Важность и значимость преподавания истории в рамках гармонизации образовательного пространства
Важность и значимость преподавания истории в рамках гармонизации образовательного пространства
В прошлом историю называли «наставницей жизни». Именно история осуществляет связь времен, определяет движение вперед, помогает человеку ощутить глубокую связь своим Отечеством, проектировать и прогнозировать будущее. История неразрывно связана с современностью, помогает глубже и лучше понять настоящее, которое в свою очередь, побуждает обращаться к истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Важность и значимость преподавания истории в рамках гармонизации образовательного пространства»
МАОУ СШ «Земля родная», г. Новый Уренгой, преподаватель истории Тихонова В. И.
Важность и значимость преподавания истории в рамках гармонизации образовательного пространства.
История - это современная наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственных изменениях, в жизни и деятельности народов и отдельных личностей.
В прошлом историю называли «наставницей жизни». Именно история осуществляет связь времен, определяет движение вперед, помогает человеку ощутить глубокую связь своим Отечеством, проектировать и прогнозировать будущее. История неразрывно связана с современностью, помогает глубже и лучше понять настоящее, которое в свою очередь, побуждает обращаться к истории.
Сегодня история в школе - важнейший мировоззренческий и образовательный предмет, её содержание, материал – составная часть интеллектуального потенциала и культуры нашего общества. Значение истории – важнейший источник формирования политической культуры человека, оно помогает определить жизненную, социальную позицию.
На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего, в сферах политики, экономики, идеологии, культуры, демографии, социологии. Прошлое, настоящее и будущее – единый процесс.
Одна из главных задач на уроках истории – воспитать историческую память, которая содействует накопления положительного опыта народа.
Важно, каждому из нас ощутить себя частицей живущего во времени человечества, знать кто «я» и мое место в окружающем мире. Пожалуй, самое главное и самое трудное, учувствовать в развитии общества с учетом опыта времен.
Поэтому, вторая главная задача учителя истории и обществознания – воспитать в учениках граждан и защитников своей Родины, достойных людей, патриотов Отечества.
Следовательно, актуальность изучения истории очевидна. Но, к сожалению, сегодня значительно изменены учебные программы. С изменением программ и сокращением учебных часов очень сложно развивать творческое мышление и активное восприятие исторического материала учащимся, так как эти программы не предусматривают глубоких знаний по всему курсу истории, а по времени (количеству отведенных на данные уроки часов), это будет сжатое изложение материала. В большинстве случаев исключающее использование в необходимом объеме дополнительно, давать учителям и ученикам информацию, которая была бы и полезна и интересна.
Из чего следует, что процесс обучения очень сложен и противоречив и главная задача учителя – заинтересовать обучающихся, добиваться высокого уровня знаний материала, обеспечить их самостоятельную работу. Развитие умений и навыков самостоятельной работы обучающихся базируется именно на знание учебного материала, умением правильно работать на уроках с учебником, с дополнительной литературой, с картой. И особенно важно научить учеников самостоятельно мыслить, находя нестандартные ответы на поставленные вопросы. Это можно сделать, предлагая проблемные вопросы, к данной теме и находить ответы, работая коллективно в классе (учебники, карты, иллюстрации, документы, таблицы, схемы и т. д.), а так же предлагать вопросы для самостоятельной домашней подготовки. Важно излагать учебный материал так, что бы у школьников возникло желание находить что то интересное по данной теме, узнать конкретные подробности данного исторического факта. Так, например, на уроках по темам «Мифы Древней Греции», поэма Гомера «Одиссея» и «Иллада»; рассказывая о походах греков на Трою, об археологических работах современной истории, обращаюсь к исследованиям знаменитого немецкого археолога Г. Шлимана . Показываю его потрет, фотографии раскопок, говорю о том , что легенда – Миф и Трое подтвердилась в результате археологов. На следующий урок ученики приносят массу дополнительных сообщений, литературу, делают иллюстрации, рассказы. Приносят археологические экспонаты.
В старших классах большой интерес вызывают крупные (в мировом масштабе) сообщения, а также деятельность отдельных личностей. Так, начиная изучать историю 2ой мировой войны, Великой Отечественной, обзорно излагаются главные события этого периода истории, о людях, чьи имена помнит история, крупные сражения , блокада Ленинграда, деятельность антигитлеровской коалиции, самый крупный в истории человечества суд над нацисткими преступниками а Нюрнберге. В каждом классе есть ребята, которые с интересом берутся подготовить сообщения. В результате серьезные, творчески подготовленные работы с исследованием документов, фото – документов, карт – схем.
В 5-6 классах начинаю работу с творческими тетрадями, в которых учащиеся по заданной теме или интересующим их вопросам пишут рассказы, рисуют к ним иллюстрации, иногда это бывают сочинения – путешествия от первого лица. Работу с творческими тетрадями продолжаю до 8-9 класса. Целесообразно поддерживать интерес к предмету нетрадиционным домашним заданиям. Например, к уроку 9ого класса (или 11ого) «Гражданская война и интервенция» класс условно делится на «белых» и «красных» - дается задание: подготовить рассказ о событиях от имени участников этих событий – Троцкий, Фрунзе, Деникин, сообщение о возникновении и деятельности ДВР (в учебнике об этом информации нет) и т. д. Предлагается при подготовке к уроку использовать документы, карты – схемы, дополнительную литературу. Эффективными приемами активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся, углубления их знаний является, работа с картой, словарные работы, сообщения на заданную тему, проекты (в том числе и экзаменационные), зачетные уроки (которые могут включать в себя перечисленные выше-карта, термины, даты), а так же работу с тестами; семинарские знания: а) работа с историческими источниками; б) коллоктвиум; в) доклады, их заслушивание и обсуждение. Еще одним из эффективных приемов активизации познавательной, мыслительной деятельности учеников , вовлечение ребят в плодотворную работу, наглядно показывающую им необходимость глубоких и прочных знаний, самообразования и умения работать творчески и самостоятельно является игра. Игры могут заинтересовать школьников любого возраста и младших и старшеклассников. Примеры таких игр: «Узнай политического деятеля»- класс делится на команды - получает карточки (1чел. или несколько) на которых сообщаются сведения о каком – либо политике (его деятельности – участие в сражениях). Задача школьников – назвать имя, по возможности годы жизни, деятельность, еще какой – либо факт биографии. Игра «Чьи слова?»; карточки с высказываниями известных исторических деятелей, помещиков, царей. Задача школьников – определить кем, когда, при каких обстоятельствах появилась данная фаза(можно брать материал из документов и текста учебника). Игра «Найди ошибку» - 1 команда составляет рассказ, содержащий заранее оговоренное количество несоответствий неточностей, - 2ая команда находит эти ошибки. Можно использовать так же урок – характеристика исторической личности (семинар), который помогает понять исторические процессы и явления на основе деятельности людей и оценить их влияние на ход истории, общественного развития.
Обучающиеся анализируют как характерные, так и индивидуальные черты людей определяемой эпохи, конкретных исторических деятелей, дают оценку их свершениям, поведению, во взаимосвязи с развитием общества.
Возможна и самостоятельная письменная работа на уроках, характеризующая историческую личность. Это активизирует ребят на поиск источников, сравнения оценок и взглядов современников, ученики постигают основы реферативных работ, учатся правильно выполнять и оформлять письменную работу по истории, делать выводы, что, на мой взгляд очень важно. В данной работе затронута небольшая часть элементов учебной деятельности учителя и ученика, от которых зависит эффективность уроков истории, поддержание и сохранение интереса к истории, желания узнать больше, желание к самостоятельной работе, к поиску и творчеству. И только тогда можно достичь эффективности в преподавании истории в школе, гармонизируя образовательное пространство.