Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 32 им. С.А.Лавочкина» города Смоленска
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ТЕМА:
«ЖАННА д'АРК – ВОИН, МУЧЕНИЦА, СВЯТАЯ»
Выполнила: Самута Дарья,
ученица 6 класса «В»
Проверила: Ялшенкова В.В.,
учитель истории.
СМОЛЕНСК
2017
Введение
«Существует две истории: история официальная, которую преподают в школе, и история секретная, в которой скрыты истинные причины событий». Оноре де Бальзак.
День Жанны д'Арк (8 мая) ежегодно отмечается во Франции как национальный праздник, ее именем назван астероид (1872 год) и французский крейсер-вертолетоносец в 1964-м. В 1909 году христианская церковь провозглашает Жанну д'Арк блаженной, а в 1920 причисляет к лику святых. В мужском костюме, латах и мечем в руке, Жанна присутствует в каждой церкви современной Франции. Дом, в котором она выросла, сохранился и стал музеем. Жанна д’Арк – героиня французского народа, возглавлявшая освободительное движение против английских захватчиков наиболее тяжелые для Франции период Столетней войны. Деятельность Жанны сыграла огромную роль для организации борьбы французского народа против англичан во время Столетней войны. Вот уже шесть столетий историки разных стран изучают жизненный путь Жанны д, Арк. Документы об освободительнице страны собираются и анализируются и сегодня.
Эта тема заинтересовала меня, но многие вопросы, связанные с ролью Жанны д, Арк в истории так и остались для меня загадкой. Как обыкновенная крестьянская девушка смогла встать во главе войск и наравне с командирами – дворянами отстоять Францию и не дать ей погибнуть под гнетом англичан? Ревностное благочестие обеспечило Жанне поддержку небесных сил – так гласит легенда о ней. Сейчас каждый школьник знает, что юная Жанна, переодевшись в мужское платье, каким-то образом сумела убедить французского дофина, наследника престола, в том, что ей доверена божественная миссия вернуть, ему его утраченный трон.
История жизни Жанны д’Арк по-разному освещается в различные периоды истории. В советский период она предстает как патриот своего народа, а в постсоветский как святая мученица. Помимо традиционной версии, излагаемой в учебниках, существует и масса так называемых альтернативных версий французских ученых, условно объединенных в два больших направления: «батардисты» и «сюрвивисты». Жанна д'Арк — это вечная тема, которая уже шесть столетий волнует исследователей, и в ней все далеко не так однозначно и требует глубокого изучения.
Целью данной работы является изучение реальной жизни Жанны д’Арк и отделение ее от мифологических образов, сложившихся в истории, раскрытие ее роли и значения в истории Франции. Научная новизна исследования заключается в систематизации гипотез, связанных с историческим образом Жанны д’Арк. Не претендуя на окончательное разрешение всех этих «странных» вопросов мы в своем исследовании попытались систематизировать многие противоречия в трактовке образа Жанны д’Арк, на её примере показать роль героев в истории.
Задачи исследования:
Изучить биографию Жанны д'Арк.
Изложить официальную версию жизни и деятельности Жанны д'Арк.
Исследовать альтернативные версии и легенды о Жанне д’Арк.
В своей работе мы руководствовались следующими методами:
Изучением фактического документального материала.
Сравнительный анализ источников.
Систематизация материала.
Объект исследования: - народный герой.
Предмет исследования: историческая личность Жанны д’Арк.
Гипотеза:
Если роль Жанны д’Арк в истории целенаправленно преувеличена, но она вдохновляла целые поколения людей разных стран на добрые дела по защите своего отечества, то подобные «вымыслы» исторически оправданны.
Методы:
- репродуктивный,
- анализ научной литературы
- синтез имеющихся знаний по изучаемой проблеме.
1. Официальная версия в российских учебниках N1: Жанна — народная героиня.
