Статья "ЕГЭ по истории: некоторые аспекты изучения вопросов культуры"
Статья "ЕГЭ по истории: некоторые аспекты изучения вопросов культуры"
Вопросы культуры всегда были наиболее сложными для изучения в курсе истории.Особенностью преподавания вопросов культуры в 11 классе является то, что перед нами сформировавшиеся личности со своими взглядами и убеждениями. И здесь требуется особый подход, позволяющий дать возможность высказать свою точку зрения по изучаемому материалу, охарактеризовать позиции и т.д. Поэтому в 11 классе данные уроки провожу в форме диспутов, защиты творческих проектов. Тематика творческих проектов разнообразна, разрабатывается с учетом интересов обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "ЕГЭ по истории: некоторые аспекты изучения вопросов культуры" »
Зайцева Е. А., учитель истории и обществознания МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области
ЕГЭ по истории 2015: некоторые аспекты изучения вопросов культуры.
Любовь к Родине – это не нечто отвлеченное, э то и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей.
Д.С. Лихачев
Вопросы культуры всегда были наиболее сложными для изучения в курсе истории. Программа перенасыщена, на изучение культуры отводится недостаточно времени, особенно в старших классах. Результаты ЕГЭ 2014 года показали, что выпускники хуже всего знают новейшую историю России и историю российской культуры. 60% выпускников не смогли определить, к какой исторической эпохе относятся события "Слова о полку Игореве", 22% считают, что первые советские космические ракеты создал генетик Николай Вавилов. Это вызвано как объективными причинами (невысокий культурный уровень основной части современного общества, снижение интереса к истории культуры, к жизни и деятельности её выдающихся представителей, к культурно-историческим памятникам), так и субъективными (недооценкой педагогами культурно – цивилизационного, научно – технического, морально – нравственного факторов исторического развития). В результате к 10-11 классам многие забывают те знания, которые были получены ими по истории культуры в основной школе на уроках музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, в курсах истории и литературы. В лучшем случае, часть обучающихся имеют об этом смутные представления. Даже в профильных классах не всегда остаются в учебным плане часы на введение предметных курсов культурологической направленности, не говоря об изучении вопросов культуры на базовом уровне.
А ведь сейчас, когда Россия начинает возвращаться к своим истокам и культурным традициям, важно показать обучающимся, что культура нашего народа – это форма исторической памяти, накопленный десятками поколений русских людей опыт, их взгляды на мир, нравственные и духовные ценности. Именно недооценка культуры, её места и роли в жизни общества порождает невежество, бездуховность, национальный эгоизм и другие негативные явления. Пренебрежение к культуре в недавнем прошлом уже обернулось трагедией для нашей страны. 2014 год объявлен в России Годом культуры. Соответствующий указ подписал Президент РФ В. В. Путин. В документе говорится, что Год культуры будет проводиться с целью "…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире". Важная роль в этом отводится, в том числе и школьным урокам истории.
Одна из задач курса отечественной истории - формирование у обучающихся чувства принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважения к культурным достижениям, восприятие школьниками памятников истории и культуры как ценного достояния страны и всего человечества.
Культура не должна быть на периферии школьного курса отечественной истории. Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и ХХ века, великие произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т.д.
Экзаменационная модель ЕГЭ по истории охватывает содержание курса истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.). Удельный вес числа заданий по истории русской культуры в контрольно-измерительных материалах 2015 года увеличился, и невыполнение именно этих заданий может не позволить набрать выпускникам необходимые баллы. В материалах ЕГЭ можно выделить следующие виды заданий, связанных с вопросами культуры:
1) на знание дат, хронологии
2) на знание фактов
3) на знание понятий терминов
4) на соотношение фактов и понятий, характерных признаков явлений
6) установление соответствия (между событиями и датами, между историческими личностями и сферами их деятельности, произведениями искусства и т.д.)
7) задания для работы с источниками
8) с кратким открытым ответом
9) задания на группировку событий, явлений
Это задания 3, 11, 20, в каждом из вариантов, а также задания 22-27 – выборочно. Также в каждом варианте есть задания 33 – 34 на анализ иллюстративного материала.
Данные задания вызывают наибольшую сложность у выпускников. Обучающимся необходимо рассмотреть изображения зданий, картин, скульптур, плакатов, карикатур, марок и т. д., определить авторство, время создания, стилистические особенности памятника культуры, его связь с событиями и явлениями определенной эпохи. Для работы с данными заданиями использую пособия Р. В. Пазина из учебно-методического комплекса «История. Подготовка к ЕГЭ» издательства «Легион» и на сайте www.legion.ru. Систематизированные по типам задания можно найти в пособие «История 10-11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания повышенного уровня сложности». Много вариантов для работы с иллюстративным материалом предлагаются в издании «Развитие российской культуры. Подготовка к ЕГЭ: справочные материалы, практические задания и иллюстрации».
Особенностью преподавания вопросов культуры в 11 классе является то, что перед нами сформировавшиеся личности со своими взглядами и убеждениями. И здесь требуется особый подход, позволяющий дать возможность высказать свою точку зрения по изучаемому материалу, охарактеризовать позиции и т.д. Поэтому в 11 классе данные уроки провожу в форме диспутов, защиты творческих проектов. Тематика творческих проектов разнообразна, разрабатывается с учетом интересов обучающихся.
Работая над проектом «История XX века в карикатурах» ребята, занимающиеся в художественной школе, дополнили его своими работами. Они нарисовали карикатуры на актуальные темы, которые волнуют сегодняшнюю молодежь. Карикатуры оказались посвящены проблемам сельского хозяйства в нашей стране и проблеме трудоустройства выпускников ВУЗов. Интересными были работы «Плакаты времен Великой Отечественной войны», «Почтовые открытки 1914-1918 гг. как исторический источник», «Холодная война» в советских и зарубежных карикатурах: сравнительный анализ». Карикатура и плакаты - это те виды изобразительного искусства, которым мало внимания уделяется в школьной программе на уроках истории.
Нельзя сводить знакомство с художественными произведениями как с иллюстрацией к историческому процессу. Надо научить обучающихся понимать, что художественное произведение обладает собственной эстетической, гуманистической ценностью. Для этого использую систему вопросов для анализа произведения. При изучении темы «Культура Серебряного века» предлагаю для анализа стихотворение О. Э. Мандельштама «Айя-София».
Вопросы: 1.Как вы думаете, о каком храме идет речь? В соответствии с какими художественными традициями построено это здание?
2.Почему в стихотворении оно называется «Айя-София»?
3.Известны ли вам Софийские соборы в древнерусских городах?
Далее смотрим иллюстрации соборов в Константинополе, Новгороде, Киеве. Таким образом, показываю связь между культурой Византии, Древней Руси, российской культурой начала XX века.
Одно из явлений культуры нашей страны конца XX века – это рок-музыка. Рассматриваем эту тему на примере песни В. Цоя «Перемен!» Задания для обсуждения: Почему в тексте использовано местоимение «мы»? «Все находится в нас», - заявляет герой. А что это - «все»? Что нужно людям, «чтобы друг друга понять»? Почему требуют перемен сердца и глаза, а сами люди «ждут перемен»? Какие перемены наступили в нашей стране?
Такая работа позволяет эстетически переживать художественное произведение. Целостность впечатления художественного образа, погружение в атмосферу времени являются, на мой взгляд, самыми важными результатами любого урока. И именно изучение русской культуры способно действительно помочь растущему человеку осознать свою культурную, национальную принадлежность и самоопределиться в современном мире
В заключение хочется вспомнить слова академика Д. С. Лихачева «Культурное прошлое нашей страны должно быть понято не в своих частях, а в своем целом…Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками»
Используемая литература:
1.Зубков Ю. И. Многофакторная история (методико-методологические аспекты преподавания). – Курск, 2012.
2. Пазин Р. В. «История 10-11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания повышенного уровня сложности». - Ростов-н/Д: Легион, 2013.
3.Пазин Р. В. «Развитие российской культуры. Подготовка к ЕГЭ: справочные материалы, практические задания и иллюстрации» .- Ростов-н/Д: Легион, 2014.
4.Мировая художественная культура. 10-11 классы: дополнительные материалы к урокам/авт.- сост. О. Е. Наделяева. - Волгоград: Учитель, 2012.