Сочинение-исследование на конкурс: «О них мы добрую память храним»
Сочинение-исследование на конкурс: «О них мы добрую память храним»
В буре военных событий Великой Отечественной войны было немало событий, которые незаметно «потерялись», не получив должного отражения в истории. К числу таких эпизодов с полным основанием можно отнести и строительство железной дороги от Кизляра до Астрахани, известной как стройка НКПС № 8.
Начальный период Великой Отечественной войны, как известно, сложился неблагоприятно для Советского Союза. Была оккупирована значительная территория страны, шли тяжелые оборонительные бои, экономика перестраивалась на военные рельсы. Планы немецко-фашистского руководства предусматривали в качестве одной из стратегических задач летней компании второго года войны захват Кавказа с целью овладения нефтеносными районами и выхода на ирано-иракскую границу.
Зная вражеские планы по захвату Кавказа и учитывая реально складывающуюся не в нашу пользу фронтовую обстановку, еще 16 августа
г. состоялось решение ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР о строительстве новой железной дороги от Кизляра до Астрахани. Эта специальная стройка НКПС № 8 призвана была обеспечить железнодорожный вывоз бакинской нефти по кратчайшему пути. Дорога должна была быть готова к первому августу 1942 года. 80 процентов этой магистрали (280 км из 356) проходила по территории Калмыцкой АССР. Жители Калмыкии, а это в основном женщины, старики и дети, строили дорогу в течение 23 месяцев. Железная дорога от Кизляра до Астрахани стала одной из крупнейших военных строек. Она проходила в сложной природно-географической, безводной, малонаселенной и экономически неразвитой зоне. Героический и самоотверженный труд участников строительства, общая численность которых (включая местное население) доходила до 20 тыс. человек, позволил в сжатые сроки выполнить основные работы. 4 августа 1942 г. первый поезд из Кизляра прибыл в Астрахань. Это торжественно отмеченное событие стало началом регулярного движения поездов по железной дороге.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сочинение-исследование на конкурс: «О них мы добрую память храним» »
Министерство образования и науки Республики Калмыкия Муниципальное казенное образовательное учреждение «Цаганаманская гимназия»
Районный заочный конкурс детских творческих работ «Наша Победа!», посвященный 70- летию Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 гг.
Номинация: «Сочинение»
Сочинение-исследование:
«О них мы добрую память храним»
Автор: Горипов Савр Джангрович 11г класс Руководитель: Бадмаева Л.А., учитель истории, обществознания
п.Цаган Аман, 2015г.
В буре военных событий Великой Отечественной войны было немало событий, которые незаметно «потерялись», не получив должного отражения в истории. К числу таких эпизодов с полным основанием можно отнести и строительство железной дороги от Кизляра до Астрахани, известной как стройка НКПС № 8.
Начальный период Великой Отечественной войны, как известно, сложился неблагоприятно для Советского Союза. Была оккупирована значительная территория страны, шли тяжелые оборонительные бои, экономика перестраивалась на военные рельсы. Планы немецко-фашистского руководства предусматривали в качестве одной из стратегических задач летней компании второго года войны захват Кавказа с целью овладения нефтеносными районами и выхода на ирано-иракскую границу.
Зная вражеские планы по захвату Кавказа и учитывая реально складывающуюся не в нашу пользу фронтовую обстановку, еще 16 августа
г. состоялось решение ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР о строительстве новой железной дороги от Кизляра до Астрахани. Эта специальная стройка НКПС № 8 призвана была обеспечить железнодорожный вывоз бакинской нефти по кратчайшему пути. Дорога должна была быть готова к первому августу 1942 года. 80 процентов этой магистрали (280 км из 356) проходила по территории Калмыцкой АССР. Жители Калмыкии, а это в основном женщины, старики и дети, строили дорогу в течение 23 месяцев. Железная дорога от Кизляра до Астрахани стала одной из крупнейших военных строек. Она проходила в сложной природно-географической, безводной, малонаселенной и экономически неразвитой зоне. Героический и самоотверженный труд участников строительства, общая численность которых (включая местное население) доходила до 20 тыс. человек, позволил в сжатые сроки выполнить основные работы. 4 августа 1942 г. первый поезд из Кизляра прибыл в Астрахань. Это торжественно отмеченное событие стало началом регулярного движения поездов по железной дороге.
В 1941-1942 гг. на эту всенародную стройку были мобилизованы жители шести восточных улусов Калмыкии, их было более 15 тысяч. Затем с
года по осень 1943 года в укреплении железнодорожного полотна и достройке железной дороги участвовало еще около 10 тысяч жителей северных, центральных и западных улусов республики. Таким образом, всего в стройке за 2 года участвовало более 25 тысяч жителей Калмыкии.
Трудоспособным населением, которое должно было нести трудовую повинность, объявлялись мужчины от 14 до 60 лет и женщины от 15 до 55 лет. От привлечения к трудовой повинности освобождались только инвалиды войны и труда 1 и 2 групп, женщины, имеющие грудных детей и детей дошкольного возраста, беременные женщины за 2 месяца до родов. Однако фактически активно использовался труд детей 11 - 13 лет и даже младше, пожилых людей старше 60 лет и даже 70 лет. Многие матери были вынуждены брать с собой на строительство маленьких детей, так как оставлять дома их было не с кем. Дети работали погонщиками гужевых подвод, пастухами рабочего скота, сторожами, доставщиками воды на трассу.
Людей обязывали явиться на места сбора, в исполкомы сельских советов, с лопатами, кирками, ломами и иными инструментами. В случае уклонения от трудовой повинности, виновным были обещаны штрафы до 3 тысяч рублей и уголовное преследование по статье 59 УК РСФСР (в редакции 1926 года) - лишение свободы на срок не ниже 6 месяцев, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры- расстрела, с конфискацией имущества.
Колхозам было поручено обеспечить строителей жильем (это были^ обычные в то время кибитки и землянки), питанием, рабочим скотом, подводами, инвентарем на весь период строительства. Зарплату не платили.
Люди перемещали грунт из бэровских (до 5-7 метров) бугров возвышенностей в балки, низины и болотистые места вручную, на тачках и носилках, в корзинах и мешках, на бычьих, воловьих и верблюжьих телегах.
Одна из характерных особенностей человеческой природы в том, что человек обретает себя и свое счастье только в родстве и солидарности с людьми. Однако любовь к ближнему, к Родине - не сверхчеловеческий феномен, это нечто врожденное человеку и излучаемое им. Ведь недаром говорят, что всё хорошее на Земле от природы, а всё доброе - от человека.
Одной из духовных ценностей, стоящих рядом с патриотизмом и сливающихся с ним, является жертвенность. Однако жертвенность присуща немногим. Далеко не каждый человек отличается патриотизмом. А патриотизм, на мой взгляд, это то чувство, которое формирует духовнобогатую личность.
Моя бабушка, Александра Басанговна Бадмаева, участница строительства железной дороги Астрахань - Кизляр, родилась 4 января 1928 года в селе Бергин (совхоз Полынный с 1944) Юстинского улуса. В семье было трое детей, она была старшей. Мама, Эльзята Мучеряевна занималась воспитанием детей, папа, Басанг Улюмджиевич был милиционером. В 14- летнем возрасте (в 1942 году)была мобилизована на строительство военностратегической железной дороги Астрахань - Кизляр. Она работала на разъездах и перегонах второго участка строительства № 8, от станции Трусово до станции Басы, на сооружении земляного полотна станционных и магистральных путей. А также при сооружении придорожных и станционных строений, в составе бригады колхоза им. Кирова, Бергинского сельсовета Приволжского улуса, с 28 апреля 1942 года по 18 июля 1943 года. Вместе с ней на одном строительном участке работали: Лиджиева Полина Бастаевна и Джекиев Сангаджи-Гаря Шохаевич.
Моя ээджа была удивительным человеком - доброй, заботливой, ласковой. У бабушки не было счастливого детства, а тут еще и война, лишила ее счастливой юности. Она помнила, как в село въезжали немцы на мотоциклетах и требовали выдачи продуктов. В декабре 1943 года, вместе с семьей было выслана в Новосибирскую область, Черепановский район, с. Огнезаимка. Там она работала в тайге на лесоповале, по пояс, проваливаясь в сугробы, вручную пахала огороды, собирала урожаи, пахала поля по 15-20 соток в день. 9 мая, она работала в поле, когда вдруг прибежал бригадир и, смеясь, целуя всех кричит: «Девчата, милые, слушайте, какую я вам новость- то скажу! Война-то, война эта проклятая кончилась!», а вечером в клубе
были танцы. Люди смеялись, поздравляли друг друга, танцевали и пели под единственную во всей деревне гармонь и мечтали о том, как встретят мужей, сыновей, вернувшихся с войны, и о том, какая потом будет ясная и счастливая жизнь. И надеялись, что никогда больше не будет войны.
Сегодня в Калмыкии из более 15 тысяч путейцев военной поры в живых осталось 409 человек. Те, кого с нами нет, глубоко осознавали общий смысл борьбы за счастье, осознавали свою личную ответственность за судьбу страны, сознательно шли на подвиг во имя справедливости и добра. Жизнь и борьба во имя Родины неразделимы для них, героизм - не минутная вспышка, а норма поведения, мировоззрение. Таких людей нельзя победить. Они вошли в бессмертие. В каждом человеке есть особенности характера и психологии того народа, который он представляет. Ветераны войны и труда и сейчас привносят особый дух мужества и житейской суровости, которого не хватает современной системе воспитания. Сегодня, мне и моим ровесникам довольно сложно понять все изломы войны, не представляя, как воспринималась и переживалась эта эпопея на фронте и в тылу простыми советскими гражданами, чей непосредственный труд составил основу Великой Победы.
Важно понимать и осознавать, что грозные события далеких лет - это не придуманные сценки из боевика или мифы и легенды о жизни советских трудящихся. Возможно, притупилась боль от минувших потерь, но пережитое оставило жгучий, неизгладимый след в душах и судьбах живущих рядом близких и знакомых нам людей. Годы идут, и все меньше остается с нами тех, кто мог бы поделиться своими личными ощущениями событий тех лет. Пройдет не так много времени, и возможность воссоздать «живую историю» войны будет упущена навсегда. История - талантливый учитель, но, являясь зачастую служанкой политики, она иногда вслед за ней круто меняет ориентиры. Я считаю, что незаслуженно предан забвению сам факт участия жителей Калмыкии в строительстве Дороги Победы, ведь ни в одном учебнике по истории России об этом не упоминается. Кто знает, была бы ли победа под Сталинградом и коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны в 1943, не будь построена эта магистраль. Как писал Василий Ключевский «Изучая дедов, познаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя».
Наш долг перед ними - сохранение памяти. Ведь именно в ней истоки нравственности, которых так остро сейчас не хватает моему поколению. Разделяю мнение тех, кто считает, что памяти о Победе над фашизмом суждено пережить поколения. Она укрепляет веру народа в себя. Думается, что моя бабушка своей жизнью, и своим трудом преподнесла урок гражданственности. За все, что было сделано до нас, что сделаем мы, и что будет сделано нашими потомками, несет ответственность наше поколение.