kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Пожвинский завод в нелегкие военные годы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В предлагаемой статье раскрывается роль Пожвинского металлургического завода в годы Великой Отечественной войны. Завод в 40-е годы выпускал продукцию, важную для фронта: печки для блиндажей, саперные лопатки, топоры, ломы, гвозди и т.д. Уже с 1943 года заводчане помогали продукцией освобожденным от немцев территориям СССР.  Стандарты второго поколения приветствуют исследования школьников в области краеведения. Поэтому данный материал может быть интересен историкам, краеведам, школьникам и всем любителям локальной истории. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Пожвинский завод в нелегкие военные годы" »

Е.И.Субботина*

Пожвинский завод в нелегкие военные годы.

В статье раскрывается история основания Пожвинского завода. Особое внимание автор уделяет вкладу своих земляков в фундамент Победы. Сделан вывод о роли краеведческой работы по патриотическому воспитанию школьников.

Ключевые слова: патриотизм, посёлок Пожва, Пожевской завод, производственные планы, средства в фонд обороны, краеведение.

Стандарты второго поколения приоритетной целью воспитания указывают формирование российской гражданской идентичности обучающихся, определяя её как важнейшее условие укрепления российской государственности. К личным характеристикам выпускника относят патриотизм, любовь к Отечеству, чувство ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край [4]. Патриотические чувства, на мой взгляд, на словах никогда не воспитаешь. Они формируются культурной средой, в которой происходит социализация ребёнка: живое общение с участниками событий, сбор материала о ветеранах фронта и тыла, участие в митинге 9 Мая с портретом прадеда… Гордость за свой край, интерес к своему прошлому, к своим предкам вызывают мероприятия краеведческой направленности в школе, обществоведческие предметы в учебном плане и участие в конкурсах краевого и общероссийского масштаба.

____________________________________________________

*Елена Ивановна Субботина

учитель истории и обществознания МБОУ «Пожвинская основная общеобразовательная школа № 2», п. Пожва, Юсьвинский район, Пермский край, Россия; [email protected]



На уроках истории России до 15% учебного времени уделяется истории и культуре родного края, посёлка, города. Изучая события XVIII века, учащиеся нашей школы знают, что уже к концу XVI века земли по Верхнему Прикамью были отданы Иваном Грозным именитым людям Строгановым. Завод, созданный Николаем Григорьевичем Строгановым в 1754 году с разрешения Берг-коллегии, стал началом рабочего посёлка. Назывался он по посёлку Пожевским или Пожвинским. Пожвинский чугунолитейный и железоделательный завод был одним из передовых металлургических предприятий России [1].

В войне 1812 года из 148 уральских заводов, работавших на нужды обороны, 106 находились в Пермской губернии. Среди них был и Пожевской завод, где отливку снарядов начали с ядер и картечи. За четыре месяца их было сдано военному ведомству 4 тысячи пудов. После Отечественной войны 1812 года здесь работал выдающийся русский металлург П.Г. Соболевский, проводивший первые опыты пудлингования и руководил строительством здесь первых пароходов [2].

Начало Великой Отечественной войны для моих земляков, как и для всего населения СССР, было неожиданным. Население Пожвы 22 июня 1941 года по тревожному гудку завода собралось на поселковую площадь. Добровольцами в первые дни ушли на фронт 200 человек [1]. Прямо со школьной скамьи, после выпускного вечера ушли на фронт 15 выпускников, с ними и учителя: С.И. Абрамов, Н.И. Сосунов, А.В. Додонов. О них мы знаем по старым пожелтевшим фотографиям школьного музея. Каждодневно покидали цеха призванные в армию кадровые рабочие. На смену старшим у станков на заводе и в поле встали женщины и подростки. На таких рабочих – подростках, держалась в годы войны почти всё производство. Им приходилось осваивать многообразные специальности. Среди оставшихся квалифицированных рабочих развернулось движение двухсотников – передовиков производства, выполняющих нормы на 200% [3]. Небольшой завод, в далёком от фронта Прикамье, стал одним из опорных пунктов промышленного производства. Посёлок отправил на фронт 1266 человек, только половина пожвинцев вернулась обратно. В годы войны на заводе изготовлялись корпуса мин, шанцевый инструмент, разборные чугунные печки для блиндажей и ряд штампованных изделий военного снаряжения. Сложно пришлось бы на фронте простому советскому солдату без пожвинских сапёрных лопаток и разборных печек для блиндажей.

С августа 1941 года в Пожву начали прибывать эвакуированные семьи военнослужащих погранрайонов и жителей захваченных врагом территорий. Надо было обеспечить их жильём, питанием, трудоустроить, а многих снабдить одеждой. Радушие и душевность пожвинцев во многом помогали и поддерживали переживших невзгоды соотечественников. С наступлением холодов в общезаводскую комиссию ежедневно начали поступать тёплые вещи для воинов-фронтовиков. Рабочие и работницы приносили полушубки, овчины, шерсть, ватные костюмы, тёплое бельё. Помогали заводчане фронту не только трудом, но и рублём. По призыву тружеников областного центра было собрано 25 тысяч рублей на постройку самолётов для Северо-Западного фронта [2].

Испытывая острый недостаток в материалах и инструменте, пожвинцы оказывали существенную помощь освобождённым районам. В октябре 1943 года в Ростовскую область было отправлено 3 тысячи железных лопат, тонна гвоздей, 6 тысяч оконных петель, по 50 штук кайл, топоров и ломов [3]. Из подростков, пришедших на завод в военные годы, выросли мастера своей профессии, подчас не уступавшие своим учителям. Заслуги заводчан на трудовом фронте отмечены правительственными наградами.

Посланцы Пожвы защищали Москву и Ленинград, прорывали блокаду Ленинграда, громили врага на Волге и Дону, освобождали Украину и Прибалтику, заканчивали войну на Дальнем Востоке. В составе Уральского Добровольческого корпуса наши земляки прошли до Праги.

Информация о жизни посёлка и завода в военные собрана благодаря сотрудничеству нашей школы с военно-учётным столом поселкового совета, краеведами и с семьями фронтовиков. Интерес правнуков, их готовность заниматься изысканиями, участвовать в конкурсах - главный результат нашей работы. Например, часть конкурсной работы Климовой Алёны была напечатана в краеведческом сборнике «Дар потомкам»: «Мой прадед – Мальцев Иван Алексеевич, до войны плавал на пароходах, которые ходили по реке Каме, возили с завода и с Усть-Пожвы чугун для Пермских заводов. Ушёл на фронт в первые дни войны в 1941 году. Как опытный радист был отправлен в Манчжурию. Домой вернулся в конце 1946 года. После войны снова поступил работать на Пожвинский завод».

По сохранившимся воспоминаниям ветеранов современный ученик может представить работу в холодных цехах завода, когда забыты все свои нужды, а думается только о том, чтобы выполнить и перевыполнить план, и сделать ещё один шаг навстречу Победе. Благодаря нашим краеведам Теплоухову Андрею Игнатьевичу, Теплоуховой Наталье Андреевне, Баранову Александру Ивановичу и многим другим, история посёлка и завода никогда не забудется. Презентации их книг становятся событием. Когда ребёнок сидит с товарищами в зале, с замиранием слушает о нелёгкой жизни предков, а потом с гордостью шепчет, что этот рассказ о его прадеде, - у него формируется та нравственная основа характера, без которой невозможно становление гражданина.

Библиографический список

  1. Казанцев П.М. На старом уральском заводе. – Пермь, Пермское кн. изд., 1966. – 236.

  2. Казанцев П.М. Пожвинский завод. Историческая хроника 1754 – 2004. Кудымкар, Коми-Пермяцкое кн. изд-во, 2004. – 424 с.

  3. Теплоухов А.И. Дар потомкам. История посёлка Пожвы: краткий исторический очерк. – Пермь, ИП Харин Д.И., 2012. – 96 с.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Пожвинский завод в нелегкие военные годы"

Автор: Субботина Елена Ивановна

Дата: 10.10.2015

Номер свидетельства: 238127


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства