статья:Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе конфессионально-культурных традиций народа.
Статья:Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе конфессионально-культурных традиций народа.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
1. нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
2. нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
3. нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
4. нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)
Поэтому в современной педагогике среди прочих, более чем какое-либо другое, имеет право на существование направление, базирующееся на фундаменте православных, или других религиозно- культурных традиций.
Христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Они дают человеку как личности возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.
На всем протяжении существования человечества у каждого народа материнский язык, традиции, обычаи, духовно- нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Различными народами в процессе своего исторического развития накоплен положительный воспитательный опыт, создана высокая педагогическая культура. Народ — живой, вечный источник педагогической мудрости, народная педагогика — это из поколения в поколение собранная духовная жизнь народа. Именно здесь раскрываются особенности национального характера, «лицо народа».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья:Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе конфессионально-культурных традиций народа.»
«Духовно – нравственное воспитание учащихся
на основе конфессионально – культурных традиций народа»
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
1. нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), 2. нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), 3. нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), 4. нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)
Поэтому в современной педагогике среди прочих, более чем какое-либо другое, имеет право на существование направление, базирующееся на фундаменте православных, или других религиозно- культурных традиций.
Христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Они дают человеку как личности возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.
На всем протяжении существования человечества у каждого народа материнский язык, традиции, обычаи, духовно- нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Различными народами в процессе своего исторического развития накоплен положительный воспитательный опыт, создана высокая педагогическая культура. Народ — живой, вечный источник педагогической мудрости, народная педагогика — это из поколения в поколение собранная духовная жизнь народа. Именно здесь раскрываются особенности национального характера, «лицо народа».
Ценность традиций заключается в воспитании потребности к труду; предоставлении самостоятельности и ответственности в выполнении порученного дела; в регулировании отношений между поколениями, привитии уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту, формирует привязанность к родным местам, бережного отношения к природе, животному и растительному миру, развитии умения анализировать явления природы и многое другое.
Хранителем традиций, конечно, является семья — как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство и несущих в себе этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания. В современных условиях необходимо развитие воспитательного потенциала семьи по использованию традиций в этнокультурном воспитании детей и подростков. Традиции воплощают в себе нравственный опыт поколений. Овладение этими традициями служит показателем этнокультурной воспитанности человека.
Духовно-нравственное воспитание учащихся происходит через:
1) Урочную деятельность.
Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Так, на уроке в 8 классе по теме «Восстание декабристов», чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, нужно познакомиться с личностями героев, их социальным положением. Дети часто не могут понять, зачем богатейшим людям, которые имели фактически все, погибать, идти на каторгу, лишиться всего ради благополучия народа. Это яркий пример нравственного подвига настоящих патриотов России.
Не стоит забывать о том, что и сейчас есть примеры, достойные подражания.
Наиболее легко формировать у школьников чувство патриотизма, прививать любовь к Родине, знакомить с общечеловеческими ценностями и культурой на примере конкретных исторических сведений, жизни ярких исторических личностей. Всем известно что самый благодатный материал по патриотическому , духовно- нравственному воспитанию содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы нужно создать определенный эмоциональный настрой, используя фоно-хрестоматию, иллюстративный материал. На уроках можно использовать грамзаписи песни «Священная война», стихи, посвященные военной теме, грамзапись голоса Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. Богатейший иллюстративный материал, документы, музыка могут сделать эти уроки важнейшими с точки зрения формирования гражданственности и патриотизма. Когда ученики видят кадры немецкой военной кинохроники с весело марширующими по советской земле немецкими солдатами, звучит бодрый немецкий марш, а через несколько секунд - кадры наших разбомблённых городов, и мать, рыдающую над телом убитого ребёнка, это способно заменить десятки лекций о том, что нужно любить и беречь свою Родину.
Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам «Отечественная война 1812 года» и «Освободительная борьба против польских и шведских интервентов». Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина.
После каждой большой темы стараюсь отводить один урок на изучение истории родного края в данный период. Этот материал особенно важен для нравственного воспитания детей, так как именно на нём школьники ощущают причастность наших земляков к развитию страны, узнают об их вкладе в процветание Отечества.
На уроках истории и, особенно обществознания, как нигде уместны дискуссия и споры. Учитель, умело создающий на уроках проблемные ситуации, способствует развитию у детей умений отстаивать свою точку зрения, работать в группе, быть толерантным и коммуникативным, а это тоже качества гражданина. В конечном счёте, все эти формы работают на необходимый обществу результат. Очень важно обучить детей истории, но гораздо важнее воспитать их добрыми, порядочными людьми, достойными гражданами своей Родины.
2) Внеклассную, внеурочную деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.
Важную роль в системе воспитательной работы ОУ играют школьные традиции, т.к. каждое мероприятие является ярким эмоциональным переживанием. Наше образовательное учреждение имеет свои традиции:
- встречи с ветеранами войны и труда ,
- уроки, посвященные юбилею Ю.Гагарина.
- День защитника Отечества
- парады строя и песни ,посвященные Дню Победы, на которых присутствуют ветераны войны и труда, родители и гости. Этой дате посвящаются конкурсы рисунков, сочинений, сборы информации об участниках ВОВ.
- День матери
- День села
- Новый год
Такие мероприятия имеют большое воспитательное значение, воспитывают в детях любовь к семье, школе, товарищам.
Нельзя переоценить значения в духовно-нравственном воспитании уроков мужества, проводимые в школе ко Дню Героя Отечества – этой дате были посвящены встречи с участниками «горячих точек» Шадровым Е.В. и Василевским В.В., бывшими учениками нашей школы.
Несомненно, что памятные мероприятия , которые проходили у нас в 2012 году в честь 400-летнего юбилея со дня народного ополчения под предводительством К. Минина и Д. Пожарского, в честь 200-летия победы в Отечественной войне над армией Наполеона, а так же мероприятия, направленные на исполнение Указа Президента Российской Федерации о праздновании в 2012 году 1150-летия зарождения российской государственности имеют весомое значение в работе по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию граждан, сплочению людей, пробуждению гордости к подвигам и достижениям нашего народа.
Кружковцы на своих занятиях сами узнают много нового о событиях военной истории нашей страны, государственной символике, а затем разрабатывают классные часы, викторины для учащихся младших классов. Такие мероприятия всегда проходят интересно, вызывают интерес у малышей.
3) Внешкольную деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач: добровольное сознательное участие в Акциях «Память», «Забота», «Мы за чистоту своего села» и др.
4) Одним из направлений деятельности педагога является приобщение обучающихся к традициям русской национальной культуры через знакомство с русским бытом, особенностями труда людей, народным творчеством на основе православных традиций, включая изучение и проведение православных праздников. Цель изучения и проведения православных праздников двоякая: с одной стороны - учебная, с другой – воспитательная.
Учебная сторона предполагает знакомство с историей праздника, событиями с ним связанными.
Воспитательная сторона предполагает уважительное отношение к религии, уважительное отношение к ответам товарищей, раскрытие сакрального смысла праздника, на основе чувственного понимания и знания его значения, воспитание личности ребенка, способствование его духовному росту.
В нашей школе стало доброй традицией проводить православные праздники:
Обязательным фрагментом каждого праздника является беседа-рассказ, или презентация, раскрывающая основу, историю и традиции празднования, в которой принимают участие дети: они рассказывают, как празднует Рождество или Пасху их семья, кто-то поёт обрядовую песню или читает стихотворение, ребята делают предположения ― почему так назван праздник. Дети с удовольствием играют в игры «Помоги бабушке (дедушке)», «Хорошие и плохие поступки», «Мирилку» и другие, которые влияют на духовно-нравственное воспитание ученика.
На праздновании Масленицы никто не читал нотаций, не напоминал правил поведения. Мы просто поиграли в игру «Хорошие и плохие поступки» и наши проказники стали вести себя намного тише. А сколько желающих было помочь дедушке собирать дрова и отнести воду бабушке! Какая веселая была игра «Мирилка» ― потому что главное на Масленицу ― простить всех! Помогая героям, дети задумывались, что такое совесть, когда бывает стыдно и почему? Играя, дети учатся быть честными, добрыми, любящими
Мы заметили, что под влиянием праздничной атмосферы православного праздника в нашей школе-интернате, дети стали более дружелюбными, менее раздражительными, они лучше общаются друг с другом, свободно чувствуют себя во время выступления в танцах, в исполнении песен, стихов, частушек, в игре в спектакле, не боятся выражать свои мысли, эмоции, чувства, потому что знают, что их любят и заботятся о них.
Я убежден, что создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, все мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.