Реализация историко-краеведческого компонента в образовательном процессе.
Реализация историко-краеведческого компонента в образовательном процессе.
Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. Практика показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки на базе музея не только не вызывают перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчают усвоение курса истории России, делают знания учащихся более прочными и глубокими.
Метод использования школьного музейного материала позволяет мне вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки. При этом процесс обучения проходит наиболее естественным и доступным путем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация историко-краеведческого компонента в образовательном процессе. »
Реализация историко-краеведческого компонента в образовательном процессе.
Для того чтобы рассмотреть краеведение как компонент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием.
Большая Советская энциклопедия дает, самое развернутое определение: «Краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края» [1, С.920].
В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и Г. А. Разумникова даются идентичные определения: «Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.» [2, С.295].
Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что "краеведение«- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации», формированию у них готовности жить и трудиться в родном селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени. [3, С. 16].
В нашем образовательном учреждении в МБОУ «Большовская СОШ» работа по краеведению строится по трем основным уровням.
На первом уровне происходит получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.
Формирование познавательного интереса к изучению родного края начинается в начальной школе с первого класса, с первой странички «Букваря» или «Азбуки». Традиционно каждое 1 сентября в нашей школе начинается с урока Знаний, на котором учитель говорит о любви к Отчизне, о любви к малой Родине. Чтобы эти ценные минутки первого в их жизни урока не пропали даром и не стали формальными, учителю необходимо выстроить систему краеведческих знаний, навыков, посильных младшему школьнику. Также в начальных классах проводятся уроки, на которых детям предлагаются упражнения и задания, содержащие информацию о нашем городе, поселке.
На втором уровне – это уже самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе исследования делают открытия для себя, то есть фактически «переоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий научно-популярная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьного музея, ресурсы Интернета.
Учащиеся 5 - 6 классов ежегодно самостоятельно готовят творческие проекты: «Природа родного края», « Моя родословная», « Улица, на которой я живу», «Моя малая родина» и т.д. Также на базе школы проводится конкурс патриотической песни, посвященный Сталинградской битве. В ходе этого конкурса учащиеся серьезно изучают историю создания песни, готовят номер художественной самодеятельности. В процессе этого у учащихся вырабатывается патриотическое отношение к Родине, чувство гордости и любви за свою страну. Для учащихся 9 класса ведется спецкурс «Историческое краеведение», который содержит раздел «Родная земля Волгоградская». Дети знакомятся с историей нашей Волгоградской области, с Памятными историческими местами, с особенностью районов, природой области. Результатом изучения данного спецкурса является проведение научно-практической конференции, где дети выступают с докладами: «История и культура народов Нижнего Поволжья», Мы помним наше прошлое, дорожим настоящим и верим в будущее", "Волгоградская область – мой край родной" и др.
Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. С этой целью в школе основан краеведческий кружок «Следопыты», где учащиеся самостоятельно осуществляют исследовательскую деятельность по таким направлениям, как «История школы», «Знаменитые люди хутора», «Великая Отечественная война и жители посёлка», «Культурное наследие, местные традиции». На кружковых занятиях широко используются технические средства обучения. Действенным методом активизации самостоятельной работы является выпуск газет, организация вечеров- отчетов, викторин. Для того, чтобы постоянно развивать интерес учащихся к занятиям в кружке, учителю необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера, но и умело их чередовать: лекции чередовать с экскурсиями, прослушивание и обсуждение рефератов — просмотром фильма. В результате у учащихся идет формирование познавательной потребности в освоении исторического материала, расширяются знания о родном крае.
Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах 9-летней школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем.
Как говорилось ранее, историческое краеведение является одним из составляющих компонентов исторического образования, ведь изучать историю Отечества без знания о родном крае просто невозможно.
Сегодня именно благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.
Используемая литература.
Историческое краеведение./ Под ред. Г.Н. Манюшина. – М., 1975.
Историческое краеведение./ Под ред. Н.П. Милонова.- М., 1975.
Методика историко-краеведческой работы в школе. / Под ред. Н.С. Борисова. – М., 1987.