kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Вопросы истории Сталинградской битвы на школьных уроках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Изучение таких важных исторических событий, как Великая Отечественная война и Сталинградская битва,  дает самый существенный толчок  для формирования высоконравственной и духовной  личности,  с  развитыми  патриотическими   чувствами  и    бережным  отношением   к своей  Родине,  к ее героическому прошлому. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории, и одна из важнейших в их ряду – Сталинградская битва, решающее сражение второй мировой войны, ведь именно в этот период произошёл подлинный подъём национального самосознания, проявился героизм и самопожертвование всего советского народа в борьбе с фашизмом. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Вопросы истории Сталинградской битвы на школьных уроках" »

Вопросы истории Сталинградской битвы на школьных уроках

О.В. Амелина, учитель истории МБОУ «Шуруповская ООШ», Фроловский муниципальный район


Изучение таких важных исторических событий, как Великая Отечественная война и Сталинградская битва,  дает самый существенный толчок  для формирования высоконравственной и духовной  личности,  с  развитыми  патриотическими   чувствами  и    бережным  отношением   к своей  Родине,  к ее героическому прошлому. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории, и одна из важнейших в их ряду – Сталинградская битва, решающее сражение второй мировой войны, ведь именно в этот период произошёл подлинный подъём национального самосознания, проявился героизм и самопожертвование всего советского народа в борьбе с фашизмом.

      Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. События Великой Отечественной войны с каждым годом все дальше от нас, ветераны войны, как непосредственные свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. Это дает возможность для заинтересованных лиц подтасовывать факты и переписывать историю, что иногда отражается и в современных учебниках. К сожалению, в  современных программах  по истории недостаточно  часов отводится  такой  теме, как  «Великая Отечественная война» (всего 4 часа), где Сталинградской битве отводится всего 1 урок (для сравнения в «застойное время» на изучение Великой Отечественной войны отводилось 15 часов). 
          Опыт преподавания истории Великой Отечественной войны заставляет обратить внимание на современные педагогические технологии, позволяющие в наибольшей степени вовлечь школьников в познание важнейшего периода жизни Отечества и использование вне учебной деятельности. Отсюда поиск новых и разнообразных  форм работы с детьми.

В 9 классе во время изучения тем, посвященных Великой Отечественной войне, Сталинградской битве я применяю краеведческий материал в ходе изучения нового материала. Использую материал по-разному: в изложении, в сообщении или докладе ученика, в лекции, беседе, на экскурсии, в работе с книгой, документом, картой, музейным экспонатом и т. д. Использую собранную видеотеку, DVD-диски. Их просмотр и обсуждение вызывают живой интерес и оставляют неизгладимые впечатления у детей.

Ежегодно ученики школьного краеведческого кружка нашей школы работают над пополнением материала по истории хутора, в т.ч. и по истории Сталинградской битвы. Весь накопленный материал активно используется на уроках и при подготовке внеклассных мероприятий. Это и ученические проекты «Сталинградская битва: тактика уличных боев», «Детство, опаленное войной» (о вкладе детей-тружеников тыла), «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны», «Подвиг сталинградцев», «Сердцем прикоснись к подвигу», «Памятники», серия исследовательских работ по Седову И.В., Герою Советского Союза, участнику Сталинградской битвы, чьё имя носит наша школа, улица в хуторе, названная «Героями не рождаются, героями становятся». Это и сочинения, посвященные великой битве, и стихи. Большую коллекцию своих стихов о событиях этого военного периода оставил нашему школьному музею ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы, бывший директор нашей школы и просто частый гость Харламов И.С., к, сожалению, единственный из оставшихся в живых. Его встречи с учениками, как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, оставляют в памяти учеников яркие впечатления от услышанного. Начиная с детского сада, продолжая в начальной школе, ученики хорошо знают биографию и подвиги своих односельчан-участников Сталинградской битвы. А это ли не наглядный пример героизма и патриотизма?

Практика показала, что только этот прием дает неизгладимые впечатления от грандиозного события. Сталинградская битва надолго запомнится детям.

В моей методической копилке накоплены и традиционные уроки по Сталинградской битве, и бинарные уроки истории и изобразительного искусства, музыки, истории и литературы (Сталинградская битва в мемуарах, исторических документах, художественной литературе), истории и математики (Сталинградская битва в истории и числах).

Фрагмент урока истории и математики. Учитель истории настраивает учащихся на  активное сознательное усвоение нового материала  и знакомит с планом урока. План урока истории:1. Враг у ворот.2. Оборонительный период 3. Наступательный период.4. Итоги, результаты  и значение Сталинградской битвы.5. Память о Сталинградской битве. В ходе урока учащиеся должны были доказать, что коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны произошел в 1943 году, они не только слушали учителя, но и работали  в группах с документами: а) Документ «План разгрома окружённой Сталинградской группировки противника» от 27 декабря 1942 г.    
Учитель задаёт вопросы:- Какими силами был нанесён главный удар? Какова была цель главного удара? От чего зависел успех операции?
б) Документ «Ультиматум советского командования командующему 6-й немецкой армией генерал-полковнику Паулюсу» от 8 января 1943 г. Вопросы для беседы: Что предлагало генералу Паулюсу советское командование? Каковы последствия отклонения ультиматума?

Далее самостоятельная работа   с текстом учебника (авторы  А. Данилов Л. Косулина. История России. 9 класс. М., «Просвещение» 2012.)   и дополнительными материалами по теме «Сталинградская битва». В результате  работы учащиеся отвечают на вопросы: На какие два периода принято подразделять сражение под Сталинградом? Каковы военно-политические итоги и значение победы под Сталинградом? Как увековечен подвиг защитников Сталинграда? Таким образом, в ходе урока учащиеся не только знакомятся с основными событиями коренного перелома в Великой Отечественной войне, но и развиваются умения работать с историческими документами, умения логически выстраивать свой ответ. Приводя аргументы и  факты, конкретные цифры, примеры героизма защитников Сталинграда развивается чувство патриотизма и формируется личностное отношение  к истории родного края в годы Великой Отечественной войны. Зная предмет математики, мы можем  заглянуть в прошлое, во времена Сталинградской битвы с точки зрения цифр. При решении задач на уроке учитель математики  просит учащихся  не только решить задачу, но и вдуматься в цифры в ней озвученные. Например, Противоминная оборона реки Волга во время Сталинградской битвы со стороны советских войск была хорошо организованна. Из более чем 8 тыс. судов, прошедших за летную навигацию по Нижней Волге, только 0,25 % подорвались на минах, сброшенных немецкими войсками. Ни один день не нарушал движения судов. Найдите количество судов подорвавшихся на минах. С ноября 1941 по март 1942 Сталинградский тракторный завод занимал ведущее место в стране по выпуску танков Т- 34. В 1941 завод выпустил 956 танков, в 1942  –  2520. На сколько процентов  Сталинградский тракторный завод повысил выпуск военной продукции (ответ округлите до десятых).

Моим ученикам очень нравятся активные и интерактивные формы работы. В качестве примера использования интерактивной методики в обучении, хочу предложить фрагмент урока истории в 9 классе, оформленный в форме диалогового общения между учителем и учеником.

Цель – показать методику организации конструктивного диалога между учителем и учеником, применяя интерактивные формы обучения.

Тема урока: «Сталинградская битва: причины победы советского народа»

Дана тема урока рассматривается, после изучения раздела: «Великая Отечественная Война 1941-1945гг.», как урок повторения и обобщения, в форме исторического исследования.

Урок педагогического сотрудничества и взаимодействия.

Этап Актуализации знаний.

Учитель: В истории человечества есть события поистине решающего и поворотного значения. С полным основанием к ним можно отнести и завершившуюся почти 70 лет назад ВОВ.

Историческая победа – результат совместных усилий 55 стран антигитлеровской коалиции, но главная тяжесть войны выпала на долю советского народа. Именно на советско-германском фронте происходили наиболее ожесточенные сражения Второй мировой войны, именно здесь благодаря стойкости и массовому героизму нашего народа был определен исход битвы с фашизмом. Предыстория войны, ее ход и результаты описаны и проанализированы в сотнях, тысячах книг и брошюр. Однако до сих пор в военной летописи остается немало проблемных вопросов.

В ходе изучения основных сражений ВОВ, мы особое внимание уделили Сталинградской битве (демонстрируется кинофрагмент, посвященный Сталинградской битве).

Постановка проблемы и осмысление.

Чем дальше мы от этих событий, тем больше дискуссий о причинах победы советского народа в этой великой битве. Некоторые западные историки и военачальники (Фуллер, Брайант) заявляют, что причина поражения гитлеровской армии являются следующее: ужасные холода, грязь, снег, неубранные поля кукурузы и подсолнечника.

Можем ли мы с этим согласиться?

Учитель: Поэтому нам сегодня необходимо определиться по теме нашего разговора на уроке. (называется тема урока)

Что вы предлагаете обсудить. Какие ассоциации возникли, изучая Сталинградскую битву и анализируя ее результаты.

В процессе дискуссии определяются три блока: значимость; причины; память.

Задачей нашего урока – найти причины победы под Сталинградом, показать значимость Сталинградской битвы и вспомнить наших дедов и прадедов.

Организация групповой работы на уроке

Чтобы решить эту проблему, нужны факты и доказательства. А самым ярким доказательством могут быть документы.

Анализировать документы вы будите по группам, которые уже сформировались по известным вам памяткам, которые у вас на столах. Помогать мне будет группа экспертов. Ваша задача внимательно слушать и объективно оценивать участие групп в обсуждении, если нужно задавать им вопросы.

Предлагаются следующие документы и познавательные задания:

1 группа: высказывания историков Англии и США (решение познавательной задачи).

Задание. А. Многие западные историки утверждают, что исход Второй мировой войны решался на западном фронте, в Северной Африке и т.д.

!Согласны ли вы с этой точкой зрения? Обоснуйте свой ответ.

Задание. Б. Историки США считают «решающими битвами» Второй мировой войны сражения за острова Мидуэй (июнь 1942) и Гуадалканал (август 1942) на Тихом океане, а также операция у Эль-Аламейна (ноябрь 1942 г.) и в Тунисе (май 1943 г.)

Иногда в этот перечень включается еще Сталинградская битва, но другие сражения на советско-германском фронте, как правило, не упоминаются вообще.

? Какие выводы можно сделать о значимости Сталинградской битвы, опираясь на мнения историков Англии и США?

2 группа: статистические данные о потерях воюющих сторон при сражениях у о. Мидуэй, Эль-Аламейне, в Тунисе, под Сталинградом.

Рассмотрите данные о боевых действиях на тихоокеанском и североафриканском театрах боевых действий.

? Какие выводы можно сделать по результатам боевых действий на тихоокеанском и североафриканском театрах боевых действий?

Группа 3: проанализировать таблицы.

? О каких коренных изменениях на советско – германском фронте свидетельствуют данные таблиц?

Основное задание группам: анализируя документы сделать вывод о значимости Сталинградской битвы в ходе второй мировой войны.

Идет работа с документами – 2- 3 минуты. Ответы учащихся: От каждой группы выступает по одному ученику.

Учитель обращается к группе экспертов с целью подведения итога работы групп по анализу документов.

Учитель: Итак, грандиозность и масштабность Сталинградской битвы не вызывает сомнения. В начале урока, мы ознакомились с причинами поражения фашистских войск под Сталинградом и решили выработать свое мнение и объяснение. Вот теперь давайте воспользуемся архивными документами.

Работа с раздаточным материалом ( рабочими листами)

Я предлагаю опровергнуть заявление западных историков. Используя архивные документы, укажите основные причины победы Советского народа в битве за Сталинград (рабочие листы прилагаются)

Работа с документами (время: 5 минут).

Ответы учащихся: 1 группа: В качестве аргумента использует воинское мастерство, талант военачальников, разработанные ими операции: «Уран»; «Кольцо», тактические и стратегические новшества.

2 группа: В качестве аргумента – работа жителей города в помощь армии (рабочие ополчения, деятельность заводов города, городского комитета обороны). Материал, основанный на документах.

3 группа: Доказывает, что одной из важнейших причин победы Красной Армии является героизм, стойкость советских солдат (привлекается краеведческий материал).

Группа экспертов рассматривает проблему столкновения двух идеологий, силы духа и воли. Используются пропагандистские документы, дневники, письма, воспоминания участников боевых действий.

Учитель: Итак, в первой части урока мы определили значимость Сталинградской битвы. Вы сумели доказать, что данные, предлагаемые западными историками и немецкими военачальниками, являются необоснованными. Главная их цель – принизить значение Сталинградской битвы и исказить исторические причины победы советского народа.

Исследовательско- поисковые задания

А может и вы в своих семейных архивах нашли дополнительные сведения по проблеме нашего урока (проверяется выполнение поисковых заданий по теме: «Цена победы под Сталинградом для моей семьи»). Вторая часть урока показала, на основе официальных документов, истинные причины победы советского народа и тружеников тыла в битве под Сталинградом.

Эксперты делают выводы. Подводятся итоги урока.

Таким образом, через интерактивное обучение я выхожу на решение следующих задач: практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Сталинградской битве ежегодно посвящаются внеклассные мероприятия: например,  общешкольные мероприятия «Поклонимся великим тем годам», классные часы «Сталинградской битве посвящается…»,  «200 дней и ночей», «Памятные места в городе Волгограде», экскурсии, выставки, участие в конкурсах и проектах, посвященных Сталинградской битве. Результатом внеклассной работы стали призовые места на муниципальном, межмуниципальном, региональном уровнях (ежегодное участие в краеведческих чтениях).

Без сомнения, современное молодое поколение россиян понимает трагизм и величие Сталинградской битвы для всего народа. Во имя Победы и будущего нашей страны Сталинград выстоял, понеся огромные жертвы. Этого забывать нельзя! Ещё древние говорили, что главный враг войны — это память. Когда люди забывают о войне, может случиться новая. Для тех, кто сегодня сидит за школьной партой Сталинградская битва — это уже история. И важно эту историю, и память о той войне и Великих сражениях передать следующим поколениям.



Литература:
1. Малышева Е.М. Нравственные уроки Великой Отечественной войны. Гражданственность и патриотизм. // Вторая мировая и Великая Отечественная война: проблемы социальной истории. Материалы Международной научной конференции 28 -31 мая 2002 года. Майкоп, 2002. 
2.Кондакова Н.И. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941-1945. М. 1995. 

3.Источники победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945. М. 1975. 

4.Величие подвига советского народа. М. 1985. 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Вопросы истории Сталинградской битвы на школьных уроках"

Автор: Амелина Оксана Владимировна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 176228


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства