Реализация требований ФГОС ОО второго поколения через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания.
Реализация требований ФГОС ОО второго поколения через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания.
В современных условиях всё чаще поднимается вопрос об изменении парадигмы образования. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Заканчиваются возможности экстенсивного пути развития образования. Переход к интенсивному пути развития образования требует становления принципиально новых образовательных технологий. Они должны опираться на научное мышление. В ряде методологических и теоретических разработок доказывается, что сегодня основными являются четыре универсальных типа мыследеятельности: исследование, проектирование, конструирование и управление[1]. В данном случае формирование исследовательской позиции является важнейшей задачей образования и воспитания. Тем более, становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Проблемой научно-исследовательской деятельности занимались многие исследователи. Большая исследовательская работа проведена ведущими учеными по методике организации исследовательской деятельности младших школьников А.И.Савенковым, А.В. Леонтович, Н. Г. Алексеевым и другими исследователями. Исследовательскую деятельность школьников изучали В.И. Андреев, Д.В. Вилькеев, В.А. Далингер, И.Я.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация требований ФГОС ОО второго поколения через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания. »
Реализация требований ФГОС ОО второго поколения через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания.
М.М. Бухарибекова
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 129 г.о. Самара
В современных условиях всё чаще поднимается вопрос об изменении парадигмы образования. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Заканчиваются возможности экстенсивного пути развития образования. Переход к интенсивному пути развития образования требует становления принципиально новых образовательных технологий. Они должны опираться на научное мышление. В ряде методологических и теоретических разработок доказывается, что сегодня основными являются четыре универсальных типа мыследеятельности: исследование, проектирование, конструирование и управление[1]. В данном случае формирование исследовательской позиции является важнейшей задачей образования и воспитания. Тем более, становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Проблемой научно-исследовательской деятельности занимались многие исследователи. Большая исследовательская работа проведена ведущими учеными по методике организации исследовательской деятельности младших школьников А.И.Савенковым, А.В. Леонтович, Н. Г. Алексеевым и другими исследователями. Исследовательскую деятельность школьников изучали В.И. Андреев, Д.В. Вилькеев, В.А. Далингер, И.Я. Лернер, Е.В. Мещерова, П.И. Пидкасистый, А.И. Савенков, И.Д. Чечель и т.д.
На протяжении последних лет педагоги нашей школы активно работают над включением в образовательный процесс элементов исследовательской деятельности.
Причиной усиленного внимания со стороны нашего педагогического коллектива к данному вопросу стало стремление разрешить проблемы, которые наиболее остро встают сегодня в процессе преподавания в современной школе, а именно:
система оценки подготовки выпускников в форме ЕГЭ и отчетливая тенденция увеличения при итоговой аттестации вопросов, которые выявляют умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определение сущностных характеристик изучаемого объекта, умение доказывать и применять знания в новых ситуациях;
необходимость овладения выпускниками навыками самообразования.
создание условий дляосмысления, анализа, синтеза, сравнения, обобщения и системного структурирования фактического материала;
создание условий для организации деятельности по самооценке, самокоррекции результатов труда обучающихся.
Итак, одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является постепенное развитие у них навыков исследовательской работы, которое вполне осуществимо через урок. Для достижения названных выше результатов недостаточным является единичное использование приемов исследовательской деятельности школьников, необходима целостная СИСТЕМА обучения учеников исследовательской деятельности.
На уроках истории и обществознания мы вовлекаем учащихся в научно-исследовательскую деятельность поэтапно.
На наш взгляд, познавательная деятельность школьников во многом определяется сформированностью умения работать с печатным текстом. Поэтому, на начальном этапе учащиеся 5 - 6 классов работают с документами, таблицами и схемами, картами, дополнительной литературой, картинами. Мы используем небольшие фрагменты из исторических источников, как из приводимых в учебнике, так и дополнительный материал, обращаемся к характеристикам исторических деятелей. Одна из форм работы, которая эффективно используется – алгоритмизация работы. Для выполнения задания учащимся предлагаются алгоритмы, которые поэтапно определяют их деятельность, позволяют самостоятельно организовать работу и добиться необходимого результата. При систематическом использовании данного приема при работе с текстом исторического источника предполагаемый результат выражается в сформированности следующих метапредметных универсальных учебных действий:
делать анализ текста;
сравнивать содержание текста с уже имеющимися знаниями;
устанавливать логическую связь между фактами;
обобщать материал и самостоятельно делать выводы.
Развитию навыков исследователя, внимание к деталям, на наш взгляд, хорошо способствует работа по поиску ошибок в тексте. Надо сказать, что эта форма работы - одна из самых любимых у школьников 5 класса.
Формирование метапредметных УУД предполагает постепенное продвижение от простых заданий к более сложным. Задания от этапа к этапу усложняются. Работа по формированию и развитию у учащихся умений, позволяющих анализировать текст, уже в 5 классе дает положительные результаты: способствует формированию умения анализа исторического текста, выделения главной мысли, умения делать выводы.
В 6-7 классах поддерживается и совершенствуется работа с фрагментами из монографий научно-популярной и художественной литературы; усложняются приёмы, анализ общих явлений, поступков, суждений. Постоянно меняется характер вопросов и заданий: начинается переход от заданий, связанных с получением информации к аналитическим; от констатации очевидных фактов к выявлению скрытых сведений.
Исследовательская деятельность продолжается во время выполнения учащимися домашнего задания по материалу, отсутствующему в учебнике.
В 8-9 классах происходит специальное обучение приемам рациональной умственной работы - систематизации, обобщению материала. Учащиеся составляют развернутый план - конспект, аннотацию, кластеры, выписывают тезисы по теме урока. Наиболее удачной считаем работу по модулям. Особенно на уроках обществознания при изучении «Прав человека и гражданина» в 9 классе (УМК Боголюбова), когда учащиеся работают с текстами законов. Побуждают учащихся к исследованию правовые задачи, которые даются на дом.
На данных этапах во время проведения уроков активно используется методика исследовательской деятельности в группах. Очевидны преимущества использования тех форм и методов обучения, которые побуждают каждого ученика ощутить себя аналитиком и критиком, синтезировать идеи, формулировать гипотезы, аргументировать и опровергать их.
Эффективный прием, используемый нами на уроках истории - построения структурно-логических схем. Как отмечается в работе Т.М. Давыденко и Е.В. Тонкова «Проектирование учебного занятия – основа успешности обучения», способным и хорошо успевающим ученикам схемы помогают выстроить знания в систему, обеспечивают выделение и осознание главного в учебном материале. Большинству учащихся они помогают ориентироваться в учебной информации, структуре знаний, их систематизации; способствуют эффективному и прочному запоминанию знаний. Слабоуспевающим ученикам структурно-логические схемы необходимы как логическая опора – это знания для зоны его ближайшего развития.[2] В данном случае отрабатываются умения:
устанавливать внутренние и внешние связи;
синтезировать, т. е. создавать целостную схему из разрозненных блоков или элементов.
Основной формой познания при отработке приёма является рациональное или логическое мышление, позволяющее соединять понятия в суждения, находить связи между ними (закономерности) и делать умозаключения. Предполагаемый результат систематического использования приёма выражается в сформированности следующих умений:
устанавливать внутренние и внешние связи между фактами, событиями, явлениями;
синтезировать, т. е. создавать целостную схему из разрозненных блоков или элементов материала;
обобщать материал для получения целостного представления об изучаемой теме;
Следующий этап - творческо-поисковый в 10-11 классах. Если на ранних этапах учащиеся осваивают отдельные элементы исследовательской деятельности, то на данном этапе учащиеся создают исследовательские работы (проекты).
На уроках истории в старших классах нами используются задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме.
При рассмотрении наиболее дискуссионных проблем отечественной истории нами используются уроки-практикумы. Например, при изучении темы «Коллективизация. «Революция сверху» в советской деревне?» нами используются документальные материалы той эпохи: письма крестьян, воспоминания партийных работников, постановления партийных органов статистические данные. Это позволяет расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике. Работа с документом приближает учеников к изучаемой эпохе, изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Сам учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя, который выступает преимущественно как организатор и руководитель самостоятельной работы учащихся.
Исследование ученическое, может носить как учебный характер, так и научный. Может быть организована как во время урока, так и во внеурочное время.
Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы с детьми в методическом отношении, пишет А.И. Савенков [3], является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность. Первый шаг в этом деле, как и во многих других – самый трудный.
Эффективным методом, позволяющим начать исследовательскую работу является проведения мини – социологических опросов, анкет, интервью по различным темам. Так, при подготовке учителями нашей школы проекта посвященного Н.Заболотскому учащиеся проводили соц.опрос на улицах нашего города, который стал одним из факторов, пробудивших интерес учащихся к проекту. Так же одним из методов исследования является анкетирование. Надо заметить, что именно такая работа часто пробуждает у учащихся интерес к началу работы. Так, например, было с работой по проекту о межнациональных отношениях. Соц.опросы, интервью, анкетирование помогают ребятам сформулировать проблему, определить цель работы.
Решая задачу первичного включения учащихся в исследовательскую деятельность, мы, как и большинство педагогов стараемся подобрать интересную и полезную для учащихся тему исследования. Так, при изучении темы «Правовая ответственность» учащиеся проявляют гораздо больший интерес к проблеме подростковой преступности и наказания несовершеннолетних, нежели к другим вопросам, предлагаемым для изучения.
Формой научно-исследовательской деятельности является публичное выступление и защита работы. Важным этапом является подготовка к публичному выступлению и само выступление. Мы используем этапы подготовки учеников к данному виду работы предложенные Гин А. А. [4]
Выявление уровня навыков исследовательской работы определяется учителем в процессе педагогической деятельности. Основная диагностическая работа производится в процессе педагогической работы с детьми.
Для выявления влияния исследовательской работы на учебную мотивацию было проведено анкетирование среди школьников средних классов. Результаты которого отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Влияние исследовательской деятельности на учебную мотивацию школьников
№
ВОПРОСЫ
ОТВЕТЫ
6
9
11
ИТОГО
1
Мне больше нравятся уроки, где мы занимаемся исследовательской деятельностью.
да
52%
62,5%
68,4%
60,3%
нет
48%
37,5%
31,6%
39,7%
3
Мне интересно заниматься исследовательской деятельностью
да
68%
66,7%
42,1%
60,3%
нет
32%
33,3%
57,9%
39,7%
4
Исследовательская деятельность помогает мне лучше учиться
да
56%
83,3%
63,2%
67,6%
нет
44%
16,7%
36,8%
32,6%
5
Исследовательская деятельность способствует получению новых умений
да
88%
91,7%
84,2%
88,2%
нет
12%
8,3%
15,8%
11,8%
6
Я занимаюсь исследовательской деятельностью.
да
64%
50%
57,9%
57,4%
нет
36%
50%
42,1%
42,6%
7
Я буду заниматься исследовательской деятельностью.
да
48%
50%
36,8%
45,6%
нет
52%
50%
63,2%
54,4%
Количество детей (человек)
25
24
19
68
На вопрос, какие уроки больше нравятся, дети отвечали, что им нравятся разные уроки (и с презентациями учителя и с показом видеороликов, и уроки, когда возникают спорные вопросы). На этой диаграме видно, что больше 50%ребят нравятся уроки деятельностного типа, где они работают, добиваются результатов путем собственных усилий (рис. 1,2).
Рис.1 Ответы учащихся на вопросы анкеты.
Рис.2 Ответы учащихся на вопросы анкеты.
Сравнительный анализ результатов показал, что значительная часть учеников связывают свою успешность в обучении с занятиями исследовательской деятельностью. На третьем и четвертом рисунках мы можем видеть, что учащиеся осознают, что именно в процессе исследовательской деятельности они приобретают новые не только знания, но и формируют умения, которые им помогают в процессе обучения.
Рис.3 Ответы учащихся на вопросы анкеты.
Рис.4 Ответы учащихся на вопросы анкеты.
Анализ пятого и шестого вопроса (рис. 5,6) показывает, что несмотря на то, что в 11 классе меньше ребят занимаются внеурочной исследовательской деятельностью (возможно, это связано с большей занятостью по подготовке к ЕГЭ), но они ясно осознают, что их будущее успешное профессиональное обучение напрямую зависит от того, будут ли они заниматься исследованиями.
Рис.5 Ответы учащихся на вопросы анкеты.
Рис.6 Ответы учащихся на вопросы анкеты.
Таким образом, планомерная, систематическая работа по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении истории и обществознания позволяет нам:
- осуществить более глубокое освоение учебного материала, значительно расширить кругозор учащихся;
- познакомить с методами исследования, научить выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании;
- сформировать умения построения алгоритма эксперимента, а также выбора и использования методов анализа его результатов;
- научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;
- приобщить к разнообразным формам организации исследовательской работы, формам итогового оформления и оценивания ее результат.
- научить учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.
Библиографический список:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: «Дрофа», 2003 г. – С.4.
2. Давыденко Т. М., Тонков Е. В. Проектирование учебного занятия – основа успешности обучения. – Белгород, 2003. – С.40.
3. Савенков А.И. Исследовательский подход к изучению истории в современной школе //Школьные технологии. – 2006. – №3. – С. 112-120.