kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания в условиях современной модернизации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания в условиях современной модернизации.

В наши дни проблема здоровьесбережения на уроке остается одной из самых актуальных, так как здоровье детей  - это сохранение жизни и здоровья последующих поколений. 

Фи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания в условиях современной модернизации »

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания в условиях современной модернизации.

В наши дни проблема здоровьесбережения на уроке остается одной из самых актуальных, так как здоровье детей - это сохранение жизни и здоровья последующих поколений. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков.

Физически неблагополучный ребенок с трудом осваивает курс обучения. Свои проблемы он и его родители пытаются объяснить избыточными требованиями со стороны учителей. И действительно, характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников – все это ведет к потере здоровья детей.

 От учителя — основной фигуры педагогического процесса — в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии.

 Как известно, урок является основной формой организации обучения в школе. Здоровьесберегающие технологи на своих уроках может и должен применять каждый учитель.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

  1. физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;

  2. психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к само регуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;

  3. социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.

 К воздействию на физическое здоровье во время урока истории относится, прежде всего сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует соблюдение ряда правил:

1. Соблюдение санитарных условий в кабинете: качественное освещение класса и доски. Соблюдение температурного режима, чистоты и свежести воздуха, отсутствие звуковых раздражителей;

2. Оптимизация деятельности учащихся. Средняя частота и продолжительность сменяемости разных видов учебной деятельности (приблизительно норма 8-10 мин.)

3. Количество видов учебной деятельности: практические занятия, слушание, различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке (5-8 видов за урок);

4. Количество видов преподавания: наглядный, словесный, самостоятельная работа (не менее 4-х за урок);

5. Чередование видов преподавания (через 10-12 минут);

6. Благоприятный психологический климат;

7. Физкульминутки;

8. Длительность применения технических средств обучения (10-12 минут);

9. Использование видеоматериалов для обсуждения, дискуссии, привития интереса к предмету;

10. Использование методов, которые способствуют активизации творческого самовыражения у школьников: ролевая игра, семинар, дискуссия и т.д.

На каждом уроке в любом классе надо проводить физкультминутки. Но как сделать так, чтобы ребенок, не делал физическую разминку просто, потому что надо, а наряду с этим получил и положительные эмоции. А ведь эмоциональная среда на уроке, тоже важный компонент здоровьесберегающих технологий. Поэтому физкультминутка на уроке истории должна отличаться от физкультминутки на любом другом уроке. Необходимо сделать физкультминутку «исторической». Подобрать «свой» текст под каждую тему.   Хотелось бы привести примеры нескольких физкультминуток на уроках истории.

1.      Урок по истории Древнего мира  «Древнее Двуречье»

Учитель: Ребята, давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню древне шумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует

(Встали, руки вверх, потянулись)

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях

(Кистями рук делаем «фонарики»)

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу

(Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев)

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы

(Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб)

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу

(Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место)

 2. Урок по истории Древней Греции «Олимпийские игры в древности»

Учитель: В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

 Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)


В более старших классах использую видеофизкультминутку.


Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценированное» исторических сюжетов и поиска решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, ведь, как правило, школьники садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен.

1. для рациональной организации учебной деятельности учащихся  использую  на уроках видеоматериалы (из серии «Мир знаний»), средства ИКТ (презентации),  так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся;  обеспечивается индивидуальный  и дифференцированный  подход  в процессе обучения; обязательность дифференцированных  заданий. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов с уровневыми заданиями. Но применение ИКТ «дозированное» в зависимости от возраста.

2. с целью  укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся,  корректности и объективности оценки деятельности учеников  на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровье разрушающими; с целью создания ситуации успеха на уроке школьникам разрешается при ответе, особенно при пересказе, пользоваться опорным конспектом, планом ответа, составленным  в тетради.





Пропагандируется здоровый образ жизни и на уроках истории и обществознания. Например:

- в 5 классах при рассматривании темы «Олимпийские игры» проводится беседа о значении Олимпийских игр в современности, в нашей стране, пропаганде здорового образа жизни, о том, что особенно вырос интерес к спорту после проведения игр в Сочи, в 2014 году. При изучении темы «Спарта» акцентируется внимание учащихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина;

- на уроках обществознания в 7 классах, изучая психолого - возрастные особенности подросткового возраста, подчёркивается, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям, единственный путь, чтобы избежать эти последствия - осознанные понимание и контроль своего поведении;

- при изучении глобальных проблем человечества в 5- 11 классах учащиеся понимают, что демографическая проблема сегодня - это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений (табак курение и употребление спиртных напитков беременными женщинами и кормящими матерями, бездумная абортизация в юности). Естественно, что вышеназванные темы рассматриваются согласно возрастным особенностям детей, но они не оставляют равнодушными ни детей, ни подростков.

Без сомнения, здоровье сберегающий компонент на уроках истории необходим в современной школе с компетентностным подходом в обучении и гуманизацией образовательного процесса в условиях модернизации. А также от фантазии самого учителя зависит, как сделать этот процесс на уроке не только полезным, но и занимательным.




Дидактические игры, применяемые на уроках истории:

Предлагаемые игры не нуждаются особом реквизите и довольно просты в исполнении. Кроме того, отдельные игры можно провести при изучении нового материала без предваритель­ного ознакомления учащихся с соответствую­щей информацией.

1. Аукцион имен.

Эту игру целесообразно проводить на уроках обобщения. На аукционе продается оценка «5». Каждый из учащихся может купить ее, т. е. , подняв руку, назвать любое историческое лицо, жившее, скажем, в эпоху правления царя Ива­на IV. Ребята наперебой называют известные им имена современников Ивана Грозного, ко­торые записываются на доске (для этого назна­чается специальный ученик). При этом мало­известные имена комментируются. В момент затухания активности участников аукциона учитель ударяет молотком медленно три раза. Выигрывает тот, кто последним, до третьего удара молотка, смог назвать имя еще одного героя. Он получает оценку «5» (или приз).

Второй вариант игры заключается в следу­ющем. Учащимся предлагается записать в те­традях максимальное количество историчес­ких имен, касающихся определенной темы. На эту работу отводится время, предположим 5 минут. Через 5 минут объявляется аукцион. Предлагается начальная цена (допустим, 6 ус­ловных единиц). «Кто может предложить больше?»

Участники называют свои цифры (по коли­честву имен в списке). Победитель получает оценку «5» (или приз).

Таким же образом можно провести аукцион дат, событий.

2. Исторический снежный ком

Задается тема, например «Куликовская бит­ва». Первый участник игры называет имя како­го - либо исторического героя, относящегося к данной теме (например, Дмитрий Донской), следующий участник должен сначала произне­сти то, что сказал первый, а затем добавить новое имя, понятие, связанное по смыслу с темой (например, Дмитрий Донской, Куликово поле). Новый участник дополняет этот ряд: Дмитрий Донской, Куликово поле, Непрядва. В конце концов получается длинный ряд имен и понятий, относящихся к определенной исто­рической теме.

Игра пройдет более организованно, если по­просить всех играющих выйти к доске и встать в одну линию. Тот, кто ошибается или делает слишком длинную паузу, выходит из игры и са­дится на свое место. Линейка быстро редеет. Один из учащихся записывает на доске обра­зовавшуюся цепочку и отмечает ошибки. Игра­ющие стоят лицом к классу, поэтому записи на доске видны только учителю и выбывшим из игры. Игра завершается беседой, в которой оп­ределяется взаимосвязь слов, образовавших цепочку.

3. Историческая азбука

Задается буква, допустим «П». Ребятам по одному, парами или по 4 человека (2 парты объ­единяются) предлагается за определенное вре­мя написать список, состоящий из слов, начи­нающихся с этой буквы и тесно связанных с изучаемой темой. Побеждает команда с самым длинным списком.

4. Отгадай героя.

Один из участников игры (водящий) выхо­дит из класса. Ребята загадывают имена исто­рических деятелей. Вызывается водящий, он должен их отгадать. Ему разрешается задавать вопросы всем участникам игры. Но ответы на них могут быть только такими: «да», «нет», «от­части». Чтобы игра проходила более организо­ванно, можно поставить такие условия, чтобы между ответом и новым вопросом прошло не более минуты, а также ограничить количество ответов до 10 (т. е. кто в ответах на 10 вопросов не отгадал имя героя, уступает место другому участнику). Эту игру удобно проводить после «Аукциона имен», когда на доске в наличии большой список имен, который дает возмож­ность большего разнообразия и меньшей стереотипизации при выборе героя как для отга­дывающего, так и для тех, кто загадывает. Вы­игрывает тот, кто за меньшее количество воп­росов сумел отгадать героя. Игра приучает уча­щихся логично размышлять, правильно ставить вопросы, сопоставлять ответы, приходить к правильным выводам.

5. Отгадай термин.

Эта игра проводится так же, как и предыду­щая, только вместо героя класс загадывает ка­кое - либо понятие, относящееся к заданной теме.

Турнир

В этой игре два ученика соревнуются в сво­их знаниях. Определяется тема. Игра начина­ется со жребия, кому первому начинать. Далее первый участник должен задать вопрос по дан­ной теме, второй участник отвечает. Если он ответил правильно, то сам задает вопрос, на который отвечает первый участник турнира. Беседа идет до тех пор, пока кто - либо из участ­ников даст неверный ответ или не сможет за­дать вопрос. Победитель тот, кто последним дал правильный ответ и задал свой вопрос, остав­шийся без ответа.

6. Слово по вертикали.

В этой игре потребуется знание названий го­родов Месопотамии. Слева написаны необыч­ные слова. Это названия городов древней Месо­потамии, в которых нарушен порядок букв (как в анаграмме). Кроме того, в каждом слове есть лишняя буква. Требуется восстановить порядок букв в соответствии с названиями древних го­родов, а лишнюю букву поместить в колонке справа. Правильно выполненное задание позво­лит по вертикали прочесть название еще одного прекраснейшего города древней страны.

КУВУР

АШАГАЛ

РЭВУДЕ

ИРИАМ

ШРУШАЛ

ИНЕЯВИНО

НУР

Ответ: Урук, Лагаш, Эреду, Мари, Ашшур, Ниневия, Ур; по вертикали - Вавилон.

7. «Три предложения».

Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать сожержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.

Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.

Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основывается умение составлять план, конспект, реферат.

8. «Найди ошибку»

Учитель заранее подготавливает несколько листов с текстом № 1 (без ошибок) по изучаемой теме, а также столько же листов с подобным текстом № 2, в котором специально допущены исторические ошибки (примеры текстов помещены ниже). В отличие от подобной игры на закрепление или обобщение, ошибки в тексте при изучении нового материала могут быть не очень сложными; главное, чтобы они были «занимательными» (с чувством юмора, например). Ребята могут работать с ними как индивидуально, так и разбившись на пары или на группы по 4 человека (2 парты объединяются). Учитель объясняет суть игры: «Ребята, у каждого из вас (у каждой группы) на парте лежит лист с текстом. Вы должны внимательно изучить содержание рассказа. На эту работу вам дается 10 минут. Разрешается делать записи в тетради (по усмотрению учителя). Ровно через 10 минут этот текст будет собран, и вы получите другие листы с похожим текстом. Только в нем будут ошибки, которые вам надо найти. Победит тот (та группа), кто за определенное одинаковое для всех время правильно обнаружит наибольшее количество ошибок. Итак, время пошло».

Работая с текстом № 2 (с ошибками), ребята должны заполнить табличку:

Ошибка

Правильный вариант

1)


2)


3)



9. «Чистая доска»

Учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы. Они должны быть простроены на материале изучаемой или повторяемой темы. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу проверки домашнего задания или изучения новой темы доска оказалась чистой.




















Список литературы.

    1. Горохова Н.А. Организация здоровьясбережения в школе // ОБЖ – 2010 г. № 7, с. 33-38;

    2. История. 5-11 классы: технология современного урока / авт.-сост. В.В.Гукова и др. – Водгоград: Учитель, 2009г.

    3. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок // А.И.Севрук, Е.А.Юнина // Школьные технологии, 2004 г. № 2, с 200-207;

    4. Тихомирова Л.Ф. Экспертный подход в здоровьесберегающей деятельности педагога // Школьные технологии, 2003 г. № 3, с. 200-201;



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Богомазова Алена Владимировна

Дата: 27.05.2015

Номер свидетельства: 215596


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства