kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ролевые игры на уроках истории, как средство приобщения учащихся к культуре разных исторических эпох

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации и ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Дети стали просто потреблять получаемую информацию, не вдумываясь и не делая правильные выводы.  Современная школа перенасыщена интерактивными методами и средствами обучения, которые не принимают во внимание природную эмоциональность детей.   А ведь игра очень гармонично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Цель работы: Выявление особенностей применения ролевой игры, как средство приобщения учащихся к культуре разных исторических эпох.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.    Изложить теоретические подходы к игровой деятельности в обучении;

2.    Отразить возможности ролевых игр;

3.    Применение ролевых игр на уроках истории.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ролевые игры на уроках истории, как средство приобщения учащихся к культуре разных исторических эпох»

Ролевые игры на уроках истории, как средство приобщения учащихся к культуре разных исторических эпох МАКАРОВА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА, УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ МБОУ «СШ № 15»

Ролевые игры на уроках истории, как средство приобщения учащихся к культуре разных исторических эпох

МАКАРОВА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА,

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ МБОУ «СШ № 15»

Актуальность Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации и ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Дети стали просто потреблять получаемую информацию, не вдумываясь и не делая правильные выводы. Современная школа перенасыщена интерактивными методами и средствами обучения, которые не принимают во внимание природную эмоциональность детей. А ведь игра очень гармонично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Актуальность

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации и ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Дети стали просто потреблять получаемую информацию, не вдумываясь и не делая правильные выводы. Современная школа перенасыщена интерактивными методами и средствами обучения, которые не принимают во внимание природную эмоциональность детей. А ведь игра очень гармонично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

ЦЕЛЬ Выявление особенностей применения ролевой игры, как средство приобщения учащихся к культуре разных исторических эпох.

ЦЕЛЬ

Выявление особенностей применения ролевой игры, как средство приобщения учащихся к культуре разных исторических эпох.

ЗАДАЧИ

ЗАДАЧИ

  • Изложить теоретические подходы к игровой деятельности в обучении;
  • Отразить возможности ролевых игр;
  • Применение ролевых игр на уроках истории.
Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации: Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность. Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения. Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время ярче выражаются личностные качества. Развиваются навыки коммуникативности. Учащийся приобщается к нормам и ценностям общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.

Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации:

Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.

Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время ярче выражаются личностные качества. Развиваются навыки коммуникативности. Учащийся приобщается к нормам и ценностям общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.

Игра на уроках истории – это форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Цель игры – создание игрового состояния, специфического эмоционального отношения ребенка к исторической действительности. Структура ролево-игровых проектов: - конструирование игровой ситуации; - исполнение определенных ролей; - результат (до конца игры он неизвестен). Принято выделять несколько подвидов ролевых игр: - Театрализованные представления; - Театрализованные игры; - Проблемно-дискуссионные игры. Участники игры: Учитель – ведущий, судья, инструктор, тренер. Ученики – актеры, зрители, эксперты.

Игра на уроках истории – это форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Цель игры – создание игрового состояния, специфического эмоционального отношения ребенка к исторической действительности.

Структура ролево-игровых проектов:

- конструирование игровой ситуации;

- исполнение определенных ролей;

- результат (до конца игры он неизвестен).

Принято выделять несколько подвидов ролевых игр:

- Театрализованные представления;

- Театрализованные игры;

- Проблемно-дискуссионные игры.

Участники игры:

Учитель – ведущий, судья, инструктор, тренер.

Ученики – актеры, зрители, эксперты.

Ролевая игра—это форма организации учебной деятельности, при которой каждый ученик выступает в роли участника событий прошлого. История --специфическая наука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые давно прошли. Ролевая игра на уроке- не что иное, как  «создание нереальных ситуаций» (Годер).

Ролевая игра—это форма организации учебной деятельности, при которой каждый ученик выступает в роли участника событий прошлого. История --специфическая наука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые давно прошли. Ролевая игра на уроке- не что иное, как  «создание нереальных ситуаций» (Годер).

Приемы, которые могут быть использованы в ходе ролевой игры:  Персонификация – реально существовавшее лицо участвует в игре как помощник учителя, консультант, член жюри и др.  Примеры. Урок «Древневавилонское царство». Ученик–Хаммурапи – оценивает ситуации с позиций своих законов.  Урок повторения «Древний Египет». Жюри–жрецы оценивают деятельность групп воинов, земледельцев, писцов т др. Интервью – ученики задают вопросы представителю другой исторической эпохи.  Урок «Жизнь феодалов». Вопросы рыцарю: Сколько весили доспехи? Занимались ли обманом на турнирах? Ч то получал победитель? Путешествие – проверка картографических навыков. Урок «Ярмарка в Шампани». Торговцы из разных стран показывают на карте свой путь в Шампань, рассказывают о дорожных приключениях и опасностях. Исторический документ. Узнай автора. О каком событии идет речь? Например, «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его.» (Древляне о князе Игоре).

Приемы, которые могут быть использованы в ходе ролевой игры:

  • Персонификация – реально существовавшее лицо участвует в игре как помощник учителя, консультант, член жюри и др. Примеры. Урок «Древневавилонское царство». Ученик–Хаммурапи – оценивает ситуации с позиций своих законов. Урок повторения «Древний Египет». Жюри–жрецы оценивают деятельность групп воинов, земледельцев, писцов т др.
  • Интервью – ученики задают вопросы представителю другой исторической эпохи. Урок «Жизнь феодалов». Вопросы рыцарю: Сколько весили доспехи? Занимались ли обманом на турнирах? Ч то получал победитель?
  • Путешествие – проверка картографических навыков. Урок «Ярмарка в Шампани». Торговцы из разных стран показывают на карте свой путь в Шампань, рассказывают о дорожных приключениях и опасностях.
  • Исторический документ. Узнай автора. О каком событии идет речь? Например, «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его.» (Древляне о князе Игоре).

Рассказ-защита (герб, город, памятник культуры и др.). Текст с ошибками или пропусками. Такие тексты составляются так, чтобы можно было легко определить, о каком именно событии идет речь. Ошибки здесь могут быть в значимых явлениях, хорошо известных, а так же неточности, касающиеся мелких фактов. Это задание проверяет не только память, но и внимание. Использую тексты из книги И. А.Федорчук «Интеллектуальные игры для школьников. История». Если не все ошибки будут найдены, наиболее сильный ученик в роли персонажа эпохи, может обратиться к обучающимся с вопросами, пожеланиями. Кроссворды, загадки-рифмовки, кричалки и т.д.    

  • Рассказ-защита (герб, город, памятник культуры и др.).
  • Текст с ошибками или пропусками. Такие тексты составляются так, чтобы можно было легко определить, о каком именно событии идет речь. Ошибки здесь могут быть в значимых явлениях, хорошо известных, а так же неточности, касающиеся мелких фактов. Это задание проверяет не только память, но и внимание. Использую тексты из книги И. А.Федорчук «Интеллектуальные игры для школьников. История». Если не все ошибки будут найдены, наиболее сильный ученик в роли персонажа эпохи, может обратиться к обучающимся с вопросами, пожеланиями.
  • Кроссворды, загадки-рифмовки, кричалки и т.д.

 

 

В результате применения ролевых игр на уроках истории повышается мотивация учащихся к изучению предмета; в процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации; она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было. Ролевые игры можно использовать и при проведении интегрированных уроков, в частности историко-географические, историко-литературные, историко-иностранные, историко-художественные.

В результате применения ролевых игр на уроках истории повышается мотивация учащихся к изучению предмета; в процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации; она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было.

Ролевые игры можно использовать и при проведении интегрированных уроков, в частности историко-географические, историко-литературные, историко-иностранные, историко-художественные.

В заключение хотелось бы привести слова Анатолия Гина:

В заключение хотелось бы привести слова Анатолия Гина:

"Идеальное управление - когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам".

"Идеальная дидактика - это её отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет - он будет читать при свечах".

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Макарова Галина Владимировна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312257


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства