Технология сгущения учебной информации на уроках истории
Технология сгущения учебной информации на уроках истории
Данная статья из опыта работы по применению технологии графического сгущения большой информации на уроках истории с целью повышения качества обучения.Актуальность исследования заключается в использовании на уроках истории методов технологии графического сгущения с целью создания условий способствующих повышению качества знания при успеваемости 100% и успешной подготовки к ГИА по истории. Технология графического сгущения учебной информации и фреймовый подход в педагогике вызвано требованиями к качеству современного образования. По созданным веб-проектам, пособиям легко будет учиться, чтобы знать, сравнивать, анализировать, сосостовлять исторический материал. Главное достоинство таблиц быстрый переход для взаимодополнения, удобный визуальный ряд.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология сгущения учебной информации на уроках истории»
ТЕХНОЛОГИЯ СГУЩЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Габышева И.И.
учитель истории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Хоринская средняя школа»
с. Хоринцы Олекминский район
Республика Саха (Якутия)
Данное исследование из опыта работы по применению технологии графического сгущения большой информации на уроках истории с целью повышения качества обучения.
Введение
В условиях активной информатизации образования становится очевидной необходимое в повышении качества образования за счет таких инструментальных средств как визуализация учебной информации. В этой связи знак, символ, графика являются «инструментом» усвоения информации и средством учебной деятельности, овладение которым дает возможность повысить качество обучения и достижение определенного уровня образованности.Ограниченность времени на прохождение объёмных школьных программ, перегрузка школьников обусловливают необходимость поиска интенсивных методов и технологий обучения, позволяющих расширить объемы знаний, усваиваемых учащимися, без увеличения времени, отводимого на их изучение.
Актуальность исследования заключается в использовании на уроках истории методов технологии графического сгущения с целью создания условий способствующих повышению качества знания при успеваемости 100% и успешной подготовки учащихся к ГИА по истории.
Цель исследования: определить эффективность использования технологии графического сгущения учебной информации на уроках и внеклассных занятиях по истории
Предмет исследования: уроки истории , внеклассные занятия по истории с использованием условно-графических средств обучения.
Ожидаемый результат
Повышение интереса школьников к предмету истории
Успешные выступления учащихся на предметных олимпиадах.
Повышение качества успеваемости по истории
Повышение качества выполнения ГИА и ЕГЭ по истории
Технология графического сгущения учебной информации и фреймовый подход в педагогике вызвано требованиями к качеству современного образования. По созданным веб-проектам, пособиям легко будет учиться,чтобы знать, сравнивать, анализировать, сопоставлять исторический материал. Главное достоинство таблиц быстрый переход для взаимодополнения, удобный визуальный ряд. И это особо актуальна в связи с тем, что некоторые задания олимпиад, ГИА и ЕГЭ рассчитаны на учащихся с ведущим визуальным каналом восприятия и визуализации информации. Использование схем на уроках является «палочкой-выручалочкой» в ситуациях, когда нет времени на изучение какого-либо материала. Схема поможет дать самое основное и в сжатые сроки.
Перечень использованных условно-графических средств обучения
Схемы
Таблицы
Опорные конспекты
Графики
Диаграммы
Кластеры
Исследование проводилось в 3 этапа:
констатирующий;
формирующий;
контрольный.
Констатирующий этап
Были использованы следующие методы: анкетирование обучающихся, беседа с обучающимися.
1) Анкетирование учащихся
Цель: выявить интерес обучающихся к методам обучения истории для эффективного усвоения учебного материала
Учащимся были заданы следующие вопросы:
Как лучше усваивается учебный материал? .
Какие проверочные работы выполняются легко и отличаются доступностью?
Какой вид занятия больше предпочитаешь на уроках истории?
По результатам анкетирования выявлено:
учащимися лучше усваивается учебный материал, если он предоставлен в форме условно-графических схем, особенно предпочтение дается использованию кластеров.
проверочные работы в форме схем, графиков наиболее доступны и легко выполняемы.Достоинством таких заданий является вариативность заданий : анализ, последовательность, соответствие, что является частью заданий кимов ГИА, ЕГЭ.
самая предпочитаемая форма работы на уроках истории заключается в работе с таблицами, схемами и в выполнении теста.
Формирующий этап
Цель: выявить эффективность использования технологии графического сгущения учебной информации для усвоения учебного материала, а также для подготовки к экзаменам.
Была проведена следующая экспериментальная работа:
Автором разработана вводно-блочная таблица, которая использовалась при введении, закреплении и повторении учебного материала;
Использование тематических таблиц, схем при объяснении нового материала;
Использование проверочных таблиц, схем, картин при закреплении нового материала;
Использование подтематических (укрупненных) дидактических единиц при подготовке к экзаменам;
Использование заданий на анализ и заполнение таблиц (поиск информации);
Проведение тренингов при повторении и закреплении учебной таблицы.
Вывод: Процесс графического сгущения учебных знаний состоит из трех этапов-уровней:
Пример : Тема урока «Либеральные реформы Александра II»
8 класс
Ход использования таблиц на этапах урока:
Этап: Вводная таблица (период Александра 2 из синхронно-блочной таблицы) . При ознакомлении вводной таблицы у учащихся визуально закрепляются общие хронологические сведения и знакомство с новыми терминами, относящимся к этому событию.
век
год
правитель
событие
термин
деятель
XIX
1856-1881
Александр II «Освободитель»
1861
Отмена крепостного права
Выкуп
временнообязанные
Я. И. Ростовцев
1864
Земская реформа
Земства
интеллигенция
1864
Судебная реформа
Присяжные
Мировой судья
1870
Городская реформа
Городские думы
Городские управы
1874
Военная реформа
Всеобщая повинность
Д.А. Милютин
2.Этап: Укрупненная таблица по реформам Александра 2
Укрупненная таблица в очень сжатом виде излагает большой материал, который дается в учебниках в нескольких страницах.
год
Название
Что было до реформы
В чем буржуазный характер?
Какие пережитки сохранила?
Контрреформа
1864
Земская реформа. Создано местное самоуправление.
Вторая по важности после реформы 1861 г.
Хозяйственные, культурные, здравоохранительными, просветительными и вопросами собеса ведали царские чиновники.
Созданы земства - новые учреждения. Земства - выборные учреждения. Представители разных сословий избирали земское собрание (распорядительный орган). А оно формировало земские управы (исполнительные органы). В выборах участвовали дворяне, буржуазия и даже крестьяне (прямого избирательного права не имели - действовали "выборщики"). Земства не подчинялись губернатору (тот только наблюдал за ними).
Зависимость от администрации (хотя земства и не подчинялись губернатору, он, все-таки утверждал состав управ. Он не мог отменить решения земства, но мог их приостановить. В земских собраниях преобладали дворяне (имущественный ценз). Где нет помещиков - нет и земств (Сибирь, Архангельская губерния, Область Войска Донского, Оренбуржье). "Земство - пятое колесо в телеге самодержавного управления" (Ленин). Но земство - школа самоуправления, либерального движения, деятели ЗД самые просвещенные и гуманные помещики.
После убийства АII 1.03.1881 - поворот к реакции. С 1889 г. Земский начальник назначается губернатором. Новая должность ограничила возможности самоуправления. ЗН мог быть только дворянином. ЗН утверждал сельских должностных лиц. В 1890 г. выборность крестьянских представителей в земстве полностью уничтожена. Кандидатов в земские собрания стали назначать земские начальники.
1870
Городская реформа. Создано городское самоуправление.
Созданы городские думы. Думы - новые выборные учреждения. Каждые 4 года избиралась городская дума, которая формировала городскую управу (исполнительный орган). Руководитель и думы, и управы - городской глава. Выборы - в 3 съезда: мелких, средних и крупных налогоплательщиков. Люди не платившие налогов в выборах не участвовали.
Люди не платившие налогов в выборах не участвовали. Политические права имело очень малое количество людей. Имущественный ценз .В Москве голосовало 3,4% населения. Рабочие не имели прав как лица наемного труда. Та же зависимость от царской администрации.
1874
Военная реформа. Введена всеобщая воинская повинность.
Рекрутчина для податных сословий. 25 лет службы.
Военная обязанность всесословная и всеобщая для мужчин с 21 года. Отменялись рекрутские наборы. Срок службы в армии - 6 лет и 9 лет запаса, на флоте - 7 лет и 3 года запаса. Для людей с высшим образованием - 6 месяцев службы, для окончивших гимназию - 1,5 года, для окончивших городскую школу - 3 года, для людей с начальным образованием - 4 года. Неграмотных призывников обучали во время службы Реорганизована система военного управления. Россия разделена на 15 военных округов. Улучшена офицерская подготовка. Создаются юнкерские военные училища, военные гимназии и т.д.
От военной службы освобождаются жители Средней Азии, Казахстана и Крайнего Севера. Командный состав - дворяне. Рукоприкладство старших чинов по отношению к младшим. Обращение "Ваше благородие".
___
Этап: Поиск информации
Задание из кимов ЕГЭ:
"В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «В судебной реформе 1864 г. были последовательно осуществлены принципы буржуазного права, устранены недостатки, свойственные судебной системе дореформенного периода».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:________________________________
Аргументы в опровержение:___________________________
Вывод: Процесс графического сгущения учебных знаний состоит из трех этапов-уровней: введения темы с использованием вводно-блочной таблицы, укрупнения (ранее закодированного), структурирования (ранее укрупненного), закрепления и повторения с поиском информации. Учебному материалу придается целостная форма, которая позволяет с наибольшим эффектом усваивать учебную информацию, запоминается и воспроизводится гораздо легче, чем неорганизованный материал. Систематизированные таким образом дидактические единицы, как правило, они состоят из небольшого количества крупных единиц – блоков информации, которых способна вместить кратковременная память ученика. В хорошей схеме или таблице учебный материал «упакован» так, что устное проговаривание его позволяет многократно варьировать отдельные части. Вариативное синонимическое повторение позволяет раскрыть учебный материал как бы с разных сторон, держа в голове всю его целостность и внутреннюю стройность.
Таких систематизированных блоков таблиц в моей методической копилке на 25 тем. Изложенные в работе материалы включались на каждый урок и на подготовительных консультациях к экзаменам. Таблицы, схемы использовала авторского производства и из различных источников. В ходе эксперимента учащиеся выполняли все задания и активно работали на уроках, консультациях. В итоге было выявлено, что использование технологии графического сгущения учебной информации по истории эффективно оказывает влияние на качество обучения истории, результаты которых можно увидеть в ходе контрольного эксперимента.
Заключение
В ходе данной работы был сделан вывод, что только при систематическом применении таблиц, схем разного вида на уроке, особенно логических, можно поднять на более высокий уровень мотивацию учащихся, развить творческие способности, как педагога, так ряда учащихся. Применение схем и таблиц повышает плотность урока, коэффициент усвоения материала, качество успеваемости по предмету. А эффективно разработанные приемы, применяемые в системе на уроках, формируют устойчивые знания, умения и навыки обучающих. . Главное достоинство таблиц – быстрый переход для взаимодополнения, удобный визуальный ряд. И это особо актуальна в связи с тем, что некоторые задания олимпиад, ГИА и ЕГЭ рассчитаны на учащихся с ведущим визуальным каналом восприятия и визуализации информации. Практика показала ряд достоинств данной технологии.
Методологической основой исследования явились:
С.П. Грушевский, В.В. Гузенко, З.Г. Карелина, протоиерей Алексий Касатиков, А.А. Остапенко, Н.Г. Прохорова, СИ. Шубин «Графическое сгущение учебной информации
Фреймовая модель представления знаний // Дьяконов В.П., Борисов А.В. Основы искусственного интеллекта. Смоленск, 2007. - С.
Кириллов В.Н. Отечественная история в схемах. - М., 1998 г,
Короткова М.В. «Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях»- М.: Владос, 1999. - 191 с.
Короткова М.В., «Наглядность на уроках истории». -М.: Владос, 2000. -175 с.
Чернух И. Н. Логические схемы и таблицы в обучении истории [Текст] /
Методика составления и применения структурно-логических схем на уроках истории Евсюкова Н.А. МБОУ «СОШ № 173», г. Новосибирск
Козиев С.Ш. , Бурдина Е.Н. история России в таблицах и схемах. Серия «Школа в клеточку».-М.: «Лист Нью». 2006.-200с
Игнатова Н.Г., учитель истории и обществознания Использование таблиц при подготовке сдачи ЕГЭ по истории. Статья
М.Н. Чернова, В.Я Румянцев, Е.А. Гевуркова . История России.- М.: Айрис-пресс,2012.-352.