Рефлективный отчёт по проведённой серии последовательных уроков по истории Казахстана
Рефлективный отчёт по проведённой серии последовательных уроков по истории Казахстана
Современные педагогические технологии предполагают, что развитие личности в основном, происходит в процессе обучения в школе. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель (Strong, Ward & Grant, 2011) [1,стр.110]. Поэтому, одним из требований к современному учителю является переход на новый уровень образовательного процесса, то есть совершенствование своей собственной практики преподавания и обучения. Моя деятельность как учителя должна отображаться на всех уроках, где я формирую личность, поэтому на мне лежит большая ответственность за качество своего образования. Я должна являться примером для своих учеников, поэтому мне нужно постоянно совершенствоваться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлективный отчёт по проведённой серии последовательных уроков по истории Казахстана»
Хамзина Гульмира Сапаровна Портфолио учителя Отчет С
Группа №7 3 уровня
г. Петропавловск 14.11.2014 г
Рефлективный отчёт по проведённой серии последовательных уроков.
Современные педагогические технологии предполагают, что развитие личности в основном, происходит в процессе обучения в школе. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель (Strong, Ward & Grant, 2011)[1,стр.110]. Поэтому, одним из требований к современному учителю является переход на новый уровень образовательного процесса, то есть совершенствование своей собственной практики преподавания и обучения. Моя деятельность как учителя должна отображаться на всех уроках, где я формирую личность, поэтому на мне лежит большая ответственность за качество своего образования. Я должна являться примером для своих учеников, поэтому мне нужно постоянно совершенствоваться.
«Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика. Современный учитель - человек, способный интересоваться всем тем, кто его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку» [2].
Каким должен быть современный урок? Урок, на котором царит атмосфера взаимопонимания, где проявляется сотрудничество между учителем и учеником или ученика и ученика, где царит доброжелательная атмосфера, где идёт творческое развитие учащихся, где видно четкое распределение времени все это и есть результативность современного урока. Такой современный урок может провести учитель, который освоил комплекс научных исследований определяющих основы Программы, а также – используемых в ней понятий и подходов, основанных на многолетнем практическом опыте [1,с.110]. Соответственно, ожидаемые результаты Программы заключается в том, чтобы ученики научились тому, как учиться, и в результате могли стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться на языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях [1,с.110].
Обучение на первом этапе «Лицом к лицу» привело к пониманию того, что так как я работала раньше, сейчас это не актуально. Свои изменения я увижу только тогда, когда мои учащиеся смогут критически мыслить, смогут работать в паре и в группе применяя информационно - коммуникативные технологии, анализировать степень своего участия в уроке и при этом с высоким уровнем внутренней мотивации, что и будет способствовать повышению качества знаний.
Прежде чем научить учащихся работать в режиме самообучения и взаимообучения, я вначале сама осваивала принципы внедрения идей семи модулей: научилась работать в группе, в паре, прислушиваться к мнению других, отстаивать свою точку зрения, критически мыслить и рефлексировать. Вторым этапом была практика в своей школе, правильно организовать которую помогла мне консультация с директором и коллегами, которые прошли трехуровневые курсы. Во время прохождения практики мне помогли учащиеся 5 класса. Почему именно они? В 5 классе у учащихся проходит период адаптаций, переход из начального звена в среднее звено. Поэтому планируя свои уроки я создаю коллаборативную среду, где мои учащиеся в классе смогут сотрудничать и комфортно себя чувствовать в течении всего урока. В пятом классе 18 учащихся, если охарактеризовать учащихся данного класса, в классе есть учащиеся, которые учатся хорошо, у которых развито логическое мышление, но и есть учащиеся, у которых слабо развита мотивация к учебе, плюс плохое поведение на уроке. При разработке среднесрочного планирования, я старалась учесть возрастные особенности учащихся, чтобы вовлечь всех учащихся в учебный процесс. Для реализации всех этапов урока мне помогло внедрение идей семи модулей Программы. Согласно Программе главное развить у обучающихся умения обучаться, чтобы учащиеся самостоятельно изучили материал. Но вначале первого урока у меня возникали сомнения смогут ли они самостоятельно разобрать новый материал, определить главное из этого материала, смогут ли выразить свои идеи. На первом уроке у меня возникала проблема при групповой работе, я постоянно хотела направить своих учащихся в нужное русло. Но всегда проговаривала, что у меня работает саморегуляция, что моя роль – формативно оценивать работу учащихся. На последующих уроках я уже видела, что они поняли систему работы на уроке. Главная особенность вводного урока это разработать правила работы в группе, в парах. После бурного обсуждения, что для нас будет являться самым главным для плодотворной работы мы пришли к единому мнению, отобразили все наши правила на постере и поместили на видное место в классе. На последующих уроках при делении на пары и группы для работы не возникало проблем, ребята с удовольствием ждали момента когда и каким образом будет деление на группы.
Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы: беседа-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа[1,стр.145].
Главная цель, которую я ставила перед собой: научить детей работать не только индивидуально, но также в группах и парах. В основном работа в группах и в парах была настроена на исследовательскую беседу, учащиеся совместно выполняли общее задание с последующей презентацией не только у доски, но и с места. На первом уроке для каждой группы было отдельное задание, им нужно было мыслить критически, вести исследоваетельскую беседу, отобразить на постере основные моменты таким образом чтобы было понятно остальным группам. Перед защитой групповой презентации, чтобы привлечь слабых учащихся к работе я прокомментировала, что оценивается работа всех участников групп, если не будет прослеживаться совместная работа внутри группы значит оцениваться работа будет соответствующим образом. Защиту групповой презентации вначале представляли только сильные учащиеся, а слабые учащиеся старались преодолеть свои барьеры и смогли постепенно включиться в совместную работу. При групповой работе меня очень порадовали учащиеся И и Д с низкой успеваемостью, где они смогли показать свои способности, которые не проявлялись ранее при традиционном обучении.
На остальных последующих уроков этого барьера не было видно, потому что учащиеся у которых есть лидерские способности активно призывали включаться всех в работу. Я заметила, что таким образом у пассивных учащихся появился интерес работать на уроке. Проводя рефлексию урока я поняла, что задания такого уровня нравятся учащимся. Я буду продолжать работу в этом направлении, так как она позволяет раскрыться ученикам, не бояться ошибиться, отстаивать свою позицию, аргументировать свой ответ, анализировать свои действия. Из этого я сделала для себя вывод: что на последующих уроках я буду применять разные виды задания, чтобы у них развивались навыки аргументированной речи с использованием исторических терминов.
На третьем уроке при защите постера учащиеся работали в группах сменного состава, где прослеживался кумулятивный тип беседы. Их задача была разделить группу, у каждого члена группы была своя роль, согласно которой они чётко знали, что нужно им делать. Я заметила, что такая форма работы понравилась учащимся «уровня С», потому что они смогли продемострировать свои способности, что смотивировало их на проявление познавательной активности на уроке. В моём понимании в идеях критического мышления совместно прослеживается диалоговое обучение, и саморегуляция. Согласно стратегии критического мышления немаловажным является постановка вопросов. Я на своих уроках применяла вопросы разного порядка.
На втором уроке задала домашнее задание составить вопросы низкого и высокого порядка по теме, которые они представили в качестве повторения пройденного материала на следующем уроке. Мои учащиеся столкнулись с проблемой при составлении вопросов высокого порядка. После чего мы с ребятами обсудили данную форму работы. Какие вопросы было тяжело составить? В чем вызвало затруднение при составление вопроса? Были вопросы на сравнение которые способствовали развитию критического мышления. Развитию критического мышления также относится рефлексия. В конце каждого пройденного урока учащиеся проводили рефлексию своей деятельности, это помогает учащимся понять, чего они достигли на уроке, над чем нужно поработать на следующих занятиях. Ведь самостоятельность способствует повышению работоспособности более слабого ученика, раскрывает новые возможности для сильных учащихся. Именно от того, насколько ученики готовы к изучению и восприятию новой информации, насколько готовы управлять собой, нацеливать себя на работу, развивать в себе саморегуляцию, зарождать в себе чувство уверенности и будет зависеть степень понимания ответственности за свое обучение. На данных уроках важное место занимает дифференциация заданий, как средства реализации каждым школьником своих способностей в полной мере и достижения результата в зависимости от уровня познавательной активности. С каждым уроком я четко понимала, какие задания нужно разработать учащимся.
Идеи модуля ИКТ я внедряла в серии последовательных уроков при работе с интерактивной доской. На интерактивную доску я выводила название тем, цель уроков, введение в тему через просмотр видеоролика, различные задания, физминутки, я использовала для того, чтобы повысить интерес к предмету. Опираясь на идеи модуля ИКТ в будущем я буду предоставлять учащимся возможность составлять самостоятельно презентации.
Раньше я не уделяла особого внимания обучению талантливых и одаренных. Я считала, что должна проводиться работа с талантливыми и одаренными только по моему предмету. Вначале я предполагала, что в классе нет талантливых детей, но я ошибалась. Курсы изменили мою точку зрения. Оказывается, я должна обращать внимание на одаренность учащихся во всех областях, не только по своему предмету и использовать это на своих уроках. Во время практики я ближе познакомилась с учащимися 5 класса и выявила для себя, что у меня тоже есть талантливые ребята только в области спорта. Такие учащиеся как В и М являются членами сообщества Кекушинкай каратэ, ребята были во многих города и привозили призовые места. Поэтому во время практики я решила внедрить идеи данного модуля. С целью поддержки одаренности учащегося В в компьютерной технологии, повышения мотивации и интереса учащихся, на одном из уроков я предложила подготовить презентацию на тему «Золотой человек». Учащийся В подошел ответственно и творчески к выполнению этого задания и подготовил презентацию. Через это задание повысился интерес к предмету, к данной теме у учащегося, дало возможность проявить себя и в этой области. Кроме того, идея модуля «Обучение талантливых и одаренных учеников» очень хорошо прослеживается через творческую работу (составление и презентации постеров, коллажа, Джигсоу). Я заметила, что такие задания способствуют повышению мотивации обучения у учащихся, внося разнообразие в трудные темы.
На последующие уроки я планирую продумывать задания для талантливых детей применительно к моему предмету.
Согласно идеям программы оценивание не является лишь техническим приёмом. Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оценивание для обучения (ОдО). Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным или называется оценивание обучения (ОО ) [1,с.161].
Оценивание - понятие, используемое для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. На одном из уроке я предложила учащимся оценить себя через «Лестницу успеха». Не все учащиеся смогли объективно себя оценить. Слабый учащийся оценил свою деятельность на уроке и поставил себя на высшую ступень лестницы, он не оценил свое знание теоритического материала.
Из этого я сделала вывод о своем упущении: я не объяснила суть данного задания. И на последующих уроках перед использованием «Лестницы успеха» я объясню учащимся, что в этом задании нужно будет отразить степень понимания материала, а не деятельность на уроке.
На уроках применяла и оценивание по критериям, раздавала специально листы оценивания, где учащиеся в течении всего урока оценивали каждый этап урока. Но у учащихся были затруднения, так как они не могут совсем правильно оценить работу других участников. Далее при презентации кластеров, ученики оценивали себя, друг друга в группе и ребят из других групп. Обратная связь при проведении рефлексии позволила детям высказать свое мнение, тем самым натолкнув их на самооценивание. Такая система оценивания позволила учащимся легко выставлять оценки самому и однокласснику.
В дальнейшем мне нужно развивать учащимся навыки оценивания. Оценивание работы учащихся идёт в течение всего урока так формативную оценку в течении всего урока учащиеся могут давать себе сами и в том числе учитель, а суммативную уже выводит только учитель, при этом у учащихся не возникает вопросов по результатам оценивания.
Что касается идей модуля «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особеннностями учащихся» понимаешь, что в основе является наблюдение за процессом обучения. С моей точки зрения как учителя истории Казахстана, при подготовке к урокам я должна постоянно делать акцент на возрастные особенности учащихся. Например в пятом классе учащиеся знакомяться со всем периодом истории Казахстана начиная с Древнего Казахстана и до становления Независимости Республики Казахстан. Раньше я старалась, больше и глубже объяснить материал, сейчас прорабатывая материал я понимаю, на сколько я была не права, ведь для этого и составлена программа в соответствии с их уровнем понимания.
Обучение по Программе натолкнуло на пересмотрение моей педагогической практики. Я смогла увидеть пути дальнейшей преподавательской деятельности. А именно, над чем я буду в дальнейшем работать по внедрению идеи модулей Программы в процессе обучения: учитывать возрастные особенности учащихся, активизировать работу в группе и в паре, развивать критическое мышление у учащихся, продолжать работу по выявлению талантливых и одаренных учащихся в рамках своего предмета, работать над созданием коллаборативной среды в классе, работать над развитием навыков оценивания и взаимооценивания на уроках, активизировать познавательный процесс, что в дальнейшем приведет к успешной учебной деятельности учащихся. Так как второй этап Программы, «Практика в школе», убеждает в результативности преподавания и обучения: в действительности изменения есть и они видны, что приводит тебя к желанию в дальнейшем совершенствоваться и учить этому своих учеников. От учителя сегодня требуется, чтобы обучаемые могли не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, то есть не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной деятельности. Произошло переосмысление позиций учителя, который становится больше «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации. В учащемся следует видеть своего партнера, имеющего определенный жизненный опыт. Поэтому без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения, сегодня трудно организовать успешный процесс[2].
Литература:
Руководство для учителя 3 (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
Методическая разработка (русский язык) http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/li...