kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Школьный театр как средство организации детского досуга и нравственного воспитания учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание подростков  с помощью школьного театра.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Школьный театр как средство организации детского досуга и нравственного воспитания учащихся.»

Школьный театр как средство организации детского досуга и нравственного воспитания учащихся.


Театр в образовательном пространстве школы - особый компонент. При умелом и грамотном использовании эта область обладает мощнейшим общеобразовательным потенциалом и может поистине творить чудеса!

Начну с того, что назову несколько наиболее очевидных учебно-воспитательных эффектов. В первую очередь-это здоровьесбережение. Дети в процессе театральных игр как бы между делом совершают полезные движения. Одновременно подключается работа с эмоциональной сферой, формируются социальные и коммуникативные компетенции.

Второй момент, на котором хочется сделать акцент, - это обучение детей совместной работе. Регулярная театральная деятельность тренирует умение детей кооперироваться, творить в малых группах сменного состава.

Следующий важный эффект состоит в том, что спектакль как результат коллективного творческого труда в школьной среде становится инструментом, позволяющим начать содержательный, серьёзный разговор о проблемах, непосредственно затронутых в какой-либо пьесе. При создании театра мною были поставлены задачи:

раскрепостить детей;

раскрыть потенциал;

дать необходимую культурную базу для дальнейшей жизни;

занять ребят разных возрастов, так как ничто так не сближает, как совместные театральные труды;

ставить спектакли, которые воспитывали бы нравственные качества.

Первая постановка нашей студии была посвящена Дню Пожилых людей, называлась она « Опаленные войной».В неё вошли сцены из повести В. Распутина «Живи и помни», А. Иванова «Вечный зов», собственные исследовательские работы учащихся. Сценарий написали сами. Отрадно то, что после спектакля ребятам захотелось прочитать эти книги, т.к. герои никого не оставили равнодушным.

Ребята с удовольствием приходили на репетиции. В процессе подготовки мы долго и кропотливо изучали быт сороковых годов, моду того времени, обычаи, диалект, нормы этикета. Как признались потом ребята, все по- новому взглянули на своих прабабушек и прадедушек , прочувствовали, чем жило село военного времени, что помогло выжить и победить. И родители не остались в стороне: помогли с костюмами, музыкальным оформлением.

Сколько незабываемых минут оставила подготовка к спектаклю! Мы вместе с ребятами побывали в разных селах ( русских, татарских, мордовских), изучали культуру разных народов, искали гимнастерки военного времени, пилотки, походные котелки, женскую одежду того времени. Учились укладывать прически, одеваться так, как одевались женщины военных лет. Одним словом, «вживались в роль».Не обошлось без курьезов. Но и это оставило свой след в воспитании. На спектакль были приглашены односельчане, чье детство выпало на годы войны. Они благодарили ребят со слезами на глазах.

Следующая наша постановка подготовлена к Дню Победы и называлась она «Поклонимся великим тем годам». Нам хотелось поставить что-то такое, что тронуло бы каждого, заставило бы задуматься о цене Победы, о самоотверженности , о героизме .За основу взяли реальные истории наших земляков: ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, солдатских вдов, детей войны. Включили и фрагменты из книг о Великой Отечественной войне. Спектакль поставлен на школьном дворе. Равнодушных не было. Очень многие после спектакля уходили со слезами на глазах. И в адрес ребят, и в свой адрес услышали много слов благодарности. Дети задумались о своем отношении к людям, живущим рядом. Вот живет по – соседству старенькая бабушка, ничего в ней особенного. А при подготовке к спектаклю выяснилось, что потеряла она в войну отца и двоих братьев, да сестренка умерла с голоду. А сама она с десяти лет работала на ферме, помогая вырастить еще троих сестер и братишек. Как послушали ее рассказ дети, по – другому и к ней относиться начали, и к остальным старушкам. Сами заинтересовались и начали исследовательскую работу по теме «Страницы истории моего села».

Спектакли ставим и на Новый год (для малышей) , и по литературным произведениям, но с особой охотой готовим к Дню Победы. Собран огромный материал о солдатских вдовах, о ветеранах Великой Отечественной войны, о детях войны, а впереди еще непочатый край работы. И очень радует, что интерес ребят не угасает, а наоборот, с каждой новой найденной фотографией, новой жизненной историей возникает замысел нового сценария. Один из основных принципов нашей студии - отказ от подбора актёров. Спектакль решается в зависимости от того, на что способен тот или иной исполнитель, как он понимает ту историю, в которую играет; сколько ребят хотят играть именно в этом спектакле. В школьном театре есть и постоянные участники, и нам приходится думать о том, в каких пьесах смогут сыграть конкретные ребята. В какой-то момент стало катастрофически не хватать ролей, и мы начали придумывать несуществующие в пьесах роли. Придумать можно даже символическую роль. Она не обязательно должна быть со словами.

В театре слова - далеко не самое главное. Существует то, что мы видим на сцене. Актёр может двигаться и ничего не произносить. И при этом он играет некую заметную роль.

Костюмы у нас чаще всего подбираются по ходу дела, а не придумываются специально. При этом к обычной одежде всегда добавляются какие-то яркие, неожиданные детали: шапки, шали, веера и т.д. Многое делается вручную, особенно это касается реквизита.

Разумеется, не все дети, которые хотят играть, действительно на это способны.

Постановка спектакля - это довольно трудоёмкий и сложный процесс, потому что свести разновозрастных детей в один мир, в общее пространство очень тяжело. Из-за недостатка времени и несовпадений в расписании приходится репетировать по кусочкам.

Самое важное в работе студии - не спектакль, а именно то, что случается в процессе репетиций. На них происходит наращивание опыта и смысла. Бывает, что ребёнок вдруг начинает фонтанировать идеями, говорит: «я понял, как это лучше сделать». С этого момента, как он сам понял смысл эпизода или своего образа, он никуда больше не уйдёт. Почти всегда после работы над спектаклем дети меняются. Они становятся другими, чем вошли в него.

Спектакль всегда складывается из шагов, как стихотворение складывается из строчек, а строчки из слов. Театр- это способ обнаружить некий смысл. Пожалуй, самый главный вопрос для постановщика: про что эта история? Он связан с другим существенным вопросом: зачем вообще нужно искусство? Чтобы с человеком что-то произошло. Вот с детьми в школьном театре и происходит нечто важное. Там они переживают чувства, которые в обычной жизни ещё не могут проявить и осмыслить. В театре они растут.

У нас сложились своя традиция:

все спектакли несут в себе нравственную направленность. Мы стараемся, чтобы всё, о чём мы хотим рассказать, воспитывало и заставляло задуматься над поднятой проблемой.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маськова Юлия Николаевна

Дата: 13.08.2024

Номер свидетельства: 654853


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства