kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Развитие диалогической беседы на уроках истории, как мотивация к метапознанию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрыл исследовательскую тему «Развитие диалогической беседы на уроках истории, как мотивация к метапознанию». Полностью изложил поэтапный план внедрения различных форм диалогических бесед.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие диалогической беседы на уроках истории, как мотивация к метапознанию"»

Развитие диалогической беседы на уроках истории,

как мотивация к метапознанию


Садуанова Ж.У.

Учитель истории и географии Жайсанской ОСШ Мартукского района Актюбинской области


Аннотация

Автор в данной статье раскрыл исследовательскую тему «Развитие диалогической беседы на уроках истории, как мотивация к метапознанию». Полностью изложил поэтапный план внедрения различных форм диалогических бесед. В период исследовательской работы автор ведет дневник наблюдения, в котором прописывает подробный план действий. Начинается данная работа с наблюдения, консультации, а в итоге завершается конкретно намеченным практическим навыком, с определенными педагогическими методиками.

Ключевые слова: консультация, проверочные листы, диалог, критическое мышление, стратегия.


Аңдатпа

Автор осы зерттеу мақаласында «Тарих сабағында диалогты дамыту, өз бетінше білімін жетілдіру» тақырыбын ашты. Этап бойынша диалогтағы әдіс-тәсіл жоспарын енгізуді толығымен көрсетті. Зерттеу жұмысы барысында жоспардың орындалуын автор басынан соңына дейін бақылау күнделігінде көрсетіп отырады. Жүргізілетін жұмыс консультациядан сонымен қатар бақылаудан басталып, қорытындасында нақты педагогикалық әдіс-тәсілде қолдана алатын нәтижеге жетеді.

Кілтті сөздер: консультация, бақылау парағы, диалог, сын тұрғысынан ойлау.


В душе каждого ребенка есть

невидимые струны, если тронуть

их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В.А Сухомлинский.

Время не может стоять на месте, мир меняется, меняется и происходят реформы в системе образования. Учитель – является ключевой фигурой в обучении школьников. Учитель – внешним видом, умением держать слово, грамотностью, тактичность и комуникабельностью уже обращает на себя внимание, сосредоточенность ученика. Учитель-практик, который систематически занимается самообразованием и самосовершенствованием. Мы несем новое веяние времени, когда в сплоченном союзе учитель – ученик – родители – педагогический коллектив ведется целенаправленная работа по совершенствованию качества образования.

При работе с детьми первоначальна важна консультация с коллегами. Хорошими подспорьем является анкетирование коллег. Консультацию необходимо проводить с психологом школы, с классным руководителем и с родителями. Консультация коллег помогает реализовать некоторые задания, и даже внести изменения в краткосрочном планировании. Может изменится объем информации на более сложные уровни, потомучто иногда по итогам анкетирования психолога, ребята осиливают задания.

При проведении уроков, немаловажным аспектом являлось создание коллаборативной среды. Классный руководитель предоставляет данные о каждом ребенке, о его социальном статусе, каковы его социально-бытовые условия. Проанализировав полученную информацию, можно найти подход к каждому ученику индивидуально, с новыми взглядами на обучение. Так как ранее было важно, что и как запомнил ученик, а теперь важно все составляющее учеников к плодотворному и комфортному обучению. Просматривается потребность учеников к разговору друг с другом. Иногда, по мере необходимости, можно переходить от запланированных мероприятий, к тому, что ученикам понравилось и заинтересовало более.

Плодотворны работы с проверочным листом развития самостоятельного обучения. Проведя мониторинг со многими учащимися класса надо поработать над мотивацией к обучению и над эмоциональным настроем каждого. Когнитивный и социальный аспект класса – это уровень немаловажный. С данными проверочными листами ознакамливается и

психолог, и классного руководитель. Саморегуляция учащихся один из немаловажных аспектов для благоприятного и успешного обучения.

На уроках истории при прохождении темы «Появление древнейших людей», поделила учеников на четыре группы. Поделила по цветным фигурам следов человека. Дети разделились на группы быстро и оперативно, но для себя даже на одном всего лишь уроке заметила, что не все дети смогли активно участвовать, многие стеснялись говорить свои идеи и мысли. Но мне очень понравилась среда взаимодействия, атмосфера доброжелательности и любви. Ученица, которая показывала посредственные знания, по основным предметам, никакой заинтересованности обычно активно не проявляла. На этапе психологический настрой проявила себя тем, что сочинила оригинальный рассказ, с интересным сюжетом.

При проведении урока использовала разные виды вопросов. Поддерживала различные ответы детей, деликатно их корректируя в верном направлении. При детальном рассмотрении постановки вопросов изменилось мое отношение к постановке вопроса, для дальнейшего развития критического мышления учеников.

Когда опрашивала учащихся для уточнения их уровня знаний по тем или иным темам, использовала определенную выработанную стратегию, в которой ответ одного вопроса плавно переходил в последующий ответ, чувствовалась взаимосвязь. Таким образом формировалось критическое мышление учащихся через диалоговое обучение. Но также учитывала индивидуальные потребности самих учеников, их уровень усвояемости. При постановке одного вопроса о расселении древнего человека, их стоянок, ученик ответил не на сам вопрос конкретно, подошел к ответу с точки зрения географической среды. В тот момент ожидала ответ на конкретный вопрос, где и как расселялись древние люди, а мальчик мне ответил еще и на то, почему первобытные люди там расселялись. Вот налицо показатель критического мышления, способность данного ученика видеть и понимать шире, анализировать имеющийся материал. Это и есть мышление более высокого порядка. Данного ученика как одаренного ребенка выявил психолог школы, проведя диагностику, но хотелось пронаблюдать ненавязчиво за учеником самой.

На уроке провела парную работу, вследствие чего заметила, что парная работа у учащихся получается намного лучше, чем групповая. Это говорит о том, что ребята не привыкли к групповой работе. Хотя групповая работа прошла на первом уроке вполне плодотворно. Наблюдая за учащимися, вела небольшие записи, впоследствии мой дневник наблюдений наводил меня на последующий выбор стратегии обучения моих учеников.

Итак, парная работа тоже показала хорошие результаты труда, данная форма работы на уроке задействовала всех учащихся. Предварительно рассадила детей низкого с высоким уровнем знаний, высокий и высокий уровень знаний. Так как данная методика позволяет сильного ученика подтянуть ученика со слабой мотивацией, в это же время ученик с высоким уровнем обучается сам, обучая другого. А при расстановке сильного ученика с сильным начинается вестись ненавязчивое соперничество, и, что приятно в моем случае, хорошее сотрудничество, которое привело к плодотворному результату. Во время проведения парной работы ученики продемонстрировали развитие у них критического мышления.

Для работы с талантливыми и одаренными учащимися использовала исследовательскую беседу на тему «Палеолит». Наблюдала за тремя учениками. С самого начала задание приготовила для всех ребят одинакового уровня сложности. Но постепенно стала замечать, что одно и то же задание, ребята выполнили по-разному. Первый ученик исследовал хронологические рамки, полностью и детально рассмотрел климатические условия, а также большое внимание уделил эволюционным этапам развития человека. Вторая ученица рассмотрела подробнее других внешние данные первобытного человека, объем его мозга, формирование первобытного коллектива людей. Третий ученик рассмотрел первые виды хозяйства человека, их быт и жизнедеятельность. Хотя у всех ребят критерии задания были общие: рассказать о жизни первобытного человека. Все, без исключения, работали в верном направлении. Данная методика работы с одаренными и талантливыми детьми, когда предоставляется общая исследовательская тема, общие критерии, но нет ограничений в самом выполнении заданий, допускается и поощряется самостоятельное регулирование, инициатива учащихся. Ученики развиваются, критически мыслят, ведут самостоятельную, поисковую работу, с последующим анализом.

Наблюдая за работой в группе над заданием «Занятие древнейших людей», на начальном этапе заметила, что ученик с «низким» уровнем успеваемости смог вести наблюдение, определять соответствующие детали, слушать. Ученик со «средним» уровнем успеваемости слушает, изучает, сопоставляет. Ученик с «высоким» уровнем мотивации анализирует, оценивает, доказывает и делает выводы. Что было приятно наблюдать уже на третьем уроке, ребята адаптировались работать в группе, появился командный дух, чувство взаимопонимания, толерантности и уважения ко мнениям и идеям одноклассников.

Так как у меня исследовательская тема «Развитие диалогической беседы на уроках истории, как мотивация к метапознанию», на каждом уроке использовала диалогическую форму беседы. На первом уроке использовала групповую форму работы, которая показала эффективность, формировала мышление на основе личных размышлений. На данном этапе применяла новые подходы в обучении, через диалогическую беседу, организацию социального взаимодействия, которая приводит в итоге к самостоятельному обучению.

На втором уроке из серии последовательных уроков задание проводилось в парной работе, предоставлен ресурс видеоролик «Жизнь древнейших людей». Проводилась одна из форм бесед, применяемых в обучении – это беседа – дебаты. Данная работа позволила развивать критическое мышление учащихся, способность к синтезированию информации.

На всех своих проведенных уроках проводила формативное оценивание «Три хлопка», «Фейеерверк», «Лестница успеха», «Три лица», «Рефлексивная мишень», «Ассоциации» и «Акрослово». На четвертом уроке провела суммативное оценивание. Оценивание для обучения и оценивание обучения на практике еще больше убедили меня, в своей актуальности, так как эта форма оценивания учащихся способствует осознания четкой картины уровня успеваемости учащихся. После проведения оценивания было легко понять как сконструировать свою стратегию для дальнейших действий, как ученику, так и мне.

На каждом проведенном уроке, старалась учитывать возрастные особенности ученика, так как работала в 6 «Б» классе, то, соответственно готовила и выполняли работы, учитывая возраст учащихся. Хочется отметить, что с помощью внедрения модуля – возрастные особенности ученика, произошли изменения в самих учениках, те дети, которые ранее неактивно участвовали на уроках, стали более открытыми, научились вовлекать одноклассников в разговор. Инклюзивность таких детей, постепенно утрачивалась.

Немаловажным является использование информационно-коммуникативных технологий на многих этапах моих уроков. Использовала ИКТ на психологических тренингах, на физ.минутках, на демонстрации тематических видеороликов, на поисковой работе (при работе с одаренными и талантливыми детьми). Во время поисковой работы использовали глобальную сеть Internet. И еще у меня есть замечательный электронный учебник «История Казахстана за 6 класс». Некоторые анимации, видеоролики, исторические факты и электронные исторические карты. Для меня оказалось хорошим подспорьем ИКТ.

Лидерство, как и обучение, является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию. Существует неиспользованный потенциал для педагогического совершенствования, который может быть реализован при условии обеспечения учителей поддержкой (Руководство для учителя, с181).

Во время обучения теоретическому материалу программы «Эффективное обучение», а в дальнейшем на практике для себя почерпала много нового и интересного. Для меня особенным и ключевым моментом является метапознание. Мы учителя, несем большую ответственность за будущее, за наше растущее поколение. Все взрослые когда-то были учениками. И учитель являлся для них идеалом, а для многих кумиром.

В зависимости от того, как организовываю учебный процесс, какие ставлю перед собой цели зависит качество, успеваемость, критическое развитие моих учеников.

В дальнейшем планирую применять совершенствовать методику преподавания. Творчески подходить к учебному процессу, вовлекать детей к обучению. Научить детей учиться.

Выбрав изначально исследовательскую тему: «Развитие диалогической беседы на уроках истории, как мотивация к метапознанию», по истечению небольшого промежутка времени, увидела результат, убедилась в правильном выборе направления по методике обучения. Результатом является повышение качества знаний учащихся, почувствовала динамику в мотивации учащихся. Выработаны стратегии для дальнейшего обучения. За небольшой промежуток времени произошли положительные изменения. Если продолжать работу по внедрению семи модулей программы, можно ожидать более высокие результаты в процессе преподавания и обучения.


Использованная литература:


  1. Руководство для учителя, с181.

  2. Задания для выполнения в период практики в школе, с.19,с.24.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Статья "Развитие диалогической беседы на уроках истории, как мотивация к метапознанию"

Автор: Садуанова Жанара Урналдыевна

Дата: 07.04.2020

Номер свидетельства: 545773

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства