kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - ролевая игра "Суд над репрессией"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - ролевая игра "Суд над репрессией" проводится в 9 классе с целью обобщить и систематизаровать знания учащихся, полученные при изучении тем "Социально - экономическое и политическое развитие СССР в 20 - 30 - е годы". А также показать такие явление как создание командно - бюрократической системы управления, последствия нарушений законности, массовых репрессий. При подготовке к уроку учащиеся получают опережающее задание: изучают необходимую литературу эпохи 20 - 30- х годов XX века, анализируют статистические данные и документы, характеризующую данную эпоху. Среди учащихся распределяются роли, они пишут свои выступления. При подготовки к уроку учитель выступает в качестве консультанта. На уроке создается обстановка суда, учащиеся используют костюмы для процесса, также используется мультимедийное оборудование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Суд над репрессией»




Тема: История политических репрессий и

сопротивление несвободе в СССР.

«Суд над репрессией»























Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся, полученные при изучении тем «Социально – экономическое и политическое развитие СССР в 20-30 годы».

  2. Показать такие явления как создание командно-бюрократической системы управления, последствия нарушений законности, массовых репрессий.

  3. Формировать умение работать с историческими документами, справочной и учебной литературой, периодикой.

  4. Продолжать формирование гражданского патриотизма.


Тип урока: обобщение изученного.

Форма урока: ролевая игра «Суд над репрессией».

Оборудование: мультимедийное оборудование, телевизор, DVD, подборка материалов периодической печати, документы, таблички с надписями участников судебного заседания, костюмы для участников процесса.

Оформление: мультимедийная презентация. Мебель расположить так, чтобы все сидели лицом друг к другу.

Опережающее задание: изучить необходимую литературу по эпохи 20-30-х годов XX века, изучить и проанализировать статистические данные и документы, характеризующие данную эпоху.

Действующие лица: судья, прокурор, пострадавший, свидетель со стороны обвинения, подсудимая (репрессия), адвокат со стороны подсудимой, присяжные заседатели.


Список дополнительной литературы:

  1. Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991. М., 1992

  2. Вся история в одном томе / Автор – сост. И.О. Родин, Т.М. Пименова. – М.: «Родин и компания», 1997

  3. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти: В 2 кн. Кн.1. М., 1996

  4. Данилов А.А. Справочник школьника: история России. XX век.- М.: Дрофа, 1998

  5. Зевелев А.И. Истоки сталинизма. М., 1991

  6. История России. XX век/ Отв.ред. В.П. Дмитриенко. М., 1998

  7. Кушнир А.Г. Одиннадцатый век русской государственности. История Русского государства в документах, материалах и комментариях. Учебное пособие. Том второй.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1999

  8. Старков Б.А. Переход к политике разгрома» («Шахтинское дело»). Историки отвечают на вопросы. – М., 1990- Вып.2

  9. Хлевнюк О.В. 1937 год: противостояние. М., 1991

  10. Хрестоматия по истории России. 1917-1940/ Под ред. М.Е. Главацкого. М., 1994





Ход урока:


На фоне музыки (Моцарт «Реквием) ученики читают отрывок из стихотворения А. Ахматовой «Реквием»:


Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки,

Звезды смерти стояли над нами

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных Марусь.


Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки,

Смертный пот на челе…Не забыть!

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.

  1. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы еще раз обращаемся к эпохе 20-30-х годов XX века. Наш урок пройдет в форме судебного заседания по рассмотрению дела об уничтожении и истреблении невинного народа, жестокости по отношении к нему.

Наша задача: ответить на вопрос, а могут ли репрессии вернуться вновь и затронуть нас, живущих в XXI веке, как не допустить этого.

  1. Основное содержание игры:

Секретарь: Прошу всех встать, суд идет!

Судья: Прошу садиться! В нашем судебном заседании присутствует суд присяжных. Уважаемые господа присяжные! Вам предстоит сегодня рассмотреть дело о виновности репрессии и вынести свое решение по нему.

Обвинение представляет – прокурор

Пострадавший

Ответчик - репрессия –

Интересы ответчика представляет адвокат

Секретарь судебного заседания

Судья

Слушание дела объявляется открытым. Прошу прокурора кратко изложить суть дела.

Прокурор: Уважаемый суд! Господа присяжные!

Репрессия явилась порождением своей эпохи: 20-30-х годов XX века. Это время, когда начался качественно новый этап в жизни страны. После смерти Ленина, в борьбе за власть победил Сталин.

