kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание толератности на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье освящается воспитанию толерантности на уроках истории. Автор предлагает шаги успеха по формированию толерантного сознания. Особое внимание распространяется на примерах воспитания толерантности на уроках по истории Древнего мира, средних веков, нового времени. В заключительной части автор подводит итог, что целенаправленная работа по формированию толерантности на уроках истории приводит к положительным результатам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание толератности на уроках истории »

Воспитание толерантности на уроках истории.


Понятие толерантности несет в себе идеи многообразия, равенства, отказа от доминирования и насилия одного над другим, касается ли это отдельных людей, групп людей или целых народов и государств. Толерантность в таком ее понимании должна стать важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей [1, с. 5-6].

Между тем понятие «толерантность» имея, глубокие исторические корни, в наше время постигается и «приживается» с большим трудом как в обществе в целом, так и в системе образования. Последнее время все чаще и чаще можно услышать в новостях о примерах проявления экстремизма, нетерпимости по  отношению к людям другой национальности или расы.  Казахстан всегда был многонациональной страной, где проживали люди не только разных национальностей, но и вероисповеданий, и школы в этом являются одним из ярких показателем[1. с. 7].

Изучение истории дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у учащихся. Это длительный и сложный процесс, основой которому служит материал школьного курса истории. Обращение к формированию толерантности при изучении исторического материала крайне необходимо.

Формирование понятия толерантности проходит постепенно, в зависимости от возрастных способностей учащихся и особенностей изучаемого материала. Учитель ведет учащихся по ступенькам формирования толерантного сознания. Главной причиной успеха этого движения будет постоянная и кропотливая работа в этом направлении.

«Значительную роль в восприятии школьниками сущности и значения толерантности в отношениях между людьми играет то, как организована учебная работа, в какой мере она предполагает активную деятельность школьников, определение ими своих позиций».

Следующее условие это наглядность, причём наглядность как можно более близкая аудитории. Сюда могут входить примеры из современных кинофильмов, новостных выпусков, роликов из интернета, зависит от возраста аудитории. Главное, чтобы наглядность была не только у событий из прошлого, но и по аналогии из дня сегодняшнего.

Выполнение самостоятельных заданий. В идеале если это будут задания, которые могут развенчать те предрассудки или ложные убеждения, которые могут быть у школьников в связи с теми или иными историческими событиями.

Очень тесно связанное с предыдущим это взаимодействие с родителями при выполнении самостоятельных заданий. Ведь если родители продолжат и в семейном кругу дело воспитания своих чад в духе уважения к другим культурам и отдельным личностям, то это будет во много раз более эффективно чем воспитание в рамках одной лишь школы.

Ещё одно очень важное условие – это тесное взаимодействие с другими предметами как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла. Формирование этических норм и ценностей должно проходить в комплексе. Для этого учителю нужно быть информированным о том, что проходят ученики параллельно его предмету на других школьных уроках и наладить тесное сотрудничество с другими преподавателями [2, с.134-136].

Формирование толерантности начинается с изучения курса истории древнего мира. Материал курса дает учителю благодатную возможность для формирования в умах учащихся устойчивой связи: терпимость ведет к устойчивости. Это положение формируется при изучении великих империй древности (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава). Рассматривая причины их гибели, необходимо особое внимание уделить тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, и, в конечном итоге, способствовало их гибели при появлении внешней опасности.

На конкретном историческом материале учитель показывает, что компромисс способен привести к достижению желаемых результатов. При изучении Греко-персидских войн необходимо обратить внимание учащихся, что противоречия между греческими полисами оставались по-прежнему очень сильными. Их союз представлял своеобразный компромисс, на который они были вынуждены пойти перед угрозой потери независимости. Он полностью оправдал себя. В то же время неспособность и нежелание пойти на заключение компромисса в более позднее время привело к полной потере независимости греческих полисов и их подчинению Македонии. Таким образом, у учащихся формируется представление о терпимости как средстве, ведущем к стабильности.

Формирование чувства толерантности продолжается при изучении истории средних веков. Курс истории средних веков дает возможность раскрыть сущность противостояния толерантности и нетерпимости. Важно убедить учащихся, что нетерпимость, в конечном счете, приводит к краху. Это положение хорошо усваивается при изучении темы "Нидерландская буржуазная революция", события которой во многом были обусловлены отсутствием религиозной толерантности в католическом мире. Нетерпимость стала одной из основных причин не только революции, но и распада Испанской империи. Таким образом, учащиеся усваивают положение о конструктивной роли толерантности в историческом процессе и разрушительной роли политики "без ограничений" [3, с. 6].

Важное значение для формирования толерантного сознания имеет изучение темы "Русь под властью Золотой Орды". Подчеркивая ужасы монгольского нашествия и системы управления баскаков, учитель отмечает, что Русь сохранила себя как государство во многом благодаря политике толерантности, проводимой русскими князьями по отношению к монгольским захватчикам (и наоборот). Рассмотрение этого вопроса обычно вызывает бурную полемику среди школьников. Можно говорить о тех границах, за которыми политика компромиссов и толерантность переходят в разряд предательства национальных интересов и конформизм, но в данном случае сохранение добрых отношений с монголами было (осознанно или бессознательно) объективно направлено на благо русского народа.

Вопрос о "монголо-татарском иге" подводит преподавателя и его аудиторию к формированию толерантности по отношению к носителям иных этнических, религиозных и культурных традиций.Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многого другого.

Таким образом, урок за уроком учащиеся расширяют понимание сущности толерантности и значение ее проявления в различных аспектах человеческой жизни.

Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн: мировых, гражданских, религиозных. Материал учебника в основном акцентирует внимание учащихся на ужасах этих явлений, боли и страданиях людей. И это совершенно справедливо. Однако формирование толерантности совершенно не означает воспитания у школьников нетерпимости к захватчикам, проявлениям геноцида и любого насилия над человеческой личностью. Сама толерантность основывается именно на уважении к естественным правам любой личности и не может проявляться к их нарушениям.

Материал школьного курса истории дает возможность рассмотреть такую важную проблему, как терроризм и толерантность. Задача учителя показать, что нетерпимость никогда не приводила к достижению поставленной цели, будь это якобинцы времен Французской революции, русские революционные народники 1870-х гг. или современные политические лидеры, проповедующие террористическую борьбу. Исторический опыт применения террора в политической борьбе свидетельствует, что он исключает (или крайне затрудняет) возможность достижения между противоборствующими сторонами конструктивного компромисса. Террор изначально приводит к определенной неустойчивости институтов государственной власти, какими бы несокрушимыми ни казались они со стороны.

Целенаправленная работа по формированию толерантности на уроках истории приводит к положительным результатам [3, с.8].










Литература


  1. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М., 2004.

  2. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. М., 2004.

  3. Репиницкий А. Толерантность на уроках истории // История "Первое сентября". -2002. № 7.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Воспитание толератности на уроках истории

Автор: Морозова Анна Викторовна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119917


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства