Создание психологического комфорта на уроках истории как условие эфективного обучения учащихся
Создание психологического комфорта на уроках истории как условие эфективного обучения учащихся
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его уроки дети любили, учили и получали только хорошие отметки. Как же заинтересовать детей, сделать так, чтобы дети с удовольствием шли на уроки, им было там хорошо, и уютно, как избежать на своих уроках скуки и однообразия? Этому и посвящена моя статья. В ней даются советы профессиональных психологов, ученых, личный опыт педагога в школе,. что же нужно сделать так. чтобы ученику в школе было комфортно, чтобы он с желанием шел на урок, хотел учиться и сам работать, получая при этом чувство собственого удовлетворения?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание психологического комфорта на уроках истории как условие эфективного обучения учащихся »
Создание психологического комфорта на уроках истории как условие эффективного обучения учащихся
Коннова Н.Б. – учитель истории МАОУ СОШ с. Новополеводино
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его уроки дети любили, учили и получали только хорошие отметки. Как же заинтересовать детей, сделать так, чтобы дети с удовольствием шли на уроки, им было там хорошо, и уютно, как избежать на своих уроках скуки и однообразия? Что же нужно сделать, чтобы ученику в школе было комфортно, чтобы он с желанием шел на урок, хотел учиться и сам работать, получая при этом чувство собственного удовлетворения?
Я думаю, что планируя свою работу, учитель должен помнить о том, что, от того, насколько комфортно чувствует себя ребенок на уроке, насколько создан благоприятный микроклимат на занятиях, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит педагогическим методикам и, в первую очередь, личности самого учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Этот фактор особенно значим в нашей школе, так как обучаются ребята из разных сел. И в первую очередь перед ними стоит задача адаптироваться к условиям пребывания в данной школе. И вот здесь- то как раз очень важен комфорт детей в образовательном учреждении. А одной из главных составляющих психологического комфорта и является комфорт на уроке. Ребята попадают в совершенно новые для них условия, когда состояние класса во многом зависит, прежде всего, от учителя. Хочу подробнее остановиться на принципах психологического комфорта: учеба должна давать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций; исключать психотравмирующие ситуации. Ребенок должен себя легко и свободно чувствовать на уроке, не бояться отвечать, высказывать свою точку зрения, идти к доске.
Сегодня очень часто стали присутствовать в психологических портретах школьников такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, напряженность. Дети зачастую испытывают эмоциональный дискомфорт на уроках. А это явно приводят к снижению работоспособности, а, следовательно, и успеваемости, теряется интерес к учебе.
Очень важно основываться на терпении, любви, уважении и понимании – вот четыре основополагающих процесса воспитания и обучения. Для педагога главное нужно выбрать методы и приемы. Это очень важно. Применив метод и не получив ожидаемого результата, учитель часто начинает обвинять в этом не себя, а ученика: не способен, не подготовлен, нет внимания, не может и т. д. Сплошные «не»…
А ведь мы часто говорим. Школа-это твой второй дом. А так ли это на самом деле? Дома человеку не бывает плохо. А вот в школе –да, бывает..
Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.
В. А. Караковский
Школа… Для учителя – это храм знаний. Для ученика – дом общения со сверстниками и взрослыми, место, где всегда должно быть интересно и увлекательно. Спросите любого школьника: хотел бы он стать ближе к порой недосягаемым педагогам, общаться с ними на равных, как с родителями или хорошими знакомыми. Наверняка, вы получите утвердительный ответ. Кто-то скажет: «Это невозможно, этим мы подрываем авторитет учителя». Но… нет ничего невозможного. Всё очень просто. Нужно немного желания и капельку усилий, а учительский авторитет лишь вырастет в удивленных глазах счастливых учеников.
Психологический комфорт в школе – важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто переступает порог образовательного учреждения, будь то взрослый или ребенок. Создать в образовательном учреждении атмосферу сотрудничества, сотворчества, выстроить основы, необходимые для содружества взрослых и детей, – непростая задача, посильная лишь команде неравнодушных и творческих педагогов, которые знают законы психологии (или стремятся их узнать с помощью школьного психолога) и хотят научить детей использовать их в своей жизни.
Возможно, кто-то скажет, что современные школьники и так слишком загружены и им достаточно изучения предметов, зафиксированных в учебном расписании. Никто не станет опровергать этот аргумент, но нужно отметить, что постижение азов психологии – это не изучение новой дисциплины и не создание дополнительной нагрузки для учащихся и педагогов. Это средство, причем очень эффективное, для создания особой неповторимой атмосферы в школьном доме, возможность привлечь внимание детей и взрослых к скрытым резервам психики и вооружить необходимыми знаниями тех, кто стремится к успеху.
Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся это:
Неуверенность в себе,
Повышенная утомляемость,
Замедленность темпа работы,
Повышенная потребность во внимании,
Повышенная двигательная активность,
Трудности в переключении с одной деятельности на другую.
У учителей факторами дискомфорта выступают:
Физическая и психологическая напряжённость труда,
Постоянное оценивание со стороны людей,
Высокий уровень ответственности,
Тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся,
Разные стили управления педагогическими кадрами.
Рассмотрим виды нагрузок во время урока: Умственная: связанная с затратами энергии на мыслительные процессы. Статическая:связана с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение тела во время учебных занятий. Динамическая: как правило, недостаточно, что приводит к гиподинамии. Значит, динамическую нагрузку можно и нужно увеличивать с помощью физкультминуток.
А если посмотреть честно, то виноваты, как правило, мы, учителя, применяя совсем неподходящий, непригодный в данной ситуации и к данному ученику метод. Хочу привести в качестве примера слова «заслуженный собеседник» предложенные А.А. Ухтомским, надо понимать так: «Учитель, ты будешь понят только тогда, когда сам поймешь ученика», сам поставишь себя на его место. Для этого учитель должен быть не только предметником, носителем знаний, обучать детей, но и тонким психологом.
Работая в детском школьном коллективе, необходимо помнить и знать, что слово:
Комфорт — заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский)
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов)
Существует три структурные составляющие данного понятия.
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Источником психологической комфортности является:
положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;
доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.
Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.
Каждый раз, начиная работать с новым классом, необходимо составить представление:
• о личностно-психологических особенностях каждого учащегося;
• о соотношении способностей и обучаемости каждого;
• о мотивации отношения к учебному процессу;
• о взаимоотношениях между ребятами в классе;
• о семье ученика
Для этого необходимо тесное сотрудничество с психологом, воспитателем, классным руководителем.
А как создать атмосферу психологической поддержки в классе .Психолог Карл Роджерс предлагал следующее:
1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.
3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.
6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.
8) Он должен открыто выражать группе свои чувства.
9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.
Хочу обратить внимание на технологию и приемы общения (Д. Карнеги):
1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.
5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
Золотые правила психологического комфорта на уроке
Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
Предусмотрительность, тактичность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении делают отношения доброжелательными. Дети тянутся к такому педагогу.
На уроках истории стараюсь подобрать интересные задания для детей, различные физминутки, а также разрядить обстановку доброй и удачной шуткой.
Ребята на уроках чувствуют себя свободно, им нравится стиль работы, прогнозирую ситуацию успеха всегда, прислушиваюсь к мнению ученика, стараюсь выслушать всех, не перебивать и, конечно, всех без исключения уважать. Найти то хорошее в детях, что послужит импульсом, маячком в игровой и учебной деятельности.
Урок –это же живая клеточка учебного процесса, поэтому в ней все должно быть естественно, живо, непринужденно.
Очень любят дети дидактические и ролевые игры, а также диспуты и разговор с личностью, узнай дату. Применение всевозможных педагогических методов, приемов, средств, которые интересны детям, повышает мотивацию на уроке. Увлечь нужно ребенка, заинтересовать, а иногда и удивить, поэтому подбираю интересные факты на урок. События. Рубрика есть «Это интересно», ребята с большим удовольствием сами готовят материал.
Я думаю, когда ребенку будет интересно, когда он сам захочет что-то найти, извлечь ту или иную информацию. то и учебная деятельность достигнет нужного эффекта и комфорт но себя будет чувствовать ученик на уроке.
Поэтому очень важно принять советы психологов, ученых по созданию психологического комфорта на уроке, как руководство к действию. Нужно запомнить, что формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая доброжелательная атмосфера в классе, психологический микроклимат, хорошие отношения учителя и учащихся, занимательность и увлеченность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация дидактических познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций и многое другое. Помните, уважаемые коллеги: все в наших руках!