Воспитание национального достоинства, русского характера при изучении социокультурного курса в общеобразовательной школе (из опыта работы)
Воспитание национального достоинства, русского характера при изучении социокультурного курса в общеобразовательной школе (из опыта работы)
Автор уделяет внимание проблемам, существующим в преподавании социоультурного курса "Истоки" в общеобразовательной школе, и предлагает варианты их решения. Делает вывод о том, что в современной, достаточно сложной и противоречивой ситуации учителю необходимо придерживаться в преподавании этого предмета определенных установок
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание национального достоинства, русского характера при изучении социокультурного курса в общеобразовательной школе (из опыта работы)»
Е.Ф. Малышко
Нижневартовск, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №17», учитель истории
Воспитание национального достоинства,
русского характера при изучении социокультурного курса в общеобразовательной школе (из опыта работы)
Аннотация. Автор уделяет внимание проблемам, существующим в преподавании социокультурного курса «Истоки» в общеобразовательной школе из опыта работы. Обращает внимание на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Делает вывод о том, что в современной, достаточно сложной и противоречивой социокультурной ситуации учителю необходимо придерживаться в преподавании этого предмета определённых установок.
Образование всегда выполняло социальный заказ общества. Наше время — не исключение, у него тоже свои требования к школе, к учителю. В настоящее время огромную роль начинает играть культура.Одним из приоритетных направлений современного российского образования является создание системы духовно-нравственного воспитания школьников. Школа должна воспитывать национальное достоинство русского человека, формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многое др.
На решение этих задач и ориентирован социокультурный курс «Истоки». Универсальность курса «Истоки» состоит в том, что он может быть представлен и в урочной, и во внеурочной деятельности, причем как в виде целостной системы, так и в виде ее отдельных компонентов.
«Истоки» пробуждают интерес человека к своему внутреннему миру, укрепляют веру в свои собственные возможности, способствуют поиску внутренних ресурсов личности, их раскрытию. Программа «Социокультурные истоки» полностью соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта.В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС отмечается, что базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Основными проблемами преподавания курса «Социокультурные истоки» в общеобразовательной школе являются следующие: невнимательный, поверхностный подход к задачам курса части нашего многонационального контингента родителей,рассмотрения предмета с точки зрения достигнутого женского равноправия (на примере темы «Правила нравственности», рассказа «Семеро по лавкам»), неприятие различных религиозных мировоззрений. Эти проблемы приводят к восприятию данного курса, как:
курса, пропагандирующего одну из религиозных конфессий - христианство;
христианства как единственно верного идеала общемировой культуры;
пропаганда образа нищеты, послушания, терпения и неравноправия женщин;
нарушение конституционных прав о гарантированности свободы совести и т.д.
Для минимизации негативного отношения следует подробнее ознакомиться с данным курсом. Даже краткий обзор тематики предмета «Истоки» позволяет увидеть его связь с этнологией, историей, социологией и культурологией. Бесспорно, прослеживается и религиозно-православная направленность содержания предмета, но раскрытие материала представлено в учебниках с культурологической позиции. Курс носит воспитательный характер, в нём отсутствуют конфликтные факторы. Статья 14 Конституции РФ провозглашает: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Светский характер государства не означает, что оно никак не взаимодействует с религиозными объединениями. Религиозные объединения являются частью, институтами гражданского общества, верующие являются точно такими же полноправными гражданами РФ, как и неверующие (часть 2 статьи 6,части 1 и 2 статьи 19 Конституции), поэтому светский характер государства не предполагает полной изоляции религиозных объединений от общественной жизни, от социальных процессов и, прежде, всего в сферах культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты и пр.
В настоящее время в РФ отсутствует официальная статистика членства в религиозных объединениях, поскольку законом запрещено требовать от граждан, чтобы они предъявляли заявления о своих религиозных принадлежностях. Поэтому о религиозности граждан РФ и о том, к каким верованиям они принадлежат, можно узнать только из социологических опросов населения. В 2012 году служба «Среда» обнародовала результаты своего исследования по отношению граждан России к каким-либо конфессиям и их численности. РПЦ (исповедующие православие) — 41% (58 млн человек). Ислам (в т. ч. сунниты, шииты и др.) - 6,5% (9,4 млн человек). Христиане (но не православные, не католики, не протестанты) — 4,1% (5,9 млн). Православные (не принадлежащие в РПЦ и старообрядцам) - 1,5% (2,1 млн). Из других опросов также следует, что значительной части населения РФ свойственно отождествлять себя с православием. Причина этому — национальное самосознание россиян [10].
Задача курса «Социокультурные истоки»: познакомить обучающихся с православной верой, привить им согласие с верой той религиозной группы, которая представляет большинство в РФ. Это будет залогом мира и уважения культуры народов в современной сложной и противоречивой социокультурной ситуации.
Учителю необходимо придерживаться в преподавании этого предмета следующих установок:
Вопрос веры является тайной каждого учащегося, педагога и огласке не подлежит.
Система категорий духовно-нравственного и социокультурного характера - главный предмет изучения курса «Истоки».
Объективный подход к изучаемым произведениям, искусствоведческая оценка произведений литературы, музыки, изобразительного искусства.
Объяснение материала от третьего лица.
Ознакомление с традициями, обычаями, произведениями искусства других мировых религий и направлений христианства [6, c.4].
Проводить разъяснительную работу с родителями обучающихся, направленную на формирование положительного эмоционального восприятия курса «Социокультурные истоки»
В повестку родительских собраний включить вопрос об ознакомлении с курсом «Социокультурные истоки».
Особенно активна познавательная деятельность обучающихся на тех занятиях, где удается максимально приблизить обучающихся к их непосредственной жизни, быть сопричастными, осознавая и уважая то, что они изучают. Например, в нашей школе более четверти обучающихся проживают в собственных домах, многие обучающиеся летние каникулы проводят в сельской местности. На занятиях в 5-ом классе при изучении темы «Крестьянские хоромы» ученикам было предложено провести сравнительный анализ «Крестьянские хоромы» и «Дом, в котором я живу». Ребята рисовали свои дома, дома родственников в деревнях, находили сходства и отличия.Очень интересное занятие было посвящено именам. Так как в учебнике встречаются неизвестные детям имена: Феофан, Феврония, Савватий, Зосима, Пьетро и т.д., они удивляются, задают вопросы. Школьникам было предложено найти корни своего имени и рассказать о нём на занятии. Все дети с удовольствием рассказывали о своих именах или легендах о происхождении своего имени.И нетолько обучающиеся в классе, но и сами дети впервые узнавали, что означает их имя и какие корни имеет. Например: имя Аиша – «дающая жизнь», «активная», энергичная». Василий – «царь», Николай – «победитель народов» или загадка имени Рагнета. Что значит имя Рагнета? С давних пор людей интересует значение этого имени. Что будет, если назвать ребёнка именем Рагнета? Ведь каждому из нас при рождении дают имя, которое сопровождает нас всю жизнь. В значении имени Рагнета есть много древних корней и источников, которые на сегодняшний день безвозвратно утеряны [9].
В разделе седьмом «Щит военный. Щит духовный» (5 класс) в ходе изучения сооружений Московского кремля ребятам предлагалось рассказать о достопримечательностях, которые им известны. Очень интересные сообщения были подготовлены о «Синь – камне» на берегу Плещеева озера, о Шихан – горе в Башкирии и Монументе Дружбы в г. Уфе, о городе Кириллове, находящемся в Вологодской области. В нем расположена Кирилло-Белозерская обитель, обнесенная гигантской крепостью, которая неоднократно выдерживала неприятеля, и сам Иван Грозный из своей казны выделял этой обители немалые средства. Ребята делились впечатлениями о тех памятниках и местах, где бывали, бывают или ранее проживали. О местах дорогих и близких для них.
При изучении раздела второго «Слово и образ малой Родины» (6 класс) в теме «Город мой – Нижневартовск» школьникам было предложено выполнить задания творческого характера. Работы обучающихся были разнообразными: рисунки, стихотворения, рефераты, мини-сочинения. Например,
Город славный на Оби
Вырос гордый средь тайги.
В нем мы дружно все живем,
Песни славные поем,
И мечтаем всей душой
Попасть на шар наш золотой.
При выполнении данных работ у школьников формируются личностные мотивы учебно-образовательной деятельности. Каждому ребенку хочется рассказать о себе, о своем доме, продемонстрировать свою работу. Таким образом, формирование универсальных учебных действий происходит в раскованной, непринужденной атмосфере, исключающей дискомфортное чувство принуждения и навязывания информации.Обучающиеся успешно реализуют свои интересы в различных видах деятельности, которая постепенно приобретает творческий характер.
На таких занятиях обучающиеся включаются в межличностные отношения, в ходе которых приобретаются коммуникативные, интеллектуальные и творческие навыки.В рефлексии подростки выражают чувство удовлетворенности, заинтересованности и желания продолжать обучение.
«Истоки» позволяют развивать подростков через сферу чувств, образов и эмоций. Приобщают к чтению литературы, развивают разнообразные творческие способности, расширяют кругозор знаний и, что очень важно, эти знания формируются без перегрузки и утомляемости обучающихся.
Литература
1. Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 года Москва.
2. Историко-культурный стандарт.
3. Конституция Российской Федерации.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2014.-32с.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
5. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.