Уже много десятилетий шла страшная Столетняя война. Англичане наступали, французская армия не могла им противостоять - в правительстве царили изменники, заключившие союз с англичанами. Над Францией нависла серьезная опасность утраты своей государственности и суверенитета, а наследнику короля Франции дофину Карлу VII пришлось бежать на юг страны. И тогда вспомнили предание-легенду. Она гласила, что вот-вот появится девушка-воин, которая спасет Францию. И что девушка эта будет из простого народа, но ей покорятся войска.
И эта девушка-воин появилась. Это и была Жанна Д'Арк - Орлеанская дева. Юная девочка-героиня, которой суждено было изменить ход той войны.
1.1. Детство.
Жанна родилась 6 января 1412 года в деревне Домреми в Лотарингии, в семье зажиточных крестьянин Жака д’Арк и Изабеллы де Вутон. Она жила как все, воспитывалась в строгости в католической вере. Конечно же, она видела, что происходило вокруг, слышала разговоры взрослых о войне, о предательстве в верхах. Разумеется, легенду о девушке-воине она знала тоже.
Но с 13 лет девочке вдруг стали слышаться голоса архангела Михаила и святой Екатерины Александрийской. Иногда она даже видела их образы. По словам самой Жанны, это они открыли ей тайну о том, что девушка-воин - это она и есть. С этим убеждением она и повзрослела.
1.2. Начало пути
В 16 лет Жанна отправилась в город Вокулер, где в то время стояли французские полки, объявила коменданту города о своем намерении воевать с французами и освобождать Францию. Девочку подняли на смех, она вынуждена была вернуться домой. Но год спустя она вернулась, нашла того же коменданта и повторила свое требование. Комендант ее узнал и сильно удивился такой настойчивости и уверенности в девушки в своих силах.
Разумеется, никто ей не поверил. Жанне решили устроить несколько испытаний, чтобы разоблачить ее, и она с честью их выдержала. В мужской одежде с двумя своими верными друзьями она почти полмесяца добиралась до резиденции дофина.
Странную девушку не сразу допустили до него. Ей подготовили коварную провокацию - дофин усадил на трон своего шута, одетого в королевские одежды. Сам же дофин стоял в толпе придворных. Но Жанна узнала будущего короля, хотя никогда раньше не видела его.
1.3. Жанна-полководец
По преданиям, Жанна сама указала место, где был спрятан меч Карла Великого. Специально посланные гонцы нашли его и доставили Жанне. Для нее были изготовлены хоругви и знамена. Под ними она отправилась в город Блуа - место, где должно было собраться все войско. И уже оттуда она выдвинулась к Орлеану.
Известие о том, что во главе войска встала посланница Бога воодушевила все войско. Вскоре все французы были уверены в своей победе над англичанами. Все военачальники и простые солдаты давно устали от бесконечных поражений, приход долгожданной Девы-воина воодушевил всех. И это воодушевление придавало всему войску храбрость и мужество.
Вскоре Жанна проникает в Орлеан и там одерживает победу - ее армия взяла первый бастион. Спустя неделю длительная осада города была снята. Произошло это 8 мая 1429 года, хотя другие военачальники эту задачу эта считали невыполнимой. Жанну с тех пор называли Орлеанской девой. До наших дней день освобождения Орлеана от англичан считается главным праздником города.
Под командованием Жанны войско продолжало освобождать Францию. Многие города открывали перед ней ворота вообще без боев. Везде ее встречали с радостью, она была поистине народной любимицей. Вскоре она помогла взойти на престол Генриху VII. У Франции появился свой король, а это было равнозначно объявлению независимости государства.
По приказу короля, военная кампания приостановилась и началась только спустя почти год - весной 1430 года. Протекала она очень вяло, королевские придворные всячески мешали Жанне. 23 мая 1430 года в результате предательства она попала в плен. Король, который был обязан Жанне своей короной, не стал ее спасать. И вскоре она оказалась в руках англичан.
1.4. Суд и гибель
Жанну держали в высокой башне. Жанну содержали как военнопленную, а судили церковным судом. Обвинения ей предъявили на ту пору самое ужасное - ересь и колдовство, связям с темными силами. Обманом ее вынудили подписать бумагу с клеветой против себя же. У нее отняли женскую одежду и обвинили в том, что она носит мужскую - в те годы это считалось преступлением.
Вскоре ей зачитали церковный приговор, и 30 мая 1431 года Жанна взошла на костер...
1.5. Оправдание
Война продолжалась, но Англия уже не могла оправиться от поражений, нанесенных армией Жанны. Французы наступали повсюду, а прежде разобщенные провинции объединялись. В 1453 году Столетняя война была завершена победой Франции.
Карл собрал все документы, касающиеся процесса Жанны. Была доказана полная ее невиновность. Доброе имя было восстановлено, а 16 мая 1920 года католическая церковь канонизировала Жанну - то есть возвела в ранг святых.
2. Альтернативные точки зрения и легенды о Жанне д, Арк.
Неясности и расхождения в официальных документах и сообщениях хроник привлекли внимание некоторых исследователей — «бастардистов», — утверждающих, что Жанна является незаконнорождённой принцессой, и «сюрвивистов», настаивающих на том, что она была спасена.
2.1. Бастардисты.
Французские историки Жан Жакоби, автор книги «Секрет Жанны д'Арк». Эдуар Шнейдер, Жан Бослер и другие считают, что Жанна не была дочерью крестьянина Жака д'Арк и его жены Изабеллы Роме. Она якобы принадлежала к королевской династии, что и объясняет ее высокий статус, ее прекрасное знание двора и особенностей военного дела. Таким образом, «бастардисты» утверждают, что Жанна является незаконнорождённой принцессой. Вот как описывает данные события Жан Жакоби: «Холодной ноябрьской ночью 1407 года в деревню Домреми в дом Жака д'Арка заявилась группа всадников из Парижа. Занесенные снегом и продрогшие воины герцога Орлеанского скакали восемь суток, и для этого у них должна была быть очень веская причина. Этой веской причиной, как нетрудно догадаться, был укутанный в платки младенец, которого держала на руках женщина, которая служила кормилицей при королевском дворе. Возможно, это был ребенок королевы Изабеллы Баварской и герцога Людовика Орлеанского, брата короля Карла VI. Незаконнорожденный ребенок у королевы от любовника ставил ее в опасное положение. Единственный реальный выход из такой ситуации — уничтожить следы ребенка, объявив его мертвым или отправив к кормилице».
В подтверждение этой гипотезы, в 1934 году католический историк, почётный гражданин Ватикана и друг папы Пия XI Эдуард Шнейдер во время работы в Ватиканской библиотеке, обнаружил так называемую «Книгу Пуатье» — запись вопросов церковной комиссии, назначенной королём в 1429 году, и ответов Жанны Девственницы. Шнейдер утверждал, что комиссия не верила в существование «голосов» и не признавала Жанну «посланницей Бога». Король послал в Домреми двух монахов для проведения расследования. В их отчёте говорилось, что все жители Домреми утверждали, будто Жанна — дочь Изабеллы Баварской и Людовика Орлеанского. Шнайдер, глубоко верующий католик, в частных беседах уверял, что его заставили дать клятву о неразглашении этих сведений.
2.2. Сюрвивисты.
Историки данного направления, основоположником которого является Жан Гримо, опубликовавший в 1952 году книгу «Была ли сожжена Жанна д'Арк?», базируются на том, что Жанна никак не могла быть сожжена на костре в Руане. Согласно этой теории, ей удалось спастись, выйти замуж и вновь появиться под именем Жанна дез Армуаз. Этой теории придерживаются Жан де Сен-Жан (автор книги «Жанна, 1407—1452»), Жерар Пем (автор книги «Жанна дез Армуаз»), Этьен Вейль-Райналь (автор книги «Двойной секрет Жанны-Девственницы»), Андре Брисе, Пьер де Сермуаз, Флоранс Маке и другие.
2.3. Природа «Святых голосов»
Природа «голосов святых», которые по собственным утверждениям слышала Жанна, является одним из спорных моментов. Что касается Церкви, то и современные, и средневековые авторы, считавшие Жанну освободительницей Франции, единодушны в том, что ей на самом деле являлась «воля неба».
Материалистически настроенные сторонники традиционной версии считают их результатом галлюцинации.
Сторонники версии о политической интриге (получившей в литературе название «операция Пастушка»), целью которой было появление Жанны и её привлечение на сторону дофина Карла, со своей стороны указывают, что «голоса» обладали странной осведомлённостью. Примером этому может послужить история с мечом, который Жанне «голосами» было приказано найти в церкви св. Екатерины во Фьербуа и использовать его в сражениях, этот меч действительно был обнаружен в указанном месте. Прониклась ли юная Жанна д'Арк рассказами странствующих монахов о предсказании Великого Мерлина про деву-спасительницу из Дубового леса Лотарингии или, как предполагают историки, ее выбрали для исполнения своих планов монашеские братства Святых Мишеля и Марселя, желавшие возвести на трон Карла VII, неизвестно. В пользу второй версии говорит ее явная подготовленность к роли воительницы: при первой встрече дофин был удивлен тем, как владеет оружием и уверенно обращается с конем хрупкая девушка.
2.4. Версия о том, что на костре инквизиции была сожжена другая женщина.
Украинский антрополог Сергей Горбенко сделал сенсационное заявление: Жанна д’Арк не была сожжена, а дожила до 57 лет (сообщает «Укринформ»). Она не была пастушкой, как гласит легенда, а происходила из королевской династии Валуа. Специалист уверен, что историческое имя Орлеанской Девы — Маргарита де Шампдивер. Исследуя останки в саркофаге храма Нотр-Дам де Клери Сан-Андре неподалеку от города Орлеана, Сергей Горбенко обнаружил, что женский череп, хранившийся вместе с черепом короля, принадлежал не королеве Шарлотте, умершей в 38 лет, а совсем другой женщине, которой было не менее 57 лет. Ученый пришел к выводу, что перед ним — останки Жанны д’Арк, которая в действительности была незаконнорожденной принцессой дома Валуа. Ее отец — король Карл VI, а мать — его последняя любовница Одетта де Шампдивер. Воспитывалась дочка под надзором отца-короля как воин, потому она могла носить рыцарские доспехи. Теперь становится понятным, как могла Жанна писать письма (этого не сделала бы неграмотная крестьянка). Король Карл VII сымитировал смерть Орлеанской девы: вместо нее сожгли другую женщину.
Слухи о том, что настоящая Жанна д’Арк не сгорела в костре инквизиции в Руане в 1431 году, всегда ходили во Франции. В счетной книге города Орлеана есть записи, свидетельствующие, что через пять лет после казни брат Жанны переписывался со своей сестрой, ездил к ней «в Люксембург» и получал деньги на почтовые и дорожные расходы. Есть версия, что Жанна была в почетном плену у своей тетки герцогини Люксембургской. По другой версии (так как Жанне, заточенной в Руанском замке, не возбранялось принимать посетителей), кто-то из ее друзей вполне мог подготовить побег. Уже в наши дни, в 1995 году, были обнаружены остатки подземного хода, куда-то ведущего из того самого Руанского замка, в котором томилась Жанна. Возможно, именно по нему был осуществлен побег. Возможно, даже не побег, а почетная капитуляция.
2.5. Легенда. Дева выходит замуж.
По одной из легенд, которая, в частности, излагается в книге Черняка «Судебная петля», Жанна д’Арк не только избежала гибели, но и вышла замуж за некого Робера д’Армуаза и родила двоих сыновей. Потомки этого д’Армуаза до сих пор считают себя родственниками Жанны и утверждают, что их досточтимый предок ни за что бы не женился на женщине, которая не предоставила бы ему подлинных документов, удостоверяющих свое происхождение. Люди, знавшие настоящую Жанну, в частности, ее братья из селения Домреми и воевавшие вместе с ней солдаты, были твердо убеждены, что это она и есть. Известно, что эта таинственная дама жила в Арлоне, где вела бурную светскую жизнь, затем — в Кельне, а позже из-за политических интриг снова вернулась в Арлон. В 1439 году чудом воскресшая Жанна объявилась в Орлеане. Судя по записям той же счетной книги, жители освобожденного ею города приняли Жанну д’Армуаз более чем радушно. Ее не только узнали — в ее честь знатные горожане дали торжественный обед, а в подарок преподнесли 210 ливров: «за добрую службу, оказанную ею указанному городу во время осады».
2.6. Легенда. Жанну погубила одежда.
Известно, что Жанну д, Арк церковный суд не смог доказать ее виновность в ереси, обвинил ее в том, что она надела мужской костюм. В этом костюме ее видели десятки тысяч людей. В нем она не только воевала, но и посещала церкви, молилась, исповедовалась, принимала причастие, получала пастырские благословения. Мужской костюм был на Жанне и тогда, когда она стояла перед комиссией в Пуатье, которая специально выясняла вопрос о соответствии слов и поступков девушки нормам христианской морали. Профессора богословия и знатоки канонического права, входившие в эту комиссию, не нашли в поведении испытуемой ничего предосудительного. Стало быть, и их не смутило столь, казалось бы, явное нарушение канонического запрета.
По мнению крупнейшего французского теолога того времени Жана Жерсона, Жанна надела мужской костюм с богоугодной целью, что бы защитить свою целомудренность и адвокаты папского трибунала усмотрели в этом свидетельство нравственной чистоты девушки.
Заключение.
В данном исследовании была рассмотрена биография Жанны, дан анализ личности и внешности Девы, рассказана ее военная деятельность, суд и казнь над ней. Разобраны мифы о Жанне, где оспаривается ее крестьянское происхождение и сомнения по поводу ее казни. Автор данной работы считает, что эти версии относятся к мифическим и под собой не имеют реальную почву. Сам факт существования таких мифов свидетельствует о непрекращающихся попытках фальсифицировать подлинную историю Жанны д’Арк.
В ходе моего исследования было изучено много интересного материала, касающегося биографии Жанны, представлены эти различные мнения. Сейчас трудно выяснить ее реальный облик, так как не сохранилось ее портретов и статуй, есть только устные описания современников.
Существует спорное мнение о ее казни. По одним источникам Жанна не была сожжена, а спокойно доживала свои дни под именем Дама дез Армуаз, по другим французская героиня была заживо сожжена.
Жанна поверила в свою миссию и смогла с первых шагов собрать вокруг себя своих сторонников. Она была нужна в то время Франции и Жанна сделала то, что не смогли сделать профессиональные военачальники – освободить свою страну. Но быстрый рост ее популярности: со всей страны под освободительные знамена Орлеанской Девы стекались ремесленники и крестьяне, и даже обедневшие рыцари и ее влияние на Карла VII были не угодны царедворцам. Французские вельможи боялись, что Жанна своей силой, которую черпала у народа, будет инициатором новой крестьянской войны, наподобие Жакерии. Вокруг девушки начали плестись предательские заговоры. Приближенные короля решили избавиться от Жанны.
Когда Жанна при неудачной вылазке возле города Компьена, отступала, то натолкнулась на поднятый перед нею мост. Подкупленный французским двором комендант крепости Компьен поднял перед Жанной мост, и она попала в плен к бургундцам. Король Карл VII, обязанный своей короной ей, ничего не сделал для ее спасения. Он боялся недовольства двора. Англичане выкупили ее у бургундцев, судили с помощью продажного французского духовенства и сожгли заживо на костре, на центральной площади города Руана. Место ее сожжения и поныне отмечено белым крестом на камнях площади. Через 25 лет Карл VII решил использовать в своих целях мертвую Жанну. По его приказу судебное дело было пересмотрено, Жанна объявлена невиновной. Тем самым Карл VII отвел от себя обвинения в связи с ведьмой. Позднее в 1920 году, Орлеанская Дева была причислена к лику святых. Имя Жанны д’Арк навсегда вошло в историю как символ беззаветной любви к родной земле, преданности своему народу.