Российская Федерация Забайкальский край Могочинский район средняя школа № 92 г. Могоча , 10 « Б» класс.
Научно-практическая конференция
« Шаг в науку – 2015»
Тема : "Внешняя политика России на Дальнем Востоке во второй половине XIX века ".
Подготовила : Уринюк Алёна
Научный руководитель :
Терегулова Лариса Александровна
2015 год
План:
1. Введение:
2. Основная часть :
2.1. Симодский договор 1855 года- первое дипломатическое соглашение между Россией и Японие
2.2. Айгунский договор 1858 года- территориальное закрепление берегов Амура между Россией и Китаем.
2.3. Пекинский трактат 1860 года, как договор определяющий новую границу между Россией и Китаем.
2.4. Дополнительный протокол 1861 года к тяньцзинскому договору по обмене картами и описание разграничений полномочий между сторонами.
2.5. Санкт- Петербургский договор 1875 года- договор между Россией и Японией.
2.6. Непростые взаимоотношения России и Китая с 1894г. по 1900 год.
3. Заключение.
.
Введение
Актуальность темы в том, что с девяностых годов 20 века и по настоящее время появляются работы, в которых есть желание мировых историков и политиков принизить роль российского государства во внешней политике, в том числе , второй половины 19 века на Дальнем Востоке ; провести ревизию договоров и нормативных документов , появившихся в тот период. Учебник истории России даёт очень сжатую информацию по данному вопросу . Я считаю,что именно вторая половина 19 века сыграла важную роль в дальнейшем развитии Сибири и нашего Забайкалья. В своей работе я постаралась для анализа событий тех времён руководствоваться документами : симодский договор 1855 года, айгунский договор 1858 года ,пекинский трактат 1860 года, Санкт-Петербургский договор 1875 года ,также история переговоров между Россией и Китаем ,документ о соглашении между Россией и Китаем 1867 года, словари, справочники, энциклопедии.
Интерес к российской истории проявили все авторы изданий, подчеркивают , что ведущая держава -Россия в эпоху наивысшего расцвета контролировала одну шестую часть суши. К сильным сторонам зарубежных справочно-энциклопедических изданий можно отнести высокий полиграфический уровень выполнения работ, но многие оценки расходятся с общепринятыми в отечественной литературе.
Цель работы: проанализировав историю взаимоотношений России, Китая, Японии во второй половине 19 века, усвоить основные уроки и не допустить ошибок сегодня при переносе главного направления внешней политики .
Задачи:
1) Составить хронологическую последовательность в истории становления международных отношений России с Японией и Китаем во второй половине 19 века.
2) Выявить роль государственных деятелей в расширении влияния Российского государства на Дальнем Востоке.
Гипотеза:
Если изучить взаимоотношения России с Японией и Китаем на Дальнем Востоке во второй половине 19 века , документы договоров того периода времени и сопоставить с событиями сегодняшнего дня ,то можно прийти к выводу : на Дальнем Востоке у нас будут союзники в существующей политике
Российско-китайские взаимоотношения в том или ином виде имело место еще в эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль великого шелкового пути. Однако вплоть до середины 19 века это взаимодействие было весьма слабым в силу значительной географической отдаленности России и Китая друг от друга. Более динамически насыщенными российско-китайские отношения стали примерно в конце 1850 годов. Многие политологи отмечают : 1850 г. - 1890-ые годы – это годы постепенного сближения и союзнических отношений.
Данный этап длился около четырех десятилетий. Россия и Китай прошли путь от сотрудничества по пограничным вопросам ( в конце 1850 начале 1860 )до создания оборонительного союза (в конце 1890 годов).
Во второй половине 19 века территория России стремительно расширялась. Вхождение в состав Российской империи Туркестана (территория современной центральноазиатских государств), а также активное освоение Сибири и дальневосточных земель привела в непосредственному соприкосновению территориальных владений России и Китая. Это вызвало необходимость развития дипломатических контактов для определения границ между двумя странами.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1.Симодский договор 1855 год – первое дипломатическое соглашение между Россией и Японией.
Симодский договор между Россией и Японией или Симодский трактат — первое дипломатическое соглашение между Россией и Японией. Было подписано вице-адмиралом Е. В. Путятиным и Тосиакирой Кавадзи 26 января 1855 года.
Состояло из 9-ти статей. Главной идеей договора было установление «постоянного мира и искренней дружбы между Россией и Японией». Для русских в Японии вводилась, по существу, консульская юрисдикция. Курильские острова к северу от острова Итуруп объявлялись владениями России, в свою очередь Япония получила острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи, а Сахалин продолжал оставаться как совместное, нераздельное владение двух стран.
Для русских кораблей были открыты также порты Симода, Хакодатэ, Нагасаки. Россия получала режим наибольшего благоприятствования в торговле и право открыть консульства в указанных портах.
Положение о совместном владении о.Сахалин было более выгодно для России, продолжавшей активную колонизацию Сахалина (Япония в то время не имела такой возможности из-за отсутствия флота). Позже Япония начала усиленно заселять территорию острова и вопрос о нём начал приобретать все более острый и спорный характер. Противоречия сторон были разрешены в 1875 году с подписанием Санкт-Петербургского договора, согласно которому Россия уступала Японии все Курильские острова в обмен на полноправное владение Сахалином.
2.2.Айгунский договор 1858 г.- территориальное закрепление берегов Амура между Россией и Китаем.
Подписан между Россией и Китаем 16 (28) мая 1858 в г. Айгуни генерал-губернатором Восточной Сибири Н. Н. Муравьевым и уполномоченным цинского правительства князем И. Шанем. Айгунский договор закрепил левый берег Амура (от р. Аргуни до устья Амура) за Россией, а правый – до р. Уссури – за Китаем.
Маньчжурские поселения на левом берегу Амура оставили в ведении китайского правительства. Территория между р. Уссури и морем оставалась неразграниченной и была признана находящейся «в общем владении» обоих государств. Плавание по р. Амуру, Уссури и Сунгари позволялось только русским и китайским судам, разрешалась взаимная торговая деятельность.
Положения Айгунского договора были закреплены Тяньцзинским трактатом (1858).
Работая по теме я познакомилась с высказываниями зарубежных политиков , что 600 000 км2 до сих пор определяются как незаконно занятые Россией в 1858 году, я задала себе вопрос :" почему ? Ведь это было мирное соглашение подписанное сторонами?"
Практически с момента подписания до сего дня Айгунский договор в Китае считается неравноправным, подписанным под давлением обстоятельств, а значит, несправедливым и требующим пересмотра. Однако официально результаты договора приняты, и вопрос его пересмотра снят с повестки дня. Сделал это Дэн Сяопин. В 1989 году на встрече с Горбачевым в Пекине Дэн сам предложил «закрыть прошлое, открыть будущее». Он коснулся Айгунского договора и обозначил свою позицию - объявил, что по неравноправным договорам к России отошли 1,5 млн км2 китайской территории. Но сказал: «Будем считать, что я высказался и забыл сказанное. И коснулся этого вопроса, чтобы поставить точку. Пусть ветер сдует эти вопросы и после нашей встречи мы уже не будем возвращаться к этой теме. Будем считать, что с прошлым покончено». С прошлым действительно покончено. Границы, определенные Айгунским договором, официально признаны обоими государствами и пересмотру не подлежат. Летом 2005 года Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала Дополнительное соглашение, окончательно определяющее нынешнее состояние границы. Сегодня Китай не претендует ни на один метр территории Российской Федерации.
Но остается историческая память: в школьных учебниках 600 000 км2 до сих пор определяются как незаконно занятые Россией в 1858 году; все 150 000 туристов, посещающие Владивосток каждый год, в один голос говорят, что приехали посмотреть на часть своей родины. Интересно, что на всех картах России, издающихся в Китае, малые острова Курильской гряды выкрашены в «японский» цвет и в скобках указано: захвачены Россией. Все это так. Но это не говорит о том, что Китай вправе или собирается предпринимать какие-либо действия по пересмотру Айгуньского договора
2.3.Пекинский трактат 1860 г., как договор, определяющий новую границу между Россией и Китаем.
«Пекинский трактат 1860 года - дополнительный трактат к Айгунскому и Тяньцзиньскому (1858) русско-китайским договорам, подписанный 14 ноября в Пекине русским представителем Н. П. Игнатьевым и цинским уполномоченным великим князем Гун. Заключен после окончания так называемой второй "опиумной" войны, в ходе которой англо-французские войска высадились в Северном Китае. Противоречия между западно-европейскими державами, напавшими на Китай, и царской Россией, стремившейся не допустить установления их господства в Пекине, Северном и Северо-Восточном Китае, а также в северо-западной части Тихого океана, побудили русское правительство приложить усилия с целью ослабления давления Англии и Франции на цинское правительство. Позиция России содействовала достижению окончательного разграничения между Россией и Китаем. Подтверждали развивая статьи Айгунского (ст. 1) и Тяньцзиньского (ст. 9) договоров, Пекинский трактат определил восточный участок русско-китайской границы по рекам Амуру, Уссури, Сунгача, оз. Ханка, р. Бэлэнхэ и горным хребтам до р. Тумыньцзян. Частью Пекинского трактата была карта с обозначением линии границы. Одновременно намечался и западный участок русско-китайской границы. На всем восточном участке русско-китайской границы Пекинского трактата разрешалась свободная и беспошлинная торговля: русские купцы из Кяхты могли ездить в Китай, а китайские в Россию, кроме того, открывалась торговля в Кашгаре. Другие статьи определяли порядок назначения консулов, устанавливали регламент отправлений дипломатической переписки и предоставляли сторонам возможность в дальнейшем совершенствовать правила сухопутной торговли».
Пекинский договор определял новую границу между двумя странами. Россия окончательно закрепила за собой Уссурийский край, а также получила также право беспошлинной торговли вдоль всей восточной границы.
Поскольку заключенные в 1858 году Айгунский и Тяньцзиньский договоры не разграничили земли от Уссури до моря, правительство России направило в Пекин для дальнейших переговоров особую миссию во главе с графом Н. П. Игнатьевым. С китайской стороны в переговорах принимал участие великий князь Гун.
В Китае продолжала бушевать Вторая Опиумная война, но переговоры на этот раз пошли труднее, так как китайцы одержали ряд побед над англичанами и французами, а потому почувствовали себя увереннее.
Однако поражения западных союзников носили временный характер, и весьма скоро англо-французские войска оказались у ворот Пекина.
Обстоятельства подстегнули китайских дипломатов к тому, чтобы согласиться с предложениями Игнатьева и подписать новый договор, названный Пекинским.
Как подтвердили обе договаривающиеся стороны, этот документ был принят «…для вящего скрепления взаимной дружбы между двумя империями, для развития торговых сношений и предупреждения недоразумений».
2.4. Дополнительный протокол 1861 года к Тяньцзиньскому договору об обмене картами и описание разграничений полномочий между сторонами.
В 1861 г к Тяньцзиньскому договору в качестве составной его части был приложен протокол об обмене картами и описаниями разграничений. С российской стороны протокол был подписан П. Козакевичем и К. Будогосским, с китайской - Чэн Ци и Цзин Чунем. Кроме того, протокол скрепили официальными печатями.
Граница была проведена линией красного цвета (в литературе ее называют «красной чертой») по китайскому берегу Амура, Уссури, а также протоке Казакевича.
Таким образом, упомянутые реки полностью принадлежали России.
Следует отметить, что такое проведение границы (когда оба берега реки оказываются у одного из государств) отличалось от общепринятой практики. Общим правилом было и есть проведение границы по главному фарватеру судоходных рек и середине несудоходных.
В то же время необходимо уточнить, что твердо установленного и документально закрепленного принципа проведения границы по главному фарватеру на момент подписания договора еще не существовало.
Скорее, как предполагает Минакир П.А., речь шла о признаваемом большинством государств правиле, согласно которому проведение границы по фарватеру являлось справедливым, правильным и не подлежащим оспариванию в будущем.
Уместным будет пояснить, что середина реки и главный фарватер - это не всегда одно и то же. Существует несколько факторов, определяющих прохождение фарватера. Большое значение имеет строение пород, залегающих на дне реки, поскольку вода устремляется туда, где грунт наиболее слаб.
Другой фактор - вращение Земли вокруг своей оси, вследствие чего в Северном полушарии все реки имеют крутой правый берег и пологий левый (в Южном полушарии все наоборот). Имеет значение полноводность реки в одни годы и обмеление в другие и т. п.
Если к тому же на реке проводятся гидрологические работы, то она может смещаться куда угодно. Эта непредсказуемость и склонность к изменению русла вообще характерны для дальневосточных рек.
Протяженность границы между Китаем и Россией, сложный рельеф местности, а также природно-климатические особенности имели своим следствием отсутствие четкой разграничительной линии между двумя странами.И особенно это касалось тех участков, где граница проходила по рекам. И так как острова никогда не разграничивались, их территориальная принадлежность не определялась.
Текст договора, хоть как-то разграничивая китайскую и русскую территорию в направлении север-юг, никак не определял разграничение запад-восток. Уссури течет с юга на север и, соответственно, может иметь только западные и восточные берега. Истоки пограничных конфликтов России и Китая в XX веке лежат в несовершенстве условий Пекинского договора 14 ноября 1860 года, согласно которому водное пространство и острова не были разграничены, охраняемая линия границы сложилась исторически и на ряде участков оспаривалась Китаем. На всех картах, составленных еще сто лет назад, речная граница между Россией и Китаем проходила по фарватеру рек Амур и Уссури, то есть не по середине рек, а именно по их самому глубокому месту.
2.5.Санкт-Петербургский договор – договор между Россией и Японией.
Санкт-Петербургский договор 1875 года — договор между Россией и Японией. По договору Япония соглашалась передать Сахалин, ранее находившийся в совместном владении, в собственность России в обмен на все 18 Курильских островов.
Договор изменил положения Симодского трактата от 1855 года, согласно которому Сахалин находился в совместном владении двух стран. Договор сохранял силу вплоть до 1905 года, когда по итогам русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор.
Основные переговоры начались в середине 1874 г. с прибытием в Петербург чрезвычайного и полномочного посланника Японии в России Эномото Такэаки. Он привез два проекта разрешения главной проблемы переговоров - владение островом Сахалин. Согласно первому, в обмен на Южный Сахалин Россия должна была уступить Японии остров Уруп с прилегающими островками и компенсировать японскую недвижимость на Сахалине. По второму Япония должна была получить все Курильские острова. 7 мая 1875 г. русский канцлер А. М. Горчаков и японский посланник Эномото Такэаки подписали Трактат между Россией и Японией. В его ст. 1 говорилось: "Его Величество Император Японский за себя и своих наследников уступает Его Величеству Императору Российскому часть территории острова Сахалин, которой он ныне владеет... Отныне означенный остров Сахалин весь вполне будет принадлежать Российской империи, и пограничная черта между империями Российской и Японской будет проходить в этих водах через пролив Лаперуза". В статье 2 было зафиксировано: "Взамен уступки России прав на остров Сахалин... Его Величество Император Всероссийский за себя и своих наследников уступает Его Величеству Императору Японскому группу островов, называемых Курильскими... Эта группа включает в себя нижеозначенные 18 островов, а именно: 1. Шумшу, 2. Алаид, 3. Парамушир, 4. Маканруши, 5. Онекотан, 6. Харимкотан, 7. Экарма, 8. Шиашкотан, 9. Муссир, 10. Райкоке, 11. Матуа, 12. Растуа, 13. Островки Среднева и Ушисир, 14. Кетой, 15. Симусир, 16. Бротон, 17. Островки Черпой и Брат Черпоев, 18. Уруп, так что пограничная линия между империями Российской и Японской в этих водах будет проходить через пролив, находящийся между мысом Лопаткою полуострова Камчатки и островом Шумшу". Согласно другим статьям Санкт-Петербургского договора, всем жителям уступаемых территорий предоставлялось право сохранить прежнее гражданство или вернуться на родину, но при этом они подпадали под юрисдикцию той страны, к которой перешла соответствующая территория. В портах Охотского моря и Камчатки Япония получила для судоходства, торговли и рыбной ловли те же права, что и страны, обладавшие статусом наиболее благоприятствуемой нации. Кроме того, японские суда, заходящие в порт Корсаков, освобождались от портовых сборов и таможенных пошлин сроком на 10 лет. Там же открывалось японское консульство. Российская сторона выплатила Японии за недвижимое имущество на Южном Сахалине свыше 112 тыс. рублей.
2.6 Непростые взаимоотношения России и Китая с 1894г. по 1900г.
В результате победоносной войны с Китаем в 1894-1895 г.г., Япония на основании заключённого в Симоносеки 5 апреля 1895 г. Симоносекского договора овладела на берегах Жёлтого моря районом стратегического морского базирования в Маньчжурии и военно-морской базой на Ляодунском полуострове - Люйшунем (более известным европейцам как Порт-Артур). Также к Японии отошли острова: Формоза (Тайвань) и Пескадоры (Пенхуледао). Кроме того, Китай признавал полную независимость вассальной Кореи и выплачивал военную контрибуцию в размере 200 миллионов лянов серебром, открывал для японской торговли четыре порта: (Шаши, Чунцин, Сучжоу и Ханчжоу), отдавал под временную оккупацию Вэйхайвэй, а также освобождал задержанных японских шпионов и сотрудничавших с ними китайских ренегатов.
Такие тяжёлые условия мирного договора вызвали протест "Великих держав", которые были неприятно поражены алчностью своего азиатского соседа. Действия японцев, также противоречили интересам Российского правительства, которое "предпочитало иметь близ своих границ более слабого соседа (Корею и Китай), чем более сильного (Японию)". Предпринятый Россией в Токио 11 апреля 1895 г., при поддержке Франции и Германии, дипломатический демарш (аргументированный тем, что захват Ляодуня Японией, создаст угрозу китайской столице - Пекину и сделает призрачной независимость Кореи) и демонстрация силы, вынудили Японию 26 апреля 1895 г. отказаться6 от притязаний на Ляодун и заключить в Пекине 27 октября 1895 г. Ляодунскую конвенцию, что крайне обострило отношения между двумя державами. С этого момента Япония, осознав свою военную слабость в дальневосточном регионе, принялась энергично наращивать мощь, своих военно-морских сил.
В связи с этим, в конце 1895 г., Японское правительство принимает 1-ую кораблестроительную программу сроком на 7 лет, согласно которой государством выделялось 95 млн. иен. Россия также начинает усиливать свой флот Балтийского моря (в связи с продолжающимся сохраняться превосходством Германского флота) и принимает дополнительную к 1882 г. программу судостроения на ближайшие 7 лет.
После окончания Японо-Китайской войны, Корея формально обрела независимость от Китая. Корейский ван ("князь") Коджон укрывшийся в Российской дипломатической миссии, всё более и более подпадал под Русское влияние, в результате чего в Корее начинает сокращаться количество японских войск, корейский ван отказывается от японских военных инструкторов, ведутся переговоры о предоставлении Россией займа для Кореи (для погашения долга Японии). Япония в свою очередь ощутив, что она теряет контроль над Кореей, решает путём дипломатических переговоров найти точки сближения с Россией. Первостепенной задачей для Японии было: оградить корейского вана от российской опеки и добиться гарантированного присутствия своих войск в Корее. Результатом японской политики стал подписанный в Сеуле 2 мая 1896 г. Русско-Японский меморандум, в котором было зафиксировано, предложение корейскому вану вернуться в свой дворец, а также разрешение на размещение японской стражи для охраны японских поселений в Корее и право России иметь в Корее "для охраны Российской дипломатической миссии и посольств" свою военную стражу, не превышающую, однако, численности японских войск, которые находились в тех-же местностях.
Россия отстоявшая для Китая Ляодунский полуостров, всё больше и больше завоёвывала симпатии китайского правительства. 22 мая 1896 г. Россия и Китайская империя заключили в Москве Секретный оборонительный союз против Японии. Оба государства брали на себя обязательства о поддержке друг друга сухопутными и морскими силами, в случае "всякого нападения Японии как на русскую территорию в Восточной Азии, так и на территорию Китая или Кореи". Также Россия получила концессию на строительство через Маньчжурию, из Забайкалья до Владивостока ставшей впоследствии знаменитой Китайско-Восточной железной дороги (К.В.Ж.Д.) "для быстрой перевозки русских войск".
Япония продолжая наращивать политику своего присутствия в Корее, отправила в Россию по случаю коронации Николая II, фельдмаршала Аритомо Ямагата для заключения нового корейского соглашения10. В это-же время велись и Российско-Корейские переговоры, но судьба Кореи в данный момент, пока не особо заботила российскую дипломатию. 28 мая 1896 г. Россия и Япония подписали Секретный Московский протокол, по которому Россия и Япония договорились в случае отправки своих войск в Корею предварительно согласовать этот вопрос между собой. Обоим сторонам предоставлялось право вводить в Корею равное количество войск в случае "возникновения в ней внутренних или внешних осложнений. При этом между войсками должна была оставаться полоса, свободная от оккупации". Таким образом эти договоры подтверждали равенство обоих государств в Корее. Фактически Россия и Япония устанавливали военный контроль над Кореей.
27 августа 1896 г. в Берлине был подписан Контракт на постройку и эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги. Контракт должен был завуалировать тот факт, что концессия на железную дорогу от Читы до Владивостока через Маньчжурию передается по существу России. Юридически это было оформлено как передача концессии специальному "Обществу Китайской Восточной железной дороги" и Русско-Китайскому банку. Финансировать строительство должен был только Русско-Китайский банк. Банк мог учредить Общество К.В.Ж.Д., акции общества могли приобретать как китайские, так и русские подданные. Китаю предусматривалась возможность выкупа К.В.Ж.Д. через 36 лет, после окончания её строительства (после полного возмещения всех затрат на строительство дороги и уплаты всех сделанных К.В.Ж.Д. долгов с процентами), а спустя 80 лет после начала эксплуатации, К.В.Ж.Д. бесплатно передавалась Китайской стороне. По Берлинскому соглашению России не разрешалось иметь свои войска на территории Северной Маньчжурии, где предпологалось строительство. После окончания работ была возможна только лишь транзитная перевозка войск между станциями на российской территории, "без остановок в пути под каким бы то ни было предлогом".
29 августа 1896 г. от Корейского правительства была получена концессия на эксплуатацию лесов на реке Тумень (кит. Тумыньцзян, кор. Туманган), у пограничной реки Ялу (кит. Ялуцзян, кор. Амноккан) и о-ве Дажелет (кор. Уллындо, яп. Мацусима).
В связи с усилением кораблестроительных программ Германии и России, Япония решила ещё более усилить свой флот и приняла 2-ую кораблестроительную программу сроком на 9 лет, для чего из казны отпускалось уже 118 млн. иен. Одновременно Япония начала форсированное строительство, модернизацию и укрепление своих крепостей и портов.
2 ноября 1897 г. Германская эскадра на юге Шаньдунского полуострова захватила15 область Цзяочжоу с портом Циндао (кит. Киао-Чао). В тот-же день в Царском Селе состоялось особое совещание, которое должно было определить дальнейшие направления, дальневосточной внешней политики России в изменившихся условиях. Китайское правительство обратилось к России, как союзнику, за помощью, но Российское правительство, не прореагировало на Китайскую просьбу. 22 февраля 1898 г. этот порт (Циндао) вместе с 50-километровой полосой вокруг залива был "сдан в аренду" Германии на 99 лет, с правом на сооружение военно-морской базы. Китай был вынужден предоставить немецкому капиталу монопольные права на железнодорожное строительство и разработку естественных богатств Шаньдунского полуострова.
В ноябре 1897 г. от русского посланника в Китае А.И.Павлова стали поступать тревожные сведения об активизации действий английского флота. Одно из судов "Владычицы морей" (канонерская лодка "Дафнэ") посетило Порт-Артур. В России возникло беспокойство по поводу того, что Англия намеревается по примеру Германии захватить Порт-Артур.
29 ноября 1897 г. начальник эскадры Тихого океана контр-адмирал Ф.В.Дубасов получил приказ на основании уже полученного разрешения китайского правительства направить отряд из трёх кораблей в Порт-Артур и не допустить возможного захвата его англичанами. Отряд кораблей под командой контр-адмирала М.А.Реунова в составе: крейсеров "Адмирал Нахимов" и "Адмирал Корнилов" и канонерской лодки "Отважный" 3 декабря 1897 г. бросил якорь на внешнем рейде крепости и остался там зимовать16. Второй отряд в составе: крейсера "Дмитрий Донской" и канонерских лодок "Сивуч" и "Гремящий", занял рейд города Талиенван (кит. Даляньвань).
17 декабря 1897 г. два английских крейсера прибывают на внешний рейд Порт-Артура, но китайцы запрещают им вход в гавань. Несмотря на это, один из них заходит на внутренний рейд, где стоят три русских военных корабля. Три часа командир английского отряда проверяет, насколько крепки нервы русских моряков, затем покидает порт.
18 декабря 1897 г. английская эскадра бросает якорь в Чемульпо. Японский флот приводится в состояние боевой готовности. Из состава русской эскадры Средиземного моря на Дальний Восток немедленно отправляются два эскадренных броненосца: "Сисой Великий" и "Наварин".
Заключение
Как бы ни складывались отношения между Японией и Китаем, Россия заинтересована в том, чтобы иметь на своих дальневосточных границах в их лице страны, с которыми она могла бы строить равнозначно добрососедские, взаимовыгодные отношения в сфере экономики, обеспечения безопасности и других областях. Ее интересам, как и интересам всего региона, отвечало бы также снижение напряженности в отношениях между Токио и Пекином и решение сложных проблем между ними, включая территориальную, на основе конструктивного диалога.
Геополитическая логика диктует России проведение политики равно- удалённости в отношении Японии и Китая. Однако такие события 2014 года, как воссоединение Крыма с Россией и развитие ситуации вокруг Украины вносят коррективы в указанную логику.
Японское правительство оказалось в сложном положении. Ему приходится искать золотую середину между желанием сохранить накопленный к настоящему времени позитив в отношениях с Россией, с одной стороны, и демонстрацией лояльности своему главному и единственному военно-политическому союзнику - Соединенным Штатам - с другой. Это проявляется, в частности, в том, весь набор санкций Японии в отношении России не наносит последней практически никакого экономического ущерба.
Вместе с тем нельзя исключать дальнейшего ужесточения позиции Японии в отношении действий России в ситуации вокруг Крыма и Украины. Вполне вероятно, что впредь под нажимом Вашингтона и Брюсселя Токио будет более активно координировать свои действия с ними в плане, так сказать, «наказания» Москвы в рамках «семерки». Этому будут способствовать и опасения Токио по поводу того, что если, дескать, «не наказать» Москву за Крым, то это может побудить Китай по примеру России силой отобрать у Японии острова Сэнкаку/Дяоюйдао.
Вместе с тем, несмотря на давление со стороны Вашингтона, по инициативе Токио состоялась встреча Путина и Абэ на полях прошедшего в ноябре текущего года саммита АТЭС в Пекине. Тем самым японская сторона демонстрирует желание продолжить диалог с Россией на высшем уровне в надежде найти удовлетворяющее Токио решение территориального спора с Москвой.
Сценарий дальнейшего развития отношений между Россией и Японией во многом зависит от позиции Токио в ситуации вокруг Крыма и на Украине. Как представляется, в треугольнике Россия-Япония-Китай по части территориальных проблем существует определённая взаимозависимость: чем больше Токио будет склоняться в сторону Вашингтона, тем сильнее Москва будет сближаться с Пекином.
Очевидно, что территориальные проблемы в треугольнике Россия-Япония-Китай, как и любые территориальные споры на планете, могут и должны решаться только мирными средствами, путем конструктивного диалога и поиска взаимоприемлемых решений.
Приложение №1.
Симодский договор.
Ст. 1.
Отныне да будет постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией. Во владениях обоих государств русские и японцы да пользуются покровительством и защитою как относительно их личной безопасности, так и неприкосновенности их собственности.
Ст. 2.
Отныне границы между Россией и Японией будут проходить между островами Итурупом и Урупом. Весь остров Итуруп принадлежит Японии, а весь остров Уруп и прочие Курильские острова к северу составляют владение России. Что касается острова Карафуто [Сахалина], то он остается неразделенным между Россией и Японией, как было до сего времени.
Ст. 3.
Японское правительство открывает для русских судов три порта: Симоду... Хакодате... и Нагасаки...
Ст. 4.
Потерпевшим крушение судам от обеих государств будет оказана посильная помощь, а команда обязана быть доставлена в открытые порты. Во время прибывания в чужой стране, чужеземцы будут свободны, но обязаны выполнять законы государства, в котором располагаются.
Ст. 5.
В портах Симода и Хакодате русским разрешается выменивать свои товары на японские товары и деньги.
Ст. 6.
Российское правительство имеет право назначить консула либо в Симоде, либо в Хакодате, когда признает это необходимым.
Ст. 7.
Любые вопросы или дела, возникшие в Японской империи, будут обсуждены и устроены японским правительство.
Ст. 8.
Как русский в Японии, так и японец в России всегда свободны и не подвергаются никаким стеснениям. Учинивший преступление может быть арестован, но судится не иначе как по законам своей страны.
Ст. 9.
В уважение соседства обоих государств, все права и преимущества, какие Япония предоставила ныне или даст впоследствии другом нациям, в то же самое время распространяются и на русских подданных...
Приложение №2
Айгунский договор.
Великого российского государства главноначальствующий над 47 всеми губерниями Восточной Сибири, е.и.в. государя императора Александра Николаевича ген.-ад., ген.-лейт. Николай Муравьев, и великого дайцинского государства ген.-ад., придворный вельможа, амурский главнокомандующий князь И-Шань, по общему согласию, ради большей вечной взаимной дружбы двух государств, для пользы их подданных, постановили:
1
Левый берег реки Амура, начиная от реки Аргуни до морского устья р. Амура, да будет владением российского государства, а правый берег, считая вниз по течению до р. Усури, владением дайцинского государства; от реки Усури далее до моря находящиеся места и земли, впредь до определения по сим местам границы между двумя государствами, как ныне да будут в общем владении дайцинского и российского государств. По рекам Амуру, Сунгари и Усури могут плавать только суда дайцинского и российского государств; всех же прочих иностранных государств судам по сим рекам плавать не должно. Находящихся по левому берегу р. Амура от р. Зеи на юг, до деревни Хормолдзинь, маньчжурских жителей 48 оставить вечно на прежних местах их жительства, под ведением маньчжурского правительства, с тем, чтобы русские жители обид и притеснений им не делали.
2
Для взаимной дружбы подданных двух государств дозволяется взаимная торговля проживающим по рекам Усури, Амуру и Сунгари подданным обоих государств, а начальствующие должны взаимно покровительствовать на обоих берегах торгующим людям двух государств.
3
Что уполномоченный российского государства генерал-губернатор Муравьев и уполномоченный дайцинского государства амурский главнокомандующий И-Шань, по общему согласию, постановили - да будет исполняемо в точности и ненарушимо на вечные времена; для чего российского государства генерал-губернатор Муравьев, написавший на русском и маньчжурском языках, передал дайцинского государства главнокомандующему И-Шань, а дайцинского государства главнокомандующий И-Шань, написавши на маньчжурском и монгольском языках, передал российского государства генерал-губернатору Муравьеву. Все здесь написанное распубликовать во известие пограничным людям двух государств.
Город Айхунь, мая 16 дня 1858 года.
(На подлинном подписали:)
Всемилостивейшего государя моего императора и самодержца всея России ген.-ад., ген.-губернатор Восточной Сибири, ген.-лейт. и разных орденов кавалер Николай Муравьев.
Службы е.и.в., государя и самодержца всея России, по Министерству иностранных дел ст.сов. Петр Перовский.
Амурский главнокомандующий И-Шань.
Помощник дивизионного начальника Дзираминга.
Скрепили:
Состоящий при генерал-губернаторе Восточной Сибири переводчик губернский секретарь Яков Шишмарев.
Ротный командир Айжиндай.
Приложение № 3
Пекинский трактат.
По внимательном рассмотрении и обсуждении существующих между Россией и Китаем договоров, е.в. император и самодержец всероссийский и е.в. богдохан дайцинский, для вящего скрепления взаимной дружбы между двумя империями, для развития торговых сношений и предупреждения недоразумений, положили составить несколько добавочных статей, и для сей цели назначили уполномоченными: российского государства, свиты е.и.в. ген.-майора... Николая Игнатьева; дайцинского государства, князя первой степени, принца Гун, по имени И-син.Означенные уполномоченные, по предъявлении своих полномочий, найденных достаточными, постановили нижеследующее:
СТАТЬЯ 1
В подтверждение и пояснение первой статьи договора, заключенного в городе Айгуне, 1858 года, мая 16-го дня (Сян-фын VIII года, IV луны, 21-го числа), и во исполнение девятой статьи договора, заключенного в том же году, июня 1-го дня (V луны, 3-го числа), в городе Тянь-Цзине, определяется: с сих пор восточная граница между двумя государствами, начиная от слияния рек Шилки и Аргуни, пойдет вниз по течению реки Амура до места слияния сей последней реки с рекой Усури. Земли, лежащие по левому берегу (на север) реки Амура, принадлежат российскому государству, а земли, лежащие на правом берегу (на юг), до устья реки Усури, принадлежат китайскому государству. Далее от устья реки Усури до озера Хинкай граничная линия идет по рекам Усури и Сун'гача. Земли, лежащие по восточному (правому) берегу сих рек, принадлежат российскому государству, а по западному (левому), - китайскому государству. Затем граничная между двумя государствами линия, от истока реки Сун'гача, пересекает озеро Хинкай и идет к реке Бэлэн-хэ (Тур), от устья же сей последней, по горному хребту, к устью реки Хубиту (Хубту), а отсюда по горам, лежащим между рекой Хуньчунь и морем, до реки Ту-мынь-дзян. Здесь также земли, лежащие на востоке, принадлежат российскому государству, а на запад - китайскому. Граничная линия упирается в реку Ту-мынь-дзян на двадцать китайских верст (ли), выше впадения ее в море.Сверх сего, во исполнение девятой же статьи Тянь-цзинского договора, утверждается составленная карта, на коей граничная линия, для большей ясности, обозначена красной чертой и направление ее показано буквами русского алфавита: А. Б. В. Г. Д. Е. Ж. 3. И. I. К. Л. М. Н. О. П. Р. С. Т. У.Карта сия подписывается уполномоченными обоих государств и скрепляется их печатями.Если бы в вышеозначенных местах оказались поселения китайских подданных, то русское правительство обязуется оставить их на тех же местах и дозволить по-прежнему заниматься рыбными и звериными промыслами.После постановления пограничных знаков, граничная линия на веки не должна быть изменяема.
СТАТЬЯ 2
Граничная черта на западе, доселе неопределенная, отныне должна проходить, следуя направлению гор, течению больших рек и линии ныне существующих китайских пикетов, от последнего маяка, называемого Шабин-дабага, поставленного в 1728 году (Юн-чжэн VI года), по заключении Кяхтинского договора, на юго-запад до озера Цзай-сан, а оттуда до гор, проходящих южнее озера Иссыккуль и называемых Тэнгэри-шань или Киргизнын алатау, иначе Тянь-шань-нань-лу (южные отроги Небесных гор), и по сим горам до кокандских владений.
СТАТЬЯ 3
Отныне все пограничные вопросы, могущие возникнуть впоследствии, должны решаться на основании изложенного в первой и второй статьях сего договора, для постановки же пограничных знаков на востоке - от озера Хинкай до реки Ту-мынь-дзян, а на западе - от маяка Шабин-дабага до кокандских владений, российское и китайское правительства назначают доверенных лиц (комиссаров). Для обозрения восточной границы, съезд комиссаров назначается на устье реки Усури, в течение апреля месяца будущего года (Сян-фын XI года в третьей луне). Для обзора же западной границы комиссары съезжаются в Тарбагатае, но время для их съезда теперь не определяется.На основании того, что постановлено в первой и второй статьях сего договора, командированные доверенные сановники (комиссары) составляют карты и подробные описания граничной линии в четырех экземплярах - два на русском и два на китайском или маньчжурском языках. Карты и описания сии утверждаются подписями и печатями комиссаров; затем два экземпляра оных, - один на русском, другой на китайском или маньчжурском языках, вручаются русскому, а два таковых же экземпляра - китайскому правительству, для хранения.По случаю вручения карт и описания граничной линии составляется протокол, который утверждается подписями и печатями комиссаров и будет считаться дополнительной статьей сего договора.
СТАТЬЯ 4
На протяжении всей граничной линии, определенной первой статьей сего договора, дозволяется свободная и беспошлинная меновая торговля между подданными обоих государств. Местные пограничные начальники должны оказывать особое покровительство этой торговле и людям, ею занимающимся.С сим вместе подтверждается постановленное касательно торговли во второй статье Айгунского договора.
СТАТЬЯ 5
Русским купцам, сверх существующей торговли на Кяхте, предоставляется прежнее право ездить для торговли из Кяхты в Пекин. По пути, в Урге и Калгане им дозволяется также торговать, не открывая оптовой продажи. В Урге - русскому правительству предоставляется право иметь консула (лин-ши-гуань), с несколькими при нем людьми, и на свой счет выстроить для него помещение. Касательно отвода земли под здание, величины постройки сего последнего, равно и отвода места под пастбище, предоставляется войти в соглашение с ургинскими правителями.
Китайским купцам, если они пожелают, также дозволяется отправляться для торговли в Россию.Русские купцы имеют право ездить для торговли в Китай во всякое время, только в одном и том же месте их не должно быть более двухсот человек, притом они должны иметь билеты от своего пограничного начальства, в которых обозначается: имя караванного старшины, число людей, при караване состоящих, и место, куда следует караван. Во время пути купцам дозволяется покупать и продавать все, по их усмотрению. Все дорожные издержки относятся на счет самих купцов.
СТАТЬЯ 6
В виде опыта открывается торговля в Кашгаре, на тех же самых основаниях, как в Или и Тарбагатае. В Кашгаре китайское правительство отводит в достаточном количестве землю для постройки фактории, со всеми нужными при ней зданиями для жилища в склада товаров, церкви и т.п., а также место для кладбища, и, по примеру Или и Тарбагатая, - место для пастбища. Об отводе мест для выше означенных надобностей будет сообщено теперь же управляющему Кашгарским краем.Китайское правительство не отвечает за разграбление русских купцов, торгующих в Кашгаре, в том случае, когда грабеж будет произведен людьми, вторгнувшимися из-за линии китайских караулов.
СТАТЬЯ 7
Как русские в Китае, так и китайские подданные в России, в местах, открытых для торговли, могут заниматься торговыми делами совершенно свободно, без всяких стеснений со стороны местного начальства, посещать также свободно и во всякое время - рынки, лавки, дома местных купцов, продавать и покупать разные товары оптом или в розницу, на деньги или посредством мены, давать и брать в долг по взаимному доверию.Срок пребывания купцов в местах, где производится торговля, не определяется, а зависит от их собственного усмотрения.
СТАТЬЯ 8
Русские купцы в Китае, а китайские в России состоят под особым покровительством обоих правительств. Для наблюдения за купцами и предотвращения могущих возникнуть между ними и местными жителями недоразумений, русское правительство, на основании правил, принятых для Или и Тарбагатая, может назначить теперь же своих консулов в Кашгар и Ургу. Китайское правительство, равным образом, может, если бы пожелало, назначать своих консулов в столицах и других городах российской империи.Консулы того и другого государства помещаются в домах, устроенных на счет их правительств. Впрочем, им не запрещается, по собственному усмотрению, нанимать для себя квартиры у местных жителей.В сношениях с местным начальством, консулы обоих государств, на основании второй статьи Тянь-цзинского трактата, соблюдают совершенное равенство. Все дела, касающиеся купцов того и другого государства, разбираются ими по взаимному соглашению; проступки же и преступления должны судиться, как сказано в седьмой статье Тянь-цзинского договора, по законам того государства, подданным которого окажется виновный.Споры, иски и тому подобные недоразумения, возникающие между купцами при торговых сделках, предоставляется решать самим купцам, посредством выбранных из своей среды людей; консулы же и местное начальство только содействуют примирению, но не принимают на себя ответственности по искам.Купцы того и другого государства, в местах, где дозволена торговля, могут вступать между собой в письменные обязательства по случаю заказа товаров, найма лавок, домов и т.п. и предъявлять их для засвидетельствования в консульство и местное правление. В случае неустойки по письменному обязательству, консул и местное начальство принимают меры к побуждению исполнить обязательство в точности.Дела, не касающиеся торговых между купцами сделок, например, споры, жалобы и проч., разбираются консулом и местным начальством, по общему соглашению; виновные же наказываются по законам своего государства.В случае укрывательства русского подданного между китайцами или побега его внутрь страны, местное начальство, по получении о том извещения от русского консула, немедленно принимает меры к отысканию бежавшего, а по отыскании немедленно представляет его в русское консульство. Подобные меры равным образом должны быть соблюдаемы и в отношении китайского подданного, скрывавшегося у русских или бежавшего в Россию.В преступлениях важных, как-то: убийстве, грабеже с нанесением опасных ранений, покушении на жизнь другого, злонамеренном поджоге и том.подоб., по произведении следствия, виновный, если он будет русский, отсылается в Россию, для поступления с ним по законам своего государства, а если китайский, то наказание его производится, - или начальством того места, где учинено преступление, или, если того потребуют государственные постановления, виновный для наказания отправляется в другой город или область.Как в преступлениях важных, так равно и маловажных, консул и местное начальство могут принимать нужные меры только в отношении к виновному своего государства, но никто из них не имеет никакого права ни задерживать, ни отдельно разбирать, а тем более наказывать подданного не своего государства.
СТАТЬЯ 9
При распространении в настоящее время торговых сношений между подданными того и другого государства и проведения новой граничной линии, прежние правила, постановленные в трактатах, заключенных в Нерчинске и Кяхте и в дополнительных к ним договорах, сделались уже неприменимыми; сношения пограничных начальников между собой и правила для разбирательства пограничных дел равным образом не соответствуют современным обстоятельствам, а поэтому взамен сих правил постановляется следующее:Отныне, кроме сношений, производившихся на восточной границе, чрез Ургу и Кяхту, между кяхтинским градоначальником и ургинскими правителями, а на западной между генерал-губернатором Западной Сибири и Илийским управлением, пограничные сношения будут еще производиться: между военными губернаторами Амурской и Приморской областей и хэйлун-цзянским и гириньским цзян-цзюнами (главнокомандующими); между кяхтинским пограничным комиссаром и цзаргучеем (бу-юань), по смыслу осьмой статьи сего договора.Вышеупомянутые военные губернаторы и главнокомандующие (цзян-цзюни), на основании второй статьи Тянь-цзинского договора, в сношениях своих должны соблюдать совершенное равенство и вести оные исключительно по делам, относящимся непосредственно к их управлению.
В случае дел особой важности, генерал-губернатору Восточной Сибири предоставляется право иметь письменные сношения, - или с Верховным советом (Цзюнь-цзи-чу), или с Палатой внешних сношений (Ли-фань-юань), как главным местом, заведывающим пограничными сношениями и управлением.
СТАТЬЯ 10
При исследовании и решении дел пограничных, как важных, так в маловажных, пограничные начальники руководствуются правилами, изложенными в осьмой статье сего договора; следствия же и наказания подданных того и другого государства производятся, как сказано в седьмой статье Тянь-цзинского договора, по законам того государства, которому принадлежит виновный.При переходе, угоне или уводе скота за границу, местное начальство, по первому о том извещению и по сдаче следов страже ближайшего караула, посылает людей для отыскания. Отысканный скот возвращается без замедления, причем, за недостающее число его, если бы оное оказалось, взыскивается по закону, но в сем случае уплата не должна быть увеличиваема в несколько раз (как то было прежде).В случае побегов за границу, по первому же о том извещению, немедленно принимаются меры к отысканию перебежчика. Найденный перебежчик немедленно передается со всеми принадлежащими ему вещами пограничному начальству; исследование причин побега и самый суд производятся ближайшим местным начальством того государства, подданным которого окажется перебежчик. Во все время нахождения за границей, от поимки до сдачи кому следует, перебежчику дается нужная пища и питье, а в случае надобности и одежда; сопровождающая его стража должна обходиться с ним человеколюбиво и не позволять себе своевольных поступков. То же самое должно соблюдать и в отношении того перебежчика, о котором не дано было уведомления.
СТАТЬЯ 11
Письменные сношения главных пограничных начальников того и другого государства производятся чрез ближайших пограничных чиновников, которым отправляемые бумаги отдаются под расписку.Генерал-губернатор Восточной Сибири и кяхтинский градоначальник отправляют свои бумаги к кяхтинскому пограничному комиссару, который передаст их цзаргучею (бу-юань); ургинские же правители посылают свои бумаги к цзаргучею (бу-юань), который передает их кяхтинскому пограничному комиссару.Военный губернатор Амурской области пересылает свои бумаги чрез помощника (фу-ду-туна) главнокомандующего (цзян-цзюнь) в городе Айгуне, чрез которого также передают свои бумаги к военному губернатору Амурской области хэй-лун-цзянский и гириньский главнокомандующие (цзян-цзюнь).Военный губернатор Приморской области и гириньский главнокомандующий (цзян-цзюнь) пересылают бумаги чрез начальников своих караулов на реках Усури в Хунь-чунь.Пересылка бумаг между генерал-губернатором Западной Сибири и Илийским главным управлением или главнокомандующим (цзян-цзюнем) производится чрез русского консула в городе Или (Кульдже).В случае дел особой важности, требующих личных объяснений, главные пограничные начальники того и другого государства могут отправлять друг другу бумаги с доверенными русскими чиновниками.
