~~В проекте «Роль школьного краеведения в познавательной деятельности обучающихся» соблюдаются принципы:
• личностно-ориентированный подход;
• гуманизм;
• ученье без принуждения;
• бесконфликтность учебной ситуации;
• гласность успехов каждого ученика, перспективы для исправления, роста, успеха.
Цель проекта
? Формирование интереса и положительной мотивации к прошлому своего родного края, путем ознакомления с историческими событиями;
? воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за прошлое своего края;
? приобщение обучающихся к исследовательской деятельности и использование собранных материалов в учебно –воспитательном процессе;
? повышение интереса к изучению обществознания , истории и исторического краеведения.
Задачи проекта
? Учитывая образовательный минимум предмета истории России в основной школе дополнить его материалами по истории родного края;
? Учить школьников работать с дополнительным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать фактические и статистические данные по истории края;
? Развивать коммуникативные способности обучающихся.
?
Гипотеза
? Целенаправленная работа школьного краеведения способствует повышению мотивации учения, социальной адаптации и профессиональному самоопределению ребенка.
Проблема
? Воспитание творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным мышлением, владеющих навыками исследовательской работы.
Ожидаемые результаты:
? Повышение мотивации и качества знаний по истории России и обществознанию;
? развитие творческой активности обучающихся;
? приобретение обучающимися умений:
? выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать;
? выбирать рациональное решение;
? обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций;
~~Педагогический проект на тему: «Роль школьного краеведения в познавательной деятельности обучающихся»
Актуальность.
Современная российская педагогика рассматривает образование как процесс в центре, которого стоит личность ученика. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Важнейшая черта современного обучения - направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.
Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Эта проблема имеет две черты: исследовательскую активность обучающихся и самостоятельное приобретение знаний.
Исследовательская работа по краеведению выводит обучающихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни.
Благодаря исследовательскому методу школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Мой учительский проект «Роль школьного краеведения в познавательной деятельности обучающихся»»
Филиал
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
в селе Староклёнское
Педагогический проект на тему: «Роль школьного краеведения в познавательной деятельности обучающихся»
Учитель истории и обществознания
Попова Татьяна Петровна
Первомайский район
2011 год
Актуальность.
Современная российская педагогика рассматривает образование как процесс в центре, которого стоит личность ученика. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Важнейшая черта современного обучения - направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.
Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Эта проблема имеет две черты: исследовательскую активность обучающихся и самостоятельное приобретение знаний.
Исследовательская работа по краеведению выводит обучающихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни.
Благодаря исследовательскому методу школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески.
В проекте «Роль школьного краеведения в познавательной деятельности обучающихся» соблюдаются принципы:
личностно-ориентированный подход;
гуманизм;
ученье без принуждения;
бесконфликтность учебной ситуации;
гласность успехов каждого ученика, перспективы для исправления, роста, успеха.
Цель проекта
Формирование интереса и положительной мотивации к прошлому своего родного края, путем ознакомления с историческими событиями;
воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за прошлое своего края;
приобщение обучающихся к исследовательской деятельности и использование собранных материалов в учебно –воспитательном процессе;
повышение интереса к изучению обществознания , истории и исторического краеведения.
Задачи проекта
Учитывая образовательный минимум предмета истории России в основной школе дополнить его материалами по истории родного края;
Учить школьников работать с дополнительным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать фактические и статистические данные по истории края;
Развивать коммуникативные способности обучающихся.
Гипотеза
Проблема
Ожидаемые результаты:
Повышение мотивации и качества знаний по истории России и обществознанию;
развитие творческой активности обучающихся;
приобретение обучающимися умений:
выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать;
выбирать рациональное решение;
обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций;
продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявляя свою индивидуальность;
Умение красиво, грамотно и правильно представить свою работу.
Дидактические задачи проекта:
Методические задачи
Совершенствование процесса преподавания истории, обществознания и исторического краеведения;
Развитие личности ученика средствами предмета истории, обществознания и исторического краеведения;
Формирование предметных компетенций как системы знаний о многообразии и особенностях прошлого и современного общества;
Соблюдение определенной последовательности при изучении любого краеведческого объекта.
План работы и сроки проведения проекта:
Информационно – аналитический этап (сентябрь 2008 - июнь 2009 г.г.).
Апробация методики (сентябрь 2009 – май 2011) .
Анализ полученных материалов (май - сентябрь2011).
Ход исследования:
Изучение специальной психолого-педагогической литературы.
Сотрудничество с психологом школы для составления анкетирования учащихся по выявлению у них мотивации учения, уровня интереса к предмету, направленности личности.
Разработка программы кружка «Краевед», тематики учебных проектов.
Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями.
Представление работ на различные конкурсы, проведение внеурочных мероприятий.
Реализация проекта
1 этап проекта
Изучила специальную литературу:
В. Кученкова. Святыни Тамбовской Епархии. Издательский отдел Московской Патриархата, 1993 год;
А.Н.Алленов , В.Л. Дьячков, В.Н. Канищев, И.Н. Кирсанов, О.Ю. Левин, Ю.А. Мизис, Л.Г. Протасов. Историческое краеведение: история Тамбовского края. Тамбов, 2007 год;
М.К.Снытко. Тамбов. Центрально-Черноземное книжное издательство Воронеж, 1967 год;
А.М. Сахаров. Образование и развитие Российского государства в XIV – XVII в.в.. Издательство «Высшая школа»Москва, 1969 год;
В. Солоухин. Родная красота. Советский художник. Москва, 1966 год;
И. Никулин, И. Степанищев, А. Бахарев, В. Кострикин. Мичуринск.
Центрально-Черноземное издательство Воронеж, 1966 год;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002;
Национальная доктрина образования Российской Федерации.- М.,2000;
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - Москва «Народное образование» 1998 год;
Сиротюк А.Л. «Обучение с учетом психофизиологии»
Реформы образования: Аналитический обзор/Под ред. В.М. Филиппова. — М.: Центр образовательной политики, 2003;
посетила различные сайты.
При изучении литературы по данной проблеме пришла к выводу:
данная проблема мало освещена в работах российских авторов;
однозначного отношения к проблеме нет, результаты исследований носят противоречивый характер.
Провела совместно с психологом школы педагогическую диагностику обучающихся по классам с целью определения:
Направленности мотивации учения;
уровня интереса к предмету;
направленность личности.
Разработала:
внеклассные мероприятия составленные на основе местного краеведческого материала, определила тематику учебных проектов;
Составила план работы кружка «Краевед», план внеклассной работы с учетом работы с использованием местного материала и патриотического воспитания.
Результаты работы
Для того чтобы перейти от модели предметно-ориентированного обучения к личностно – ориентированному и компетентностно-деятельному надо опираться не столько на эмпирические данные или интуитивный анализ, сколько на достижения науки, психолого – педагогические исследования. Проведя психолого – педагогический анализ выявила у обучающихся уровень развития компетенций, основные мотивы учения, сформированность краеведческо –поисковых компетенций.
2 этап проекта
Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями.
Проведение занятий кружка «Краевед»
Участие детей в конкурсах по историческому краеведению, истории. Проведение уроков истории и исторического краеведения, обществознания.
3 этап проекта: инновационность проекта:
В том, что я использую научно – исследовательскую работу , психолого-педагогические исследования для повышения мотивации учения, для профессионального самоопределения учащихся, совершенствую процесс преподавания истории и обществознания на основе компетентностно-деятельностного подхода.
Анализ полученных материалов:
Участие в работе районной научно-исследовательской конференции «Грани творчества» с работой на тему: « Храм Рождества Христова как памятник исторического наследия» (диплом участника) –Ожерельев Дмитрий
Участие в областной конференции исследовательских работ по краеведению «Моя земля, мои земляки» в рамках Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество» (3 место , диплом, благодарственное письмо, подарок) – Ожерельев Дмитрий
Конкурс «Духовные святыни России» город Москва (диплом) – Ожерельева Анастасия
Проведение открытого урока по обществознанию совместно с сельской библиотекой на тему «Связь поколений», по историческому краеведению на тему: «Первомайский район – прифронтовая полоса».
Проведение мероприятий совместно с сельской библиотекой
Использование краеведческого материала на уроках обществознания, истории и исторического краеведения
Размещение данного материала на сайтах в Интернете «Сеть творческих учителей» и « Про школу. ru»
Информационные источники:
В. Кученкова. Святыни Тамбовской Епархии. Издательский отдел Московской Патриархата, 1993 год;
А.Н.Алленов , В.Л. Дьячков, В.Н. Канищев, И.Н. Кирсанов, О.Ю. Левин, Ю.А. Мизис, Л.Г. Протасов. Историческое краеведение: история Тамбовского края. Тамбов, 2007 год;
М.К.Снытко. Тамбов. Центрально-Черноземное книжное издательство Воронеж, 1967 год;
А.М. Сахаров. Образование и развитие Российского государства в XIV – XVII в.в.. Издательство «Высшая школа»Москва, 1969 год;
В. Солоухин. Родная красота. Советский художник. Москва, 1966 год;
И. Никулин, И. Степанищев, А. Бахарев, В. Кострикин. Мичуринск.
Центрально-Черноземное издательство Воронеж, 1966 год;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002;
Национальная доктрина образования Российской Федерации.- М.,2000;
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - Москва «Народное образование» 1998 год;
Сиротюк А.Л. «Обучение с учетом психофизиологии»
Реформы образования: Аналитический обзор/Под ред. В.М. Филиппова. — М.: Центр образовательной политики, 2003;
посетила различные сайты.
Просмотр содержимого презентации
«Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в селе Староклёнское
Педагогический проект на тему: «Роль школьного краеведения в познавательной деятельности обучающихся»
Попова Татьяна петровна
Учитель истории и обществознания
« Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества»
В.А. Сухомлинский
«Человек меняется, и, чтобы представить себе логику поступков людей прошлого, надо представить себе, как они жили, какой мир их окружал, каковы были их общие представления и представления нравственные, их служебные обязанности, обычаи, одежда; почему они поступали так, а не иначе»
Ю.М. Лотман
актуальность
- Современная российская педагогика рассматривает образование как процесс в центре которого стоит личность ученика. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Важнейшая черта современного обучения - направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.
- Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Эта проблема имеет две черты: исследовательскую активность обучающихся и самостоятельное приобретение знаний.
- Исследовательская работа по краеведению выводит обучающихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни.
- Благодаря исследовательскому методу школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески.
Школьное краеведение в познавательной активности обучающихся
Развитие интереса к предмету
Развитие информационно-коммуникативных способностей
Развитие творческих способностей
Развитие самостоятельности
Школьное краеведение находится в тесном контакте с научным краеведением
Путь к самообразованию
Повышение качества знаний
Открытие возможностей для получения информации
Возможность самореализации своих знаний
В проекте «Роль школьного краеведения в познавательной деятельности обучающихся» соблюдаются принципы:
- личностно-ориентированный подход;
- гуманизм;
- ученье без принуждения;
- бесконфликтность учебной ситуации;
- гласность успехов каждого ученика, перспективы для исправления, роста, успеха.
Цель проекта
- Формирование интереса и положительной мотивации к прошлому своего родного края, путем ознакомления с историческими событиями;
- воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за прошлое своего края;
- приобщение обучающихся к исследовательской деятельности и использование собранных материалов в учебно –воспитательном процессе;
- повышение интереса к изучению обществознания , истории и исторического краеведения.
задачи
- Учитывая образовательный минимум предмета истории России в основной школе дополнить его материалами по истории родного края;
- Учить школьников работать с дополнительным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать фактические и статистические данные по истории края;
- Развивать коммуникативные способности обучающихся.
гипотиза
- Целенаправленная работа школьного краеведения способствует повышению мотивации учения, социальной адаптации и профессиональному самоопределению ребенка.
проблема
- Воспитание творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным мышлением, владеющих навыками исследовательской работы.
Ожидаемые результаты:
- Повышение мотивации и качества знаний по истории России и обществознанию;
- развитие творческой активности обучающихся;
- приобретение обучающимися умений:
- выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать; выбирать рациональное решение; обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций; продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявляя свою индивидуальность; Умение красиво, грамотно и правильно представить свою работу.
- выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать;
- выбирать рациональное решение;
- обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций;
- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявляя свою индивидуальность;
- Умение красиво, грамотно и правильно представить свою работу.
Дидактические задачи проекта:
- формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности;
- развитие мотивации к самостоятельному научному поиску.
Методические задачи
- Совершенствование процесса преподавания истории, обществознания и исторического краеведения;
- Развитие личности ученика средствами предмета истории, обществознания и исторического краеведения;
- Формирование предметных компетенций как системы знаний о многообразии и особенностях прошлого и современного общества;
- Соблюдение определенной последовательности при изучении любого краеведческого объекта.
План работы и сроки проведения проекта:
- Информационно – аналитический этап (сентябрь 2008 - июнь 2009 г.г.).
- Апробация методики (сентябрь 2009 – май 2011) .
- Анализ полученных материалов (май - сентябрь2011).
Ход исследования:
- Изучение специальной психолого-педагогической литературы.
- Сотрудничество с психологом школы для составления анкетирования учащихся по выявлению у них мотивации учения, уровня интереса к предмету, направленности личности.
- Разработка программы кружка «Краевед», тематики учебных проектов.
- Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями.
- Представление работ на различные конкурсы, проведение внеурочных мероприятий.
Реализация проекта 1 этап проекта
- Изучила специальную литературу:
- В. Кученкова. Святыни Тамбовской Епархии. Издательский отдел Московской Патриархата, 1993 год;
- А.Н.Алленов , В.Л. Дьячков, В.Н. Канищев, И.Н. Кирсанов, О.Ю. Левин, Ю.А. Мизис, Л.Г. Протасов. Историческое краеведение: история Тамбовского края. Тамбов, 2007 год;
- М.К.Снытко. Тамбов. Центрально-Черноземное книжное издательство Воронеж, 1967 год;
- А.М. Сахаров. Образование и развитие Российского государства в XIV – XVII в.в.. Издательство «Высшая школа»Москва, 1969 год;
- В. Солоухин. Родная красота. Советский художник. Москва, 1966 год;
- И. Никулин, И. Степанищев, А. Бахарев, В. Кострикин. Мичуринск.
- Центрально-Черноземное издательство Воронеж, 1966 год;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002;
- Национальная доктрина образования Российской Федерации.- М.,2000;
- Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - Москва «Народное образование» 1998 год;
- Сиротюк А.Л. «Обучение с учетом психофизиологии»
- Реформы образования: Аналитический обзор/Под ред. В.М. Филиппова. — М.: Центр образовательной политики, 2003;
- посетила различные сайты.
При изучении литературы по данной проблеме пришла к выводу:
- данная проблема мало освещена в работах российских авторов;
- однозначного отношения к проблеме нет, результаты исследований носят противоречивый характер.
Провела совместно с психологом школы педагогическую диагностику обучающихся по классам с целью определения:
- Направленности мотивации учения;
- уровня интереса к предмету;
- направленность личности.
- Разработала:
- внеклассные мероприятия составленные на основе местного краеведческого материала, определила тематику учебных проектов;
- Составила план работы кружка «Краевед», план внеклассной работы с учетом работы с использованием местного материала и патриотического воспитания.
Результаты вводной диагностики: направленность личности и мотивация учения
Сформированность краеведческо –поисковых компетенций
Средний уровень 46%
Средний уровень 46%
Средний уровень 46%
Высокий уровень 11%
Высокий уровень 11%
Высокий уровень 11%
Низкий уровень 43 %
Низкий уровень 43 %
Низкий уровень 43 %
Низкий уровень 43 %
Результаты работы
- Для того чтобы перейти от модели предметно-ориентированного обучения к личностно – ориентированному и компетентностно-деятельному надо опираться не столько на эмпирические данные или интуитивный анализ, сколько на достижения науки, психолого – педагогические исследования. Проведя психолого – педагогический анализ выявила у обучающихся уровень развития компетенций, основные мотивы учения, сформированность краеведческо –поисковых компетенций.
2 этап проекта
- Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями.
- Проведение занятий кружка «Краевед»
- Участие детей в конкурсах по историческому краеведению, истории. Проведение уроков истории и исторического краеведения.
Герои советского союза Ачкасов С.В. и толмачев м.и.
Митинг, посвященный 70-летию начала войны (составлен на основе краеведческого материала)
Выступление Ожерельева Дмитрия на краеведческой конференции в номинации «Церковное краеведение 12 января 2011 год
Исторические мероприятия
Работа краеведческого кружка
Совместные мероприятия с сельской библиотекой
Диагностика: направленность личности и мотивация учения
Итог работы
Итог работы
3 этап проекта: Инновационность проекта:
- В том, что я использую научно – исследовательскую работу , психолого-педагогические исследования для повышения мотивации учения, для профессионального самоопределения учащихся, совершенствую процесс преподавания истории и обществознания на основе компетентностно-деятельностного подхода.
Анализ полученных материалов:
- Участие в работе районной научно-исследовательской конференции «Грани творчества» с работой на тему: « Храм Рождества Христова как памятник исторического наследия» (диплом участника) –Ожерельев Дмитрий
- Участие в областной конференции исследовательских работ по краеведению «Моя земля, мои земляки» в рамках Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество» (3 место , диплом, благодарственное письмо, подарок) – Ожерельев Дмитрий
- Конкурс «Духовные святыни России» город Москва (диплом) – Ожерельева Анастасия
- Проведение мероприятий совместно с сельской библиотекой
- Использование краеведческого материала на уроках обществознания, истории и исторического краеведения
- Размещение данного материала на сайтах в Интернете « Сеть творческих учителей» и « Про школу. ru»
.
Информационные источники:
- В. Кученкова. Святыни Тамбовской Епархии. Издательский отдел Московской Патриархата, 1993 год;
- А.Н.Алленов , В.Л. Дьячков, В.Н. Канищев, И.Н. Кирсанов, О.Ю. Левин, Ю.А. Мизис, Л.Г. Протасов. Историческое краеведение: история Тамбовского края. Тамбов, 2007 год;
- М.К.Снытко. Тамбов. Центрально-Черноземное книжное издательство Воронеж, 1967 год;
- А.М. Сахаров. Образование и развитие Российского государства в XIV – XVII в.в.. Издательство «Высшая школа»Москва, 1969 год;
- В. Солоухин. Родная красота. Советский художник. Москва, 1966 год;
- И. Никулин, И. Степанищев, А. Бахарев, В. Кострикин. Мичуринск.
- Центрально-Черноземное издательство Воронеж, 1966 год;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002;
- Национальная доктрина образования Российской Федерации.- М.,2000;
- Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - Москва «Народное образование» 1998 год;
- Сиротюк А.Л. «Обучение с учетом психофизиологии»
- Реформы образования: Аналитический обзор/Под ред. В.М. Филиппова. — М.: Центр образовательной политики, 2003;
- посетила различные сайты.