Новая экономическая политика требовала огромного политического искусства, глубоких знаний и высокой культуры. Нужны были компетентность, большие знания в различных областях, но специалистов не было. Сталин «обезглавил» руководство страны. Отсюда более простые методы руководства – командные.

Командно-бюрократическая система стала тормозом развития общества. Исполнительный аппарат вопреки Конституции СССР, стал принимать на себя законодательные функции.

Вместо политики доверия начала набирать обороты политика репрессий, постепенно теряя адресность и приобретая черты государственного террора по отношению к населению своей страны.

В конце 20-х годов «шахтинское дело» послужило сигналом для развертывания борьбы с «вредителями» из числа научно-технической интеллигенции во всех отраслях народного хозяйства.

В начале 30-х годов прошли последние политические процессы над прежними оппонентами большевиков – бывшими меньшевиками и эсерами, а также развернулась массовая репрессивная кампания против кулачества и середняков.

7 августа 1932 г. был принят закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной собственности», вошедший в историю как закон «о пяти колосках», по которому даже за незначительные хищения с колхозного поля полагался расстрел.

С ноября 1934 г. при наркоме внутренних дел было образовано Особое совещание, которое наделялось правом в административном порядке отправлять «врагов народа» в ссылку или в исправительно – трудовые лагеря на срок до 5 лет.

Самым чудовищным было постановление правительства от 7 апреля 1935 г., которое предписывало «несовершеннолетних, начиная с 12-летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, в убийстве или попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания», включая смертную казнь.

Массовые репрессии выпали на 1937 год.

Доказательством этому служат статистические данные о числе осужденных по делам органов ВЧК-ОГПУ-НКВД за 1921- 1940 годы.





Число осужденных по делам органов ВЧК-ОГПУ-НКВД

за 1921- 1939 гг.


Прошу секретаря прокомментировать их.

Секретарь: Из данной таблицы мы видим, что всего в период с 1921 по 1940 годы число осужденных составило 3 млн. 008 тысяч 768 человека из них 790 тысяч 665 человек осуждено в 1937 году, что говорит о массовости репрессий именного в этот год, к высшей мере наказания было приговорено 747 тысяч 502 человека, из них 353 тысячи 074 человека в 1937 году, остальные 394 тысячи 428 человек находились в лагерях, тюрьмах, ссылках, а также применялись прочие меры.

Прокурор: На основании вышеизложенного, прошу приложить данные документы к материалам дела и признать репрессию виновной в уничтожении значительных слоев населения.

Судья: суд считает данные документы значительные в этом деле, и ходатайство прокурора удовлетворяю.

Пострадавший, вы хотите дополнить слова прокурора.

Пострадавший: да, Ваша честь, у меня есть, что дополнить.

Судья: прошу пройти к трибуне.

Пострадавший: В эту страшную репрессивную машину попадали и совершенно случайные люди, например:

2 декабря 1934 года арестовали крестьянина Серегина. Утром 2 декабря Серегин сидел в кузнице в далекой Тамбовской деревне и объяснял сельчанам, как сделать жнейку. Зашедший в кузнецу человек сказал: «Слышь, Серегин, Кирова убили» - «Ну и фиг с ним», - ответил Серегин, никогда в жизни не слышавший эту фамилию и уверенный в том, что речь идет о драке в соседней деревне. От доносчика эти слова стали известны органам НКВД и через некоторое время Серегин по постановлению «тройки» был осужден на 10 лет тюрьмы.

Я считаю, что это не справедливо!

И прошу, чтобы суд присяжных признал репрессию виновной в жестокости и несправедливости по отношению к народу и вынес подсудимой суровый и справедливый приговор.

Судья: Подсудимая, встаньте! Вам понятны предъявленные обвинения?

Подсудимая (репрессия): Да, ваша честь, понятны!

Судья: Вы согласны с ними?

Подсудимая (репрессия): Нет, не согласна.

Судья: Подсудимая, пройдите, пожалуйста, к трибуне и кратко изложите свое видение созданной проблемы.

Подсудимая (репрессия): Я считаю, что карательные меры были необходимы, так как были направлены на борьбу с классово враждебными элементами, с врагами Советской власти.

Еще В.М. Молотов говорил (цитирую): «1937 год был необходим… остатки врагов разных направлений существовали, и перед лицом грозящей фашистской агрессии они могли объединиться. Мы обязаны 37-му году тем, что у нас во время войны не было пятой колонны. Ведь даже среди большевиков были и есть такие, которые хороши и преданны, когда все хорошо, когда стране и партии не грозит опасность. Но, если начнется что-нибудь, они дрогнут переметнуться… тот террор, который был проведен в конце 30-х годов, он был необходим. Конечно, было бы, может, меньше жертв, если бы действовать более осторожно, но Сталин перестраховал дело – не жалеть никого, но обеспечить надежное положение во время войны и после войны, длительный период – это по-моему было… Сталин, по-моему, вел очень правильную линию: пускай лишняя голова слетит, но не будет колебаний во время войны и после войны» (конец цитаты).

Да…, были написаны новые законы, принимались карательные меры, но страна развивалась. Росло производство тяжелой промышленности.

Почему вы об этом молчите?

По результатам двух пятилеток производство тяжелой промышленности выросло в 4,5 раза. Вступили в строй Днепрогрэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, тракторные и автомобильные заводы, в стране появились новые отрасли промышленности: авиационная, электроэнергетическая, химическая и другие.

По абсолютным объемам промышленного производства Советская страна в конце 1930-х годов вышла на 2-е место в мире.

Конечно, я и не отрицаю, что такие успехи были достигнуты с помощью трудового героизма народа и пример тому – горняк Алексей Стаханов, который в ночь на 1 сентября 1935 г. превысил норму в 14 раз. Его инициаторами в других отраслях стали Кривонос, Сметанин, сестры Виноградовы и другие. К середине ноября 1935 года на каждом предприятии был свой стахановец.

Кроме того, было и много недовольных людей, высказывающих свою неприязнь к организованным партийными инстанциями стахановским экспериментам, что приводило к низкому уровню трудовой и производственной дисциплины, ростом асоциального поведения (хулиганство, пьянство и прочее).

Поэтому необходимо было усиливать различного рода карательные меры.

Адвокат подсудимой: Ваша честь, у меня есть ходатайство: прошу приобщить к материалам дела статью Иосифа Виссарионовича Сталина «Год великого перелома», которая вышла в «Правде» 7 ноября 1929 года. В данной статье говорилось – цитирую « необходим коренной перелом в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию».

Конечно, зажиточные крестьяне отказывались от вступления в колхозы, уничтожали скот, инвентарь. Совершались террористические акты против двадцатипятитысячников и местных колхозных активистов. Для наведения порядка в деревне и принимались меры высылки крестьян в другие районы страны.

Подсудимая (репрессия): Ваша честь, у меня есть еще дополнения.

Судья: пожалуйста, дополняйте.

Подсудимая (репрессия): В середине 30-х годов положение в сельском хозяйстве несколько стабилизировалось. В феврале 1935 года крестьянам разрешили иметь приусадебный участок, одну корову, двух телят, свинью с поросятами и 10 овец. Индивидуальные хозяйства начали поставлять на рынок продукцию. Была отменена карточная система. Жизнь в деревне стала улучшаться. Сталин объявил на всю страну: «Жить стало лучше, жить стало веселее».

Пострадавший: Ваша честь, крестьянство, несмотря на это, оставалось самой бесправной категорией населения. Коллективизация проводилась насильственными методами, сопровождалась массовыми репрессиями в отношении не только кулаков, но и середняков.

Прокурор: Ваша честь, прошу приобщить к материалам дела Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперативов и укреплении общественной собственности» от 7 августа 1932 г., вошедший в историю как «закон о пяти колосках», по которому даже за незначительные хищения с колхозного поля полагался расстрел.

Цитирую: Центральной исполнительный комитет и Совет народных комиссаров СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

…2. Применить в качестве судебной репрессии за хищение… колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты – расстрел с конфискацией имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества..

  1. Не применять амнистии к преступникам, осужденным по делам о хищении колхозного и кооперативного имущества.

Судья: адвокат у вас есть возражение о приобщении к делу данного постановления.

Адвокат подсудимой: нет не имею, Ваша честь.

Судья: постановление приобщено к делу.

Прокурор: Ваша честь, у меня имеется еще заявление о приобщении к материалов дела документ о так называемом «Шахтинском деле». Поясняю: в Москве был организован судебный процесс над группой из 53 инженеров и техников из старой интеллигенции по сфабрикованному обвинению в саботаже на шахтах Донбасса. 5 обвиняемым вынесен смертный приговор.

Судья: адвокат у вас есть возражение о приобщении к делу данного документа.

Адвокат подсудимой: да Ваша честь, я возражаю и хочу внести свои пояснения по данному делу.

Тщательный анализ многочисленных дезорганизующих промышленность явлений (пожары, взрывы, порча машин, завалы шахт) привел к обнаружению контрреволюционных преступников.

Следствием установлено, что работа этой контрреволюционной организации, действовавшей в течение ряда лет, выразилось в злостном саботаже и скрытой дезорганизаторской деятельности.

В целях срыва промышленности производства была в высшей степени разработана система вредительства: закупалось за границей ненужное оборудование, иногда устарелые машины, иногда, наоборот, самые новейшие, применение которых заводами было невозможно по техническим условиям южноугольного района. Следствием было установлено, что участники данной организации виновны. Поэтому все преступники были арестованы.

Судья: считаю, документ о «Шахтинском деле» оставить без удовлетворения.

Прокурор: Ваша честь, прошу приобщить к материалам дела проект оперативного приказа народного комиссара внутренних дел СССР Н. Ежова от 30 июля 1937 года.

… Перед органами государственной безопасности стоит задача – самым беспощадным образом разгромить эту банду антисоветских элементов, защищать трудящийся советский народ от их контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ Советского государства.

В соответствии с этим ПРИКАЗЫВАЮ С 5 АВГУСТА 1937 ГОДА ВО ВСЕХ РЕСПУБЛИКАХ, КРАЯХ И ОБЛАСТЯХ НАЧАТЬ ОПЕРАЦИЮ ПО РЕПРЕССИРОВАНИЮ БЫВШИХ КУЛАКОВ, АКТИВНЫХ АНТИСОВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И УГОЛОВНИКОВ…

При организации и проведении операции руководствоваться следующим:

  1. Контингенты, подлежащие репрессии.

  2. О мерах наказания репрессированных и количестве подлежащих репрессии.

  3. Порядок проведения операции: операцию начать 5 августа 1937 года и закончить в четырехмесячный срок.

  4. Порядок ведения следствия: на каждого арестованного или группу арестованных заводится следственное дело, по окончании следствия дело направляется на рассмотрение тройки.

  5. Организация и работа троек: протокол заседания тройки направляется начальнику опер.группы для привидения приговора в исполнение…

  6. Общее руководство проведением операции возлагаю на моего заместителя – начальника главного управления государственной безопасности Комкора тов. Фриновского..

Народный комиссар внутренних дел СССР,

Генеральный секретарь государственной безопасности Н. Ежов.

Судья: приобщаю к материалам дела.

Если еще какие- либо доказательства по данному делу?

Адвокат подсудимой: нет, Ваша честь.

Прокурор: Репрессии затронули кадровых работников всех уровней. Прошу приобщить к материалам дела видеозапись- показания свидетеля, очевидца данных событий. И думаю, что после этих доказательств можно будет поставить точку в нашем деле.

Судья: прошу секретаря помочь нам просмотреть видеозапись.

Демонстрируется видеозапись.

Судья: адвокат у вас есть возражение о приобщении к делу данного материала.

Адвокат подсудимой: нет, Ваша честь.

Судья: Все материалы дела рассмотрены, переходим к прениям сторон.

Прокурор: Вы начали кровавые расправы со старых большевиков, затем уничтожили партийные и беспартийные кадры, выросшие в гражданской войне, вынесшие на своих плечах строительство первых пятилеток. Вы оболгали и расстреляли многолетних соратников Ленина: Каменева, Зиновьева, Бухарина и других, невинность которых Вам была хорошо известна. Перед смертью Вы заставили их каяться в преступлениях, которых они никогда не совершали.

Вы заставили идущих с Вами с мукой и отвращением шагать по лужам крови вчерашних товарищей и друзей.

Вы обокрали мертвых, убитых Вами людей, присвоили себе их подвиги и заслуги.

Вы беспощадно убивали талантливых полководцев, воспитанных на опыте мировой и гражданской войны.

Где маршал Блюхер? Где маршал Егоров? Вы арестовали их.

Вы беспощадно истребляли талантливых, но неугодных Вам писателей.

Где Сергей Третьяков? Где Тарас Ларионов? Вы убили их.

Этот список можно продолжать бесконечно, и я считаю, что Ваша вина доказана.

Прошу, чтобы суд присяжных признал репрессию виновной в жестокости и несправедливости по отношению к народу и вынес подсудимой суровый и справедливый приговор.

Адвокат подсудимой: я буду краток, хочу повторить, что карательные меры, проводимые руководством страны в 20-30-е годы XX века были необходимы, так как были направлены на борьбу с классово враждебными элементами, с врагами Советской власти. Прошу суд присяжных оправдать мою подзащитную.

Судья: выслушав прения, суд отправляется для вынесения приговора.

Секретарь: Прошу всех встать, суд идет!

Судья: Суду присяжных было задано три вопроса:

Вопрос: Виновна ли репрессия?

Ответ: Да, виновна.

Вопрос: Доказана ли вина подсудимой?

Ответ: Да, доказана.

Решение: признать репрессию виновной в жестокости и несправедливости по отношению к народу и не допустить повторения этой истории в нашей жизни.

Судья: подсудимая вам понятно решение суда.

Подсудимая (репрессия): да, понятно.

Судья: судебное заседание объявляется закрытым!


  1. Заключительное слово учителя: Сегодня у нас с вами состоялся разговор на очень важную и обширную тему. Мы вместе попытались разобраться – как и почему сформировалась командно-административная система управления, каковы последствия массовых репрессий. Эти мрачные явления исторического прошлого затронули многих наших родственников и знакомых. Сейчас идет реформирование нашего общества. Шаг за шагом мы движемся к демократическому обществу.

Могут ли репрессии вернуться вновь и затронуть нас, живущих в XXI веке, как не допустить этого? (обсуждение вопроса..).

В недалеком будущем вы будете принимать самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны, так постарайтесь сделать все необходимое, чтобы не повторились те страшные 20-30 годы XX века.


Домашнее задание: написать эссе «Герои и антигерои эпохи 20-30 годов XX века».






Просмотр содержимого презентации
«Суд+над+репрессией»

ДЕЛО № 1937 Суд над репрессией

ДЕЛО № 1937

Суд над репрессией

Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград. И когда, обезумев от муки, Шли уже осужденных полки И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки, Звезды смерти стояли над нами И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных Марусь.

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки,

Звезды смерти стояли над нами

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных Марусь.

Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла. На губах твоих холод иконки, Смертный пот на челе…Не забыть! Буду я, как стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть. Реквием. А. Ахматова

Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки,

Смертный пот на челе…Не забыть!

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.

Реквием. А. Ахматова

«Шахтинское дело» В 1928 г. в Шахтинском районе Донбасса против большой группы руководителей и специалистов угольной промышленности Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), треста «Донуголь» и шахт было заведено уголовное «Дело об экономической контрреволюции в Донбассе», получившее название «шахтинского дела». 

«Шахтинское дело»

В 1928 г. в Шахтинском районе Донбасса против большой группы руководителей и специалистов угольной промышленности Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), треста «Донуголь» и шахт было заведено уголовное «Дело об экономической контрреволюции в Донбассе», получившее название «шахтинского дела». 

Раскулачивание

Раскулачивание

Закон «о пяти колосках»

Закон «о пяти колосках»

Особое совещание при наркоме внутренних дел Союза ССР

Особое совещание при наркоме внутренних дел Союза ССР

Число осужденных по делам органов ВЧК – ОГПУ – НКВД за 1921-1940 гг.   год Всего осуждено 1921 35829 Приговорено к смертной казни 1922 6003 год 9701 1923 1931 4794 1924 1962 Всего осуждено 1925 1932 180696 414 Приговорено к смертной казни 12425 10651 1933 15995 141919 1926 2550 1927 17804 2433 2728 1934 239664 1935 2154 26036 1928 990 78999 1929 33757 2363 2056 267076 1936 1937 1229 56220 274670 1930 869 208069 2109 1118 1938 790665 1939 353074 554258 20201 328618 63889 1940 2552 71806 1649

Число осужденных по делам органов ВЧК – ОГПУ – НКВД за 1921-1940 гг.

год

Всего осуждено

1921

35829

Приговорено к смертной казни

1922

6003

год

9701

1923

1931

4794

1924

1962

Всего осуждено

1925

1932

180696

414

Приговорено к смертной казни

12425

10651

1933

15995

141919

1926

2550

1927

17804

2433

2728

1934

239664

1935

2154

26036

1928

990

78999

1929

33757

2363

2056

267076

1936

1937

1229

56220

274670

1930

869

208069

2109

1118

1938

790665

1939

353074

554258

20201

328618

63889

1940

2552

71806

1649

Оперативный приказ народного комиссара внутренних дел СССР Н. Ежова от 30.07.1937 г.

Оперативный приказ народного комиссара внутренних дел СССР

Н. Ежова от 30.07.1937 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
урок - ролевая игра "Суд над репрессией"

Автор: Барахтенко Елена Владимировна

Дата: 03.12.2015

Номер свидетельства: 261459


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства