реферат: Создание условий для формирования дивергентного мышления учащихся» из опыта работы
Реферат: Создание условий для формирования дивергентного мышления учащихся» из опыта работы
Моя задача- помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность. Создать условия для самореализации. При развитии дивергентного мышления учащихся.
В настоящее время в нашей стране происходит модернизация образования. В соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений являются не сами по себе знания, умения, навыки, а набор «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно – коммуникативной и других сферах жизни...
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Создание условий для формирования дивергентного мышления учащихся» из опыта работы.
В настоящее время в нашей стране происходит модернизация образования. В соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений являются не сами по себе знания, умения, навыки, а набор «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно – коммуникативной и других сферах жизни. У выпускников должны быть сформированы политические и социальные компетенции умение брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений. Необходим новый подход, новый взгляд, новое понимание ситуации. Следовательно, возникает задача развития у современных школьников дивергентного мышления (творческого, альтернативного, отступающего от формальной логики). Находит свое выражение там, где допускается существование многих правильных ответов. Я считаю цель современной системы образования- помочь каждому стать умным, независимым исследователем, способным к обучению на протяжении всей жизни.
Исходя из этих особенностей времени сложилась моя система преподавания истории и обществознания в школе. Опыт педагогической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях которые стали активно мной применятся, после прохождения уровневых курсов, заложен большой потенциал для обеспечения личностно ориентированного обучения и формирования ключевых компетентностей у учащихся. Наверно не секрет, что долгое время на вопрос чему Вас не учат в школе выпускники отвечали-Жизни. Следовательно, акцент в моей работе был сделан не только на вооружение знаниями, а добычу этих знаний детьми самостоятельно и умению их применять в практике.
Еще Д.И.Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову студента максимально возможный объем учебного материала не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит. Для развития самостоятельности и творческой активности учеников при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе я использую изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого.
Такие уроки провожу при изучении однородного исторического материала, например, по теме «Политические партии в Казахстане в начале XX века», «Боевые действия на восточном фронте в ходе Первой мировой войны (1914г., 1915 г., 1916г.)». Так изучаем вопросы культуры, группы исследуют отдельные её направления: литературу, живопись, скульптуру и заранее готовлю листы с заданиями для каждой группы, которые затем выполняют эти задания (на уроке, вне его) с помощью компьютерного учебника и готовят выступление по результатам проделанной работы.
Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? Я думаю, что в его необычности и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности.
Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
Для формирования у учащихся дивергентного мышления использую в работе приемы критического мышления. Критическое мышление в современной педагогике является одним из ключевых понятий. В чем же актуальность данного модуля? Я думаю, прежде всего в том, что «критическое мышление» помогает ученикам не просто получать какую-то информацию, а критически ее осмысливать, оценивать, отбирать и применять. Ученики, приобретая новые знания, должны научиться рассматривать эти знания со всех сторон, аргументировать свою точку зрения и делать определенные выводы. Все это ведет к развитию интеллектуальных способностей. В этом одна из причин актуальности этой технологии. Многие учителя в своей практике часто применяют различные стратегии данного модуля. Я тоже использую на своих уроках некоторые стратегии критического мышления.
Стратегия «Парная мозговая атака». Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают, что знают по данной теме. Время – пять минут. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Зачастую, обмениваясь мнениями с товарищами, такой ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всем классом. И, разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.
Стратегия «Корзина идей». Стратегия «Ромашка Блюма» и многие другие приемы критического мышления. Для формирования творческой активности учащихся необходимо, чтобы уроки становились уроками коллективных размышлений для решения значимых проблем, при этом именно ученики являются главными деятелями при их решении. Одним из примеров такого урока может служить урок где я предложила создание ментальных карт. Ментальные карты (психолог- Тони Бьюзен) В процессе урока учащиеся создавали свои ментальные карты в которых записывали свои мысли и идеи, получился очень творческий урок. Ученики проявили большой интерес к уроку, тем важнее что он получился нестандартным и на уроке проявили свои способности почти все учащиеся. Таким образом, дивергентное – мышление выступает основой творческого развития. При грамотном построении учебного процесса есть немало возможностей для его развития.
Являясь учителем первого продвинутого уровня буду далее развивать работу по развитию у учащихся дивергентного мышления и делится опытом с коллегами периферийных школ через работу в сетевых сообществах.
Но работая по Программе первого уровня и проводя свои уроки по- новому, я столкнулась с проблемой нехватки времени одного отдельно взятого урока, для изучения нового материала. Даже при грамотном его построении часть учеников не успевает защитить или выступить по своему вопросу. Меня очень сильно заинтересовала эта проблема, общаясь с коллегами я выяснила что они имеют схожую картину. Мне было бы интересно, если бы педагоги, решившие этот вопрос положительно, смогли бы поделится своим опытом.
И возвращаясь к своей теме: - Как сделать процесс обучения доступным, увлекательным, эффективным? Могу ответить, что учитель должен сделать процесс обучения осмысленным для ученика, организовать обучение как совместный и интересный поиск новой информации. Моя задача- помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность. Создать условия для самореализации. В заключение хочется привести мудрые слова В.А.Сухомлинского:
«Страшна эта опасность- безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы-это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок- ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником,- в сфере мысли».
Использование ментальных карт на уроках истории для развития дивергентного мышления учащихся
Групповая работа учащихся 8а класса при составлении ментальной карты на уроке истории.