kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология проблемного обучения в преподавании истории как способ повышения мотивации старшеклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается технология проблемного обучения на примере подготовки к семинарам по истории в старших классах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения в преподавании истории как способ повышения мотивации старшеклассников»

Е.В.Владимирова

МБОУ ОСШ № 4 г. Ульяновск Технология проблемного обучения в преподавании истории как способ повышения мотивации старшеклассников.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Сегодня определён обязательный минимум содержания исторического образования выпускников школы. Добиваться освоения этого минимума школьниками можно, только используя современные технологии и методики обучения.

В своей педагогической практике учитель часто сталкивается с определенными трудностями: во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных по истории знаний вне класса, учащиеся теряют интерес к ее изучению; во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться. Разрешение данного противоречия можно найти в теории проблемного обучения.

Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу.

От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся. Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. Проблемное обучение включает такие этапы:

осознание общей проблемной ситуации;

ее анализ, формулировку конкретной проблемы;

решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);

проверку правильности решения.

«Единицей» учебного процесса является проблема — скрытое или явное противоречие, присущее вещам, явлениям материального и идеального мира. Разумеется, не всякий вопрос, на который ученик не знает ответа, создает подлинную проблемную ситуацию. Не считаются проблемами с психолого-дидактической точки зрения вопросы, ответ на которые можно получить из справочника, энциклопедии без какого-либо мыслительного процесса. Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций.

1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.

3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении.

1. Учитель сам ставит проблему и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).

2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).

4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).

В проблемном обучении главным является исследовательский метод — такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность.

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

Технологию проблемного обучения я использую в старших классах на семинарах, это форма урока помогает развиться творческим способностям учащихся. Полноценные семинары могут проводиться именно в старших классах, так как требуют довольно длительной подготовки учащихся, им надо познакомиться с рекомендованной литературой, интернет- источниками. От учителя семинар тоже требует тщательной подготовки, ему самому необходимо знать источники, которые он рекомендует учащимся. Важна и сама формулировка названия семинара, так как желательно, чтобы уже само название подразумевало актуальность, дискуссионность, проблемность его содержания, давало возможность обучающемуся определить собственное отношение к данной проблеме, осмыслить ее самостоятельно и личностно. Так, в 10 классе на уроках истории мною проводились семинары: «Выбор веры князем Владимиром - а был ли выбор?», «Петровские реформы - оправдывает ли цель средства?», «Опричнина и ее оценка в трудах историков»; в 11 классе: «Вчерашние диссиденты - и снова в оппозиции?»

Написание сочинения по истории также происходит по алгоритму решения проблемной ситуации. В характеристике исторического периода, как правило, лежит противоречие, которое ученик должен разрешить, используя свои знания курса истории, аргументы, доказывающие его точку зрения, примеры, иллюстрирующие его выводы.

Проблемное обучение поддерживает интерес учащихся к истории как к предмету и к истории как к науке. Создавая на уроках истории проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, учитель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция целого)

В заключение хочется сказать, что успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

Список литературы:

1.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие.М.: Педагогич. общ-во России, 2015. - 198 с.

2.Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности./ Е.В. Коротаева / М.: Омега, 2013.

3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления / Г.К. Селевко. - М.: НИИ «Школа технологий», 2009. - 278 с.

4.Селевко Г.К. Проблемное обучение / Г.К. Селевко // Школьные технологии. - 2016. - № 2. - С. 61- 65.

5. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - 258 с.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Владимирова Елена Владимировна

Дата: 09.12.2020

Номер свидетельства: 566127


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства