kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рецензия на монографию «Телесность и формализм права: Римская идея» д. ю. н., профессора Исаева И. А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа Игоря Андреевича Исаева представляет нам анализ становления и развития правовой мысли  в античном мире. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рецензия на монографию «Телесность и формализм права: Римская идея» д. ю. н., профессора Исаева И. А.»

Рецензия на статью «Телесность и формализм права: Римская идея»

д. ю. н., профессора Исаева И. А.


Статья Игоря Андреевича Исаева представляет нам анализ становления и развития правовой мысли в античном мире.

Степень актуальности данной статьи не вызывает сомнения, поскольку именно римскими юристами была создана наука римского права, которая совершенно заслуженно пользуется авторитетом с древности по настоящее время. Наследие римских юристов продолжает активно использоваться и в современном обществе. Терминология, а также основные принципы римского права содержатся в любой правовой системе мира.

Автором проведена серьезная работа по определению аспектов развития правовой идеи в Античности, как Рима, так и затрагиваются те же самые аспекты, но в Греции, на основе использования широкого спектра научной литературы: «Дух римского права» Рудольфа Иеренга, монография «История Рима» Теодора Моммзена, «Метаистория» Хейдена Уайта, «История Римской литературы» Михаэля фон Альбрехта и других.

Источники, на которые основывается автор статьи, дают самое широкое представление не только о правовой идее, но и культуре и истории общества в целом.

В данной работе раскрывается ряд аспектов и сделаны следующие выводы, заслуживающие внимания. Во – первых, объясняется ритуальность римской юриспруденции, которая являлась почти неотличимой от римской религиозности. Империя, давно утратив демократические и республиканские принципы, формировала сакрализованное пространство власти. Единственной централизующей силой в нем оставался теперь культ государства или культ императора и это, по сути, являлось одним и тем же.

Римский дух низвел религию до уровня средства для достижения политических целей, совершив превращение, которое значительно было облегчено самим дуализмом римского стиля жизни и права. Два высших должностных лица, две правовые системы (jus civile и jus gentium), два типа народных собраний, постоянные сдержки и противовесы - такой была политическая система Рима. 

Во - вторых, автор дает понятие «телесность». То есть, номинирование становится излюбленным приемом юриспруденции. Вместе с этим в право приходят в изобилии юридические фикции, на уровне формально-логическом трудно отличимые от действительности. Добавляется, что персонифицированный Закон греков тоже был по-настоящему "телесен" и одновременно отдален от людей. Римская трактовка закона приобретает откровенно формалистические черты. Строгий правопорядок мыслился уже заключенным в законах, конституциях принципсов, плебисцитах, сенатусконсультах и разъяснениях юристов. Тот, кто точно исполнял формальности, достигал желаемого результата. Таким образом, приходит к выводу автор, субъективизм римской юриспруденции, порожденной особенностями теологического мышления латинян, оказался самодостаточным фактором, пропитывающим на протяжении столетий всю правовую жизнь Рима. Также, консерватизм являлся гарантией стабильности данного порядка, а формализм – гарантией его точности и артикулированности.

В – третьих, понятие «формализм» проходит через всю статью, проанализировав, можно прийти к выводу, что автор здесь имеет в виду прежде всего в стремлении при применении права к жизни, отдавать предпочтение букве закона перед его действительным.

Закон оставался, прежде всего, формулой, допускавшей интерпретации в толковании и применении, но строго оберегающей свой первоначальный смысл. Его априорность не нуждалась в дополнительном аргументировании, и это придавало ему заведомо сакральный характер, тем более ярко выраженный, что сферы права и религиозности практически не разграничивались, проникая друг в друга.

Как положительный факт, в данной статье можно отметить то, что Игорь Андреевич отмечает достаточно интересную мысль о дуализме, основанном на аналитических способностях латинского сознания: оно уже на раннем этапе своего становления осознавало противоположность между fas (т. е. религиозным началом, принявшим форму права), и jus (человеческим установлением, конвенциальным правом). Первое опиралось на волю богов, оно оставалось неизменным, второе - было изменчивым и вполне способным к развитию. Указанный дуализм позволял долгое время сохранять паритет между религиозной и политической сферами римского общества. Для римлян политический союз без религиозного единения вообще был немыслим. Боги становились богами государства, их влияние не простиралось далее его границ и расширялось вместе с ними.

В своих выводах автор приходит к тому, что древнее право неразрывно было связано с религиозными и общинными структурами. Рассматривая правовую и религиозную системы, справедливым будет отметить, что каждая из них, представляет собой определенную целостность, элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Сакральный, религиозный характер правовых предписаний наталкивался на "букву закона", которая, хоть и могла быть по-разному истолкована, но обязательно учтена. Справедливость, тем самым, проистекает из божественного или природного источника, а буквальные конфигурации были уже инструментом приземленного человеческого разума. Разум же вынужден был употреблять все свое остроумие, чтобы найти средства и пути, которыми могло бы быть достигнуто это необходимое примирение объективной последовательности с возникшей субъективной практической потребностью. Решить задачу помогал консерватизм римского права, позволявший, не разрывая ни по форме, ни по содержанию связей с традицией, подчинять правовым нормам и направлять правообразующую силу по обычному пути.

Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами и ссылками на авторитетные источники.

Автор статьи, Исаев Игорь Андреевич, является автором ряда учебников по истории государства и права России, автор ряда монографических исследований по философии права. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. С 1990 г. является заведующим кафедрой истории государства и права в Университете им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

Данная статья носит теоретический, исследовательский характер, ее практическая значимость заключается в том, что она может быть интересна студентам и преподавателям исторических и юридических дисциплин.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Ракова Анна Алексеевна

Дата: 21.01.2017

Номер свидетельства: 381984


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства