kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание национального достоинства, русского характера при изучении социокультурного курса в общеобразовательной школе (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор уделяет внимание проблемам, существующим в преподавании социоультурного курса "Истоки" в общеобразовательной школе, и предлагает варианты их решения. Делает вывод о том, что в современной, достаточно сложной и противоречивой ситуации учителю необходимо придерживаться в преподавании этого предмета определенных установок 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание национального достоинства, русского характера при изучении социокультурного курса в общеобразовательной школе (из опыта работы)»

Е.Ф. Малышко

Нижневартовск, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №17», учитель истории

Воспитание национального достоинства,

русского характера при изучении социокультурного курса в общеобразовательной школе (из опыта работы)


Аннотация. Автор уделяет внимание проблемам, существующим в преподавании социокультурного курса «Истоки» в общеобразовательной школе из опыта работы. Обращает внимание на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Делает вывод о том, что в современной, достаточно сложной и противоречивой социокультурной ситуации учителю необходимо придерживаться в преподавании этого предмета определённых установок.


Образование всегда выполняло социальный заказ общества. Наше время — не исключение, у него тоже свои требования к школе, к учителю. В настоящее время огромную роль начинает играть культура.Одним из приоритетных направлений современного российского образования является создание системы духовно-нравственного воспитания школьников. Школа должна воспитывать национальное достоинство русского человека, формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многое др.

На решение этих задач и ориентирован социокультурный курс «Истоки». Универсальность курса «Истоки» состоит в том, что он может быть представлен и в урочной, и во внеурочной деятельности, причем как в виде целостной системы, так и в виде ее отдельных компонентов.

«Истоки» пробуждают интерес человека к своему внутреннему миру, укрепляют веру в свои собственные возможности, способствуют поиску внутренних ресурсов личности, их раскрытию. Программа «Социокультурные истоки» полностью соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта.В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС отмечается, что базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

Основными проблемами преподавания курса «Социокультурные истоки» в общеобразовательной школе являются следующие: невнимательный, поверхностный подход к задачам курса части нашего многонационального контингента родителей,рассмотрения предмета с точки зрения достигнутого женского равноправия (на примере темы «Правила нравственности», рассказа «Семеро по лавкам»), неприятие различных религиозных мировоззрений. Эти проблемы приводят к восприятию данного курса, как:

  • курса, пропагандирующего одну из религиозных конфессий - христианство;

  • христианства как единственно верного идеала общемировой культуры;

  • пропаганда образа нищеты, послушания, терпения и неравноправия женщин;

  • нарушение конституционных прав о гарантированности свободы совести и т.д.

Для минимизации негативного отношения следует подробнее ознакомиться с данным курсом. Даже краткий обзор тематики предмета «Истоки» позволяет увидеть его связь с этнологией, историей, социологией и культурологией. Бесспорно, прослеживается и религиозно-православная направленность содержания предмета, но раскрытие материала представлено в учебниках с культурологической позиции. Курс носит воспитательный характер, в нём отсутствуют конфликтные факторы. Статья 14 Конституции РФ провозглашает: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Светский характер государства не означает, что оно никак не взаимодействует с религиозными объединениями. Религиозные объединения являются частью, институтами гражданского общества, верующие являются точно такими же полноправными гражданами РФ, как и неверующие (часть 2 статьи 6,части 1 и 2 статьи 19 Конституции), поэтому светский характер государства не предполагает полной изоляции религиозных объединений от общественной жизни, от социальных процессов и, прежде, всего в сферах культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты и пр.

В настоящее время в РФ отсутствует официальная статистика членства в религиозных объединениях, поскольку законом запрещено требовать от граждан, чтобы они предъявляли заявления о своих религиозных принадлежностях. Поэтому о религиозности граждан РФ и о том, к каким верованиям они принадлежат, можно узнать только из социологических опросов населения. В 2012 году служба «Среда» обнародовала результаты своего исследования по отношению граждан России к каким-либо конфессиям и их численности. РПЦ (исповедующие православие) — 41% (58 млн человек). Ислам (в т. ч. сунниты, шииты и др.) - 6,5% (9,4 млн человек). Христиане (но не православные, не католики, не протестанты) — 4,1% (5,9 млн). Православные (не принадлежащие в РПЦ и старообрядцам) - 1,5% (2,1 млн). Из других опросов также следует, что значительной части населения РФ свойственно отождествлять себя с православием. Причина этому — национальное самосознание россиян [10].

Задача курса «Социокультурные истоки»: познакомить обучающихся с православной верой, привить им согласие с верой той религиозной группы, которая представляет большинство в РФ. Это будет залогом мира и уважения культуры народов в современной сложной и противоречивой социокультурной ситуации.

Учителю необходимо придерживаться в преподавании этого предмета следующих установок:

  1. Вопрос веры является тайной каждого учащегося, педагога и огласке не подлежит.

  2. Система категорий духовно-нравственного и социокультурного характера - главный предмет изучения курса «Истоки».

  3. Объективный подход к изучаемым произведениям, искусствоведческая оценка произведений литературы, музыки, изобразительного искусства.

  4. Объяснение материала от третьего лица.

  5. Ознакомление с традициями, обычаями, произведениями искусства других мировых религий и направлений христианства [6, c.4].

  6. Проводить разъяснительную работу с родителями обучающихся, направленную на формирование положительного эмоционального восприятия курса «Социокультурные истоки»

  7. В повестку родительских собраний включить вопрос об ознакомлении с курсом «Социокультурные истоки».

Особенно активна познавательная деятельность обучающихся на тех занятиях, где удается максимально приблизить обучающихся к их непосредственной жизни, быть сопричастными, осознавая и уважая то, что они изучают. Например, в нашей школе более четверти обучающихся проживают в собственных домах, многие обучающиеся летние каникулы проводят в сельской местности. На занятиях в 5-ом классе при изучении темы «Крестьянские хоромы» ученикам было предложено провести сравнительный анализ «Крестьянские хоромы» и «Дом, в котором я живу». Ребята рисовали свои дома, дома родственников в деревнях, находили сходства и отличия.Очень интересное занятие было посвящено именам. Так как в учебнике встречаются неизвестные детям имена: Феофан, Феврония, Савватий, Зосима, Пьетро и т.д., они удивляются, задают вопросы. Школьникам было предложено найти корни своего имени и рассказать о нём на занятии. Все дети с удовольствием рассказывали о своих именах или легендах о происхождении своего имени.И нетолько обучающиеся в классе, но и сами дети впервые узнавали, что означает их имя и какие корни имеет. Например: имя Аиша – «дающая жизнь», «активная», энергичная». Василий – «царь», Николай – «победитель народов» или загадка имени Рагнета. Что значит имя Рагнета? С давних пор людей интересует значение этого имени. Что будет, если назвать ребёнка именем Рагнета? Ведь каждому из нас при рождении дают имя, которое сопровождает нас всю жизнь. В значении имени Рагнета есть много древних корней и источников, которые на сегодняшний день безвозвратно утеряны [9].

В разделе седьмом «Щит военный. Щит духовный» (5 класс) в ходе изучения сооружений Московского кремля ребятам предлагалось рассказать о достопримечательностях, которые им известны. Очень интересные сообщения были подготовлены о «Синь – камне» на берегу Плещеева озера, о Шихан – горе в Башкирии и Монументе Дружбы в г. Уфе, о городе Кириллове, находящемся в Вологодской области. В нем расположена Кирилло-Белозерская обитель, обнесенная гигантской крепостью, которая неоднократно выдерживала неприятеля, и сам Иван Грозный из своей казны выделял этой обители немалые средства. Ребята делились впечатлениями о тех памятниках и местах, где бывали, бывают или ранее проживали. О местах дорогих и близких для них.

При изучении раздела второго «Слово и образ малой Родины» (6 класс) в теме «Город мой – Нижневартовск» школьникам было предложено выполнить задания творческого характера. Работы обучающихся были разнообразными: рисунки, стихотворения, рефераты, мини-сочинения. Например,

Город славный на Оби

Вырос гордый средь тайги.

В нем мы дружно все живем,

Песни славные поем,

И мечтаем всей душой

Попасть на шар наш золотой.

При выполнении данных работ у школьников формируются личностные мотивы учебно-образовательной деятельности. Каждому ребенку хочется рассказать о себе, о своем доме, продемонстрировать свою работу. Таким образом, формирование универсальных учебных действий происходит в раскованной, непринужденной атмосфере, исключающей дискомфортное чувство принуждения и навязывания информации.Обучающиеся успешно реализуют свои интересы в различных видах деятельности, которая постепенно приобретает творческий характер.

На таких занятиях обучающиеся включаются в межличностные отношения, в ходе которых приобретаются коммуникативные, интеллектуальные и творческие навыки.В рефлексии подростки выражают чувство удовлетворенности, заинтересованности и желания продолжать обучение.

«Истоки» позволяют развивать подростков через сферу чувств, образов и эмоций. Приобщают к чтению литературы, развивают разнообразные творческие способности, расширяют кругозор знаний и, что очень важно, эти знания формируются без перегрузки и утомляемости обучающихся.

Литература

1. Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 года Москва.

2. Историко-культурный стандарт.

3. Конституция Российской Федерации.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2014.-32с.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

6. Лебедева О.В. «Особенности методики преподавания предмета «Истоки».

7. Мишина И.А. «Многонациональность России как отличительная черта её исторического развития».

8. Федеральный портал «История России».

9. http://po-imeni.ru/ragneta/

10. http://www.rutvet.ru/in-gosudarstvennaya-religiya-rossiyskoy-federacii-8488.html




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Малышко Екатерина Федоровна

Дата: 06.02.2017

Номер свидетельства: 388293


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства