Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | 10 1 | Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI-начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка. Абсолютные монархии Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI-начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование централизованных национальных государств в Европе. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVII-XVIII в. Начало промышленного переворота. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании. | Рассказывать о технических открытиях и их социально-экономических последствиях. Показывать по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев. Характеризовать открытие и его значение. Оценить открытия Х.Колумба, Ф.Магеллана, Э.Кортеса. Рассказывать о значении Великих географических открытиях. | Презентации. Практическая работа с картой. | Пп.1,2 (В.И.) |
Усиление королевской власти в 16-17 вв. Абсолютизм в Европе. | 1 | Выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах. Характеризовать политику Генриха VII Тюдора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарт, Людовика XIV Бурбона. Объяснять причины появления республик в Европе. | Работа с учебником. Эвристическая беседа. | П.3 (В.И.) |
Дух предпринимательства преобразует экономику. | 1 | Рассказать об условиях развития предпринимательства. Объяснять, как изменилось производство с появлением мануфактуры. Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры. | Практическая работа с учебником. Ответы на вопросы. | П.4 (В.И.) |
Россия в XVII в. Новые явления в экономике. | 9 1 | Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры. | Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в 17 в. Объяснять значение понятий мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок. Обсуждать причины и последствии новых явлений в экономике России. | Практическая работа с текстом учебника и картой. | П.4 (И.Р.) |
Основные сословия российского общества. | 1 | Составлять таблицу «Основные сословия в России 17в.» и использовать ее для характеристики изменений в социальной структуре общества. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян. Объяснять смысл понятий крепостное право, белые слободы, черносошные крестьяне. | Практическая работа по составлению таблицы. | П.5 (И.Р.) |
Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. | 1 | Буржуазия нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои общества. Законы о нищих. Главные беды – эпидемии, голод и войны. Изменения в структуре питания и в моде. | Рассказывать о социальных изменениях. Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время. Оценить действия властей по отношению к нищим и их последствия. Рассказывать об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время. Объяснять положение женщины в Новое время. Рассказывать о складывающейся культуре домоведения. | Самостоятельное изучение нового материала. Презентация. | Пп.5,6 (В.И.) |
Политическое развитие страны. | 1 | Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. | Объяснять смысл понятия абсолютизм. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649г. и использовать их для характеристики политического устройства России. Разъяснять, в чем заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством. Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича. | Работа с текстом учебника. Составление рассказа. | П.6 (И.Р.) |
Власть и церковь. Церковный раскол. | 1 | Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. | Объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы. Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола. Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума. | Работа в группах. Презентация результатов. | П.7 (И.Р.) |
Народные движения. | 1 | Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. | Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту. Раскрывать причины и последствия народных движений в россии17в. Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России 17в.» | Работа с картой и дополнительной литературой. | П.8 (И.Р.) |
Внешняя политика. | 1 | Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири. | Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в 17в. Показывать на карте территорию России и области, присоединенные к ней в 17 в.; ход войн и направления военных походов. Объяснять, в чем заключались цели и результаты внешней политики России в 17в. Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, освоения Сибири. | Практическая работа с учебником и исторической картой. | П.9 (И.Р.) |
Образование и культура в 17 веке. | 1 | Обмирщение культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. | Составлять описание памятников культуры 17в. (в том числе, находящиеся на территории края); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре 17в. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры 17в. | Презентации. Работа над тестами с опорой на текст учебника. | П.10 (И.Р.) |
Сословный быт. Обычаи и нравы. | 1 | Быт и нравы допетровской Руси. | Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества. Традиции и новации 17в. Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материал учебника, рассказы иностранцев о России и другую информацию, в том числе по истории края. Приводить примеры западного и восточного влияния на быт нравы населения России в 17в. Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу17в.» | Работа в группах. Творческая работа. | П.11 (И.Р.) |
Повторение и контроль по теме Россия в XVII в. | 1 | | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы в 17в. Высказывать суждения о значении наследия 17в. Для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России 17в. по образцу ГИА. | Самостоятельная работа с тестами. | Повт. пп.4-11 |