Время, в которое мы живём, - это новый, более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. Так уж совпало, что на рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, поиск национальной идеи, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства. В основу модернизации образования положены вечные, непреходящие ценности: Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир. Задача нравственного воспитания молодого поколения в школе решается через различные аспекты, но одним из важнейших является школьный музей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Время, в которое мы живём, - это новый, более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. Так уж совпало, что на рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, поиск национальной идеи, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства. В основу модернизации образования положены вечные, непреходящие ценности: Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир. Задача нравственного воспитания молодого поколения в школе решается через различные аспекты, но одним из важнейших является школьный музей. Историко-краеведческое воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды.
Клочки – село с богатой и интересной историей. Все основные исторические события России на протяжении двух с половиной веков нашли здесь свое отражение. Через историю родного села, учащиеся знакомятся с историей всей страны, и она становится ближе и понятней.
В нашей школе с 1999 года работает школьный краеведческий музей истории села Клочки. Инициатором его создания был ветеран педагогического труда Мысин Сергей Иванович, а первым руководителем Воробьинский Валентин Павлович. Тогда же был образован первый отряд юных краеведов «Поиск».
Музей имеет паспорт и включён в реестр музеев Алтайского края. Конечно, музей начал свою работу благодаря инициативе, большой организационной, научно - методической деятельности педагогического и школьного коллектива школы.
Музей стал тем местом, где воплощены были замыслы и реализованы многие цели учителей и ребят. Это школьный проект по созданию музея, над которым работали в течение длительного времени. Началась активная работа по сбору материала об истории школы и села. Организация школьного музея стала одной из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов и историков, объединяющая не только актив музея, но и широкие массы учащихся, учителей, родителей, бабушек и дедушек, общественности.
Вокруг музея сформировался ученический и педагогический актив, был создан совет музея, куда вошли учителя, учащиеся, ветераны, представители общественности. Были определены цели и задачи музея:
- историко-краеведческое и патриотическое воспитание;
-поиск и сбор материалов краеведческого характера;
-учет и хранение собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
-оформление и экспонирование материалов;
-использование материалов музея в учебно-воспитательной работе.
Следующим шагом стало составление тематического плана музея. Наличие такого документа является условием целенаправленного поиска материалов. При составлении тематического плана нашего музея, особое внимание уделялось желанию отразить историю села, школы.
В процессе формирования фонда в музей поступило много предметов быта советского периода, поэтому в тематический план был включен раздел, посвященный культурно-историческому наследию прошлого века, который стал основой для изучения и понимания особенностей определенного исторического периода, того времени, когда была построена наша школа.
Одним из основных компонентов в создании школьного музея является составление тематически-экспозиционного плана, т. е. последовательного перечня абсолютно всех материалов, которые включены в экспозицию. Ребята из актива музея провели кропотливую работу по учету музейной коллекции. Они определили функциональное либо документальное значение каждого экспоната и его место в той или иной экспозиции. Эта деятельность была значимой в работе музея, так как определить место каждого экспоната следует органично в общей экспозиции. Тематически-экспозиционный план составлен по отделам, стендам.
Сбор материалов ведется постоянно через систему заданий, разработкой которых занимается совет музея. В настоящее время группа учащихся записывает воспоминания ветеранов войны и труда. Другая творческая группа собирает материал об учителях-ветеранах, работавших в нашей школе. Ведется сбор не только исторических материалов, постоянно пополняют музейную коллекцию документы, фото, вырезки из газет. Музейными экспонатами стали книги, грамоты и дипломы, творческие и исследовательские работы учителей и учащихся.
Вся поисково-краеведческая работа в школе ведётся через деятельность музея, который работает по комплексной программе внеурочной деятельности. Данная программа учитывает опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития российского гражданского общества и государства, определяет основные пути поэтапного развития школьного музея на научной основе, способствует развитию и воспитанию учащихся. Программа деятельности школьного музея – это обобщение многолетней систематической работы по краеведению, проводимой в нашей школе. В последние годы краеведческую работу в школе продолжают воспитанники краеведческого кружка «Юный краевед». Ими была проведена большая работа. Одним из основных направлений деятельности является пополнение школьного музея экспонатами. Каждый год их количество растет. На сегодняшний момент их насчитывается 156. Это наградные документы, предметы быта, домашняя утварь, одежда, бумажные деньги и монеты, орудия труда. Состояние всех экспонатов хорошее и удовлетворительное. Постоянный рост количества экспонатов достигается благодаря хорошей работе поисковой группы и разъяснительной работе среди учащихся школы и жителей села.
В 2013 году был создан сайт нашего школьного музея, где расположено большое количество информации. Но работа с сайтом продолжается.
Работа нашего школьного музея по нравственно-патриотическому воспитанию осуществляется по следующим направлениям:
Использование материалов школьного музея в образовательно-воспитательном процессе.
Использование материалов школьного музея в образовательно-воспитательном процессе можно разделить на три направления: исследовательская работа, внеклассные занятия, уроки.
В «Исследовательской деятельности» за пять лет работы нам с ребятами удалось написать много исследовательских и творческих работ, которые стали призерами школьных и районных конкурсов. Некоторые работы размещены на странице музея школьного сайта: «Герой Советского союза – Урзля В.М. – уроженец нашего села», «Когда приходит почта полевая (коллекция фронтовых писем)», «Красный партизан» об участнике гражданской войны Пантелееве И.Ф., «Воины –интернационалисты – жители нашего села» и другие. Все работы используются на уроках при изучении истории своей страны, т.е. Истории России, обществознания, при проведении внеклассных мероприятий.
Работа «Летопись села Клочки Ребрихинского района Алтайского края» помогает ребятам на примерах знакомым им людям (жителей села) проследить судьбы простых людей, в том числе, солдат на фронтах Великой Отечественной войны и оценить вклад односельчан в дело Победы.
Ребятам важно понять ту нить, которая связывает все поколения. Прочувствовать, что история страны непосредственно связана с историей села, историей своей семьи. Ребята на уроках отвечают на вопрос, как история страны связана с историей их семьи.
На уроках и внеклассных занятиях использование материалов музея состоит и в работе с вещественными и письменными источниками, с использованием, как современных интерактивных методов обучения, так и традиционных.
Работа музея находит положительный отзыв односельчан, которые охотно сотрудничают в проведении внеклассных мероприятий и исследовательской работе, в средствах массовой информации и у родителей.
В военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда и других воин. Их выступления на уроках Мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей, о том чему они были свидетелями, что видели и переживали, что навсегда запало в душу, что не дает покоя сегодня, когда прошло уже столько лет и, кажется, все должно отболеть и забыться часто служат толчком к началу активизации поисковой работы. Именно при их поддержке и помощи в учебных заведениях создаются музеи, уголки боевой и трудовой славы. На стенах нашей школы висят стенды, посвящённые ветеранам Великой Отечественной войны и труда – это работа наших кружковцев, юных краеведов. В нашей школе из учащихся 8 класса создан тимуровский отряд «Милосердие». Цель нашего тимуровского отряда: оказание помощи ветеранам войны и труда, поздравление с праздником всех ветеранов и пенсионеров, организация встреч и бесед с тружениками села, участниками локальных войн.
Ребята вместе с классным руководителем и старшей вожатой навещают наших ветеранов, одиноких бабушек и дедушек, нуждающихся в помощи, помогают им по хозяйству: подметают полы, убирают двор, сходят за лекарствами, сбегают в магазин за продуктами. А бывает и так: сидят за чашкой чаем и ведут интересные разговоры. Очень многое можно говорить об этих женщинах – тружениках тыла. Они являются свидетелями страшной войны. Из их уст дети слушали, как им – 7-12 летним девочкам приходилось работать в военное время. Работали вместе со взрослыми на полях, работали на дойке, садились за трактор. Очень трудно жилось им в то время, очень было плохое питание. Они мечтали учиться в светлых школах, мечтали досыта поесть вкусного и теплого хлебушка, о теплой одежде, о мирной жизни. При каждой встрече с детьми они рассказывают все новые и новые истории связанные с их жизнью. Наши бабушки всегда говорят: «Время было трудное и лихое, но мы выжили и пока живем, невзирая ни на что, помогаем своим детям, растим внуков и правнуков». Об их судьбах рассказывает материал музея «Село Клочки в годы Великой Отечественной войны», оформлены стены «Вдовы участников войны» и «Труженики тыла». При каждой встрече с тружениками села дети получают большое удовольствие, широкое разностороннее представление и впечатление от их рассказов о жизни, о подвигах народа на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны. А в школе проводим конкурсы фронтовых и военных песен, спортивные игры и соревнования в День защитника Отечества, встречи с ветеранами войны и труда в День Победы. И самое доброе и хорошее дело – работа тимуровских отрядов, шефство над пожилыми людьми.
Несколько лет в нашей школе на базе школьного музея проводился факультативный курс «История села Клочки». Была разработана авторская программа, которая успешно реализовывалась. В последней год из-за нехватки учебного времени пришлось отказаться от этого курса. В школьном музее и в Зале Боевой и Трудовой Славы размещены стенды, собраны тематические альбомы, собирается и обрабатывается материал о наших земляках, внесших свой трудовой вклад в Победу, материал о тех, кто в военное лихолетье остались без отцов, которые погибли, сражаясь за Родину, проводятся экскурсии, Уроки Мужества, обзоры выставок, посвященных Дням воинской Славы, памятным и юбилейным датам. Учащиеся часто обращаются за материалом для подготовки докладов, рефератов и классных часов.
Большим потенциалом обладает школьный музей при изучении программных школьных дисциплин. Цель урока в музее — получение учащимися знаний по определенным предметам или закрепление и углубление уже полученных. При этом музейная экспозиция выступает не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный источник знания.
В нашей школе музей используется для проведения уроков истории:
7,10 классы - «Народные обычаи, быт и нравы»; 8,10 классы - «Хозяйство и быт крестьян в 19 веке»; 9,11 классы - «Великая Отечественная война»;
обществознание: 5класс - «Государственная символика России»; 6 класс - «Защита Отечества – священный долг гражданина»; литература: 8 класс - «Поэзия военных лет»; Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс - «Дни воинской славы»; «Патриотизм – источник духовных сил воинов Российской армии»; 11 класс - «Военно-профессиональная ориентация молодежи»; географии: «Растительный и животный мир края», «Памятники природы» и др.
Музейные уроки дают возможность учащимся получить новые знания, используя активные формы познания в процессе деятельности. Обогащается словарный запас обучающихся. Учащиеся получают навыки разностороннего освоения музейного предмета, учатся анализировать информацию о нем в контексте исторических событий, повышается интерес к исследовательской работе. Ребята учатся представлять свои творческие идеи, обосновывать свою точку зрения, идет формирование их собственной позиции.
Школьный музей постоянно сотрудничает с районным краеведческим музеем.
Благодаря деятельности школьного музея и Зала Боевой и Трудовой Славы успешно осуществляется решение задач, которые поставили перед собой педагоги школы – формирование у подростков чувства принадлежности, любви и преданности Родине и личной ответственности перед ней и за нее, прививается уважение к историческому прошлому своей страны. Именно использование материалов школьного музея на уроках истории и во внеклассной работе помогает воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Такая работа способствует возрождению русского национального характера российской духовности, помогает воспитывать у детей бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю.
Организация поисково-краеведческой работы музея. Создавая музей, педагогический коллектив школы хотел заинтересовать наших учеников историей родного села, привлечь их к ее изучению. За дело с желанием взялись и ученики, и учителя. Вначале экспонаты располагались в кабинете истории, но постепенно количество их увеличивалось и встал вопрос об отдельном помещении. Для музея был выделен целый кабинет. И когда стало ясно, что у нас обязательно будет музей, мы вплотную занялись его созданием. Была определена тематика музея, составлен план дальнейшего поиска экспонатов. Ребята собирали интересные факты, свидетельства, вещи, фотографии, предметы быта и домашнего обихода жителей села.
Этнографический материал в основном собирается в селе Клочки и окрестных деревнях, которые были образованы выходцами из нашего села (поселки Касабулат, Орел, Зеленая Роща). Собранные материалы обрабатывались, оформлялись в альбомы и папки. Постепенно складывался образ музея. Его экспозиция пополнялась различными предметами, фотографиями. Вначале это были отдельные экспонаты, а потом обрели систему. Применялись самые целесообразные формы поисковой работы : - работа с архивными документами, с периодической печатью, сбор газетных материалов о людях и событиях родного края; - встречи с участниками и очевидцами исторических событий; - переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, края; - фотографирование участников событий, зданий, исторических объектов; - консультации работников других музеев, работников библиотек; - беседы с местным населением; - поиск предметов материальной и духовной культуры. Вся поисково-краеведческая работа школьного музея велась и ведется по 5 основным направлениям:
- история развития села,
- история развития колхоза,
- история школы,
- боевая и трудовая слава села,
- русская старина. Юными краеведами собирались : сведения о возникновении села, о жителях, об изменении облика деревни; воспоминания жителей об истории села, о событиях Великой Отечественной войны, о помощи фронту, фотографии и биографии старожилов, участников событий, передовиков производства, их Почетные грамоты; фотографии зданий, описания памятников; газетные материалы о людях и событиях родного села; предметы материальной и духовной культуры; архивные документы по истории школы; материалы из периодической печати о её деятельности, об учителях, учащихся, выпускниках; фотографии учителей, выпускников, сведения об учебном процессе; сведения о первоначальной истории школы, о первых учителях; похвальные грамоты учеников, дневники, тетради, копии наградных листов учителей и учеников, личные вещи, фронтовые письма, воспоминания старожилов, учителей-ветеранов; предметы старины, домашнего обихода и быта и т.д. В школе создан Совет музея, куда входят учителя, учащиеся, представители общественности, родители. Ежегодно разрабатывается и обсуждается перспективный план работы. При музее из числа учащихся создан Актив. Актив музея проводит большую и нужную работу: - изучает литературно - исторические и другие источники по краеведению; - пополняет фонды музея путем активного поиска в туристских походах, путешествиях, экспедициях и использует другие формы работы; - обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музея; - создает и обновляет экспозиции и выставки; - проводит экскурсионно-лекторскую работу для учащихся и населения; - оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе. Тематика Великой Отечественной войны является традиционной в работе нашего музея. Юные краеведы выявляют и собирают документы, вещественные и изобразительные памятники, отражающие историю войны (письма, фотографии, рисунки, схемы, личные вещи, записи воспоминаний участников войны). В архивных и других источниках сохранилось недостаточно материалов, отражающих эту тему. Поэтому для более полного освещения и понимания военного времени мы обращаемся непосредственно к людям, хранителям памяти о суровых днях войны. У некоторых из них сохранились исторические документы – фотографии, письма, почётные грамоты и.д. Основным же источником для работы служат рассказы и воспоминания людей прошедших годы войны и тех, чьё детство пришлось на годы войны. Прошло немало времени, пока взрослые и дети поняли, что мало пассивно хранить память о погибших воинах, но надо и конкретно работать на её увековечивание, надо чтобы живые отдавали долг погибшим в тяжёлые годы войны.
В результате такой работы в нашем школьном музее созданы коллекции фронтовых писем, воинских благодарностей, извещений о смерти военнослужащих, орденские книжки и удостоверения к медалям, военные билеты ветеранов, их награды и др.
Встречи с ветеранами, которые традиционно проходят в школьных музеях в дни праздников — это передача эстафеты служения Родине, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания разносторонней личности гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны.
2012-2013 учебный год стал знаковым в работе школьного музея. В этом году в нашем селе было две знаменательных даты: 265-летие образования села и 35-летие школы. Поэтому вся поисковая работа музея была направлена на эти даты.
Были собраны фотографии всех выпускных классов (1977-2012гг.), выпускников школы, получивших педагогическое образование, ветеранов педагогического труда, выпускников школы – медалистов, победителей краевых и всероссийских олимпиад, выпускников, которые являются действующими офицерам Российской Армии и оформлены стенды. Создана Книга почета школы. К юбилею села также была проделана большая поисковая работа, результатом которой является создание творческих работ «Родные уголки земли клочковской: щипов бугор», «Формирование коллективных форм землепользования на территории села Клочки в 1920-1950-х годах», «История клочковской церкви» и др. оформлены стенды «Село мое неброское», «Люди. События. Факты».
Главным достижением и результатом проведённой краеведческой работы, на основе собранной информации является написание летописи родного села, колхоза и школы.
Поисковая работа объединяет, заставляет думать и помнить о тех, кто уже не придёт никогда. Ребята учатся работать с архивными документами, общаться с людьми, находят себе друзей.
Экскурсионная, просветительская и методическая работа музея.
В школьном музее проводится большая экскурсионная, просветительская и методическая работа. Свою работу музей осуществляет в тесной связи с образовательным и воспитательным процессом общеобразовательного учреждения, в единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой. Работа музея рассчитана на учителей и учащихся школы, родителей, жителей села. Здесь проводятся различные типы экскурсий: обзорные, тематические, учебные. Для более качественного и доступного их проведения разработаны тексты экскурсий по разделам и экспозициям музея отдельно для каждой возрастной группы учащихся.
Обзорные экскурсии:
- «Знакомство с музеем»;
- «История развития села Клочки»;
- «Село Клочки в годы Великой Отечественной войны».
- «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны»;
- «Село в годы Великой Отечественной войны»;
- «Наши земляки – участники локальных конфликтов II половины XX века»;
- «Топонимика села»;
- «История клочковской школы»;
- «Из истории денежных знаков» и другие.
Экскурсии проводят юные экскурсоводы - члены краеведческого кружка "Юный краевед". Обзорные экскурсии по экспозициям музея проводятся для гостей школы.
На базе школьного музея проходят месячники и мероприятия военно-патриотического и других направлений, результатом реализации которых становятся проявление устойчивого интереса к истории, культуре, своего народа, умение пользоваться музейными материалами при изучении образовательных предметов.
В рамках подготовки к месячнику спортивно-массовой и военно-патриотической работы проводятся совместные мероприятия: уроки Мужества, встречи с рядовыми ВС РФ и уволенными в запас солдатами, ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, анкетирование среди старшеклассников по гражданско-патриотическому воспитанию, смотр строя и песни, игра «Знатоки истории Отечества», для учащих 1-4 классов военизированная игра «Зарничка», для 5-11 классов «Зарница».
Основную тематику музейных мероприятий определяют юбилейные даты: 2011 год - Год космонавтики, 2012 год - Год российской истории, 75- летие Алтайского края, 35-летие школы, 2013 год – 20-летие Конституции Российской Федерации, 265-летие села Клочки. Самыми разнообразными и многоплановыми по форме проведения являются массовые просветительские мероприятия:
1. Митинги:
- 9 мая, в день Победы над фашистской Германией в годы Великой
Отечественной войны.
2. Встречи с жителями села Клочки.
3. Вечера:
- вечера, посвященные историческим событиям;
- вечера встречи с выпускниками клочковской школы.
4. Тематические выставки, посвященные юбилейным датам истории России, истории Алтайского края, Ребрихинского района, села Клочки.
5 . Участие в празднованиях народных и христианских праздников
в школе и селе: «Масленица», «Троица», «Рождество».
В школьном музее проводится также методическая работа. Все собранные материалы укомплектованы в тематические папки. Данные материалы могут быть использованы педагогами для проведения на базе музея, как уроков, так и классных часов, лекций и бесед. Методическая работа школьного музея заключается и в подготовке и написании текстов экскурсий, разработке положений, составлении сценариев, совершенствовании нормативно-правовой базы деятельности музея. Мы оказываем помощь студентам, учащимся нашей школы в написании докладов, рефератов, сообщений. На базе музея учащиеся пишут учебно-исследовательские работы и проекты.
В целях расширения связей и обмена опытом работы на базе нашей школы прошел районный семинар «Память о прошлом: боль настоящего и взгляд в будущее (историко-краеведческая работа в школе)» в рамках которого прошли открытые уроки с использованием местного материала, литературно-музыкальная гостиная «Люблю тебя, мое село», презентация музея и экскурсия в музей – «Школьный музей – центр нравственно-патриотического воспитания школьников», круглый стол «Историко-краеведческая работа в школе».
В настоящее время проводится работа по дальнейшему совершенствованию методических материалов по краеведению и музееведению.
Члены краеведческого кружка являются активными участниками не только школьных мероприятий, но и постоянно участвуют в районных и краевых конкурсах: заняли 2 место в районном конкурсе «Алтаем плененные – Алтай воспевают» в номинации «Гордое слово Алтай»; 1 место в районной выставке творческих работ «Мое село – мое богатство»; участвовали в краевом конкурсе проектов к 65-летию Победы «Салют, Победа» с проектом «Люди фронтового поколения»; являемся победителями районного конкурса среди музеев «Вспомним о прошлом негромко»; участниками районного конкурса знатоков истории России; финалисты краевого конкурса музейных коллекции «Годы, опаленные войной» с коллекцией фронтовых писем; активные участники районного музейного конкурса «Земля. История. Люди» - награждены 5 благодарственными письмами, 7 грамотами и дипломами победителя.
Музей награжден похвальной грамотой районного военного комиссариата за лучший Зал боевой и трудовой славы, благодарственным письмом комитета администрации Ребрихинского района по образованию.
Основной проблемой краеведческой работы в школе стало небольшое количество участников и то, что исследована лишь малая часть истории, природы, культуры, традиций села. Кроме этого, необходимо вести систематическую работу по фиксированию событий современности, так как сравнительно через короткое время стираются из памяти события, исчезают источники, уходят из жизни люди.