Статья на тему: Особенности преподавания учебного курса «Основы религиоведения»
Статья на тему: Особенности преподавания учебного курса «Основы религиоведения»
С ноября 2009 года Министерство образования и науки приняло решение о внедрении предмета "Религиоведение" в 9 классах, который будет преподаваться два раза в неделю (общее количество 34 часа), в качестве факультатива. Данный предмет должен позволить школьнику свободно ориентироваться в современном духовном мире и многообразии вероисповедальных практик. Аргументы в пользу преподавания религиоведческих знаний, указывают на то, что современному человеку необходимо и полезно иметь знания из области религиоведения.
Введение религиоведческого образования требует уточнения целого ряда моментов, касающихся содержания учебного курса, форм и методов преподавания, необходимости учета идеологических, психологических, ментальных особенностей. И здесь в полной мере необходимо определить рамки светскости и мировоззренческие основы преподавания религиоведения в средней школе.
Законодательство Казахстана по вопросам религии и образования в целом соответствует мировым стандартам в данной сфере, в первую очередь оно реализует целый ряд международных правовых конвенций, участником которой является наша страна. Среди основополагающих документов в этой сфере можно назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 года, а также Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: Особенности преподавания учебного курса «Основы религиоведения»»
Особенности преподавания учебного курса «Основы религиоведения»
С ноября 2009 года Министерство образования и науки приняло решение о внедрении предмета "Религиоведение" в 9 классах, который будет преподаваться два раза в неделю (общее количество 34 часа), в качестве факультатива. Данный предмет должен позволить школьнику свободно ориентироваться в современном духовном мире и многообразии вероисповедальных практик. Аргументы в пользу преподавания религиоведческих знаний, указывают на то, что современному человеку необходимо и полезно иметь знания из области религиоведения.
Введение религиоведческого образования требует уточнения целого ряда моментов, касающихся содержания учебного курса, форм и методов преподавания, необходимости учета идеологических, психологических, ментальных особенностей. И здесь в полной мере необходимо определить рамки светскости и мировоззренческие основы преподавания религиоведения в средней школе.
Законодательство Казахстана по вопросам религии и образования в целом соответствует мировым стандартам в данной сфере, в первую очередь оно реализует целый ряд международных правовых конвенций, участником которой является наша страна. Среди основополагающих документов в этой сфере можно назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 года, а также Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г.
Нормы, касающиеся взаимодействия государства, органов образования и религиозных объединений, получили свое закрепление в национальном законодательстве. Конституция провозглашает Республику Казахстан «демократическим, светским, правовым и демократическим государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» (Статья 1). Право на свободу совести закреплено в Статье 22 Основного закона.
В Статье 3 Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года в числе основных принципов государственной политики в области образования названы:
- светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- уважение прав и свобод человека.
Внедрению предмета "Религиоведение" радовалась часть верующих, по мнению которых преподавание этой дисциплины в школах хоть как-то будет способствовать нравственному воспитанию. Они видят в этом курсе сугубо нравственный аспект и возможность повлиять на общий моральный климат в школе и обществе.
Но необходимо разобраться, для чего и зачем был введен данный курс, дабы позднее в будущем не было конфликтов среди различных слоев населения.
Во-первых, изначально необходимо определить, что из себя представляет предмет "Религиоведение". РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ – область научных исследований, предметом которой являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии. Также религиоведение следует отличать от богословия.
В рамках курса «Основы религиоведения» учитель знакомит учащихся со всеми религиозными учениями, начиная с древности и включая в преподавание изучение мировых религий: ислам, христианство и буддизм. Курс не обходит вниманием и национальные религии различных стран, такие как: синтоизм, иудаизм, джайнизм, конфуцианство и др.
В этой связи всякие домыслы о "моральности" не имеют основания, ибо сам предмет не ставит перед собой воспитать высоконравственного индивида. Учащиеся во время уроков всего лишь будут ознакомлены с историей возникновения, догмами, основными постулатами и особенностями той или иной религии. На мой взгляд, учитель, который преподает данный предмет, должен сам быть «высокосвестским гражданином», толерантным и лояльно настроенным по отношению к вероисповеданию тех или иных учащихся. К тому же, этот предмет предназначен для формирования у учащихся СВЕТСКИХ религиоведческих знаний, то есть представлений о религии, ее исторических аналогах, конфессиональных и неконфессиональных формах, функциях, возможностях влияния на человека и т.д.
Необходимо подчеркнуть, что светскость образования не означает его атеистичности, но предполагает его независимость от давления религиозных структур или идеологии, и, тем более, от прямого подчинения образовательной деятельности религиозным общинам. На мой взгляд, светский характер государственной системы образования предполагает соответствие следующим критериям:
- недопустимость установления какой-либо религии или идеологии (в том числе и атеистической) в качестве обязательной в государственных учебных заведениях;
- невмешательство религиозных объединений в управление государственными учебными заведениями;
- обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу совести;
- недопустимость принуждения при обучении религии.
Изучение религии в школах и вузах требует взвешенного подхода. Думается, что в государственных учебных заведениях возможно только религиоведческое, но не теологическое образование, которое донесет до молодежи знания об истории мировых религий, их догматах, традициях и сегодняшней жизни религиозных общин с научных и объективных позиций.
Изучение религии в государственных учебных заведениях должно включать следующие моменты:
- преподавание должно основываться на современных научно-методологических подходах;
- предоставление знаний о мировых и традиционных для нашей страны религиях должно помочь ученикам в понимании мира, его культуры и духовной стороне жизни человека;
- знание основ традиционных религий играет важную роль в формировании, поддержке и сохранении национальной идентичности, профилактике идеологии экстремизма и нетерпимости;
- важный аспект религиоведческого образования – поддержка гуманистического мировоззрения и нравственного развития учащихся.
Проблема противодействия проявлениям экстремизма и терроризма является комплексной задачей, решение которой выходит за пределы одного курса религиоведения. В соответствии с новыми стандартами среднего образования, утвержденными Департаментом дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Казахстана в августе 2012 года, разрабатываются и новые типовые учебные планы. Обучать школьников противодействию терроризму и экстремизму будут не только в рамках «Основ религиоведения», но и на занятиях по «Начальной военной подготовке», «Самопознанию» и интегрированному предмету «Человек. Общество. Право».
Безусловно, в условиях полиэтнического и многоконфессионального состава населения особые требования должны предъявляться не только к содержанию обучения, но и к методам преподавания, а также к квалификации и нравственным качествам преподавателей.
Во-вторых, Религиоведение – сложная дисциплина, требующая хорошего знания и немалой эрудиции. В этой связи, хотелось бы отметить особенности методики преподавания данного курса.
Слово "методика" в переводе с древнегреческого означает "способ познания", "путь исследования". Метод - это определенный способ достижение какой-либо цели или решение конкретной задачи. Методика обучения религиоведческим знаниям - это совокупность приемов и подходов при взаимодействии учителя и учеников в процессе обучения религиоведческим знаниям. Основной функцией методики обучения является внутренняя организация и регулирования процесса познания учеником религиоведческих фактов и феноменов. Поэтому методика обучения религиоведения должна опираться на совокупность определенных правил, способов, системы предписаний, принципов и требований которые ориентировать ученика на получение и освоения знаний в области религиоведения, благодаря которым школьник сможет достигнуть определенного результата в этой сфере познавательной деятельности.
Педагог, который приступает (или уже приступил) к преподаванию религиоведения в школе, должен обязательно учитывать все выше изложенные факторы в процессе обучения, знать законодательную базу и учитывать ее при подготовке к занятиям. Так же необходимо заметить, что недопустимо впадать в крайности: а) недооценка методологических проблем, расчет на то, что это незначительное дело, может отвлечь от настоящих проблем при преподавании; б) так же, преувеличение методологии, говоря о том, что она может быть более важным, чем сам предмет, превращая методику в "универсальный ключ" который позволяет без проблем открывать детям сложную информацию.
Методика обучения тесным образом связана с основными факторами обучения. Факторами религиоведческого обучения являются:
Цели, которые ставятся перед религиоведческим курсом государством и обществом;
Содержание и структура религиоведческого курса, которые закреплены в стандартах и программах, на их основе должны быть изложены в школьных учебниках;
Научно-методологическая организация в процессе обучения;
Познавательные возможности учащихся;
Результаты обучения.
Подводя итог, хочется отметить, что религиоведческие знания необходимы современному человеку, но именно знания о религиях, а не знания о Боге. Эксперимент по религиоведческим дисциплинам запущен, и школа в очередной раз должна сама попытаться понять и разобраться, что именно лучше преподавать. Основной "удар" нового школьного курса приходится на учителей - практиков которые по замыслу теоретиков должны по средствам школьного религиоведческого курса воспитать в будущих гражданах нашей страны духовность, развить толерантность и неприятие религиозного экстремизма и терроризма.