Просмотр содержимого документа
«Современный учебник истории башкортостана: учительский запрос»
Валиева Гульнара Маратовна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №7 г. Бирска
СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК ИСТОРИИ БАШКОРТОСТАНА:
УЧИТЕЛЬСКИЙ ЗАПРОС
В связи с новой ситуацией, складывающейся в российском образовательном пространстве, отметим, что в последние годы наблюдается кризис истории как школьного предмета. В то же время все мы понимаем, что историческое мышление в наибольше степени способствует развитию мировоззрения человека, адекватному восприятию самого себя в обществе и в истории.
Уверены, что курс истории Башкортостана, встроенный в известную ось «человек и семья-малая родина-страна-мир» поможет решить названную проблему.
Региональный компонент содержания общего образования призван отражать региональное образовательное пространство Башкортостана
В основе концепции нового (безусловно- необходимого) учебника должны быть заложены три основных принципа:
- преемственность курсов истории России и истории Башкортостана;
- соответствие требованиям ФГОС и культурно-историческому стандарту;
- ориентация на требования, предъявляемые к курсу истории ОГЭ и ЕГЭ, что и должно определять методическое содержание нового учебника, а лучше УМК.
Данный запрос со стороны учителей обусловлен, в первую очередь, требованиями, которые предъявляются к современной школе, т.е. к самим учителям.
Содержание и структура регионального компонента должны соответствовать задачам личностного развития школьников, а также целям формирования и развития предметных и метапредметных компетенций (навыков и умений, УУД и т.п.)
Компетентность современного школьника включает в себя развитие познавательной деятельности, умение видеть и понимать проблему, формулировать ее, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в современном информационном пространстве…
Именно в этой плоскости и лежат проблемы «старых» учебников истории Башкортостана, поскольку написаны они в чисто академическом стиле, главным их недостатком является несоответствие требованиям государственного стандарта.
Поэтому, с нашей точки зрения, основное требование к новому учебнику применяется не столько к содержательному, а к дидактико-методическому сопровождению курса истории Башкортостана.
Оговоримся, что это должен быть не один учебник, а учебники, изданные по принципу периодизации и синхронизации с курсом отечественной, т.е для отдельных классов, начиная, видимо с 6-го класса. В таком случае мы получим учебники небольшие по объему, компактные, «удобные в использовании». И, конечно, авторский коллектив должен быть один, что не исключает привлечения для работы над ним специалистов по отдельным проблемам.
Любой учебник, в т.ч. и тот, что нами обсуждается, должен учитывать возрастные особенности школьников: содержание и методический аппарат пособий для 6-го и 9-го классов, как минимум, будут поданы адаптированным к возрасту языком.
Нужно по максимуму исключить политизацию и идеологизацию курса.
Говоря о содержании учебного пособия не забудем и о связи истории региона с развитием культуры народов, его населяющих. В учебниках, которые используются сегодня, именно в этой части наблюдается большая асинхронность.
Нужно предусмотреть возможность и необходимость использования краеведческого материала.
Несомненно, что событийная нить региональной истории должна органично вплетаться в канву базового курса российской истории, интегрироваться с ним, выделяя при этом особенности, признаки, специфические черты исторического развития Башкирии.
Должно быть место и истории родного города, села, деревни. История – это не только история восстаний, войн, государств, но и история маленького человека, семьи, малой родины. При этом использование краеведческого материала не может быть чисто фрагментарным, необходимо придерживаться принципа систематичности.
Такая подача материала будет способствовать формированию уже названных личностных, предметных и надпредметных знаний, умений и навыков обучающихся.
Подчеркивая важность многофункционального методического аппарата учебника, определимся с основными запросами к нему, возникающими в связи с обязательностью деятельностного и компетентностного подходов и, конечно же, в связи с необходимостью сдачи экзаменов в формате ЕГЭ.
Постоянная, систематическая словарная и лексическая работа, которая является основой формирования родо-видовых понятий, навыков анализа и синтеза, аргументации и т.п.
Задания и вопросы различного типа – от репродуктивных до проблемных, творческих, исследовательских.
Задания, расширяющие информационное поле школьника и дающие ему возможность самостоятельно формулировать цели, проблемы, задачи, намечать пути их решения.
Огромный и проблемный пласт методического оформления – это дидактические материалы. Конечно, хотелось бы видеть их во всем много- и разнообразии: литературные источники (как современные изучаемому событию, так и интерпретирующие его), подлинные письменные документы, кино- и фотоматериалы, карты (очень хочется интерактива…), картины, этнографические и археологические материалы и т.д.
Работа с источниками должна быть выстроена на стандарте заданий ЕГЭ и ОГЭ.
В связи с поставленными задачами имеет смысл обратиться к имеющемуся опыту создания и использования учебников по истории.
В первую очередь мы имеем в виду серию учебников истории «Школа-2100» издательства «Баласс».
Интересен вариант учебного пособия, предложенный в рамках проекта «Академический школьный учебник»- серия «Сферы» и осуществленный издательством «Просвещение». Его отличают максимально краткий авторский текст, вводные рубрики «Вы узнаете» и «Вспомните»(впрочем, обязательные во всех учебниках в соответствии с требованиями ФГОС), удобно расположенный на широких полях учебника иллюстративный материал, карты, хронологические схемы и таблицы, диаграммы, дополнительный материал, задания для углубленного изучения («Мои исторические исследования») и т.п. В результате все содержание темы-параграфа умещается на 4-5 страницах, но при этом информационно и дидактически очень насыщенно.
УМК серии «Сферы» дополняется очень полезной для учащихся тетрадью-тренажером, в которой каждый раздел подробно изучается в рамках рубрик «Выполняем тесты», «Работаем с текстом», «Работаем с картой», «Смотрим и думаем», «Учимся аргументировать», «Сравниваем». Деятельностный подход к обучению в действии
По нашему мнению, данный учебник требует сопровождения серьезным методическим пособием для учителей, которое будет особенно полезно молодым учителям.
Интересные находки есть и у авторов, сотрудничающих с издательством «Вентана-Граф»
Надеемся, что в скором времени будет создан учебный комплекс современный, объективный, многофункциональный.
Именно в таком случае мы можем интегрировать как гносеологические элементы, так и технологические и методические приемы и методы. С помощью такого УМК по истории Башкортостана возможно осуществление системно-деятельностного и компетентностного подходов к изучению истории.
Названные требования позволят на полноценно включить элементы краеведения, региональной истории, культурологии в «живую», личностную историю. Это, надеемся, поможет преодолеть известный нигилизм современных школьников по отношению к истории, создаст ситуацию интереса к «провинциальной» истории и, в конечном итоге, будет способствовать развитию исторического мышления школьников.