Статья "Вопросы истории Сталинградской битвы на школьных уроках"
Статья "Вопросы истории Сталинградской битвы на школьных уроках"
Изучение таких важных исторических событий, как Великая Отечественная война и Сталинградская битва, дает самый существенный толчок для формирования высоконравственной и духовной личности, с развитыми патриотическими чувствами и бережным отношением к своей Родине, к ее героическому прошлому. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории, и одна из важнейших в их ряду – Сталинградская битва, решающее сражение второй мировой войны, ведь именно в этот период произошёл подлинный подъём национального самосознания, проявился героизм и самопожертвование всего советского народа в борьбе с фашизмом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Вопросы истории Сталинградской битвы на школьных уроках" »
Вопросы истории Сталинградской битвы на школьных уроках
О.В. Амелина, учитель истории МБОУ «Шуруповская ООШ», Фроловский муниципальный район
Изучение таких важных исторических событий, как Великая Отечественная война и Сталинградская битва, дает самый существенный толчок для формирования высоконравственной и духовной личности, с развитыми патриотическими чувствами и бережным отношением к своей Родине, к ее героическому прошлому. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории, и одна из важнейших в их ряду – Сталинградская битва, решающее сражение второй мировой войны, ведь именно в этот период произошёл подлинный подъём национального самосознания, проявился героизм и самопожертвование всего советского народа в борьбе с фашизмом.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. События Великой Отечественной войны с каждым годом все дальше от нас, ветераны войны, как непосредственные свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. Это дает возможность для заинтересованных лиц подтасовывать факты и переписывать историю, что иногда отражается и в современных учебниках. К сожалению, в современных программах по истории недостаточно часов отводится такой теме, как «Великая Отечественная война» (всего 4 часа), где Сталинградской битве отводится всего 1 урок (для сравнения в «застойное время» на изучение Великой Отечественной войны отводилось 15 часов). Опыт преподавания истории Великой Отечественной войны заставляет обратить внимание на современные педагогические технологии, позволяющие в наибольшей степени вовлечь школьников в познание важнейшего периода жизни Отечества и использование вне учебной деятельности. Отсюда поиск новых и разнообразных форм работы с детьми.
В 9 классе во время изучения тем, посвященных Великой Отечественной войне, Сталинградской битве я применяю краеведческий материал в ходе изучения нового материала. Использую материал по-разному: в изложении, в сообщении или докладе ученика, в лекции, беседе, на экскурсии, в работе с книгой, документом, картой, музейным экспонатом и т. д. Использую собранную видеотеку, DVD-диски. Их просмотр и обсуждение вызывают живой интерес и оставляют неизгладимые впечатления у детей.
Ежегодно ученики школьного краеведческого кружка нашей школы работают над пополнением материала по истории хутора, в т.ч. и по истории Сталинградской битвы. Весь накопленный материал активно используется на уроках и при подготовке внеклассных мероприятий. Это и ученические проекты «Сталинградская битва: тактика уличных боев», «Детство, опаленное войной» (о вкладе детей-тружеников тыла), «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны», «Подвиг сталинградцев», «Сердцем прикоснись к подвигу», «Памятники», серия исследовательских работ по Седову И.В., Герою Советского Союза, участнику Сталинградской битвы, чьё имя носит наша школа, улица в хуторе, названная «Героями не рождаются, героями становятся». Это и сочинения, посвященные великой битве, и стихи. Большую коллекцию своих стихов о событиях этого военного периода оставил нашему школьному музею ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы, бывший директор нашей школы и просто частый гость Харламов И.С., к, сожалению, единственный из оставшихся в живых. Его встречи с учениками, как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, оставляют в памяти учеников яркие впечатления от услышанного. Начиная с детского сада, продолжая в начальной школе, ученики хорошо знают биографию и подвиги своих односельчан-участников Сталинградской битвы. А это ли не наглядный пример героизма и патриотизма?
Практика показала, что только этот прием дает неизгладимые впечатления от грандиозного события. Сталинградская битва надолго запомнится детям.
В моей методической копилке накоплены и традиционные уроки по Сталинградской битве, и бинарные уроки истории и изобразительного искусства, музыки, истории и литературы (Сталинградская битва в мемуарах, исторических документах, художественной литературе), истории и математики (Сталинградская битва в истории и числах).
Фрагмент урока истории и математики. Учитель истории настраивает учащихся на активное сознательное усвоение нового материала и знакомит с планом урока. План урока истории:1. Враг у ворот.2. Оборонительный период 3. Наступательный период.4. Итоги, результаты и значение Сталинградской битвы.5. Память о Сталинградской битве. В ходе урока учащиеся должны были доказать, что коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны произошел в 1943 году, они не только слушали учителя, но и работали в группах с документами: а) Документ «План разгрома окружённой Сталинградской группировки противника» от 27 декабря 1942 г. Учитель задаёт вопросы:- Какими силами был нанесён главный удар? Какова была цель главного удара? От чего зависел успех операции? б) Документ «Ультиматум советского командования командующему 6-й немецкой армией генерал-полковнику Паулюсу» от 8 января 1943 г. Вопросы для беседы: Что предлагало генералу Паулюсу советское командование? Каковы последствия отклонения ультиматума?
Далее самостоятельная работа с текстом учебника (авторы А. Данилов Л. Косулина. История России. 9 класс. М., «Просвещение» 2012.) и дополнительными материалами по теме «Сталинградская битва». В результате работы учащиеся отвечают на вопросы: На какие два периода принято подразделять сражение под Сталинградом? Каковы военно-политические итоги и значение победы под Сталинградом? Как увековечен подвиг защитников Сталинграда? Таким образом, в ходе урока учащиеся не только знакомятся с основными событиями коренного перелома в Великой Отечественной войне, но и развиваются умения работать с историческими документами, умения логически выстраивать свой ответ. Приводя аргументы и факты, конкретные цифры, примеры героизма защитников Сталинграда развивается чувство патриотизма и формируется личностное отношение к истории родного края в годы Великой Отечественной войны. Зная предмет математики, мы можем заглянуть в прошлое, во времена Сталинградской битвы с точки зрения цифр. При решении задач на уроке учитель математики просит учащихся не только решить задачу, но и вдуматься в цифры в ней озвученные. Например, Противоминная оборона реки Волга во время Сталинградской битвы со стороны советских войск была хорошо организованна. Из более чем 8 тыс. судов, прошедших за летную навигацию по Нижней Волге, только 0,25 % подорвались на минах, сброшенных немецкими войсками. Ни один день не нарушал движения судов. Найдите количество судов подорвавшихся на минах. С ноября 1941 по март 1942 Сталинградский тракторный завод занимал ведущее место в стране по выпуску танков Т- 34. В 1941 завод выпустил 956 танков, в 1942 – 2520. На сколько процентов Сталинградский тракторный завод повысил выпуск военной продукции (ответ округлите до десятых).
Моим ученикам очень нравятся активные и интерактивные формы работы. В качестве примера использования интерактивной методики в обучении, хочу предложить фрагмент урока истории в 9 классе, оформленный в форме диалогового общения между учителем и учеником.
Цель – показать методику организации конструктивного диалога между учителем и учеником, применяя интерактивные формы обучения.
Тема урока: «Сталинградская битва: причины победы советского народа»
Дана тема урока рассматривается, после изучения раздела: «Великая Отечественная Война 1941-1945гг.», как урок повторения и обобщения, в форме исторического исследования.
Урок педагогического сотрудничества и взаимодействия.
Этап Актуализации знаний.
Учитель: В истории человечества есть события поистине решающего и поворотного значения. С полным основанием к ним можно отнести и завершившуюся почти 70 лет назад ВОВ.
Историческая победа – результат совместных усилий 55 стран антигитлеровской коалиции, но главная тяжесть войны выпала на долю советского народа. Именно на советско-германском фронте происходили наиболее ожесточенные сражения Второй мировой войны, именно здесь благодаря стойкости и массовому героизму нашего народа был определен исход битвы с фашизмом. Предыстория войны, ее ход и результаты описаны и проанализированы в сотнях, тысячах книг и брошюр. Однако до сих пор в военной летописи остается немало проблемных вопросов.
В ходе изучения основных сражений ВОВ, мы особое внимание уделили Сталинградской битве (демонстрируется кинофрагмент, посвященный Сталинградской битве).
Постановка проблемы и осмысление.
Чем дальше мы от этих событий, тем больше дискуссий о причинах победы советского народа в этой великой битве. Некоторые западные историки и военачальники (Фуллер, Брайант) заявляют, что причина поражения гитлеровской армии являются следующее: ужасные холода, грязь, снег, неубранные поля кукурузы и подсолнечника.
Можем ли мы с этим согласиться?
Учитель: Поэтому нам сегодня необходимо определиться по теме нашего разговора на уроке. (называется тема урока)
Что вы предлагаете обсудить. Какие ассоциации возникли, изучая Сталинградскую битву и анализируя ее результаты.
В процессе дискуссии определяются три блока: значимость; причины; память.
Задачей нашего урока – найти причины победы под Сталинградом, показать значимость Сталинградской битвы и вспомнить наших дедов и прадедов.
Организация групповой работы на уроке
Чтобы решить эту проблему, нужны факты и доказательства. А самым ярким доказательством могут быть документы.
Анализировать документы вы будите по группам, которые уже сформировались по известным вам памяткам, которые у вас на столах. Помогать мне будет группа экспертов. Ваша задача внимательно слушать и объективно оценивать участие групп в обсуждении, если нужно задавать им вопросы.
Предлагаются следующие документы и познавательные задания:
1 группа: высказывания историков Англии и США (решение познавательной задачи).
Задание. А. Многие западные историки утверждают, что исход Второй мировой войны решался на западном фронте, в Северной Африке и т.д.
!Согласны ли вы с этой точкой зрения? Обоснуйте свой ответ.
Задание. Б. Историки США считают «решающими битвами» Второй мировой войны сражения за острова Мидуэй (июнь 1942) и Гуадалканал (август 1942) на Тихом океане, а также операция у Эль-Аламейна (ноябрь 1942 г.) и в Тунисе (май 1943 г.)
Иногда в этот перечень включается еще Сталинградская битва, но другие сражения на советско-германском фронте, как правило, не упоминаются вообще.
? Какие выводы можно сделать о значимости Сталинградской битвы, опираясь на мнения историков Англии и США?
2 группа: статистические данные о потерях воюющих сторон при сражениях у о. Мидуэй, Эль-Аламейне, в Тунисе, под Сталинградом.
Рассмотрите данные о боевых действиях на тихоокеанском и североафриканском театрах боевых действий.
? Какие выводы можно сделать по результатам боевых действий на тихоокеанском и североафриканском театрах боевых действий?
Группа 3: проанализировать таблицы.
? О каких коренных изменениях на советско – германском фронте свидетельствуют данные таблиц?
Основное задание группам: анализируя документы сделать вывод о значимости Сталинградской битвы в ходе второй мировой войны.
Идет работа с документами – 2- 3 минуты. Ответы учащихся: От каждой группы выступает по одному ученику.
Учитель обращается к группе экспертов с целью подведения итога работы групп по анализу документов.
Учитель: Итак, грандиозность и масштабность Сталинградской битвы не вызывает сомнения. В начале урока, мы ознакомились с причинами поражения фашистских войск под Сталинградом и решили выработать свое мнение и объяснение. Вот теперь давайте воспользуемся архивными документами.
Работа с раздаточным материалом ( рабочими листами)
Я предлагаю опровергнуть заявление западных историков. Используя архивные документы, укажите основные причины победы Советского народа в битве за Сталинград (рабочие листы прилагаются)
Работа с документами (время: 5 минут).
Ответы учащихся: 1 группа: В качестве аргумента использует воинское мастерство, талант военачальников, разработанные ими операции: «Уран»; «Кольцо», тактические и стратегические новшества.
2 группа: В качестве аргумента – работа жителей города в помощь армии (рабочие ополчения, деятельность заводов города, городского комитета обороны). Материал, основанный на документах.
3 группа: Доказывает, что одной из важнейших причин победы Красной Армии является героизм, стойкость советских солдат (привлекается краеведческий материал).
Группа экспертов рассматривает проблему столкновения двух идеологий, силы духа и воли. Используются пропагандистские документы, дневники, письма, воспоминания участников боевых действий.
Учитель: Итак, в первой части урока мы определили значимость Сталинградской битвы. Вы сумели доказать, что данные, предлагаемые западными историками и немецкими военачальниками, являются необоснованными. Главная их цель – принизить значение Сталинградской битвы и исказить исторические причины победы советского народа.
Исследовательско- поисковые задания
А может и вы в своих семейных архивах нашли дополнительные сведения по проблеме нашего урока (проверяется выполнение поисковых заданий по теме: «Цена победы под Сталинградом для моей семьи»). Вторая часть урока показала, на основе официальных документов, истинные причины победы советского народа и тружеников тыла в битве под Сталинградом.
Эксперты делают выводы. Подводятся итоги урока.
Таким образом, через интерактивное обучение я выхожу на решение следующих задач: практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Сталинградской битве ежегодно посвящаются внеклассные мероприятия: например, общешкольные мероприятия «Поклонимся великим тем годам», классные часы «Сталинградской битве посвящается…», «200 дней и ночей», «Памятные места в городе Волгограде», экскурсии, выставки, участие в конкурсах и проектах, посвященных Сталинградской битве. Результатом внеклассной работы стали призовые места на муниципальном, межмуниципальном, региональном уровнях (ежегодное участие в краеведческих чтениях).
Без сомнения, современное молодое поколение россиян понимает трагизм и величие Сталинградской битвы для всего народа. Во имя Победы и будущего нашей страны Сталинград выстоял, понеся огромные жертвы. Этого забывать нельзя! Ещё древние говорили, что главный враг войны — это память. Когда люди забывают о войне, может случиться новая. Для тех, кто сегодня сидит за школьной партой Сталинградская битва — это уже история. И важно эту историю, и память о той войне и Великих сражениях передать следующим поколениям.
Литература: 1. Малышева Е.М. Нравственные уроки Великой Отечественной войны. Гражданственность и патриотизм. // Вторая мировая и Великая Отечественная война: проблемы социальной истории. Материалы Международной научной конференции 28 -31 мая 2002 года. Майкоп, 2002. 2.Кондакова Н.И. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941-1945. М. 1995.
3.Источники победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945. М. 1975.