Просмотр содержимого документа
«Роль НРК в воспитании и социализации учащихся национальной школы.»
Роль НРК в воспитании
и социализации учащихся национальной школы.
Происходящий процесс модернизации системы образования Российской Федерации определяет ее многоуровневый и многопрофильный характер. В то же время реальным становится необходимость учета этнорегиональных особенностей культуры. В Законе Российской Федерации «Об образовании» среди важнейших принципов называется и принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства.
Обращение к опыту народного воспитания не является новым для педагогической науки. Выдвинутая Я.А. Коменским идея народности воспитания проникнута духом гуманизма, патриотизма, является величайшим его вкладом в развитие подлинно демократического учения о воспитании. К.Д. Ушинский, первым употребивший термин «народная педагогика», утверждал наличие у каждого народа своей национальной системы воспитания, от близости к которой зависит эффективность педагогического процесса. О необходимости использования идей народной педагогики в деле воспитания говорили Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский.
На данный момент одной из задач системы образования является возрождение культурного потенциала каждого этноса и сохранение его посредством образования, ориентации учебно-воспитательного процесса на сохранение и развитие этнических традиций. Народная культура и духовные традиции этноса сопровождают человека всю жизнь и существенно влияют на формирование характера, мировосприятия, мировоззрения личности. Особенно тесна связь человека с народной культурой на селе, поэтому использование этнопедагогического опыта в учебно-воспитательной работе сельской школы естественным образом вписывается в общую систему воспитания ребенка.
Воспитательная система школы
Воспитательная система сельской школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), численностью и составом педагогов и учащихся. При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты сельской школы с социумом. Ежегодно при составлении плана задумываемся над вопросами, «На каких уроках и внеклассных мероприятиях использовать традиции марийской педагогики в обучении и воспитании учащихся? Как построить школьный курс таким образом, чтобы методика преподавания отвечала требованиям времени? Как вписать марийскую историю в контекст русской истории?»
Педагоги школы учитывают традиции народной педагогики, воспитывают учащихся на примере исторической действительности, жизненного пути известных людей села, края, опираются на краеведческий материал, культурное богатство нашего района, обогащая педагогическое наследие личным творчеством. Наша школа реализует такие программы, как «Традиции родного края», «Малая Родина», «Путь к наследию».
Родина начинается с памяти, уважения и гордости к талантливым людям своего края. Кадряковская земля взрастила замечательных людей, которые отличаются трудолюбием, мастерством, лучшими гражданскими качествами. О таких людях ребята собирают материал, беседуют со старожилами села и дополняют альбомы «Известные люди села», «Наши земляки - золотые руки» и т.д. Стержнем реализации данных программ являются коллективно творческие дела и праздники. Доброй традицией стало проведение таких праздников, как «Бабушкин сундук», «Серебряный клубочек», встреча с пожилыми людьми с организацией чаепития и концертных номеров. В изучении и составлении родословной ученики встречаются со старожилами села и родственниками. В ходе поисково – исследовательской работы составляются проекты карт родословной каждой семьи. Ребятам очень интересен итог работы, так как выясняются многие забытые связи семей, поколений. Интересным становится и то, что деревня - это большая семья, и каждый житель связан друг с другом дальними нитями родства.
Школьный музей
В нашей школе есть краеведческий музей, открытый в 2002 году. Основу школьного музейного фонда составляет бытовая утварь народа мари, одежда. Основные разделы музея: 1. Вести с фронта 2. Бытовая утварь 3. История школы 4. История села 5. Известные люди села 6. Традиционная одежда народа мари. 7.Книга памяти (ветераны Вов) 8. Мы ими гордимся (участники боевых действий). 9.Стенд (поименный список участников Вов).
Школьный музей оказывает мне большую помощь при подготовке к уроку, помогает решать важнейшие образовательные задачи. Экспозиции и фонды музея используются не только на уроках, но и на различных внеклассных мероприятиях.
За последние годы активизировалась исследовательская деятельность, организация встреч с ветеранами тыла, участвовали в районной акции «Колокола памяти». Учащиеся стараются выполнять исследовательские домашние задания, зная, что лучшие работы будут храниться в школьном музее.
Очень важно, чтобы музей пополнялся новыми экспонатами, чтобы учащиеся чувствовали себя причастными к сохранению наследия прошлого.
О творчестве.
Закрепление теоретического материала по темам «одежда», «вышивка», «семейные и календарные обряды», «жилище» достигаются выполнением творческих заданий, сочетающих в себе художественный труд. Большинство творческих работ выполняется в виде проектных работ. С 2008-2009учебного года в воспитательные планы включен раздел «Проектная деятельность», в течение учебного года классами оформляются и защищаются на ученической конференции по 2 проектные работы. Это могут быть оформленные альбомы, буклеты, закладки, подборка песен, игр, аппликации народной одежды. Опыт работы показал, что учащиеся с удовольствием выполняют различные виды творческих работ, они радуются своим достижениям и радуют своих близких.
Таким образом, через совместную деятельность учащегося и учителя реализуется один из важных принципов народной и научной педагогики- воспитание и обучение человека в деятельности.
Опыт воспитательной работы в школе убеждает, что народная культура является целостным образованием, в ней присутствует идеал человека – носителя нравственных, духовных ценностей, традиции народа, на основе которой целесообразно строить, развивать воспитательную систему школы.