Студенческая исследовательская работа "Неандертальские погребения: миф или реальность?" (руководитель Исмайылова Э.Р.)
Студенческая исследовательская работа "Неандертальские погребения: миф или реальность?" (руководитель Исмайылова Э.Р.)
Неандертальцы (или палеоантропы) появились до вида Homo Sapiens Sapiens. Палеоантропов разделяют на атипичных (или прогрессивных) и классических (или типичных). Только последних в настоящее время именуют неандертальцами.
Классические палеоантропы - Homo sapiens neanderhtalensis впервые был найден в долине р.Неандер (Германия, близ Дюссельдорфа). Его характеризует: удлиненная голова, мозг больше, а стенки черепа тоньше, чем у нас, лоб, "убегающий" назад, мощные надглазничные валики, шишкообразный затылочный бугор, лицевая часть выдвинута вперед и скошена по бокам вперед, подбородочный выступ отсутствует, у коренных зубов крупная полость пульпы. Неандертальцы невысоки, чрезвычайно мускулисты и коренасты. Все это связывают с приспособленностью к сильным холодам. Объем мозга превышал мозг современного человека: 1500 куб. см. против 1400 современного. Левая лобная часть у него была развита лучше правой, что говорит о лучшем, по сравнению с левой, развитии правой руки. У него также был развит язык и речь.
Неандертальцы (или палеоантропы) появились до вида Homo Sapiens Sapiens. Палеоантропов разделяют на атипичных (или прогрессивных) и классических (или типичных). Только последних в настоящее время именуют неандертальцами.
Классические палеоантропы - Homo sapiens neanderhtalensis впервые был найден в долине р.Неандер (Германия, близ Дюссельдорфа). Его характеризует: удлиненная голова, мозг больше, а стенки черепа тоньше, чем у нас, лоб, "убегающий" назад, мощные надглазничные валики, шишкообразный затылочный бугор, лицевая часть выдвинута вперед и скошена по бокам вперед, подбородочный выступ отсутствует, у коренных зубов крупная полость пульпы. Неандертальцы невысоки, чрезвычайно мускулисты и коренасты. Все это связывают с приспособленностью к сильным холодам. Объем мозга превышал мозг современного человека: 1500 куб. см. против 1400 современного. Левая лобная часть у него была развита лучше правой, что говорит о лучшем, по сравнению с левой, развитии правой руки. У него также был развит язык и речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Студенческая исследовательская работа "Неандертальские погребения: миф или реальность?" (руководитель Исмайылова Э.Р.) »
Волосенков Руслан Олегович АМ-134
Неандертальские погребения: миф или реальность?
Неандертальцы (или палеоантропы) появились до вида Homo Sapiens Sapiens. Палеоантропов разделяют на атипичных (или прогрессивных) и классических (или типичных). Только последних в настоящее время именуют неандертальцами.
Классические палеоантропы - Homo sapiens neanderhtalensis впервые был найден в долине р.Неандер (Германия, близ Дюссельдорфа). Его характеризует: удлиненная голова, мозг больше, а стенки черепа тоньше, чем у нас, лоб, "убегающий" назад, мощные надглазничные валики, шишкообразный затылочный бугор, лицевая часть выдвинута вперед и скошена по бокам вперед, подбородочный выступ отсутствует, у коренных зубов крупная полость пульпы. Неандертальцы невысоки, чрезвычайно мускулисты и коренасты. Все это связывают с приспособленностью к сильным холодам. Объем мозга превышал мозг современного человека: 1500 куб. см. против 1400 современного. Левая лобная часть у него была развита лучше правой, что говорит о лучшем, по сравнению с левой, развитии правой руки. У него также был развит язык и речь.
Погребения классических неандертальцев исследованы во Франции (более 50%): Ла-Шапель-о-Сен, 50 тыс. л.; Фонтешевад, 50 тыс. л.; Ортю; Ля-Кина и др.; в Югославии - Крапина, 100 тыс. л.; в Бельгии - Спи; в Германии - Эрингсдорф, 200 тыс. л.; в Италии - Монтечирчео, 45 тыс. л.; в Северном Уэльсе - Понтневуд и т.п.,
Прогрессивные палеоантропы найдены в Ю-З Азии, Африке. Характеризуются отсутствием грубоватых черт классических неандертальцев. У них более прямые и тонкие конечности, менее мощные надглазничные валики, некоторые имели высокий лоб и высокую округлую черепную коробку. Примеры погребений: Израиль - пещера Табун, 50 тыс. л.; Схул (на горе Кармел); Амуд (близ оз. Тивериадское); Кафзех, 45 тыс. л.; Северный Ирак -- Шанидар, 70-45 тыс. л.
