kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современная информационно-психологическая война и методы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная глобалистика ознаменовалась широким применением технологий и методик ведения информационных войн для достижения не только военных. но и многоуровневых внешних и внутриполитических целей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современная информационно-психологическая война и методы»

СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОНННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

  Пронина Н.А., преподаватель истории

Луганского отделения медицинского колледжа  

 ГУ ЛНР «ЛГМУ ИМ. СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ» 


Современная глобалистика ознаменовалась широким применением технологий и методик ведения информационных войн для достижения не только военных, но и многоуровневых внешних и внутриполитических  целей. Видные теоретики  в области информационного противостояния отмечали особенности этапов развития теории информационных войн, указывая на различия по степени применения информационного оружия и по ширине распространения влияния его в сегментах общества  [1, 4 ,5, 7]. В.И.Цымбал подчеркивал, что информационная война имеет широкий и узкий смысл. [6, с.35]  В широком смысле – это один из способов противостояния между двумя государствами, которое осуществляется главным образом в мирное время, где объектом воздействия являются наряду с вооруженными силами и гражданское население, общество в целом, государственные административные системы, структуры производственного управления, наука, культура. В литературе часто можно увидеть  и соотношение понятий «информационная война» и «кибервойна». Мы соглашаемся с мнением Д.В. Шибаева о неравнозначности этих понятий. Они соотносятся как часть и целое, информационная война –  целое, так как включает в себя действие, среду и орудие этого действия, в то время как кибервойна включает в себя только среду (исключительно электронную) и орудие (электронные средства коммуникации). «В широком смысле информационное противостояние (война) может осуществляться (помимо самого популярного – электронного способа) посредством печатной пропаганды, телевидения и радио и др., хотя следует признать, что использования киберпространства  является не только самым дешевым, но и самым эффективным средством информационного противоборства». [ 7, с.61] 

Целью проводимого нами социологического исследования в студенческой среде  (анкетирование проводилось в ЛОМК ГУ ЛНР «ЛГМУ имени Святителя Луки».  Участвовало  78  респондентов) было: выявление масштабов воздействия информации на молодежь, сферы включенности ее в информационное пространство, уровень  противостояния информационной агрессии, готовность следовать определенным советам, методикам. 

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что  в педагогической и психологической литературе нет достаточно обоснованных парадигм осуществления инновационных подходов к включенности в качество патриотизма таких характеристик личности как морально-психологическая устойчивость, бдительность и ментальная сплоченность, позиционность на критическое мышление и гражданственность. Исследование  качества сформированности информационной культуры позволяет надеяться на создание системы и методов информационного противоборства инновационного качества, формирования иммунитета к агрессивной информации. 

Информация все шире, больше заполняет современный мир, меняя взгляды членов общества на действительность. Мы,  получая ее, накапливаем, обмениваемся ею. На ее фоне формируются наши мнения на какие-либо процессы или события (68% опрошенных) и  именно она является одним из важнейших компонентов, формирующих современное общество (70% опрошенных). Понятие «информационная безопасность» сегодня трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле — это информационная безопасность человека, общества и государства. В узком смысле — это безопасность самой информации и каналов ее приема (передачи). В нашем же случае, мы  ориентированы на рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением информационной безопасности личности. Личность, как ключевой элемент социума, наиболее подвержена различным социальным опасностям, трудностям, - на что указало 51% респондентов. Именно поэтому понимание безопасности в контексте соотношения интересов личности, общества и государства предполагает рассмотрение информационно-психологической безопасности как  важного аспекта общей проблемы. 

В настоящее время применение информационного оружия приобретает небывалый размах и остроту. Основной опасностью такого рода агрессии является скрытый и массированный характер воздействия: во многих случаях население не ощущает  воздействия (подчеркивает четверть опрошенных), которое часто облекается в доброжелательную, привлекательную форму (борьба за демократию, против авторитарного режима, против коррупции, за сохранение мира).  Арсенал методов воздействия в информационной войне достаточно разнообразен, непредсказуем и гибок. Поэтому трудно выработать оборонительную тактику противодействия информационным атакам. При этом говорить о своеобразной «вакцинации» общественного мнения против информационной агрессии можно только в плане воспитания особого рода культуры восприятия информации, поступающей по разным каналам средств массовой коммуникации (Интернет – 89%, телевидение – 72%, родители – 17%, друзья – 16%, радио - 8%, газета – 4%), формирования киберсоциализации.  Наибольшее значение такая работа приобретает в образовательных учреждениях - уверенно отметили 86% анкетируемых.

Молодежь, нужно отметить, является основной социальной группой, придающей коммуникативный резонанс информационной кампании. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни, желанием самоутвердиться.  В это время молодежь озабочена желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, приемлемым социальным статусом. Именно молодежь наиболее управляема посредством агрессивной политической рекламы и  вследствие несформированности своих интересов, незрелости мотивационной сферы, отсутствия четкой гражданственности. В связи с этим она более активно, иногда даже безоглядно, рискованно,  впитывает информацию, действуя по манипуляционным формам воздействия, чем любая другая социальная группа (21% респондентов). Настоящее время характеризуется для молодежи еще и кризисом идентичности, при котором вхождение во взрослый мир, ощущается как несправедливый и неправильный, и является стрессовым, а соответственно внутри уже содержит протестные настроения. При таких условиях именно она наиболее уязвима для информационных атак. К этому можно добавить также то, что молодежь объединена в социальные сети (86% респондентов) и способна  активно формировать свои каналы передачи информации. По ним она может транслироваться гораздо быстрее, чем через официальные СМИ, и вызывать гораздо больше доверия (на это указало 61% студентов). Таким образом, условия современной информационной среды требуют знания основных моделей и методик проведения информационной пропаганды, а также критичного отношения в целом к информации. 

Распознать направленное информационное воздействие не так уж и сложно. Анализ научных трудов по теме исследования [1,2,3] позволяет выделить несколько аспектов, характеризующих информационную агрессию, с которой уже столкнулось 76% респондентов. Среди примет применения информационного оружия на первом месте стоит использование «многоцелевого объекта для последующего коммуникативного резонанса», ключевого слова новости, при этом, как правило, в качестве лозунга выбирается некая глобальная проблема, в решении которой заинтересованы многие. Как показывает анализ фактов новейшей истории, ведущими темами остаются «демократия», «терроризм», «коррупция», «эпидемии», «экология». Основным каналом передачи информации, как правило, становятся мировые глобальные СМИ (указало 84% студентов). При этом наблюдается информационный конформизм в случаях транслирования информации национальными СМИ разных стран. Таким образом, указание одного источника информации разными СМИ (например, «по данным информационного агентства СNN») должно в первую очередь насторожить и вызвать сомнения в объективности подачи материала. При этом в ходе образовательного процесса преподаватель должен воспитывать культуру поиска дополнительной информации, в основе которой  лежит работа с несколькими источниками информации. Плюрализм официальных точек зрения и мнений, изложенных в различных авторских работах, увеличивает шансы получить достоверную информацию (с чем согласилось большинство анкетируемых студентов). 

Особое внимание следует уделить анализу аудиовизуальных материалов, которые оказывают наибольшее эмоциональное воздействие (прежде всего на подсознание) и в основном обеспечивают некритичное восприятия материала (с этим уже столкнулись 24% студентов). Так, подчеркнутый драматизм журналистских текстов достигается художественным и музыкальным оформлением заставок новостей и аналитических программ, намеренным наложением фейковых материалов. Недоверие должны вызвать сюжеты, в которых фигурируют образы, содержащие общекультурные символы и мифологемы,  возможно включение в репортажи красочных коллажей из флагов, лиц, протестующей мимики и жестов, обязательного присутствия женщин и детей (влияние на себе такой тактики ощутило треть респондентов).    Обучающейся молодежи следует акцентировать внимание на данных о технике видеосъемки, технологических особенностях подачи видеоматериала. Цели ведения информационной войны определяют ракурс съемок, выбор панорам, объектов и субъектов репортажей. Камера оператора фиксирует ограниченное пространство, поэтому умело подобранный ракурс позволяет создать иллюзию большего количества людей, чем в действительности. «Мастера» особых технологий не забывают о мимике, жестах.  

Могут проявляться  постановки особого типа - явления скрытой «мягкой» контрпропаганды, случаи, при которых нужный информационный эффект достигается без значительного искажения объективной реальности, - только за счет применения особых техник подачи материала. Например, А. Миронов указывает на использование приема «пластиковая голова», в котором важную роль играет «эксперт», чье авторитетное мнение воспринимается аудиторией как истинное,  вызывающее доверие [3, с.17]. На себе данный прием опробовали почти все респонденты. Нужно назвать и  прием «наш человек в толпе».  В этом случае центром повествования, определенного показа, становится не  герой события, а случайный прохожий, «маленький человек», близкий нам по мышлению, виду,  мнение которого преподносится как «глас народа». 

 Комплексное решение рассмотренных задач информационной безопасности   позволяет значительно уменьшить риски причинения различного рода ущербов (морального, материального, здоровью, позиционности).  А ведь есть еще и процесс прямого зомбирования личности, вредоносность манипулирования. Вступление человечества  в информационную стадию развития существенно расширило возможности получения нужных результатов в деле управления индивидуальной психикой и психологией толпы, больших масс людей. В работу по программированию психики включились новые науки (кибернетика, информатика, генетика) и технологии (электронные СМИ, глобальные информационные сети, в первую очередь Интернет). Установки манипуляторов те же: сделать поведение людей более стабильным, неконфликтным, хорошо поддающимся контролю и управлению.  Особенно преуспели в этом средства массовой информации. Сегодня по их шаблонам люди высказывают «свое» мнение, спорят друг с другом (28% респондентов). По их рецептам определяют отношение к политическим партиям и общественным лидерам (34%), к проводимой в государстве политике (55%), воспитывают детей (26%), одеваются (47%), лечатся (24%), выбирают покупки (68%), выбирают стиль общения (32%), выбирают профессию (38%), отдых (64%).    

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность молодежи. Просвещение подрастающего поколения, углубление знаний, навыков в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав личности в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию, возможности полноценной самореализации. Понятно, что привыкание к такому стилю жизни и освоения ценностной, нужной информации способствует накоплению энергии и сил к реализации своей устремленности к улучшению себя и действительности. Гражданин должен быть самодостаточным и не давать никому уничижать себя, свое достоинство и Родину. Таким образом, воспитание культурыолучения информации,  выстраивание собственной системы ее обработки, использования, включенности в систему гармонизации себя и действительности. послужит не только залогом стабильного развития личности обучающегося, но и общества в целом. Безусловно, - тот кто обладает нужной информацией, может вовремя и грамотно ею воспользоваться, - полноценно самореализуется, более эффективно использует свою уникальность, больше принесет пользы стране, обществу и себе, уже счастливому…  

Необходимо подчеркнуть, что студенты-респонденты указали важными факторами противодействия информационной войне: формирование и углубление морально-психологической устойчивости личности (67%), бдительности (46%) ментальной сплоченности (58%), патриотизма (82%) и личной ответственности (63%) а также расширение духовного пространства, углубление общей и правовой культуры (57%). Сформировать у обучающейся молодежи активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им – одна из важнейших задач по ответственной  социализации личности. 

Работа по формированию информационной культуры на уроках общественных дисциплин может проводиться в виде комментирования учителем или блиц-обсуждения новостных сообщений. Форму общения с обучающейся молодежью и методику встраивания такой работы в учебный процесс выбирает преподаватель и это во многом зависит от уровня подготовки учебной группы, темы занятия, актуальности поднимаемой проблемы, наличия навыков осуществления проектных технологий. Подобная работа с фактами новейшей истории наряду с развитием общих компетенций (логического мышления, наблюдательности, критического мышления) способствует формированию навыков поиска и обработки больших объемов информации, что в современном обществе  имеет особое значение. 

Среди основных правил, которых необходимо придерживаться, чтобы не стать объектом агрессивного информационного воздействия можно обозначить: меньше всего доверять сенсационной информации; значимую информацию получать, пользуясь как можно большим количеством источников; использовать для поиска разные каналы СМИ (телевидение, радио, интернет); изучать комментарии и исследовать обсуждения событий в новых социальных медиа (блогах, социальных сетях); не использовать СМИ как фон при выполнении других работ; формировать свой новостной поток, т.е. получать новости выборочно посредством аналогов традиционных СМИ в Интернете. 


ЛИТЕРАТУРА 

1. Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы // Т.П. Воронина − М.: “Издательский отдел ЦАГИ” ,1995. 

2. Манойло А.В. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны: Монография // А.В. Манойло, А. И. Петренко. – М.: Горячая линия, 2003. 

3. Миронов А. С. Раздувай и властвуй. Практическое руководство по технологиям «мягкой» пропаганды / М., 2001. 

4. Пирумов В.С., Родионов М.А. Некоторые аспекты информационной борьбы в военных конфликтах//Военная мысль. 1997. №5. С.44-47.  

5.  Расторгуев С.П. Информационная война. М.: Радио и связь. 1998. С.35-37.  

6. Цымбал В.И. О концепции информационной войны // Информационный сборник «Безопасность». 1995. №9. С.33-37. 

7. Шибаев Д.В. Методы противодействия информационной войне //Российский журнал правовых исследований. 2016. №4(9). С.60-67. 

  


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Современная информационно-психологическая война и методы

Автор: Пронина Надежда Александровна

Дата: 15.12.2020

Номер свидетельства: 567161


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства