kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческий отчёт "Развитие критического мышления через применение игровых технологий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий отчёт "Развитие критического мышления через применение игровых технологий" учителя Дашкевич В.В. Рассмотрены методы и приёмы развития критического мышления на уроках и во внеклассных мероприятиях. Приведёно в пример  внеклассное мероприятие "Лидер 21 века"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческий отчёт "Развитие критического мышления через применение игровых технологий"»

Творческий отчёт "Развитие критического мышления через применение игровых технологий"

Обществоведческие дисциплины обладают большими возможностями для раскрытия интеллектуального потенциала каждого школьника. Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности школьников.

Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». Умение добывать в море информации – нужную, подходить к информации критически, структурировать информацию, фиксировать ее различными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной, переводить ее в словесную форму; проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие, доказывать – это познавательные универсальные учебные действия, которые успешно могут быть сформированы при использовании ТРКМ.

Моя тема по самообразованию «Повышение уровня знаний учащихся через применение на уроках истории критического мышления».

Изучена литература по технологии критического мышления

Технология «Развитие критического мышления» относится к типу «рамочных». Своеобразной «рамкой», в которую вписывается занятие, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура занятия, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить.

Методы и приемы критического мышления, используемые на занятиях

«Толстые и тонкие вопросы»

«Ромашка Блума»

Таблица «Синквейн»

«Верные – неверные суждения»

«Корзина идей и понятий»

«Дерево предсказаний»

«Шесть шляп мышления»

Прием "Тонкие и толстые вопросы" использую на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Тонкие вопросы (Кто? Что? Когда? Может.? Будет.? Верно ли.? Согласны ли Вы.?) подразумевают ответ «да», «нет», «не знаю»

Толстые вопросы (Дайте три объяснения, почему.? Объясните, почему.? Почему Вы думаете.? Почему Вы считаете.? В чем различие.? Предположите, что будет, если.? Что, если.?) требуют развёрнутого ответа.

Краеугольным камнем технологии является развитие умения задавать вопросы. «Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы», — писал американский психолог Элисон Кинг.

«Ромашка Блума» - классификация вопросов Б. Блума (американского психолога):

В технологии развития критического мышления придерживаются следующей системы:

• Простые («Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?»).

• Объясняющие («Почему?»).

• Уточняющие («Правильно ли я поняла?.», «Верно ли?.»).

• Оценочные («Чем отличается?.», «Как ты относишься. ?»).

• Практические («Как бы ты поступил?.», «Где в обычной жизни?.»).

• Творческие («Что было бы, если?.»).

Способность резюмировать информацию, излагать чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса.

Синквейн является стихотворной формой, основанной на рефлексии и построенной по определенным «правилам». Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», это т. е. стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

• В первой строчке тема задается одним словом.

• Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

• Третья строчка—это описание действия тремя словами.

• Четвертая строчка — это фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме, объекту.

• Пятая строчка—это синоним, выраженный одним словом, повторяющий суть темы.

На уроке истории Казахстана в 5 классе на тему «Абай Кунанбаев» на стадии закрепления используется прием «Синквейн».

Приём «Корзина» идей, понятий, имён ( «Мозговой штурм», «Ассоциации»)

Это приемы организации детей на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают по обсуждаемой теме. На доске вывешиваю картинку корзины, в которой условно будет собрано все то, что все дети вместе знают об изучаемой теме.

На уроке истории Древнего мира на тему «Культура Двуречья» используется прием «Понятийного колеса», свое название приём получил из-за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо. В центре пишется ключевое «Культура Древнего Двуречья», а вокруг него, соединенные лучами слова-ассоциации (понятия), которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока: мифология, религиозный представления, клинопись, искусство, Висячие сады Семирамиды.

Метод «Думательных шляп» или «Шесть шляп мышления» — один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Он решил связать типы мышления с цветными шляпами. «Примеряя» на себя шляпу определённого цвета, дети учатся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций. «Белая шляпа»- информационная. Какой обладаем информацией? Что нам известно. «Красная шляпа»- эмоциональная. Какие чувства по этому поводу? «Черная шляпа»- критическая. Правда ли это? В чем недостатки? «Желтая шляпа» - положительное позитивное мышление. Почему это можно делать? «Зеленая шляпа» - творчество. Новые идеи, предложения. «Синяя шляпа»- обобщение. Чего мы достигли. Подведение итогов.

Развитие критического мышления эффективно достигается в игровой форме. Я в своей работе использую игры на развитие логического внимания.

«Да нетки»

На уроке истории древнего Казахстана в 6 классе по теме «Расселение саков. Сакское общество» используется прием «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «Данетки»), поскольку учащимся уже знакома эта тема из курса «Рассказы по Истории Казахстана»

  1. Первые племенные объединения на территории Казахстана назывались саки.

  2. Саки — союз племен, населявшие Казахстан и Среднюю Азию в I тыс.н.э.

  3. Персы называли жителей степи саками

  4. Греки называли жителей степи саками

  5. Геродот называл саков азиатскими скифами

  6. Саки, проживающие за морем, называются хаумаварга

  7. Саки, носящие остроконечные шапки, называются тиграхауда

  8. Сакское общество в основном состояло из 4 групп

  9. Сакские войны носили одежду красного цвета

  10. Во главе сакского общества находился вождь-царь

  11. Жилище саков — пещера

«Моделирование» 

«Что лишнее?» - умение замечать ошибки, доказывать правильность своего суждения.

«Чего не хватает?» - учит умению анализировать..

Умение критически мыслить помогает моим ученикам легче усвоить материал, необходимый для подготовки к школьному обучению, а также адаптироваться в школе и с ходу взять «высокий старт» в обучении.

Привожу пример, развития критического мышления, используя игровые технологии.

Интеллектуальная игра «Лидер 21 века»

Цель урока: повторение и закрепление полученных знаний за курс истории.
Задачи:
1. расширить кругозор учащихся, актуализировать полученные знания; 
2. развивать умения применять эти знания в новой ситуации, потребности в осмыслённом творческом труде, постоянном обновлении знаний;
3. способствовать воспитанию творческой инициативы, воспитывать интерес к истории.
Оборудование:  компьютер, сигнальные карточки, раздаточный материал

Форма работы: групповая.

Ход интеллектуальной игры: Лидер 21 века

Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Мы рады приветствовать всех присутствующих на интеллектуальной игре «Лидер ХХI века», посвященной независимости Республики Казахстан.

Всех участников просим быть внимательными мы начинаем нашу игру. Первый тур называется «Байга» – участникам задаются вопросы, на которые отвечает участник, первым поднявший сигнальную карточку. За правильный ответ -2 очка.

Если ответ дан неполный или неверный есть возможность ответить другим участникам. Начали!

1 тур «Байга»

Вопросы: 

1. Казахстан по размеру территории в мире занимает … (9 место).

2. Этот город несколько раз периименовывали, одним из его названий было Целиноград.

Как называется этот город в наше время? (Астана).

3. Автор флага Республики Казахстан … (Шакен Ниязбеков).

4. День весеннего равноденствия (22 марта).

5. Назовите город, наместник которого уничтожил монгольский караван, что в последствии, стало формальным предлогом, военной экспансии Чингисхана земель Казахстана. (Отрар).

6. Особо отличившимся в военном деле личным героизмом, смелостью и доблестью военачальникам и воинам присваивалось почётное звание … (Батыр).

7. Судья в казахском обществе, знаток народной жизни, обычаев и норм, обычного права казахов … (Бий).

8. Авторы Герба Республики Казахстан … (Малибеков, Уалиханов).

9. В каком году Младший жуз принял Российское подданство? (1731 год).

10. Золотого человека обнаружили в кургане … (Иссыкский курган).

11. Летнее пастбище … (Жайляу).

12. Кислый напиток из кобыльего молока … (Кумыс).

2 тур «Полиглот»

Необходимо вставить пропущенные слова в народных пословицах, ответ на русском, казахском, английском языках. (за одно высказывание 3 балла )

1 команда

Одна у человека родная …, одна у него и Родина

Своя … и в горсти мила.

Нет земли краше, чем … наша

2 команда

На чужой стороне и … не красна

Глупа та …, которой гнездо свое немило

Будь не только сыном своего … - будь и сыном своего народа

3 тур «Крылатые выражения»

Вам даны афоризмы, вы должны раскрыть их суть и объяснить их происхождение. Максимально можно получить 3 балла.

«Бросить перчатку» 

В средние века рыцарь бросал перчатку, вызывая соперника на поединок, соперник в знак принятия вызова принимал перчатку. (Вызвать на состязание).

«Ахилесова пята»

«Вавилонское столпотворение»

Выражение возникло из библейского мифа о попытке построить в Вавилоне башню, которая должна была бы достигнуть неба. Когда строители начали свою работу, разгневанный Бог «смешал язык их», они перестали понимать друг друга и не могли продолжить постройку. Употребляется в значении: беспорядок, бестолочь, шум, суматоха

«И ты, Брут?»

В трагедии Шекспира «Юлий Цезарь» с такими умирающий Цезарь обращается к Бруту, находившемуся в числе заговорщиков, напавших на него в Сенате. Историки считают эту фразу легендарной. Марк Юний Брут, которого Цезарь считал своим сторонником, стал во главе заговора против него и был одним из участников его убийства в 44 г. до н. э. Цезарь при первой же нанесенной ему ране, как сообщает в его биографии Светоний, только вздохнул и не произнес ни одного слова. Однако тогда же, добавляет Светоний, рассказывали, что Цезарь, увидя наступавшего на него Брута, воскликнул по-гречески: «И ты, дитя мое?» Но по трагедии Шекспира легендарная фраза Цезаря стала крылатой для характеристики неожиданной измены друга

4 тур «Великолепная четверка»

Участники выбирают одну из категорий. («Портреты», «Песни военных лет», «Независимый Казахстан», «О чём идёт речь»). Команды в течение 30 секунд должны написать ответ, каждый вопрос оценивается в 2 балла.

«Портреты»

(Абу Наср Аль-Фараби) (Абылай хан) (Толе бий) (Абай Кунанбаев)

«Песни военных лет»

  1. «Документация»

  2. «Люди на войне»

  3. «Физическое явление»

  4. «Природная зона»

«Независимый Казахстан»

  1. 30 августа 1995 г. — принятие Конституции РК.

  2. 1991 г. 16 декабря - День Независимости Казахстана

  3. 15 ноября 1993 г. — принятие Национальной валюты — тенге.

  4. 1 декабря 1991 г. – первые выборы президента Казахстана

«О чём идёт речь»

  1. О чем говорится в этом стихотворение Бо Цзю-и:

Шерсть собрали с тысячи овец,

Сотни две сковали мне колец,

Круглый остов из прибрежных ив

Прочен, свеж, удобен и красив.

В северной прозрачной синеве

Воин её (юрту) ставил на траве,

А теперь, как голубая мгла,

Вместе с ним она на юг пришла.

Её (юрту) вихрь не может покачнуть,

От дождя её твердеет грудь.

Нет в ней  ни застенков, ни углов,

Но внутри уютно и тепло …

2. Устное творчество казахского народа передается с древнейших времен из поколения в поколение. В пословицах, поговорках и загадках заключены глубокая мысль, поучения, тонкий подтекст. Отгадайте загадку: «Открылся белый сундук и оттуда вывалились шелка». (Восход Солнца).

3. Анахарсис был первым выдающимся философом саков. Платон ставил его рядом с Гомером и Фалесом, а в другом труде называет его одним из семи мудрецов мира. До нас дошли его афоризмы. Закончите предложение: «Все беды человека от …». (Языка).

4. Биологии бы назвали это средой обитания живых организмов. Историки считают, что это собственность, передаваемая по наследству. Экономисты называют это фактором производства. О чём идёт речь? (Земля)

5 тур «Жорга»

Конкурс капитанов. Тур состоит из 12 вопросов, на которые необходимо отвечать мгновенно, за каждый правильный ответ 1 балл.

1. команда

1. Какие события произошли в 1723-1727 гг.? (Годы великого бедствия, нашествия джунгар).

2. Основатель Ислама? (Мухаммед).

3. Какой жырау воспевал в 18 веке Абылай хана? (Бухар жырау).

4. В чьих трудах имеются сведения о древних саков? (Геродота).

5. Какая наука изучает историю по вещественным остаткам? (Археология).

6. Как казахи называли поэтов-сказителей? (Жырау). 

7. Как назывались состязания акынов? (Айтыс).

8. Основатель Монгольской империи? (Чингисхан).

9. В какие годы правил Абылай хан? (1771-1781 гг.).

10. Основатель христианства? (Иисус).

11. Какой хан начал процесс присоединения Казахстана к России? (Абулхаир).

12. Кого из правителей саков вы знаете? (Томирис, Зарина).

2. Команда

1. Воин по-казахски. (Сарбаз).

2. Пастух пасущий овец. (Чабан).

3. Торжественная песня, принятая как символ государственного единства. (Гимн).

4. Песенное состязание, импровизированный поэтический спор. (Айтыс).

5. Настоящее имя хана Абылая? (Абильмансур).

6. Кого в казахском обществе называли биями? (Судей).

7. Настоящее имя Чингисхана? (Темучин).

8. Кого в казахском обществе называли батырами? (Прославившихся воинов)

9. Какая наука изучает обычаи и традиции народа? (Этнография).

10. Как казахи называли поэтов-импровизаторов? (Акын).

11. Как называются инструментальные произведения на музыкальных инструментах? (Кюй).
12. Основатели Казахского ханства? (Керей и Жанибек).

6 тур «Оратор» – двум командам  необходимо за 5 минут подготовить выступление (речь) по предложенной теме. Рассуждение - размышление оценивается максимум в 5 баллов. Критерии оценивания: грамотная, логичная речь; раскрытие темы высказывания; приведены убедительные примеры.

Тема эссе «Ваше понимание патриотизма»

Подведение итогов.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Творческий отчёт "Развитие критического мышления через применение игровых технологий"

Автор: Дашкевич Виктория Владимировна

Дата: 01.03.2017

Номер свидетельства: 396799


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства