"Воспитание гуманизма на уроках истории и обществознания через исторические портреты"
"Воспитание гуманизма на уроках истории и обществознания через исторические портреты"
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ключевых компетенций. Основная цель воспитания заключается в формировании гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности и толерантности, способности к успешной социализации.
Утверждать идеалы гуманизма в нашем обществе, так же как и, воспитывать гражданственность и нравственность становится задачей для школы все более актуальной. Использование на уроке жанра исторического портрета дает прекрасную возможность воспитывать названные качества личности. Связанные воедино цели, средства и мотивы поведения человека дают нам представление о личности, заставляют задуматься о собственных целях, мыслях и поступках. Пониманию жизненных целей, убеждений, мотивов поступков человека должно быть уделено на уроке главное внимание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Воспитание гуманизма на уроках истории и обществознания через исторические портреты" »
Воспитание гуманизма на уроках истории и обществознания
через исторические портреты
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ключевых компетенций. Основная цель воспитания заключается в формировании гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности и толерантности, способности к успешной социализации.
Утверждать идеалы гуманизма в нашем обществе, так же как и, воспитывать гражданственность и нравственность становится задачей для школы все более актуальной. Использование на уроке жанра исторического портрета дает прекрасную возможность воспитывать названные качества личности. Связанные воедино цели, средства и мотивы поведения человека дают нам представление о личности, заставляют задуматься о собственных целях, мыслях и поступках. Пониманию жизненных целей, убеждений, мотивов поступков человека должно быть уделено на уроке главное внимание.
Главное на уроках - создание атмосферы делового сотрудничества. Сотрудничества, в котором нет еще готовых ответов и важен совместный поиск решения задач. Воспитание должно быть основано на формировании чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры, религии. Надо ставить перед учащимися открытые задачи - проблемы, на которые нельзя ответить однозначно, а возможны различные пути решения. Только на открытых задачах можно научиться видеть проявления нетерпимости, самому ставить и решать социальные задачи противостояния нетерпимости. Важно максимально задействовать в процессе деятельности опыт и интересы учащихся. Учитель должен всегда помнить, что только эмоционально значимый материал может побудить ученика искать в нем какие-то свои смыслы. Лишь воздействуя на эмоции учеников, можно помочь им развить чувство эмпатии к когда-то жившим и окружающим их сейчас людям.
Жизнь Альберта Швейцера – великого гуманиста XX века, дает прекрасную возможность подросткам попытаться ответить на те нравственные вопросы, которые уже ставит перед ними жизнь. На уроке важно, чтобы подростки поняли, что сильные люди – это добрые люди. Воспитывать сильную личность, умеющую постоять за свое человеческое достоинство и помочь тем, кто нуждается в помощи, гражданский долг педагога и задача каждого урока.
Урок проводится в курсе обществознания 8 класса по теме «Моральный выбор – это ответственность».
Цели урока:
1.Содействовать воспитанию активной гражданской позиции, гуманизма, нравственности, ответственности.
2.Совершенствовать умения давать нравственную оценку социального поведения людей.
3. Приобрести знания об опыте служения людям на примере биографии Альберта Швейцера.
4.Совершенствовать коммуникативные навыки через работу в парах, дискуссию.
Формируемые УУД:
ПредметныеУД: различать моральную сторону ситуации, характеризовать основные принципы морали, анализировать социальную ситуацию с морально-нравственных позиций, давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей, использовать элементы причинно- следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека.
Познавательные УД: смысловое чтение, решение проблемы.
Коммуникативные УД: умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Регулятивные УД: оценивать результаты собственной деятельности, оценивать свои поступки и поступки других людей с позиции гуманизма.
Личностные УД: формирование ценностных ориентиров, осознание своей ответственности за судьбу Отечества.
Вводный этап.
1. Учитель приветствует учащихся. «Жизнь каждого – это постоянный выбор между разными возможностями действовать в соответствии с представлениями о добре и зле, нравственном и безнравственном. Чтобы найти правильное решение, часто человеку приходится напряженно думать, выбирая правильный путь. Кто или что может помочь молодому человеку принять верное решение в сложной жизненной ситуации, сделать свой моральный выбор? Сделать моральный выбор – это не только внутренне выбрать свое моральное (доброе или злое) отношение, но и действовать в соответствии со своим выбором. Помочь сделать моральный выбор могут примеры из жизни тех людей, которых человечество назвало великими личностями. Сегодня на уроке мы узнаем о жизни Альберта Швейцера - великого гуманиста XX века.
2. А для этого предлагаю прочитать описание ситуации, которая содержится в кейсе. (Приложение 1). После чтения индивидуально в тетради заполните таблицу с аргументами «За» и «Против». (Приложение 2).
Учащиеся получают кейс и подробную инструкцию по работе с ним.
Аналитический этап.
Индивидуальная работа с кейсом.
Учащиеся читают текст, задают уточняющие вопросы.
Ученики заполните таблицу с аргументами «За» и «Против».
Разбор кейса в малой группе.
Сейчас вы будете работать в группе. Давайте вспомним правила общения в группе.
Обсудите и проанализируйте мнения, к которым вы пришли, самостоятельно работая с материалами кейса.
Итоговый этап.
Общая дискуссия.
Представители групп делают доклад по результатам обсуждения.
Остальные учащиеся выступают в роли оппонентов к докладчикам.
Возможные вопросы :
Что заставило Швейцера круто изменить свою жизнь?
Кто поддерживал Швейцера в его выборе?
Почему Швейцер сделал такой моральный выбор?
Дети говорят о моральном выборе Швейцера, о том, что он бы мог служить людям, не отправляясь в Африку, о гуманизме Швейцера, о желании Швейцера помогать людям справляться с болезнями.
Как вы думаете, можно ли Швейцера назвать «одним в поле воином»? Почему?
Учитель рассказывает о дальнейшей жизни Швейцера. (Приложение 3). Учитель снова просит учеников ответить на вопрос: Как вы думаете, можно ли Швейцера назвать «одним в поле воином»? Почему? Сделайте выводы.
Подведение итогов.
Учитель предлагает детям ответить на вопросы:
- В чем выражается свобода выбора? Что такое моральный выбор? Как взаимосвязаны свобода и ответственность? Что значит быть ответственным человеком? Что может гарантировать выполнение моральных норм?
2. Учитель дает оценку выводам групп и отдельных участников, комментирует весь ход дискуссии.
Приложение №1.
«Крутой поворот» в судьбе.
26 марта 1913 г. в Пойаке, недалеко от Бордо, на борт корабля, отправляющегося в Африку, вместе со своей женой поднялся Альберт Швейцер, доктор философии и медицины, лиценциат богословия, талантливый музыкант и писатель. Цель его путешествия - создание небольшой больницы при миссии на реке Огове во Французской Экваториальной Африке. Позади оставались родные и близкие, студенты, которым он читал лекции по философии и богословию,
прихожане, слушавшие его проповеди, поклонники его игры на органе.
Что же заставило этого 38-летнего человека преодолеть множество препятствий, самые трудные из которых были финансовые, пренебречь удачно складывавшейся карьерой ученого и музыканта, пережить непонимание друзей?
Когда Альберту был 21 год, он, студент теологического и философского факультета Страсбургского университета, принял решение: до 30 лет читать проповеди, заниматься наукой и музыкой, но после этого рубежа посвятить себя непосредственно служению людям. Позднее он запишет: «Какой характер будет носить деятельность, намеченная мной на будущее, в ту пору мне самому еще не было ясно. Я положился на волю обстоятельств. Я твердо знал лишь одно: пусть это будет самая что ни на есть скромная работа, главное – непосредственное служение человеку».
Будущее ему предрекали прекрасное. В 24 года Швейцеру присваивается степень доктора философии, а в 25- он удостоен степени лиценциата богословия, что позволяет стать приват-доцентом теологического факультета Страсбургского университета. Его приглашают во Францию читать лекции по немецкой литературе и философии, его проповеди в церкви пользуются большой популярностью. В это же время он ищет пути действенной помощи людям: пытается заняться воспитанием брошенных и беспризорных детей, устройством жизни бродяг и заключенных, выпущенных на свободу.
И вот, утром осени 1904 г. в руки Швейцеру попадает брошюра Парижского миссионерского общества, в одной из статей которой руководитель общества сетует на недостаток людей в миссии провинции Габон в юго-западной части Французской экваториальной Африки. Особенно остро не хватает врачей. В это утро в душе Швейцера зародилось решение, которое сыграло определяющую роль в его жизни, но осуществить его удалось лишь через 9 лет, которые были посвящены изучению медицины и сбору средств для организации в Африке больницы. Это было нелегко. Никаких сбережений у Швейцера не было. Приходилось преодолевать огромные физические и душевные напряжения, требовавшиеся для прохождения курса медицины, а также сопротивление родных и друзей. Приходилось добывать деньги для приобретения оборудования для больницы. Сам себя Швейцер называл «авантюристом милосердия». И вот, наконец, Африка! Селение Ламбарене располагалось в трехстах километрах от устья реки Огове.
Нищета и болезни свирепствовали в деревнях, голод и пьянство были обычным явлением. Швейцер стал единственным врачом на 300 километров вокруг. С большим трудом удалось на свои скудные средства построить маленькую больницу. Разрешение на врачебную практику Швейцер получил с условием, что не будет претендовать на жалованье. И он лечил бесплатно. Работать приходилось даже ночью, оперировать при свете керосиновой лампы. Швейцер с его немногочисленными помощниками страдал от жаркого климата, от вездесущих москитов, от равнодушия колониальной администрации, от незнания языка, недостатка медикаментов, а поначалу и от недоверия туземного населения, находившегося под властью суеверий и местных знахарей. Но отважный врач не пал духом, а продолжал свою самоотверженную деятельность.
Приложение №2.
Нужно ли было Альберту Швейцеру круто менять свою жизнь?
Аргументы «за»
Аргументы «против»
1
1
2
2
3
3
4
4
Приложение 3.
Личный пример Швейцера.
Человечество приметило Швейцера: ему писали монархи и президенты, министры и политические деятели, ученые и художники, университеты и академии присваивали ему почетные титулы. ФРГ присуждает премию Мира, а Франция ( после войны Швейцер стал подданным Франции) удостаивает высшей почести страны - его избирают пожизненно действительным членом Академии этических и политических наук; его имя присваивают улицам и общественным учреждениям- школам, больницам, домам для престарелых и даже кораблям. А.Эйнштейн назвал его «самым великим человеком», У.Черчилль - «гением человечности», пресса именовала его «самоотверженным гуманистом» и даже « тридцатым апостолом Петра». В 1953 г. ему была присуждена Нобелевская премия Мира, и норвежская молодежь приветствовала его факельным шествием.
Но конец Второй мировой войны не стал концом милитаристских устремлений политиков: над миром нависла угроза атомной войны. И вот Швейцер, чей авторитет в мире был чрезвычайно высок, написал «Обращение к человечеству», в котором призывал прекратить испытания ядерного оружия. Правая пресса обрушилась на него с потоком прямых оскорблений. Его называли «маразматиком, упрямцем, вздорным стариком». Швейцер предвидел это и следовал девизу: «Работай и не отчаивайся». Но росло и число поклонников Швейцера, разделявших его позиции. Фактически он стал инициатором массового движения за мир. Свое 90-летие Швейцер встретил в Ламбарене, уже в молодой независимой республике Габон. Отпраздновав юбилей, Швейцер решил подготовиться к уходу из жизни. Он собрал свой архив и переправил в Европу, сделал все необходимые распоряжения в больнице, которая превратилась в целый больничный городок с лепрозорием, и даже заказал изготовить большой деревянный гроб на случай, если кто-нибудь потребует большего размаха при его погребении. Он не страшился смерти: « Тот, кто боится смерти, тот умирает раньше неустрашимого»,- говорил он. 4 сентября 1965 г. Швейцера не стало. Его похоронили рядом с женой в тени финиковой пальмы, в нескольких шагах от дома. На могиле стоит простой деревянный крест с датами его рождения и смерти.
Что же осталось нам от Швейцера в наследие? Две автобиографии, три книги воспоминаний, философский труд «Культура и этика», письма, исследования по музыкальному искусству и сотни книг о нем. Но главное не это. Швейцер явил миру пример самоотверженного бескорыстного, «деятельного гуманизма». Когда его спрашивали о мотивах поездки в Африку, он отвечал: «Личный пример - не просто лучший метод убеждения, а единственный». Вся его жизнь была лучшим аргументом в пользу принципа, которому он следовал всегда - принципу «благоговения перед жизнью», ибо ценность одной жизни, по мнению Швейцера, перевешивала все иные ценности цивилизации. И маленькая больница в Ламбарене стала для всего человечества символом служения человеку, любви к ближнему, совестью мира.
( По книге: Малышевский А.Ф. Мир человека: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: - Интерпракс, 1995. с.201-206.)