На рубеже XIX - XX вв. большинство специалистов скептически относилось к возможности существования мустьерских преднамеренных захоронений. Связь неандертальцев с мустьерской индустрией с 1886 г. после раскопок в Спи (Бельгия) не вызывала сомнений. В 1908 г. аббаты А. и Ж. Буиссони и Л. Бардоном после раскопок в Ла-Шапель-о-Сен поставили вопрос о мустьерских захоронениях и вновь сформулировали тезис о прямой связи погребального обряда и религиозных представлениях у людей, его совершивших. Шапельские открытия были встречены негативно (Г.Мортилье, М.Буль и др.). Однако открытия 1908 г. в Ля Мустье и Ля Ферраси подтвердили наличие погребений, но продолжал стоять вопрос о "религии в мустьерское время". В 1920-30-е гг. тезис об отсутствии погребений в мустье был снят, а большая или меньшая религиозная окраска признана большинством зарубежных авторов.
В России погребения отрицали (М.С. Плисецкий, 1952; М.О. Косвен. 1957 г.) или говорили об их "зачаточном характере" (П.П. Ефименко, М.М. Герасимов). Преднамеренность погребений не вызывала сомнений у П.И. Борисковского (1935), В.И. Равдоникаса (1939), С.Н. Замятнина (1961 г.), а о религиозной подоснове говорили А.П. Окладников, Ю.П. Францев, М.М. Герасимов. В настоящее время тезис о "бездуховности" палеоантропа в целом полностью снят.
Несомненные погребальные сооружения были зафиксированы в Ля Мустье, Арси-сюр-Кюр, Регурду, Шанидар, Кафзех, Киик-Кобе, Заскальной 6 и др. Достоверного инвентаря и пищи в погребениях нет. Исключения, возможно, составляют Ле-Гурду (несколько орудий труда) и Ля-Шапель-о-Сен (кусочек красной краски). Позы погребенных разнообразны - на спине, скорчено, в неанатомическом порядке (Ле-Гурду, Крапина). У костяков часто отсутствуют некоторые кости (руки, ноги, череп). Особая роль черепа (обряд?) прослежена в Ля Ферраси и Ле-Гурду - отсутствуют черепа. Погребения неандертальцев связаны с различными каменными индустриями.
С территории бывшего СССР опубликованы 4 памятника с погребениями неандертальцев: Киик-Коба, Староселье, Заскальная 6, Тешик-Таш.
1. Киик-Коба. Располагается в 25 км от Симферополя (Крым). В 1920-е гг. Г.А.Бонч-Осмоловский исследовал 2 погребения.
Захоронение женщины (?) 40-45 лет, сохранились голени, стопы, кисть. Погребение связано с нижним очажным слоем VI (микромустье зубчатое, ранний вюрм). Есть могильная яма овальных очертаний 2,10 х 0,80 х 0,45 м, ориентированная СВ - ЮЗ. По Г.А.Бонч-Осмоловскому, это поврежденная могила, погребенная в ней лежала на правом боку со слегка подогнутыми ногами, головой на СВ, правая рука вытянута (кисть находилась в районе коленных суставов), левая согнута (кисть - в области черепа). По В.А.Алекшину, - это раскопанная в древности могила для извлечения голени, т.е. "расчлененное захоронение".
Захоронение ребенка 2-6 месяцев. Вероятно, связано с верхним очажным слоем IV. Сохранность костей очень плохая. Погребенный лежал скорченно головой на юг, перпендикулярно входу в грот, или на скальном грунте, или (по дневнику) на подстилающей пол глине. Возможно, кости были во что-то завернуты. Контуры могильной ямы не прослежены. Относительно недавно среди костных остатков были определены чешуйки черепа.
Горизонты IV и VI очень близки, но между ними есть стерильная прослойка везде, кроме могил.
2. Скальный навес Староселье. Расположен на окраине г.Бахчисарая (Крым). В 1953 г. А.А.Формозов раскопал погребение ребенка 1,5 лет. Целый скелет в анатомическом порядке, хотя плохой сохранности. Возможно, было могильное перекрытие. Погребенный находился на правом боку или спине, кисти - в области таза. Имеет сапиентные черты, что позволило С.Н.Замятнину предполагать впускное погребение. Однако нахождение скелета на глубине 70 - 90 см под первым горизонтом в линзе стерильного слоя доказывает его мустьерский возраст (первая половина W 2)
3. Навес Заскальная 6 а,б,в. Расположен в 7 км к северу от г. Белогорск (Крым). В 1973 г. Ю.Г.Колосов открыл погребение детей.
Предполагается наличие могильной ямы, ориентированной с С на Ю, в которой находились скелетные остатки троих детей, частично сохранивших анатомическую связь. Погребенные располагались перпендикулярно длинной оси грота. По мнению В.А.Алекшина, это тоже расчлененное захоронение.
Заскальная 6 а. Возраст погребенных 2-3 года. Обнаружены фаланги кистей, голени, стопы (самый целый скелет).
Заскальная 6 б. Возраст 1 год
Заскальная 6 в. Возраст 5-6 лет. Непосредственно над погребением (на 6 см выше) отмечено скопление костей животных, часть из которых имела следы обожжения. Время погребения - не моложе 45 тыс. л., средняя фаза W 1, аккайское мустье.
Расчлененные погребения предшествуют "полным". Их объединяет связь захоронения с культурным слоем и отсутствие инвентаря. Таким образом наблюдается картина, аналогичная французской.
4. Тешик-Таш - грот в Средней Азии (Узбекистан), находится в 18 км от г.Байсун. Погребение раскапывалось А.П.Окладниковым в 1938 г.
Погребение ребенка, по последним данным - девочки 8-10 лет. Произведено под кровлей грота в культурном слое I - мустье оби-рахмат, ранний W. Погребальное сооружение не прослежено, кости не в анатомическом порядке на разных уровнях залегания (перепады до 15 - 25 см). Окружающие костяк 5-6 пар рогов горного козла. Рога были вкопаны для охраны от диких зверей. Другая версия - рога, как было почти везде на Ближнем Востоке, символизировали могущество.
Возможно, более 100 тыс. лет назад неандертальцы хотели сказать нечто похожее: маленькому ребенку предстоит восстать из мертвых и обрести божественную силу и бессмертие. Забегая вперед, скажем, что и в более поздних погребениях, уже кроманьонцев (40–10 тыс. лет назад), рога присутствуют очень часто, причем присутствуют не только в могилах мужчин, что могло бы как-то быть связано с охотничьими ритуалами, но и в могилах женщин (грот Сен-Жермен ля Ривьер и др.). В погребениях этого времени обычно встречаются рога оленей. А в пещере Кафзех, на финикийском побережье Средиземного моря, была обнаружена могила тринадцатилетнего подростка. Он лежал лицом к небу; на скрещенные руки ему бережно положили рога лани.
Череп девочки из Тешик-Таш обладает неразвитыми надглазничными валиками, его лицевой отдел, так же как конечности - "современного" типа.
Среди последних антропологических находок неандертальцев известны костные остатки ребенка из раскопок 1990-х годов Л.В.Головановой в п. Матюшка (Адыгея).
Когда некоторые ученые оспаривают действительность погребений у неандертальца, ссылаются на то, что если захоронения и предпринимались, то только в гигиенических целях. На это можно возразить, что от трупа можно было избавиться проще, чем копать для него могилу, например бросить в лесу на съедение зверям и птицам, или сбросить в расселину скалы. Во-вторых, тонкий слой земли, покрывавший умершего, не изолировал совершенно от запаха тления. В-третьих, неандертальцы почти никогда не жили там, где они хоронили своих покойников. Часто вскоре после похорон они переселялись, бросая уютные и обжитые пещеры. И, в-четвертых, их погребения – не просто закопанные трупы, но продуманный и довольно сложный ритуал, который убеждает именно в преднамеренности захоронения.
У всех первобытных народов обнаруживается двойственное отношение к покойникам. С одной стороны, о них горевали и заботились, с другой - их опасались, боялись. Как свидетельствуют данные этнографии, представление о душе, покидающей тело после смерти, и страх перед ней - явление довольно позднее. Более раннее - представление о “живых” мертвецах (вурдалаках, упырях, вампирах), выходящих из могил и вредящих живым. А наиболее древнее и едва ли не первоначальное - убеждение в существовании исходящего от трупа таинственного, но вредного для живых влияния, несущего болезни и смерть. Существование этого последнего верования зафиксировано у всех народов мира. Именно для того, чтобы нейтрализовать это исходящее от трупа смертоносное влияние, его закапывали, закладывали камнями, а нередко и связывали, в результате чего тело принимало скорченное, точнее скрюченное положение. Все эти признаки, включая скрюченность трупов, присущи и неандертальским погребениям. Поздние палеоантропы не только заботились о покойниках, но и боялись их.
Поза сна – поза покоя, и можно с большой долей вероятности предположить, что, придавая своим близким покойникам такую позу, неандертальцы на символическом языке хотели сказать, что он проснется, что, сколь долгой смерть ни будет, умерший воспрянет к новой жизни. О вере в то, что умерший вновь вернется к жизни, говорят и орудия труда, и куски жареного мяса.
Но где будет жить умерший, по неандертальским представлениям? Определенно сказать об этом почти ничего нельзя, но на основе сравнения многих элементов захоронений предположить все же можно. Люди знали, что тело умершего истлевает, превращается в прах. Значит, человеку в его нынешнем состоянии эти предметы и орудия не нужны.
А кому нужны? Душе почившего. После смерти тело истлевает, а душа уходит в иной мир. Душа может затем являться во снах, в контакт с ней могут вступать шаманы. И вот душе-то и нужны орудия труда и питание в ином мире, Но не сами эти предметы, а «души» предметов. Когда многие тысячелетия спустя люди научились выращивать зерно и делать предметы из глины, они клали в могилы своих соплеменников эти предметы, но предварительно их специально разбивали, а зерно обжаривали, считая, что «мертвое» зерно и разбитые сосуды окажутся духовно с душой их умершего на том свете.
Характерно, что и у головы обнаруженного юноши были положены куски необработанного камня. Зачем? Может быть, чтобы на том свете умерший работал. Но есть и другая гипотеза. Кремень в палеолите служил для высекания огня. В камне как бы покоится, таится, спит огонь. Может быть, древние люди этим хотели сказать, что и в человеке спит, таится энергия жизни.
После находки 1908 года было обнаружено много неандертальских погребений. На горе Кармил, в пещере Эс-Сукхул, было обнаружено погребение 10 человек. Все они были положены в «эмбриональной» позе, имитирующей положение плода в утробе матери, и все они лежали в круглых или овальных могилах, что предположительно могло означать материнскую утробу, беременную умершим, призванным родиться к новой жизни. Примечательно, что неандертальцы не делали различия между взрослыми и детьми. В 1925 году в Крыму, в гроте Киик-Коба, было найдено погребение неандертальской женщины, рядом с которой с соблюдением всех правил ритуала был похоронен годовалый ребенок. В Ла Феррасе (Франция) была найдена могила, в которой среди других детей был похоронен выкидыш 6-7 месяцев беременности. В этом же погребении рядом с детьми лежали взрослые орудия труда. Видимо, неандертальцы считали, что в том мире дети станут взрослыми.
Не всегда, но много чаще, чем это мог позволить простой случай, неандертальцы ориентировали своих умерших головой к западу, а это значит, что символика умирающего и воскресающего солнца была им известна. Рядом с погребениями неандертальцев часто находят остатки костра. Может быть, на нем приносились заупокойные жертвы, а может быть, пламя было той дорогой, по которой уходила душа умершего на небеса.
Мы можем также предположить, что при неандертальских погребениях имели место поминальные трапезы. Так, погребение в Ля Шапелль о Сен находится в маленькой, с низеньким потолком пещере, непригодной для жилья, но там был обнаружен толстый слой золы и останки множества съеденных животных. Видимо, неоднократно приходили сюда соплеменники помянуть трапезой своего почившего родственника.
В горах Загроса (Иран), в пещере Шанидар, очень сухой горный климат сохранил уникальный штрих неандертальского погребения. Когда французский палеоботаник Арнет Леруа-Гуран решил исследовать почву, взятую из пещеры вместе со скелетом, оказалось, что в почве такое количество пыльцы растений, которое превосходило всякую случайность. Вместе с комочками пыльцы от цветов были обнаружены и сохранившиеся цветы. Ученые сделали вывод, что тело почившего мужчины буквально завалили цветами. Кроме того, обнаружилось, что погребенный лежал на подстилке из сосновых веток и цветов. Из 8 видов растений, цветы которых были положены в могилу, 5 обладали целебными свойствами, 1 был съедобным и 1 - одновременно и целебным, и съедобным. Такой подбор вряд ли можно считать чисто случайным. Вероятно, поздние палеоантропы уже знали полезные свойства этих растений. Несколько видов из этих 7 до сих пор используются в народной медицине этого региона для лечения ран и воспалений.
Медвежий культ неандертальца
В 1917–1923 годах палеонтологи Эмиль Бахлер и Ниигг исследовали высокогорную пещеру в восточной части Швейцарских Альп. Расположенная на высоте 2500 метров над уровнем моря и 1400 метров над ложем долины, эта пещера называлась у местных жителей Драконовой, и туда почти никто никогда не ходил. Но около 100 тыс. лет назад здесь жили неандертальцы. Первому залу, холодному и ветренному, они предпочитали второй, теплый, но совершенно темный. Тут они жгли свои костры, совершали трапезы. В культурном слое были найдены каменные орудия мустьерского времени. Но самое интересное было впереди. В полной темноте, при свете ламп ученые увидели стенку высотой 80 см, сложенную из необработанных известняковых плит. Стенка отстояла от стены пещеры сантиметров на сорок. И все это пространство было заполнено... костями громадного пещерного медведя. Это не был склад мяса, впоследствии истлевшего. Кости лежали очень плотно и тесно, и это дало ученым право говорить, что они встретились с таинственным хранилищем костей. Медвежьи черепа были ориентированы в одном направлении, мордами к выходу, у них имелись верхние позвонки, а это доказывало, что головы были отсечены от недавно убитых животных. Также в пещере было обнаружено еще несколько известняковых «шкафов», в которых тоже хранились черепа медведей. В одном случае через глазницу и скулу черепа медведя были продеты бедренные кости другого медведя. Характерно, что кости других животных в пещере были обнаружены в гораздо меньшем количестве, и они были беспорядочно разбросаны по полу пещеры, что показывало, что это остатки трапезы. Вскоре аналогичные медвежьи пещеры были обнаружены и в других местах – в Австрии, Германии, в Швейцарии. Кое-где медвежьи головы были «воздвигнуты» на постаменты, на отдельные высокие камни.
В Зальцзофене в 1950 году была обнаружена медвежья кость, обработанная в виде мужского фаллоса. Это первый в мире пример фаллической символики. В настоящее время памятники неандертальского поклонения медведю обнаружены на пространствах от испанских Пиренеев до нашего Кавказа.
В двух из трех камер пещеры Драхенлох (Швейцария) на некотором расстоянии от стен (40 - 60 см) были воздвигнуты стенки из плиток известняка высотой до 80 см. В образовавшемся промежутке были сложены медвежьи кости, главным образом черепа - частью целые, частью разбитые, по 3 - 4 и более вместе, расположенные в определенном порядке. При черепах находились по два первых позвонка - свидетельство того, что они были положены туда еще свежими. Вместе с черепами находились длинные кости конечностей. Перед входом в третью камеру были обнаружены 6 сложенных из плиток известняка прямоугольных ящиков, покрытых сверху каменной плитой. Ящики также оказались заполненными черепами и длинными костями конечностей медведя. И, наконец, в одном месте пещеры был найден целый череп медведя, окруженный небольшими камнями, расположение которых следовало контуру черепа.
Драхенлох не исключение: подобного рода памятников найдено множество: Вильденманлислох (Швейцария), Петерсгеле (Германия), Зальцофен (Австрия), Ле Фюртэн, Регурду (оба - Франция), Цуцхвати (Грузия) и др. Объектами такого или сходного отношения был не только медведь, но и зубр, горный козел, бык, лань: Ильская (Кубань), Тешик-Таш (Узбекистан), Схул, Кафзех (обе пещеры - Палестина), Все эти находки, исключая Драхенлох, который, возможно, относится к премустье или раннему мустье, связаны с индустриями позднемустьерского типа.
Возникает вопрос: зачем охотиться и убивать страшного по своей силе и агрессии медведя, если можно охотиться на безобидных оленей, а с помощью ям ловить даже мамонтов и носорогов?. («Кухонные отбросы» неандертальцев показывают, что они предпочитали питаться безобидными грызунами или копытными). Судя по всему, заставить охотиться на медведя древних людей могли только очень серьезные обстоятельства. Возможно, гигантские пещерные медведи были частью культа древних неандертальцев.
Что же за религиозные представления были связаны с медведем? Существует предположение, что медведь являет собой символ могущественного Бога и, кроме того, символ предка и именно он становится связующим звеном между миром живых и миром мертвых. Вкушая плоть медведя, неандертальцы как бы причащались его силы и могущества, соединялись с Богом и одновременно устанавливали контакт с предком. Поэтому и кости священного медведя не съедают как попало, но складируют в специальных шкафчиках, возносят на каменное основание как объект поклонения.
В большинстве пещер, где совершали поклонение медведю, – не жили. Эти пещеры служили своего рода храмами.
Исследования неандертальских погребений, мест их стоянок убеждают, что неандертальцы были полноценными людьми с системой нравственных представлений.
Неандертальцы бережно и заботливо относились к своим сородичам, о чем свидетельствует хотя бы забота о мертвом теле. Пренебрежение к почившему – свидетельство этической скудости. Этого у неандертальцев не было. Скелет того человека, который дал название неандертальцу и был найден в долине Неандер носит на себе печать многих ранений и болезней. Но, тем не менее, человек все это залечил и дожил примерно до 50 лет, возраст немалый для того времени. На Кармиле найден скелет с ранением острым пикообразным предметом, пробившим тазовую кость (может быть, рана нанесена рогом хищного животного). Такое ранение надолго оставляет человека неподвижным. И все же раненый выжил, кость срослась. Кто-то носил ему еду, убирал за ним отходы, возможно, лечил лекарственным травами, одним словом, о нем заботились.
Пожалуй, самым ярким свидетельством гуманности неандертальцев является «старец» из Шанидара. Слепой с детских лет, с ампутированной по плечо правой рукой, много болевший, он, безусловно, был обузой для своего племени. И, однако, он дожил почти до 60 лет. И он вполне мог бы прожить больше, если бы не обвал кровли пещеры.
По крайней мере последние годы жизни полным калекой был и человек из Ла Шапелль-о-Сен (Франция), умерший в возрасте 55-60 лет. Весь его позвоночник был поражен жесточайшим деформирующим артритом. Он был буквально скрючен и, разумеется, не мог принимать участия в охоте. Даже ел он, по-видимому с трудом, ибо артритом был поражен также сустав нижней челюсти, Кроме того, у него отсутствовали почти все зубы. В дополнение ко всему, у него когда-то было сломано ребро.
В течение многих лет велись наблюдения за жизнью этих обезьян в национальном парке Гомбе (Танзания). Однажды там разразилась эпидемия полиомиелита, в результате которой некоторые животные стали калеками.
У одного взрослого самца, которого исследователи именовали Мак-Грегором, были парализованы обе ноги, что с неизбежностью обрекало его на гибель. Страшную картину представляли последние дни его жизни. “Но самым ужасным в этой кошмарной истории, - писала Дж. Лавик-Гудолл - было то, как отнеслись остальные шимпанзе к ставшему калекой сородичу... Когда Мак-Грегор впервые появился в лагере и уселся в высокой траве неподалеку от места подкормки, все взрослые самцы приблизились к калеке и уставились на него, распушив шерсть, а потом начали демонстрировать угрозы. Они не только угрожали старому больному самцу, но кое-кто пытался и в самом деле атаковать его. Он же, неспособный ни убежать, ни обороняться, с искаженным от ужаса лицом и оскаленными зубами лишь втягивал голову в плечи и, съежившись, ждал нападения”. И нападение последовало. Один самец ударил Мак-Грегора несколько раз по спине, другой налетел на него, размахивая здоровенной веткой. Только вмешательство исследователей заставило самцов удалиться.
Но это не значит, что неандерталец был идеальным и во всем положительным дикарем. Известны убедительные факты нанесения ран, убийства человека человеком и даже поедания сородичей (Крапинская стоянка).
Магия была древнейшей, первоначальной формой религии. Этот вывод находит свое подтверждение в данных археологии. В позднемустьерской стоянке Ла Феррасси (Франция) был найден камень с намеренно нанесенными на него красными пятнами, а также и каменная плита с чашевидными углублениями. Плитка со следами красной краски была найдена и в Ле Мустье (Франция). Ряд исследователей высказали предположение, что камни со следами раскраски - памятники инсценировки охоты, во время которых сами камни изображали животных, а красные пятна - раны. Однако по мнению некоторых из ученых, эти инсценировки еще не носили магического характера: они были репетициями, во время которых происходило распределение ролей в предстоящей охоте.
Первоначально инсценировка охоты не носила магического характера, однако в дальнейшем она с неизбежностью превратилась в обряд. О том, что к тому времени, к которому относятся описанные выше находки, превращение уже завершилось, свидетельствуют каменные пятна на камне, символизирующие раны, которые будут нанесены животному. Никакой реальной практической нужды в символическом нанесении ран подобию зверя, разумеется, не было.
Невозможно приписать никакой реальной практической функции найденной в Ла Феррасси плите с чашевидными углублениями. Исследователи связывают ее, так же как и камень с нанесенными красными пятнами, с репетициями охоты, рассматривая плиту как зачаточное изображение животного, а углубления на них как изображение ран.
К эпохе палеоантропов относится еще целый ряд памятников, с трудом поддающихся интерпретации, но, вероятно, также связанных с зарождающимися религией и искусством. Один из самых ранних был найден в пещере Пеш де л'Азе (Франция) в слое со среднеашельскими орудиями. Это - часть ребра быка со следами гравировки. На плоской поверхности кости обнаруживается целая серия линий и насечек, которые нанесены явно преднамеренно. В более позднем слое с мустьерскими орудиями была найдена кость, которая намеренно просверлена. Небольшая кость, на которой был нанесен целый ряд параллельных нарезок, была найдена и в пещере Ла Феррасси. Насечки на куске кости из мустьерской стоянки Бачо Киро (Болгария) образовывали зигзаг.
Кости с насечками и даже крестообразной зарубкой были найдены в стоянке Вилен (Германия). Галька и обломок гальки со следами выгравированных на них линий были обнаружены в мустьерском слое грота Истюриц (Франция). На стоянке в Турске Маштале (Чехия) среди других находок встретилась фаланга оленя с нанесенными на нее геометрически правильными линиями. В гроте Тиволи (Италия) на одной из галек была выбита ямка. Небольшая плитка известняка, на одной из поверхностей которой исключительно четко был вырезан крест, найдена в Цонской пещере в Южной Осетии.
В пещере Ла Кина (Франция) были найдены два своеобразных предмета, которые исследователи именуют подвесками или кулонами. Один из них был сделан из фаланги оленя, другой из клыка лисы. При просверливании клыка он треснул и был выброшен. В гроте Пролом в Крыму была найдена подвеска с круглым отверстием в 2 мм. Ее носили на шее, причем в течение долгого времени. Обломки костей животных с просверленными отверстиями были открыты в стоянке Заскальная VI в Крыму.
Самая интересная находка была сделана в позднемустьерской стоянке Тата (Венгрия); возраст ее - 50 тыс. лет - был определен радиоуглеродным методом. Мастер отделил от зуба мамонта кусок размером в 11 см. На пластину была нанесена гравировка, пластине придана овальная форма, а затем она была отполирована до зеркального блеска и, наконец, покрыта охрой. Исследователь, обнаруживший этот предмет, рассматривает его как чурингу (священный объект аборигенов Австралии, обладающий магической силой). Края предмета были закруглены, по-видимому, в результате длительного постоянного пользования. Там же был найден слегка отшлифованный круглый нуммулит (вид раковины) с вырезанным на его поверхности крестообразным знаком. Существует предположение, что он был амулетом.
Одна из самых последних находок в этой серии - сделанная археологом А.П.Чернышем находка во втором мустьерском слое стоянки Молодова I лопатки мамонта размером 50х50 см, на поверхности которой отчетливо видна серия насечек, тонких выгравированных линий, ямок и лунок, а также нарисованных черным линий.
По мнению первооткрывателя, в центральной части верхней плоскости лопатки высеченные линии образуют контуры линии животного, возможно, оленя. Как полагает он, перед нами здесь целая сложная композиция с фигурой животного в центре. Если он прав, то здесь мы имеем дело с хотя еще и примитивным, но тем не менее подлинным произведением изобразительного искусства.
Во многих мустьерских стоянках были найдены такие природные краски, как желтая и красная охра и окись марганца. О том, зачем они были нужны палеоантропам, можно только строить догадки.