kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жизнь и подвиг александра невского как пример исторической памяти, являющейся основой возрождения духовного наследия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, в том числе и перед педагогическим сообществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров. В русской истории есть имена, которые переросли хронологические рамки своей эпохи и стали для последующих поколений своего рода знаком, символом. Таким символом является имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Данная статья может быть использована как дополнительный материал на уроках истории, а также при разработке классных часов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и подвиг александра невского как пример исторической памяти, являющейся основой возрождения духовного наследия»

Алыпов Владимир Евгеньевич

МБОУ "СОКШ №4"


ЖИЗНЬ И ПОДВИГ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО КАК ПРИМЕР ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ, ЯВЛЯЮЩЕЙСЯ ОСНОВОЙ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ


Гордиться славою своих предков

не только можно, но и должно.

Не уважать оной есть

постыдное малодушие.

А. С. Пушкин



Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей.

Из года в год в нашей стране происходят большие изменения в политической, в экономической, в социальной и в духовной сферах. И от того, что происходит вокруг, как происходит, во многом зависит система ценностей современной молодежи. Без сомнения, старшее поколение имеет уже устоявшиеся ценности, которые не так легко меняются под влиянием тех или иных событий. Что же представляют собой ценности молодого поколения, влияющие на многие принимаемые ими решения и совершаемые поступки? Прагматизм, жажда материальных благ, неограниченная свобода мысли и действий, престиж – вот, на первый взгляд, некоторые приоритеты молодежи в целом. Всё это, как показало время, ведет к бездуховности. Русский философ И. А. Ильин в своё время писал, что в связи с оскудением духовности "в человечестве поколебалось чувство долга и ответственности". [1] Сегодня, как никогда, подрастающее поколение испытывает острую необходимость в таких гуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, патриотизм. Где же для них, юных, еще не окрепших душ, истоки возрождения духовного наследия?

В русской истории есть имена, которые переросли хронологические рамки своей эпохи и стали для последующих поколений своего рода знаком, символом. Таким символом является имя святого благоверного великого князя Александра Невского. В рамках проведения классных часов знакомлю кадетов с этой исторической личностью, делая акцент на том, что из той трагической эпохи трудно найти подобные примеры такого последовательного жизненного подвига, так как в благоверном князе Александре наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и своему народу. [2] Ему, славному полководцу, праведнику, приходилось оборонять русские земли. Несмотря на юность, как написано в "Житии...", князь Александр везде побеждал, был непобедим." "И вот пришел некто знатный из западной страны ... желая повидать дивную силу его, как в древности царица Южная приходила к Соломону, желая наслушаться премудрости его... Увидев его, он возвратился к своим и сказал:

- Я прошёл многие страны и народы, но не видел такого ни в царях, ни в князьях".[3]

Учитывая, что наш современный мир просто болен параличом безответственности, отмечаем, что очень многое удивляет и вызывает уважение в личности князя Александра: он победил короля, но хвалил и славил он имя своего Творца, а не самого себя; побоищем на Чудском озере и многими другими ратными подвигами " ... было прославлено имя его по всем странам от моря Египетского и до гор Араратских, по ту сторону моря варяжского и до великого Рима." Из жизненного подвига Александра Невского мы видим, какой нравственной высоты и силы достигали в нём христианский долг и гражданская ответственность. Бесстрашный, храбрый, справедливый правитель, великий полководец, живущий по христианским заповедям, тихий, приветливый, мудрый праведник, человек высокой духовности - своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности – как христианина, семьянина и гражданина. Данный факт убеждает в том, что прошлое для человека - важнейший источник для формирования собственного сознания и определения личного места в обществе и окружающем мире. И это определяет историческую память как важнейшую составляющую в воспитании и формировании главных жизненных ценностей подрастающего поколения.

