Статья "История развитие системы профессионального образования при Екатерине II"
Статья "История развитие системы профессионального образования при Екатерине II"
Содержание данного материала необходимо студентам первого и второго курса при изучении истории России, также данный материал необходим при дальнейшем изучении системы профессионального обучения, как дополнительный материал. Статья может быть полезна как преподавателям истории, так и преподавателям специальных дисциплин. Материал необходим молодым специалистам первого и второго года профессиональной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользовались особым интересом русской императрицы. Заметные успехи делали специальные военно-учебные заведения - Сухопутный и Морской кадетские корпуса. Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании. Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. В России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского.
За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания. В 1764 году в Москве, на Солянке был открыт казенный «Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей» - первое московское специализированное учреждение для детей - сирот. Основную часть своих средств это заведение должно было получать за счет благотворительных сборов. Сама императрица пожертвовала на закладку здания 100 тысяч рублей и выделяла из своих средств 50 тысяч ежегодных поступлений, призвав своих подданных последовать ее примеру.
При Екатерине II были претворены в жизнь проекты И.И. Бецкого, который был виднейшим деятелем по устройству образования и воспитания на новых началах. В соответствии с идеями и планами И.И. Бецкого был организован ряд учебных заведений в Петербурге и Москве: Общество для благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре(1764г.), такое же Общество для девиц мещанского сословия (1765г.), воспитательное училище для мещан при Академии художеств (1764г.). И.И Бецкой хотел обучить людей, способных успешно проявить себя в различных областях жизни, в разнообразных искусствах и ремеслах, воспитывать граждан полезных государству. В 1786г. Екатерина II повелела открыть главные народные училища в 25 губерниях. Так, в 1788-1790 гг. в Сибири было открыто 13 народных училищ: 3 Главных (в Тобольске, Иркутске, Барнауле), 10 Малых (в Тюмени, Туринске, Кузнецке, Красноярске, Енисейске, Иркутске, Вехнеудинске, Томске, Нарыме). В целом профессиональное образование в стране в период просвещенного абсолютизма сделало значительный шаг вперед.
В конце XVIII века в Российской империи насчитывалось уже около 550 различных учебных заведений (в них обучались 62 тыс. учащихся), в том числе, 400 народных училищ, свыше 60 духовных семинарий и столько же сословных закрытых заведений.
Были созданы уникальные возможности личного роста талантливых людей из народа. Развитие общей грамотности и духовности рассматривалось как приоритетная государственная задача. Образованность всячески приветствовалась.