— 2014: ...Решения. Обучающая система ДмитрияГущина.
hist.reshuege.ru›Каталог заданий
Ниже представлены материалы тестовых заданий контрольной работы по теме «Развитие СССР в 1964-1990гг.»
Тест №1
Часть 1
Выберите один правильный ответ
А1. Председателем Совета Министров СССР, который во второй половине 1960-х гг. проводил экономические реформы, направленные на внедрение хозрасчета, был
1) В. М. Молотов 2) Н. И. Рыжков 3) А. А. Громыко 4) А. Н. Косыгин
A 2.К причинам кризиса советской экономики, проявившегося в годы «застоя», относится
1) низкие цены на нефть в мире во второй половине 1970-х гг. 2) незаинтересованность работников в результатах своего труда 3) недостаток природных ресурсов для нужд растущей промышленности 4) зависимость советской промышленности от иностранных капиталовложений
A 3. Какое событие относится к периоду руководства Л. И. Брежнева?
1) Первый Международный музыкальный конкурс им. П.И. Чайковского 2) Первый Московский международный кинофестиваль 3) XXII Олимпийские игры в Москве 4) Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве
A 4.Какое событие относится к периоду «застоя»?
1) высылка А.И. Солженицына из страны 2) издание постановления Оргбюро ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» 3) издание постановления Оргбюро ЦК ВКП (б) о кинофильме «Большая жизнь» 4) отказ Б.Л. Пастернака от Нобелевской премии по литературе
A5. Что явилось одним из результатов деятельности Ю. В. Андропова на посту Генерального секретаря ЦК КПСС?
1) либерализация общественно-политической жизни в стране 2) резкое улучшение отношений между СССР и США 3) появление критических оценок состояния советского общества, исходящих от власти 4) начало проведения либеральных рыночных реформ в стране
A 6. Законы «О государственном предприятии», «Об индивидуальной трудовой деятельности» были приняты, когда СССР руководил
1) М. С. Горбачёв 2) Н. С. Хрущёв 3) Л. И. Брежнев 4) Ю. В. Андропов
A 7. Какое из понятий характеризует общественно-политическую жизнь в РФ в начале 1990-х гг.?
В1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) правление И.В.Сталина
2) правление М.С.Горбачева
3) правление Л.И.Брежнева
4) правление Ю.В.Андропова
5) правление К.У.Черненко
Ответ:
B 2 . Какие три из названных событий связаны с периодом разрядки в международных отношениях? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
2) договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1)
5) договор об ограничении системы противоракетной обороны (ПРО)
6) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
Ответ:
B 3 . Установите соответствие между международными кризисами, участниками которых выступал СССР, и их датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРИЗИСЫ
ДАТЫ
A) Венгерский кризис
1) 1950—1953 гг.
Б) Чехословацкий кризис
2) 1956 г.
B) Карибский кризис
3) 1962 г.
Г) Корейская война
4) 1968 г.
5) 1979 г.
Ответ:
B 4 . Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют события, явления, происходившие в период 1964-1985 гг.
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
Ответ:
Часть 3
C . Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—С2
Из статьи Ю.Кушнеровой и Т. Черниковой.
«Основные положения реформы были выработаны группой экономистов под руководством Либермана. Председатель Совета Министров ..... был активным сторонником идей данной группы, которые сводились к организации управляемого «социалистического рынка» на основе «хозрасчёта» (хозяйственной самостоятельности) отдельных предприятий: государство устанавливало стабильный, общий на 5 лет план на цену, количество и качество необходимой продукции, но не регламентировало, как товары будут производиться.
Кроме валовых показателей (общая цена и количество произведенной продукции), в план был введен и новый показатель — стоимость реализованной продукции. Это должно было побудить заводы прекратить выпуск не пользующейся спросом продукции и повысить качество производства... Сверхплановую продукцию государство покупало по более высокой цене.
Чтобы стимулировать инициативу, часть доходов оставляли в распоряжении предприятий. Эти фонды были разделены на 3 части: фонд материального поощрения, откуда платились зарплата и премии за перевыполнение плана; фонд соцкультбыта, предназначенный для строительства жилья, детских садов, санаториев; и фонд самофинансирования, из которого предприятие закупало сырье и прочее.
Государственные инвестиции предполагались с целью реконструкции производства, внедрения достижений НТР, в том числе и приобретённых за границей».
С 1.Именем какого руководителя правительства СССР были названы преобразования в экономике СССР, указанные в статье?
С 2. Какой год стал началом их проведения?
Тест№2
Часть 1
Выберите один правильный ответ
A1. Проведение экономической реформы в 1965 г. возглавил
1) Н. И. Рыжков 2) Н. А. Вознесенский 3) А. Н. Косыгин 4) В. М. Молотов
A 2.Что явилось результатом принятия Конституции СССР 1977 г.?
1) создание Съезда народных депутатов СССР 2) провозглашение курса на строительство социализма 3) создание Государственной Думы 4) закрепление законодательно руководящей роли КПСС
A 3. Кто из перечисленных деятелей культуры был выдающимся музыкантом, эмигрировавшим в период «застоя» за рубеж?
1) Л. И. Гайдай 2) М. Л. Ростропович 3) В. Г. Распутин 4) Е. А. Евстигнеев
A 4. Какое событие означало окончание процесса разрядки международной напряженности в 1970-е гг.?
1) ввод войск ОВД в Чехословакию 2) ввод советских войск в Афганистан 3) Карибский кризис 4) ввод советских войск в Венгрию
A 5. Что из названного было основной причиной перехода к политике перестройки в середине 1980-х гг.?
1) необходимость освоения восточных районов СССР 2) массовые демонстрации населения 3) экономический и политический кризис в стране 4) ухудшение отношений с социалистическими странами
A 6. Какой из документов был принят в годы перестройки?
1) закон «О кооперации в СССР» 2) постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград» 3) указ о передаче Крыма из состава РСФСР в состав Украинской ССР 4) декрет о рабочем контроле
A 7. Что стало одним из результатов проведения политики перестройки в духовной сфере?
1) освобождение СМИ от цензурного гнёта 2) расцвет творчества писателей-«деревенщиков» 3) создание Союза писателей СССР 4) травля писателя Б. Л. Пастернака
Часть 2.
В1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) ввод советских войск в Чехословакию
2) ввод советских войск в Афганистан
3) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
4) вывод советских войск из Афганистана
5) договор ОСВ 1
Ответ:
B 2 .Какие три из перечисленных положений относятся к политике «перестройки»? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) замена продразвёрстки продналогом
2) усиление роли Советов в управлении государством
B 3 . Установите соответствие между событиями отечественной истории и фамилиями лидеров СССР, в период руководства которых эти события произошли: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
СОБЫТИЯ
ЛИДЕРЫ СССР
A) участие СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе
1) И.В. Сталин
Б) Освоение целины
2) Н.С. Хрущёв
В) «Ленинградское дело»
3) Л.И. Брежнев
Г) учреждение поста Президента СССР
4) Ю.В. Андропов
5) М.С. Горбачёв
Ответ:
B 4 .Ниже приведён перечень аббревиатур ( сокращений). Все они, за исключением одной, употреблялись в СССР в период 1964-1985 гг.
Найдите и запишите порядковый номер аббревиатуры, относящейся к другому историческому периоду.
Ответ:
Часть 3
C. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—С2.
Из статьи маршала С.Ф. Ахромеева
«В целом для Вооруженных Сил в мирное время расходы материальных ресурсов в Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого. Каждый день войны 40-й армии обходился в 6,0 млн. рублей. Кроме того, постоянно всем необходимым надо было снабжать афганские войска. В итоге стране каждый день войны обходился в 10-11 млн. рублей.
Война в Афганистане нанесла ущерб авторитету Советских Вооруженных сил. Им была поставлена неправомерная и нереальная задача: военным путем заставить народ, численностью 17 млн. человек, подчиниться непопулярному правительству, опирающемуся на советские штыки. Она была непосильна и для армии численностью 75 тысяч человек, увеличенной затем до 108 тысяч... Здравомыслящим людям заранее была очевидна призрачность иллюзий, которые питал кое-кто насчёт того, что воевать советским войскам в Афганистане не потребуется. Они, дескать, будут стоять гарнизонами, защищая революционный режим от попыток его свержения внешними силами, а с внутренними мятежными силами справится афганская армия. Реальная действительность быстро развеяла эти иллюзии. Советским войскам пришлось втянуться в девятилетнюю кровавую авантюру...»
С 1.В каком году началась советская военная кампания, о которой говорится в тексте?
С 2.Укажите фамилию руководителя СССР, при котором она началась
Тест№3
Часть 1
Выберите один правильный ответ
A 1.Экономика СССР в 1970-е—начале 1980-х гг. характеризовалась
1) широким внедрением достижений мирового научно-технического прогресса 2) полным удовлетворением спроса населения на товары широкого потребления 3)падением темпов роста производительности труда 4) сокращением управленческого аппарата
A 2. К какому периоду относится расцвет творчества B. C. Высоцкого?
1) 1930-е гг. 2) 1950-е гг. 3) 1970-е гг. 4) 1990-е гг.
A 3. Творчество кого из названных писателей относится ко второй половине XX века?
1) А. И. Солженицына 2) А. А. Блока 3) А. И. Куприна 4) В. В. Маяковского
A 4. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был подписан в годы руководства СССР
A 5. Что было одной из причин перехода к политике «перестройки» в СССР?
1) нарастание кризисных явлений в экономике 2) резкое падение авторитета КПСС среди трудящихся 3) противоречия между СССР и другими социалистическими странами 4) усиление в СССР диссидентского движения
A 6. Какой новый орган власти появился в период перестройки?
1)Государственная Дума 2) Съезд народных депутатов 3) Верховный Совет 4) Государственный совет
A 7. Какое из перечисленных событий произошло позже остальных?
1) ввод советских войск в Венгрию 2) вывод советских войск из Афганистана 3) Карибский кризис 4) ввод войск Организации Варшавского договора в Чехословакию
Часть 2.
В1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) Антиалкогольная кампания в СССР
2) Авария на Чернобыльской атомной электростанции
3) 1 съезд народных депутатов СССР
4) избрание М.С.Горбачева Президентом СССР
5) распад СССР
Ответ:
B 2. Какие 3 черты характеризовали развитие науки и культуры в СССР в 1970-е—середине 1980-х гг.? Соответствующие цифры запишите в ответ.
6) сокращение количества специалистов с высшим образованием
Ответ:
B 3 № 1. Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами их пребывания у власти. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
РУКОВОДИТЕЛИ
ПЕРИОДЫ
A) Ю. В. Андропов
1) 1953—1964 гг.
Б) Н. С. Хрущёв
2) 1964—1982 гг.
B) М. С. Горбачёв
3) 1982—1984 гг.
Г) К. У. Черненко
4) 1984—1985 гг.
5) 1985—1991 гг.
Ответ:
B 4 . Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют события, явления, происходившие в период 1964-1985 гг.
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
Ответ:
Часть 3.
С. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—С2.
Из воспоминаний советского партийного деятеля B.A. Медведева.
«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке пленума ЦК.
На совещании был углублен критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит, и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постепенно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углубленном анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».
С 1.Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания.
С 2. В каком году начался этот период?
Тест№4
Часть 1
Выберите один правильный ответ
A 1. Что предполагала экономическая («косыгинская») реформа 1965 г.?
1) приватизацию предприятий 2) расширение хозяйственной самостоятельности предприятий 3) проведение денежной реформы в СССР 4) создание совнархозов
A 2. Б. Ш. Окуджава и А. А. Галич были широко известными в СССР
A 3. В период застоя из СССР был вынужден уехать главный режиссер театра на Таганке
1) Ю. П. Любимов 2) Г. А. Товстоногов 3) М. Л. Ростропович 4) О. Н. Ефремов
A 4. Советские войска были введены в Афганистан, когда руководителем СССР являлся
1) Н. С. Хрущёв 2) И. В. Сталин 3) М. С. Горбачёв 4) Л. И. Брежнев A5. Курс на ускорение социально-экономического развития на начальном этапе «перестройки» в СССР предполагал
1) интенсификацию производства на основе достижений НТР 2) усиление централизации управления экономикой 3) переход к рыночной экономике 4) переход на семилетнее планирование
A 6. Что является одним из результатов политических преобразований 1988-1990 гг.?
1) усиление власти союзного центра 2) укрепление внутрипартийного единства в КПСС 3) повышение авторитета КПСС в стране 4) начало разрушения однопартийного режима
А7.Поворотным пунктом в развитии отношений со странами Запада стала встреча М. С. Горбачёва в Рейкьявике с
1)Д. Мейджером 2) Р. Рейганом
3) Ж. Шираком 4) Г. Колем
Часть 2.
В1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) экономическая реформа А.Н.Косыгина
2) перестройка
3) авария на ЧАЭС
4) начало правление Л.И.Брежнева
5) правление К.У.Черненко
Ответ:
B 2. Какие три черты характеризовали внутреннюю политику в СССР в 1965—1985 гг.?
Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности .
1) передача части властных функций от партийных структур к советским
B 3. Установите соответствие между советскими государственными деятелями и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
СОВЕТСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ
ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А) Ю. В. Андропов
1) борьба с космополитизмом, проведение массовых репрессий
Б) М. С. Горбачев
2) борьба с диссидентским движением, курс на укрепление производственной дисциплины, жёсткий внешнеполитический курс
В) Л. И. Брежнев
3) провозглашение кампании по освоению целины, начало массового жилищного строительства
Г) Н. С. Хрущев
4) курс на демократизацию советского общества, политика гласности
5) политика стабилизации кадров, политика «разрядки» в международных отношениях
Ответ:
B 4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям, относящимся к периоду 1985-1991 гг.
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
Ответ:
Часть 3
С. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—С2.
«XXVII съезд КПСС собрался на крутом переломе в жизни страны, современного мира в целом. Мы начинаем работу с чувством глубокого понимания своей ответственности перед партией и советским народом... По достоинству оценивая достигнутое, руководство КПСС считает своим долгом честно и прямо сказать партии и народу о наших упущениях в политической и практической деятельности, неблагоприятных тенденциях в экономике и социально-духовной сфере, о причинах таких явлении. В течение ряда лет, и не только в силу объективных факторов, но и причин, прежде всего, субъективного порядка, практические действия партийных и государственных органов отставали от требований времени, самой жизни. Проблемы в развитии страны нарастали быстрее, чем решались. Инертность, застылость форм и методов управления, нарастание бюрократизма - всё это наносило немалый ущерб делу. В жизни общества начали проступать застойные явления. Ситуация требовала перемен, но в центральных органах, да и на местах стала брать верх своеобразная психология: как бы улучшить дела, ничего не меняя. Но так не бывает, товарищи. Как говорят, остановишься на миг - отстанешь на версту. Нельзя уклоняться от решения назревших проблем. Подобная позиция слишком дорого обходится стране, государству, партии. И давайте скажем об этом в полный голос!.. Переломная ситуация сложилась не только во внутренних делах. Она характерна и для внешних. Изменения в современном мировом развитии настолько глубоки и значительны, что они требуют переосмысления, комплексного анализа всех его факторов. Обстановка ядерного противостояния обязывает к новым подходам, способам и формам взаимоотношений между различными социальными системами, государствами и регионами... Выражением глубокого осознания партией принципиально новой ситуации внутри страны и на мировой арене, своей ответственности за судьбы Родины, проявлением её воли и решимости осуществить назревшие преобразования стала выдвинутая апрельским Пленумом установка на ускорение социально-экономического развития нашего общества».
С 1. Назовите фамилию Генерального секретаря ЦК КПСС, сделавшего данный доклад
С 2. Укажите название политики преобразований в СССР, проведение которой обосновывается в данном докладе.