Просмотр содержимого документа
«Творческий путь Валентины Ипатовой»
Карагандинский колледж искусств им. Таттимбета
ДОКЛАД
по истории хореографии
на тему:
«Ипатова Валентина Филипповна»
Караганда 2018
"Прекрасным принцем мне является балет", - поется в старом шлягере. И он же, увы, "несбыточный друг". Но карагандинским девушкам и юношам шестидесятых, мечтавшим встать на пуанты, повезло. У них была прекрасная фея, исполнившая несбыточное. Валентина Ипатова организовала народный театр балета в нашем городе, и ему рукоплескал Московский Кремль. На фасаде дома № 29 по улице Ерубаева установлена мемориальная доска, которую на свои средства при поддержке акимата г. Караганды установи ли многочисленные ученики Валентины Филипповны. Я всегда останавливаюсь здесь и внимательно читаю строки: "В этом доме с 1957- го по 2003 год жила Валентина Филипповна Ипатова, заслуженная артистка Казахстана, кавалер ордена Лени на, первый балетный педагог и балетмейстер Караганды, создатель карагандинского бале та". Эту хрупкую энергичную женщину знали не только в Казахстане. О самодеятельном театре балета писали во всесоюзных га зетах "Известия", "Правда", "Советская культура", "Советский шахтер", в польском журнале "Пшиязынь". Гражданский подвиг Валентины Ипатовой заключается в том, что она впервые в Казахстане создала народный театр классического балета, посвятив любимому делу 40 лет.
Глядя на фотографии 60-х годов, где запечатлены фрагменты из балетов "Лебединое озеро", "Бахчисарайский фонтан", "Жизель", "Эсмеральда", восхищаясь фацией и роскошными костюмами танцовщиков, трудно поверить, что это непрофессионалы. Что уже через пять лет работы балетного кружка со дня его основания, с апреля 1952 года, на сцену в пачках и трико выходили обычные студенты, специалисты различных профессий. В театр балета с 1956 года к Валентине Ипатовой ходили заниматься школьники, студенты, врачи, шахтеры, учителя. За 35 лет существования театра более 800 человек приняли участие в концертах и полнометражных балетах, поставленных мастером. Чтобы стать солистом балета, требовалось желание, трудолюбие. Развить дарование было уже заботой талантливого педагога.
Именно незаурядный талант Вален тины Филипповны позволил создать из самодеятельных танцоров не только классический балет, но и большую дружную семью, где она была мамой. Не имея собственных детей, Валентина Филипповна отдала всю любовь своим воспитанникам. Они, ныне уже 70-летние люди, по-прежнему помнят и любят ее. И каждый год выпускники народной школы балета собираются вместе. Многие из них соединили свои судьбы и стали супругами. Так, Нелли и Валерий Мудровы обрели семейное счастье именно в театре балета.
ТАЛАНТЫ... Валерий Мудров, сегодня инженер проектов в ТОО "Карагандагипро шахт", начинал танцевать в 20 лет, будучи механиком шахты № 22. Он исполнял сложнейшие сольные партии Злого гения в "Лебедином озере", Аль берта в "Жизели", священника Клода в "Эсмеральде". - Особенно дорога мне роль Нуркена Абдирова, которую посчастливи лось исполнять в спектакле "Пике в бессмертие", - вспоминает Валерий Васильевич. - Это было историческое событие в культурной жизни Караганды. Премьера спектакля состоялась в 1967 году. Либретто составила сама Валентина Филипповна по одноименной повести карагандинского автора Григория Якимова, работавшего тогда начальником аэроклуба. Музыку к спектаклю написал профессиональный композитор Александр Рудянский, некоторое время проживавший в Караганде. Волнение охватило меня, ког да после премьеры спектакля ко мне подошла мать Нуркена Абдирова - Багжан и, расстроганная, благодарила за проникновенное воплощение образа Нуркена. Валерий Мудров по сей день бережно хранит все статьи, фотографии об успехах театра и его руководителя Валентины Ипатовой. Уникальными материалами из истории театра он любезно поделился и с нашей газетой.
И он не единственный горняк в балетной "богеме". Борис Драйчик, работавший в 1972 году мастером-взрывником Саранского шахтоуправления, танцевал в народном балете при Дворце культуры горняков 20 лет, а позже создал танцевальный коллектив "Шахтерский огонек" при ДКГ. Со своим коллективом он выступал в Алма-Ате, Москве. Сегодня балетной студией при ДКГ руководит Елена Пашина, ученица Валентины Ипатовой. Приехав в 1948 году из России в Караганду к своей сестре, Вален тина Филипповна создала кружок балета сначала во Дворце пионе ров, Дворце культуры шахты имени Кирова, позднее балетную студию при ДКГ. Где вы сейчас встретите в самодеятельности шахт ба летную студию? Своей энергией она сумела зарядить множество людей, в работе с учениками она сочетала доброжелательность и терпение с высокой требовательностью. Без этого не могло быть успеха.
А успех театра балета был головокружительным! Выступления со сложнейшими спектаклями на сцене Кремля, перед делегатами XX съезда КПСС, в Театре оперы и балета имени Абая в Алма-Ате сочетались с концертами в цехах, на шахтах, рабочих площадках, в общежитиях, домах культуры райо нов и городов нашего региона. Высокое искусство балета было с вос торгом принято шахтерами и строителями, металлургами Казахстанской Магнитки и энергетиками Топара. Самым памятным событием в творческой жизни коллектива народ ного театра балета стало выступление на сцене Кремлевского Дворца. Газеты тогда громогласно возвестили: "Карагандинские шахтеры вошли в Кремль на пуантах!". Это было в 1962 году. Театр балета исполнял "Бахчисарайский фонтан". Высокую оценку и отзывы о выступлении получили его участники и руководитель В. Ипатова от столичных любителей балета, а также от космонавтов Андрияна Николаева и Пав ла Поповича, сфотографировавшихся с артистами на память. После такого события и за вклад в развитие искусства театр удостоился упоминания в Большой Советской энциклопедии. Профессионализм само деятельного коллектива отмечали так же главный балетмейстер Академического театра оперы и балета имени Абая, заслуженный деятель искусств Заурбек Райбаев, выпускник Киевского ГИКа Владимир Орлов, балетмейстер Владимир Бурцев, народный ар тист СССР Ростислав Захаров и самый знаменитый танцовщик советского периода, народный артист СССР Махмуд Эсамбаев. С такими людьми Карагандинский театр балета осуществлял сов местные постановки спектаклей. В 1973 году коллектив народного балета Валентины Ипатовой посетил коллектив "Молодой балет Алма-Аты" с руководителем Булатом Аюхановым, который в этом году вновь приезжал к нам на гастроли и с теплотой вспоминал былые времена расцвета балета в шах терском крае.
До сих пор карагандинцы помнят первых артистов балета и с почтением называют их имена: Марина Рингель, Руфина Сабитова, Вероника Савицкая, Нелли Вазилло, Елена Свинцицкая, Елена Пашина, Валерий Мудров, Алла Филатова, Татьяна Новицкая... К сожалению, ушли из жизни Василий Васильев, Борис Драйчик, Станислав Опекунов. Многие из воспитанников балета являются выпускниками школы № 3 г. Караганды. Они ежегодно встречаются на встречах выпускников, при езжая из разных стран СНГ и дальнего зарубежья. В августе этого года Марина Рингель специально приезжала из Софии в Караганду, чтобы навестить друзей и почтить память любимого педагога. Приехали на встречу Руфина Сабитова и Евгения Опекунова из Томска. Марина Рингель рассказывает. Валентина Филипповна за ложила в нас чувство справедливости, кото рым обладала сама. Она пользовалась среди нас непререкаемым авторитетом. Мы не обсуждали ее решений по распределению ролей, зная, что ее решение всегда справедливо.
Она научила нас дружбе и взаимной поддержке, помогала в трудную мину ту. Так и мы помогаем друг другу. Мы ее любили, как маму. Порой даже наши родители ревновали к ней... Валентина Филипповна научила нас целеустремленности. Алла Филатова, участница театра ба лета, как и Марина Рингель, училась в СШ № 3, а затем работала там учителем математики и 16 лет - завучем. - Валентина Филипповна была заме чательным педагогом и психологом, - делится Алла Васильевна. - Всем она давала меткие характеристики, но не злобные, ведь она искренне любила людей. Благодаря ей балет для нас стал величайшим видом искусства. - А знаете, с чего начинался балет в Караганде? - вновь вступает в беседу Марина Рингель. - Когда еще в городе не было Дворца пионеров, все кружки находились в школе № 1. Туда меня и привела на балет в 7 лет моя мама. И первый спектакль, в котором я участвовала, был трехактный балет "Красная Шапочка", который поставила Валентина Филипповна.
Валентина Ипатова была ветераном Великой Отечественной войны. Она родилась в городе Городец Горьковской области, окончила хореографическую студию в Самаре и 15 лет работа ла в театрах оперы и балета Куйбышева и Свердловска. Но грянула вой на и вместе с театром Валентина Ипатова выезжала в прифронтовые армейские части Юго-Западного фронта. После очередной бомбежки Валентина была тяжело ранена и по пала в госпиталь. Позже она поняла, что из-за состояния здоровья ее карь ера танцовщицы закончилась. И она решила все свои знания, талант и опыт отдать молодежи. Переехав в 1948 году в Караганду, занялась педагогической работой. Валентина Филипповна Ипатова награждена знаком "Ветеран войны 1941-1945 гг.", орденом Ленина. Она была ярким представителем советско го времени, членом КПСС. С ней ушла целая эпоха. Жаль, что у народного театра балета нет продолжения. Да, незаменимые люди все-таки есть. Память о единственном карагандинском народном театре балета не угас нет, как и немеркнущая слава его руководителя Валентины Ипатовой.