СТАТЬЯ 12
На основании одиннадцатой статьи Тянь-цзинского договора, отправляемые по казенной надобности из Кяхты в Пекин и обратно, легкие и тяжелые почты будут отходить в следующие сроки: легкие - каждый месяц однажды из того и другого места; а тяжелые - из Кяхты в Пекин - каждые два месяца однажды, а из Пекина в Кяхту - каждые три месяца однажды.Легкие почты до места назначения должны идти никак не более двадцати, а тяжелые не более сорока дней.С тяжелой почтой посылается одновременно не более двадцати ящиков, весом каждый не более ста двадцати китайских фунтов (гинов), - четырех пудов.Легкие почты должны быть отправляемы в тот же день, в который будут доставлены; при промедлении в сем случае должно быть производимо строгое исследование и взыскание.Отправляемый с легкими и тяжелыми почтами почтальон, в проезд чрез Ургу, должен заезжать в русское консульство, отдавать адресованные к проживающим там лицам, и принимать равным образом адресованные ими письма и посылки.При отправлении тяжелых почт должны составляться накладные (цинь-дань) посылаемых ящиков. Из Кяхты накладные, при отношении, отсылаются в Ургу к тамошнему правителю, а из Пекина - при отношении же - в Палату внешних сношений (Ли-фань-юань).В накладных точно обозначается: время отправления, число ящиков и общий вес их. Частный вес каждого ящика должен быть обозначаем на самой обшивке ящика и писаться русскими цифрами, с переводом их на монгольский или китайский счет.Если бы русские купцы по своим торговым делам нашли нужным учредить на свой счет, для пересылки писем или перевоза товаров, почту, то, для облегчения казенных почт, сие им дозволяется. При устройстве почтового сообщения, купцы должны только предварить местное начальство, для получения от него согласия.
СТАТЬЯ 13
Отправление обыкновенных бумаг российского министра иностранных дел в Верховный совет (Цзюнь-цзи-чу) дайцинского государства, а также генерал-губернатора Восточной Сибири в тот же совет, или в Палату внешних сношений (Ли-фань-юань), производится обыкновенным порядком, чрез почту, не стесняясь впрочем сроком отхода почт; в случае же дел особой важности, бумаги от вышеозначенных лиц могут быть отправляемы с русским курьером.Во время пребывания в Пекине русских посланников, бумаги особой важности могут быть также отправляемы с нарочно командированными русскими чиновниками.Русские курьеры, на пути своем, не должны быть никем и нигде задерживаемы.Командируемый для доставления бумаг курьер непременно должен быть русский подданный.О выезде курьера дается знать за сутки, в Кяхте - цзаргучею (бу-юань) комиссаром, а в Пекине в Военную палату (бинь-бу), из русского подворья.
СТАТЬЯ 14
Со временем, когда в постановленном в сем договоре, касательно сухопутной торговли, встретится что-либо для той или другой стороны неудобное, то генерал-губернатору Восточной Сибири предоставляется войти по сему предмету в соглашение с пограничными сановниками дайцинского государства и составить дополнительные условия, придерживаясь во всяком случае вышепостановленных оснований.
Статья двенадцатая Тянь-цзинского договора с сим вместе подтверждается и не должна быть изменяема.
СТАТЬЯ 15
Утвердив таким образом все вышесказанное, по взаимному соглашению, уполномоченные российского и китайского государств подписали собственноручно и скрепили своими печатями два экземпляра русского текста договора и два экземпляра перевода оного на китайский язык и затем передали друг другу по одному экземпляру того и другого. Статьи сего договора возымеют законную силу со дня размена их уполномоченными того и другого государства, как бы включенные слово в слово в Тянь-цзинский договор, и должны быть исполняемы на вечные времена свято и ненарушимо. По утверждении императорами обоих государств, договор сей объявляется в каждом государстве к сведению и руководству тем, кому о том ведать надлежит. Заключен и подписан в столичном городе Пекине, в лето от рождества Христова тысяча восемьсот шестидесятое, ноября второй (четырнадцатый) день, царствования же государя императора Александра Второго в шестой год; а Сян-фын десятого года, десятой луны во второе число.
Приложение № 4
Секретный оборонительный договор.
Е.в. император всероссийский и е.в. император китайский, желая укрепить счастливо установленный на Дальнем Востоке мир и охранить Азиатский материк от нового чужеземного вторжения, решили заключить между собой оборонительный союз и назначили для этой цели своими уполномоченными: е. в. император всероссийский - князя Алексея Лобанова-Ростовского, министра иностранных дел, статс-секретаря, сенатора и действительного тайного советника, и г-на Сергея Витте, министра финансов, статс-секретаря и тайного советника; и е. в. император китайский - графа Ли-Хун-чжана, государственного секретаря, чрезвычайного и полномочного посла при е. в. императоре всероссийском, каковые, по размене своих полномочий, найденных в должной форме, условились о нижеследующих статьях:
Статья 1
Всякое нападение Японии как на русскую территорию в Восточной Азии, так и на территории Китая или Кореи будет рассматриваться как повод к немедленному применению настоящего договора.
В этом случае обе высокие договаривающиеся стороны обязуются поддерживать друг друга всеми сухопутными и морскими силами, какими они будут располагать в этот момент, и, елико возможно, помогать друг другу в снабжении вооруженных сил.
Статья 2
Как только обе высокие договаривающиеся стороны предпримут совместные действия, никакой мирный договор с противной стороной не может быть заключен одной из них, без согласия другой.
Статья 3
Во время военных действий все порты Китая будут, в случае необходимости, открыты для русских военных судов, которые найдут со стороны китайских властей всяческое содействие, в котором они могут нуждаться.
Статья 4
Чтобы облегчить русским сухопутным войскам доступ в угрожаемые пункты и обеспечить их съестными припасами, китайское правительство соглашается на сооружение железнодорожной линии через китайскую Амурскую и Гиринскую провинции, в направлении на Владивосток. Соединение этой железной дороги с русской железной дорогой не может служить предлогом к какому-либо захвату китайской территории или покушению на верховные права е. в. императора китайского. Постройка и эксплоатация этой железной дороги будут предоставлены Русско-Китайскому банку, и статьи контракта, который будет заключен для этой цели, будут надлежащим образом обсуждены китайским посланником в С.-Петербурге и Русско-Китайским банком.
Статья 5
Условлено, что во время войны, предусматриваемой статьей 3, Россия будет свободно пользоваться железной дорогой, упомянутой в статье 4, для перевозки и снабжения своих войск. В мирное время Россия будет иметь то же право на транзит своих войск и припасов с теми остановками, которые вызываются лишь требованиями службы транспорта.
Статья 6
Настоящий договор войдет в силу с того дня, когда контракт, обусловленный ст. 4, будет утвержден е. в. императором китайским. С этого момента он будет иметь силу и действие в течение пятнадцати лет. За шесть месяцев до истечения этого срока обе высокие договаривающиеся стороны войдут в соглашение о продлении этого договора...
31