Историческая память показывает, что какие бы острые социальные потрясения, приводящие к забвению  исконных русских начал, не переживало общество, связь поколений  в  конечном  итоге  восстанавливается.  Общество  во  все  времена испытывает  потребность  в  восстановлении  связей  с  прошлым,  со  своими  корнями. В этой связи провожу виртуальную экскурсию в Александро-Невскую Лавру. История знает два пути возникновения монастырей: первый путь - когда иноческие обители вырастают сами, на иноческих подвигах праведных отшельников в пустынных местах; другой путь - когда монастыри созидаются ревнителями Церкви, преимущественно вблизи городов как церковные твердыни для охранения и распространения христианской веры и христианской культуры. Возникновение Александро-Невской Лавры, без сомнения, шло по этому последнему пути. Место, выбранное для монастыря, который определено было именовать монастырь "Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского", имело историческое значение. Предания связывали с ним историческое сражение 15 июля 1240 года, когда новгородцы разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. Однако знаменитая битва произошла не в устье Черной речки, а в устье реки Ижоры, сорока верстами выше по Неве, где еще в XVI веке была срублена деревянная церковь в память победы над шведами. Тем не менее легенда существовала, и, может быть, основанием для нее послужила другая битва - 18 мая 1301 года, когда новгородцы, которых вел сын Александра - князь Андрей, вновь разгромили шведов и разрушили построенную ими в 1300 году крепость Ландскрону, стоявшую близ тех мест, где сейчас находится Александро-Невская Лавра. [4] Соприкасаясь с историческим прошлым, видя отношение потомков к личности и подвигам благоверного великого князя Александра Невского, воспитанники кадетских классов проникаются гордостью за своё Отечество, пониманием истинной гражданственности и настоящего патриотизма, что, несомненно, ведет к возрождению духовности.

Разрабатывая программу дополнительного образования "Казачья доблесть", учитываю одну из приоритетных задач: воспитание патриота и защитника Родины. В этом помогают знания о выдающихся русских полководцах и военоначальников. Александр Невский, обладая ярким природным талантом полководца и военачальника, не следовал классическим канонам ведения боя, а создавал свои собственные правила, которые подсказывал ему военный гений. Его стратегия неизменно имела успех — Александр не проиграл ни одной из своих 25 битв. Правила ведения боя вызывают особый интерес у кадетов. Вот некоторые из них:


Правило1 Определить приоритетное направление боя и действовать только на одном фронте


Александру часто приходилось иметь дело с двумя противниками, силы каждого из которых превышали его собственные. Однако война велась только с тем, от кого исходила большая угроза, потому что распыление сил неизбежно ведет к ослаблению войска и потере контроля.


Правило 2 Наладить организованную и четкую работу разведки


Александр Невский стремился заручиться самыми свежими и надежными данными о планах противника, полагая, что в войне побеждает не тот, чья армия сильнее, а тот, кто способен предугадать действия противника и нанести упреждающий удар.


Правило 3 Использовать скрытность и внезапность выступления и нападения


Неожиданность — одно из самых мощных оружий полководца, по мнению князя Александра. Атаку следует начинать там, где противник менее всего ожидает удара. При подобной подготовке даже малые силы обнаруживают свою эффективность.


Правило 4 Развивать успех и укреплять завоеванные позиции


Александр Невский был первым русским полководцем, применившим тактику преследования отступающего врага. До него было принято отпускать бегущих и пировать на поле боя. Александр же предпочитал развивать успех и переходить в наступление, предотвращая таким образом новую агрессию врага. [5]

Пример Александра Невского как великого стратега и тактика, выдающегося полководца становится для подрастающего поколения примером подлинного защитника земли Русской.

Каким же будет сегодняшнее подрастающее поколение завтра? Скорее всего, более мобильным, более прагматичным. Обладая клиповым мышлением, оно не будет "раздумывать" и "задумываться", гаджеты станут сверх усовершенствованными и еще больше облегчат пребывание человека в этом мире. Но, как бы далеко ни шагнуло человечество в экспериментах и открытиях в будущем, самым ценным останется духовное наследие, дающее право человеку называться Человеком. И в этом важную роль сыграет историческая память как основа возрождения духовной преемственности поколений.






Литература:

1. http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/ilin/8/j12.html

2. http://www.pravoslavie.ru/99181.html

3. Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского

4. http://www.pravoslavie.ru/99181.html

5. https://www.knigikratko.ru/news/velikie-mysli/pravila-strategii-aleksandra-nevskogo


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Алыпов Владимир Евгеньевич

Дата: 14.03.2023

Номер свидетельства: 627494


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства