Статья "Приемы и средства эмпирического изучения исторических фактов"
Статья "Приемы и средства эмпирического изучения исторических фактов"
В статье раскрыты наиболее общеупотребительные приемы и срества, которые используются учителями истории дл эмпирического изучения фактического материала. Наряду с теоретическим материалом, также представлены практические задания, в процессе выполнея которых необходимо учащимся выявить зависимости между отбором образно-эмоциональных приемов и характером исторического материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Приемы и средства эмпирического изучения исторических фактов"»
Название приема
Исторические факты, излагаемы приемом
Действия, входящие в состав приема
Средства обучения
Роль приема в организации познавательной деятельности и формировании исторических знаний
Приемы повествования
1.Сюжет
ное
повествование
Главные факты. Неповторимые события политической жизни общества: военные сражения, события военных действий
Все приемы повествования передают развитие единичных событий или типичных явлений во времени и пространстве. Воссоздают живой, динамичный развивающийся образ событий. Изложение ведется по сюжетной линии.
Учебные событийные картины, аппликации, схемы
Создает исторические представления о событии, активизирует внимание, вызывает интерес, эмоциональное сопереживание, развивает воображение
2.Образное повествование
Главные факты. Типичные явления и процессы экономической жизни общества: культурные явления
В образной форме воссоздает развитие типичного исторического явления в условиях определенного времени. Привлекаются характерные эпизоды, яркие детали.
Типологические картины, аппликации, пиктограммы
Создает историческое представление об изучаемом явлении, которое служит основой для выявления его существенных черт. Развивает воссоздающее воображение и мышление.
3.Конспективное повествование
Неглавные факты урока. События политической жизни; военные сражения и события социальных движений, которые дополняют или связывают между собой главные факты
Краткая, лишенная образности информация о развитии исторического события или явления в условиях определенного места и времени.
Исторические карты, схемы, графики
Помогает понять процесс развития. Развивает логическую память.
4.Простое информативное сообщение
Неглавные факты урока, например перечисление мест и дат событий
Перечисление фактов, дат, имен, географических мест, взаимосвязанных друг с другом и с главным фактом урока.
Исторические карты, календари событий
В соответствии с главными фактами содействует созданию целостных картин изучаемых явлений и событий. Развивает память.
Приемы описания
5.Картинное описание
Главные факты урока: типичные явления экономической, социальной, политической и культурной жизни общества. Природные условия стран и мест, где происходили события, излагаемы как главные факты урока
Описания, образно воссоздавая факт, не показывают его развитие. Воссоздание образа относительно статичного исторического факта с соблюдением единства времени, места и действия.
Документальные фотографии местности. Монументальные памятники и памятные места, реконструкции исторических памятников. Изображения исторических объектов. Локальные схемы. Документы.
Создает относительно статичные исторические представления (основа формирования понятий и знания теоретических выводов). Активизирует внимание и мышление. Вызывает эмоциональное сопереживание. Развивает воссоздающее воображении.
6.Аналитическое описание
Главные факты урока. Объекты материальной культуры: орудия труда, памятники архитектуры. Устройство аппарат госвласти.
Описание составных частей, деталей исторического объекта, их взаимодействия и назначения.
Документальные изображения объектов материальной культуры )фото, рисунки). Макеты, модели. схемы , чертежи, муляжи
Создает детализированные исторические представления. Активизирует внимание, вызывает интерес к теме.
7.Портретное описание
Главные факты урока. Выдающиеся исторические личности.
С помощью фактов о действиях личности, ее высказываний, портретного изображения, биографических сведений создается образ истории -ческого деятеля.
Портреты, фотографии исторических деятелей. Документы. Описания из художественной и научно-популярной литературы. Карикатуры. Ученые памятки.
Создает живые представления о исторических деятелях.
Приемы и средства эмпирического изучения исторических фактов
Целью занятия - усвоение наиболее общеупотребительных приемов и средств, которые используются для эмпирического изучения фактического материала. В процессе выполнения практической работы необходимо выявить зависимости между отбором образно-эмоциональных приемов и характером исторического материала.
План:
Понятие «прием учебной работы».
Сущность эмпирического изучения фактического материала; приемы и виды образов.
Общая характеристика образно-эмоциональных приемов.
Примеры приемов.
Содержание занятия:
1. В начале занятия дается общее понятие о категории «прием учебной работы». Для обсуждения предлагаются следующие вопросы: 1. В психолого-педагогических науках есть два подхода к трактовке понятия «прием»: мыслительная операция (А.Н. Леонтьев, Н.И. Запорожец) и совокупность действий, приводящих к решению определенных задач (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.И. Махмутов). Раскрывают ли данные подходы категорию «прием»? Что такое внутренний и внешний планы в этой категории? Как они связаны? 2. Вспомните из лекционного курса, какие три аспекта включает понятие «прием». Как связаны между собой общедеятельностный, логический, специфический аспекты понятия «прием» и как они учитываются в познавательной деятельности? 3. В чем состоит общее и различие в дидактическом и методическом подходах к определению понятия «прием»? Согласны ли вы с выводом: ценность данной категории состоит в синтезе чувственно-практической и мыслительной деятельности? Обоснуйте свое мнение.
2. Следует акцентировать внимание на том, что эмпирическое изучение исторических фактов — это процесс осмысления зрительно ощущаемых, воспринимаемых на слух и чувственно-осознаваемых картин, в результате которого у детей складываются определенные образные представления.
Вопросы и задания: 1. Вспомните, какие образы формируются путем раскрытия главных фактов. В случае необходимости обратитесь к книге «Методика обучения истории: Схемы. Таблицы. Описания». 2. Продолжите характеристику образного материала в пунктах в, г, д:
а) образы материально-пространственной среды, которые отражают застывшие неизменные картины природы и важны для понимания хозяйственно-экономических и экологических проблем мест исторических событий, ландшафтов культурных сооружений;
б) образы материальных предметов — статичные устойчивые образы вещественных исторических источников (здания, сооружения, орудия труда, оружия, предметы быта, одежды, утварь), которые помогают понять уровень материальной жизни того или иного периода, вникнуть в повседневную жизнь людей, раскрыть условия их труда и быта, состояние военного дела на тот или иной период, осознать уровень культуры;
в) образы людей...
г) статичные целостные образы исторических событий и явлений...
д) динамичные целостные образы исторических событий и явлений...
3—4. На занятии обсуждаются основные приемы изучения фактического материала. По ходу изучения проводится работа с фрагментами исторического материала с целью определения приемов описаний, повествований, характеристик. Но прежде предстоит вспомнить все о приемах изложения фактов, поработав с таблицей
Текст 1
Рост Карла Великого в семь раз превосходил длину его ступней. Голова была у него округлая, глаза большие и очень живые, нос несколько больше умеренного, красивая седина, лицо привлекательное и веселое. Хотя шея была короткой и живот выдавался вперед, но соразмерность остальных частей тела скрывала эти недостатки. Походка была твердой, осанка была мужественной, голос звучный. Носил он простую одежду: льняную рубашку и тунику с каймой, штаны. Голени обертывал онучами, на ноги обувал башмаки. Зимой — плечи и грудь прикрывал меховой накидкой. Носил голубой плащ и меч с рукояткой из серебра или золота. Иностранной одежды не носил, но однажды по просьбе римского папы нарядился в тунику и башмаки по римской моде. На праздник одевался в затканные золотом одежды и обувь, осыпанную драгоценными камнями, плащ, застегнутый золотой пряжкой, и золотую корону с камнями. В прочие дни одежда его мало отличалась от одежды простолюдина. Обладая большим красноречием, он ясно выражал свои мысли. Не довольствовался одним языком, он прилагал старания к изучению языков иноземных. Латинский язык постиг как родной. Понимал по-гречески, изучал различные науки. До глубокой старости не знал усталости и болезней. Современников поражала его кипучая энергия. На его счету было 30 военных походов.
Текст 2
Горы и море, ярко синие, напоминающие кристально чистый и прозрачный раствор ультрамарина в хорошую погоду, меняющий тысячи оттенков в непогоду, определяют характер пейзажа Греции. Каждый островок, каждая долина имели свой неповторимый облик. Здесь и стали складываться города-государства. Жизнь грека была неотделима от его полиса. Почвы Эллады в подавляющем большинстве малоплодородны и каменисты. Это толкало греков на поиски более плодородных земель, на поиски хлеба. Греки сроднились с морем. Они бороздили его во всех направлениях. Гористый рельеф местности, влажный средиземноморский климат обусловили характер растительного покрова Эллады. На склонах гор рос мелкий кустарниковый лес, в котором преобладали дуб, маслина, можжевельник, мирт, лавр, дикий орех, миндаль и олеандр. Греки использовали цветы и листья этих деревьев для изготовления эфирных благовонных масел. В кустарниковых зарослях пасли скот. Когда палящее солнце сжигало травы в долинах, то скот перегоняли высоко в горы на альпийские луга. И еще одну особенность Греции определяли горы. В горах добывали мрамор, серебро, медь. Глину добывали повсюду. Греки изготовляли из нее огромные сосуды — пифосы и амфоры, в которых хранили вино и оливковое масло.
Текст 3
Каменный замок — крепость с островерхими башнями и толстыми стенами, словно неприступное гнездо хищной птицы, господствует над широкой равниной. Его строгие контуры видны издали. Они четко выступают на фоне неба и окрестных зеленых полей. Куда бы ни ехал и ни шел крестьянин, откуда бы он ни возвращался, он видел все ту же заслоняющую горизонт, каменную громаду, вечно напоминающую о грозной силе феодала. Не раз в час справедливого крестьянского гнева обитатели замка укрывались за крепкими двойными стенами. Ни камень, ни стрела не могли пробить брешь в толстых стенах надежной крепости. Подолгу отсиживались в неприступной своей твердыне феодал, его вассалы и его челядь, имея в своем распоряжении запасы оружия, припасов, колодец и кладовые. Попробуй преодолеть наполненный водой ров, дубовый подъемный мост на крепких цепях, окованные железом дубовые ворота, опущенную решетку внутри ворот, горячую смолу и кипящую воду, льющиеся со стен. На памяти крестьян и те страшные дни, когда из настежь растворенных ворот замка выезжал отряд рыцарей, закованных в латы, готовых истязать и убивать безоружных жителей деревни.
Текст 4
Меч — древнее славянское оружие. При раскопках мечи находят в больших и богатых курганах. В погребениях менее богатых мечи обычно отсутствуют: там находят копья. Ковали мечи на Руси с X века. Часто употребляемый эпитет к мечу — «булатный», то есть стальной. Чаще всего мечи делали обоюдоострые, бывали и однолезвийные. Мечами наносили тяжелые рубящие удары, а заостренный конец позволял наносить и колотые ранения, что было очень важно при широком употреблении кольчуг. Мечи были литые, они распадались на пять групп по форме и приемам украшения самого клинка.
Текст 5
Впереди своего полка на вороном бахмате едет воевода. Кольчатый панцирь, точно серебристая чешуя, плотно облегает сильное тело. Поверх кольчуги светло блестит ярко начищенное зерцало, а также доски булатные, прикрепленные на плечах и по бокам серебряными с золотыми насечками пряжками. На голове у князя шелом с острием наверху и железным забралом, а для защиты щек и затылка спускается кольчужная сетка. В руках у князя длинное копье с зеленым значком, на боку — кривая сабля. За плечами колчан со стрелами и лук. Увесист князь в своих ратных доспехах, с виду хоть и неказист низкорослый конь его, но силен, вынослив, легко и уверенно несет на спине своего, господина.
Текст 6
Все помещения княжеской резиденции делились на палаты и хоромы. Палаты — для приема послов, гостей, для пиров князя или боярина. Хоромы — для житья. Дом как бы был поделен на общественную и личную половины. Хоромы включали: сени, переднюю, комнату-кабинет, крестовую (или молельную), где молились утром и вечером, и опочивальню. Своим простором комнаты равнялись крестьянской избе (или клети) — ширина и длина в 3 сажени. Внутри хором обстановка была простая — лавки вдоль стен, кресло у хозяина. Все здание хором строилось в три яруса, или, как говорили, в три житья. Средний ярус занимали вышеупомянутые комнаты, где жили хозяин с хозяйкой. Этот ярус назывался клетью. Иногда женскую половину называли горницей. Нижняя часть была построена по тому же принципу, но там находились чуланы и кладовые. Это так называемая подклеть. Верхний ярус был занят теремами, светлыми комнатами для летнего пребывания.
Текст 7
Войдя в избу, Бориска снял плащ и огляделся. С детства знакомая картина: мох и пакля меж бревен, на окнах вместо слюды — холстины, пропитанные маслом, в углу — сноп — будет стоять до весны, на потолке — оконце (дымница) открыто. Посередине на деревянном помосте печь глинобитная. В том месте, где дым выходит, потолок очадел — стал бурым. У стены — глиняные горшки, оплетенные берестой, на деревянном ведре висит ковш. В избе чисто, даже лохмотья, валяющиеся на лавке, старательно вымыты.
Текст 8
Было князю лет под сорок, но вьющаяся борода, стекавшаяся худощавого лица неровными мягкими струями, делала его старше на вид. Большие удлиненные глаза казались простодушными, смеющимися, только в глубине их таилась все примечающая хитрость, и когда Иван Данилович был уверен, что никто этого не замечает, взгляд серых глаз становился острым, даже жестким. Лицо его часто меняло выражение. Особенно губы. Бледные, тонкие, когда он сосредоточенно думал и властно приказывал, в минуты опасности они совсем исчезали. Когда же Иван Данилович был благодушно настроен, губы его становились полнее. Когда он вспоминал, что его попрекали жадностью и прозвали Калитой, он усмехался. Трогал, словно гладил, объемистую сумку-калиту, неизменно висящую у пояса, и она отзывалась ласковым говорком монет.
Текст 9
Шапка у боярина из бархата и сукна. Поверх кафтана накинута свита из заморского сукна с длинными и широкими рукавами, с отложным, богато украшенным воротником. Под широкими рукавами выхоленные руки в перстнях. Одежда бояр делалась из вытканной замысловатыми узорами парчи, ценного восточного бархата, тонких заморских сукон, на ногах сапоги из мягкого цветного сафьяна, носки у них несколько загнуты вверх, по моде того времени. Шуба боярина подбита и отделана ценным мехом, убранная шитьем из жемчуга, бирюзы, алмазов и других драгоценных камней с дорогими застежками. Даже в помещенье бояре не снимали шуб. Для одежды того времени были характерны длинные подобранные складками рукава, они легко опускались, закрывая руки. Обязательно борода, волосы брили в кружок. Брить лицо в XVII веке считалось зазорным и греховным делом.
Текст 10
«Король-солнце» в величественной позе, на ступенях трона, под пышными складками балдахина, в великолепной королевской мантии, со скипетром в руке. Величественно его лицо, обрамленное пышными локонами высокого парика, подобного царственной гриве могучего льва, величествен его аристократический профиль, надменная нижняя губа, жест его руки и его стройная фигура. Король всем своим видом говорит: «Государство — это я!». Благодаря высоким каблукам и высокому парику король кажется необычайно высоким, а благодаря пышным складкам мантии — величественным и могучим.
Текст 11
Плуг имеет дышло и ярмо для запряжки волов. Рабочий инструмент плуга состоит из металлического ножа, которым разрезают пласты земли в вертикальном направлении, лемеха, разрезающего пласты земли горизонтально, и отвала, с помощью которого пласты земли переворачиваются и разбиваются.
Текст 12
Когда Стратон пришел, на деревянных скамьях за перегородкой уже сидели присяжные. Каждый из них при входе получал свинцовый жетон, а после заседания на выходе, в обмен на жетон каждый получал три обола. На возвышении сидел глава суда, а около него — секретарь. Тут же стоял большой глиняный сосуд, в котором до суда хранились запечатанные свидетельские показания и документы, относящиеся к делу. На суд собралось много народу, чтобы узнать, чем кончится это дело. По знаку председателя присутствующие стали молиться, а затем председатель вызвал истца — Христиппа и ответчика — Стратона. Истец начал речь, составленную для него знаменитым оратором. Он рассказал о случившемся по порядку и перешел к обвинению. Секретарь вынул из сосуда и громко прочитал свидетельские показания. В толпе слушателей начался неясный гул. Затем выступил ответчик. Председатель объявил о начале голосования, и судьи направились к урнам бросать камешки. Когда голоса подсчитали, то выяснилось, что Стратон оправдан.
Текст 13
Торг раскинулся сразу у причала, взбегая вверх, к Кремлевским стенам, будто искал у них охраны. От Бронной и Кузнецкой слобод несся несмолкаемый гул: там скрежетали напильники, огрызались зубила, то глухо, то звонко стукали молоты. Купец Сашко глядел и глазам своим не верил: да неужто это матушка-Москва? Он вез из Сарая литовцам ткань — проделал тяжелый путь. Москва поразила его своим размахом. Куда ни глянь — всюду строилась, будто взялась с кем-то наперегонки, всюду пахло смолой, тесом, валялась щепа. Виднелись торговые дворы иноземных купцов, кишмя кишели улицы гончаров. Льнули к берегу плоты с бревнами. Шумели водяные мельницы. У причалов пристани на берегу толкалось несметно люда... То там, то здесь встречались смуглые желтые лица, мелькали тюрбаны, высокие мохнатые шапки. Над площадью стоял гомон от разноголосья. Ганзеец, весь в розовых складках, высунулся из лавки, хвалил прозрачный янтарь и яркие сукна, половецкий торгаш, прищелкивая языком, бил кожей о кожу, крестьяне окрестных деревень сидели на возах со льном и коноплей, а рядом с ними гость с Белого моря навалил на прилавок «рыбьи зубы» — моржовые клыки. И кузнечных товаров много. Выбирай, что хочешь!
Текст 14
Везир вошел в палату и сел в кресло. Перед ним на столе лежали все дела, которые он собирался рассматривать. Сбоку у стены стоял большой ларь — и в нем лежали 40 кожаных свитков, на них написаны все законы, по ним судят тех, кто убил человека, украл вещи, не уплатил долгов, оскорблял царя, и тех, кто нарушил царские законы. Тех, кто грабил царские гробницы, ссылают в рудники, а тех, кто подстрекает к восстанию, убивают сразу. Как только начнется у визиря суд, все свитки вынут из ларца и положат перед ним на циновку.
Текст 15
Величаво течет полноводный Нил, несущий прохладу и плодородие, породивший многие миллионы живых существ и в то же время служивший им колыбелью. По обоим берегам широко раскинулись поля, чернеющие плодородной землей, а в водах его снуют всевозможные твари, одетые чешуей или панцирем. На зеркальной глади его плавают цветы лотоса, а в прибрежных зарослях папирусов гнездится бесчисленное множество водяной дичи. Между прозрачными водами Нила и мрачными горами лежат поля, отливающие изумрудной зеленью молодых посевов и сверкающие, как чистое золото, когда приближается пора жатвы. Вокруг колодцев и водяных колес высятся раскидистые сикоморы, отбрасывающие широкую и густую тень, а рядом с ними — заботливо взращенные финиковые пальмы, образуя приветливые тенистые рощи. Ровные полосы плодородной земли, ежегодно орошаемой и удобряемой во время разливов, резко отличаются от песчаных подножий ближних гор, словно черная земля цветочных клумб, от желтых, усыпанных гравием дорожек сада.
Текст 16
Ночное происшествие. Ночь застала итальянских купцов в пути. Караван двигался по тесной дороге лесом и трудно было что-либо различить на расстоянии 10 шагов. Неприветливый темный лес внезапно окружили громкие крики, звон железа и ржание копей. Вынырнувшие из-за деревьев люди в кольчугах хватали мулов за поводья, окружали растерявшихся купцов, стаскивали с коней тюки. Исход схватки был решен: купцов потащили в кусты.
- Куда вы нас тащите? Сам папа дал нам охранную грамоту, вы за все ответите, я буду жаловаться королю!
Прозвучавший ответ не сразу дошел до ошеломленных купцов.
Да, вот он и сам король! В неясном свете выглянувшей из-за туч луны все увидели сидящего на пне, необычайно тучного человека и услышали как воин в кольчуге докладывал ему о добыче. Это был король Франции Филипп I.
Жерар, половину казны отсыпь итальянским купцам. Верни гостям половину тюков — для нашего двора хватит и второй половины. Нельзя отобрать все — это было бы отсутствием гостеприимства в нашей стране. Доставь их до ближайшей мельницы и пусть там переночуют до утра, а оттуда и в Шампань. Когда король скрылся во тьме, раздались возгласы возмущения.
— Разве это король! Что это за страж порядка, ежели он сам нас обобрал!? Это король-разбойник или вовсе не король.
Текст 17
Он ступал медленно, мелким шагом, как-то размашисто, с громким стуком передвигая посох. В дверях остановился, хмуро и пристально вглядываясь в стоящую перед ним на коленях толпу простолюдинов. Сам — высокий, сухой, с желтым морщинистым лицом! Большой крючковатый заостренный нос и жесткая молчаливость его стиснутых губ, вместе со всей мрачной осанкой его фигуры, привели в сильный испуг впервые видевших его прибывших из отдаленных уездов пушкарей. Тут же вспомнилось все то жуткое, что рассказывали там, в глуши, о грозном царе...
Текст 18
По одной из многочисленных во Франции узких проселочных дорог скакал всадник в черном плаще. Плащ его развивался по ветру, дорожная грязь летела из-под копыт коня. Это был Гастон де Бриен, королевский курьер. Вдруг кусты затрещали и несколько вооруженных оборванцев с криками: «Стой!» бросились наперерез всаднику. Они потребовали денег, и за отказом последовал выстрел. Раненого всадника доставили в гостиницу, которая принадлежала барону, заставлявшему всех останавливаться у него. Однако, узнав, что его люди ранили королевского курьера, он остолбенел. Он ухаживал за ним так, как будто это был его сын. Рана была неопасной, и через несколько дней гонец был снова в пути. Он даже вызвался помочь своему новому другу в беде, захватив письмо его брату, который жил в Париже, хотя королевским указом было запрещено под страхом смертной казни перевозить письма частных лиц. Он старался об этом не думать и размышлял о том, какого труда стоит поддержание дорог и как нужны людям эти дороги, соединяющие города с городами, страны со странами. Не будь дорог, государи не имели бы вестей о соседних государствах, не могли бы управлять провинциями и собирать налоги, строить крепости и воевать...
Текст 19
В январе 1905 г. забастовки прошли в Москве, Риге, Варшаве, Тифлисе. В ряде городов они сопровождались стычками с полицией. В январе бастовало 440 тыс. промышленных рабочих. Вслед за русским пролетариатом в борьбу включились рабочие Украины, Белоруссии, Польши, Литвы, Азербайджана, Грузии, Средней Азии. В первом квартале 1905 г. бастовало более 800 тыс. человек. Стачки поддерживали студенты, врачи, учителя...
Текст 20
В 1773 г. на реке Яик началось восстание казаков и крестьян. Восставшие во главе с Емельяном Пугачевым двинулись по реке Яику к Оренбургу. Крепость взять с ходу не смогли и приступили к осаде. От Оренбурга восставшие направились в Башкирию. Переправившись через Каму, захватили Ижевский и Воткинский заводы. Перед восставшими была Казань. Город был осажден.и захвачен. Но под Казанью восставшие потерпели поражение. Пришлось отступать за Волгу, на юг, к Царицыну. Здесь развернулось еще одно сражение.